Украшение торта (конспект)
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Сколотнева Елена Игоревна

Конспект открытого урока с использованием технологии ТРИИК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ukrashenie_kremom.doc732.5 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Технология

Технология ТРИИК

Технологическая карта темы

Автор разработки: Сколотнева Елена Игоревна

Тема

Украшение кремом торта (2 часа) Слайд 1

Цели

Сформировать представление о способах украшения торта, видах крема, вариантах украшения торта кремом.

Ввести правило приготовления крема и украшения торта кремом.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о понятиях «торт», «крем», «украшение торта». Изучение способов украшения торта, видов крема. Освоение правила украшения торта кремом. Украшение торта кремом.

Термины и понятия

Белковый крем, глазурь, желе, заварной крем, зефир, карамель, кондитерские насадки, корнетик, крем, марципан, масляный крем, мастика, меренги, отсадной мешок, пастила, посыпка, рецепт, сливочный крем, торт, украшение торта.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- позитивное отношение к процессу приготовления крема и украшению им торта с использованием корнетика и кондитерских насадок;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слов «белковый крем», «глазурь», «желе», «заварной крем», «зефир», «карамель», «кондитерские насадки», «корнетик», «крем», «марципан», «масляный крем», «мастика», «меренги», «отсадной мешок», «пастила», «посыпка», «рецепт», «сливочный крем», «торт», «украшение торта», использовать их в активном словаре;

- определять термины по их описанию;

- определять целесообразность выбора типа крема для решения конкретной задачи и обосновывать свое мнение;

- использовать приобретенные знания при приготовлении крема и украшении им торта с использованием корнетика и кондитерских насадок.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным правилом;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

- сравнивать рецепты разных кремов;

- приготовлять крем;

- украшать кремом торт, используя известное правило;

- применять корнетик и кондитерские насадки для украшения торта кремом.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Изобразительное искусство

Тема – «Цветоведение»

Информационный материал

Учебник «Технология. Обслуживающий труд. 7 класс» п/ред. Н.В.Симоненко

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактивный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Маши.

Слайд 2

У Машиной сестренки завтра будет день рождения, который отметят за городом на даче в кругу родных и друзей. Куплен красивый праздничный детский торт. Вечером семья уехала на дачу. Утром в день праздника коробку с тортом случайно уронили. Торт перевернулся, и всё кремовое украшение было безнадежно испорчено. Было решено заново украсить торт своими силами. Маша решила помочь маме украсить торт необычно и красиво.

Убрав испорченный крем с поверхности торта, Маша взяла баллончик со взбитыми сливками, нанесла их на верх и бока торта красивыми завитушками, разложила яблочные дольки и банановые кружочки и оставила торт на столе.

Через час торт было не узнать: завитушки превратились в бесформенные холмики, сливки с боков торта сползли вниз на поднос, яблоки и бананы потемнели.

Девочки, почему Маша получила такой результат своей работы?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться приготовлять крем и украшать им торт, используя корнетик и кондитерские насадки, чтобы торт был красивым и необычным?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание решить возникшую проблему одноклассницы.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Работа со способами украшения торта

Цели:

• Актуализировать знания:

- о понятиях «торт», «украшение торта», «крем», «глазурь», «желе», «зефир», «карамель», «марципан», «мастика», «меренги», «пастила», «посыпка».

• Научить:

- определять способ украшения торта и обосновывать свое мнение;

- рассказывать технологию приготовления желе;

- соотносить название термина с его значением;

- выполнять учебное задание;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя Слайды 3-14

Торт – кондитерское изделие. История возникновения торта. Способы украшения тортов. Продукты.

Задание 1 (З)

Назовите способы украшения торта (глазурью, кремом, желе, посыпкой, мастикой, фруктами, пастилой, зефиром, меренгами, марципаном, карамелью, шоколадом, мармеладом, кокосовой стружкой, маком, орехами, сахарной пудрой).

Задание 2 (З) Учебник, с. 32.

Назовите значение выражения «желе» (сладкое блюдо из свежих или свежезамороженных ягод и фруктов, фруктово-ягодных соков и сиропов с добавлением желатина).

Задание 2 (З) Учебник, с. 32-33.

Расскажите технологию приготовления желе.

Задание 3 (П) Учебник, с. 33.

Можно ли утверждать, что выражение «крем» имеет только одно значение? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (П)

Верно ли, что торт украшается всегда только одним способом? Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У) Слайд 15

Определите способы украшения торта, изображенного на слайде.

Диагностические задания

1. Слайд 16

Определите способ украшения торта кремом и запишите букву ответа.

А)

Б)

В)

Как приготовить мастику для тортов

(Ответ: Б)

2. Слайд 17

Соотнесите термины с их значением. Запишите ответ в виде:

1 – А             2 – Б            3 – В

1 – желе

2 – марципан

3 – мармелад

А – украшение для торта из ядер миндальных орехов с сахаром

Б – украшение для торта из кусочков застывшего плодового пюре с сахаром

В – украшение торта из ягод и фруктов, соков и сиропов с добавлением желатина

(1 – В; 2 – А; 3 – Б).

Познавательные умения:

- раскрывать значение слов «торт», «украшение торта», «крем», «глазурь», «желе», «зефир», «карамель», «марципан», «мастика», «меренги», «пастила», «посыпка» и использовать их в активном словаре;

- определять способы украшения торта и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать технологию приготовления желе;

- определять способы украшения торта

- соотносить название термина с его значением.

Блок Б. Работа с кремом

Цели:

• Актуализировать знания о понятии «рецепт».

• Ввести понятие «белковый крем», «заварной крем», «масляный крем», «сливочный крем», «алгоритм приготовления масляного крема».

 Научить:

- определять группы кремов, их назначение и обосновывать свое мнение;

- определять варианты  целесообразного использования разных видов крема и обосновывать свое мнение;

- рассказывать алгоритм приготовления масляного крема на сгущенке;

- приготовлять масляный крем, используя известный алгоритм;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя Слайд 18-27

Группы кремов, виды крема, их назначение (украшение, прослойка, покрытие, пропитка), продукты, «рецепт» (способ приготовления блюда, включает в себя список необходимых продуктов, их количество и технологию приготовления). Красители натуральные, пищевые.

Алгоритм приготовления масляного крема на сгущенке:

  1. Взбить миксером размягченное сливочное масло.
  2. Добавить сгущенное молоко и продолжить взбивание до увеличения объема массы.
  3. Разделить крем на столько частей, сколько цветов необходимо использовать.
  4. В каждую часть крема добавить свой краситель и взбить до однородного цвета.

Задание 1 (З)

Назовите основные группы кремов (белковый, заварной, сливочный).

Задание 2 (З)

Назовите назначение кремов (украшение, прослойка, покрытие, пропитка)

Задание 3 (З)

Расскажите алгоритм приготовления масляного крема на сгущенке.

Задание 4 (П)

Верно ли, что масляный крем является разновидностью сливочного? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5 (П)

Можно ли использовать для украшения торта сметанный крем? Ответ обоснуйте.

Задание 6 (У)

Определите, какой крем можно приготовить из данных продуктов: сахарная пудра, белок яйца, лимонный сок.

Задание 7 (У)

Приготовьте из 250 гр. сливочного масла и 10 ч.л. сгущенки масляный крем, используя известный алгоритм.

Диагностические задания

Слайд 28

Определите назначение каждого крема и запишите напротив нужной буквы:

А) Сметанный – для…

Б) Масляный – для…

В) Белковый – для…

(А – для пропитки

Б – для украшения и прослойки

В – для покрытия)

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «белковый крем», «заварной крем», «масляный крем», «сливочный крем» и использовать их в активном словаре;

- определять варианты  целесообразного использования разных видов крема и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, используя известный алгоритм.

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога, формулировать высказывание, используя термины.

Предметные умения:

- рассказывать алгоритм приготовления масляного крема на сгущенке;

- определять группы и назначение кремов;

- приготовлять масляный крем на сгущенке, используя известный алгоритм.

Блок В. Работа с корнетиком и кондитерскими насадками

Цели:

• Ввести понятие «кондитерские насадки», «корнетик», «отсадной мешок», «правило украшения торта».

 Научить:

- определять группы насадок;

- рассказывать правило изготовления корнетика;

-выбирать материал для изготовления корнетика и обосновывать свое мнение;

- отсаживать крем при помощи кондитерских насадок и корнетика;

- выполнять учебное задание, используя известное правило;

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога.

Слайд 29-34

Сообщение учителя

Кондитерские насадки – приспособление для фигурного выдавливания крема. Группы насадок. Корнетик и отсадной мешок – кулечки для крема; первый используется без насадок, может и с насадками, второй – всегда с насадками. Корнетик – калька, пергамент; отсадной мешок – ткань.

Правило украшения торта:

  1. Покрыть кремом верх и бока торта.
  2. Украсить верх торта.
  3. Украсить бока торта.

Правило изготовления корнетика:

  1. Сложите квадратный лист кальки по диагонали. Положите треугольник основанием к себе.
  2. Подверните острые углы треугольника к его вершине: сначала один, затем второй оберните вокруг первого.
  3. Совместите все уголки и несколько раз заверните их внутрь кулёчка, чтобы закрепить.

Правило отсаживания крема:

  1. Левой рукой придерживаем насадку на корнетике.
  2. Правой рукой надавливаем на верхнюю часть корнетика, проталкивая крем к насадке.
  3. Отсаживаем крем нужной формы и размера.
  4. Прекращаем отсаживать крем, резким движением руки отрываем корнетик от кремового украшения.

Задание 1 (З)

Назовите значения понятий «корнетик» (кулечек из бумаги для крема) и «отсадной мешок» (кулечек из ткани для крема).

Задание 2 (З)

Назовите группы кондитерских насадок (с щелевым отверстием, с круглым отверстием, с фигурным отверстием).

Задание 3 (З)

Расскажите правило изготовления корнетика.

Задание 4 (П)

Можно ли использовать для изготовления корнетика лист бумаги из тетради? Обоснуйте свое мнение.

Задание 5 (У)

Изготовьте из кальки корнетик, пользуясь известным правилом.

Диагностические задания:

Слайд 35

Определите украшения из крема, выполненные кондитерскими насадками с фигурным отверстием, и запишите букву ответа.

А.

Б.

В.

(Ответ: Б)

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «корнетик», «кондитерские насадки», «отсадной мешок», и использовать их в активном словаре;

- определять материал для изготовления корнетика и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения

- выполнять учебное задание, используя известное правило.

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию, в рамках учебного диалога, формулировать высказывание, используя термины.

Предметные умения:

- определять группы насадок;

- рассказывать правило изготовления корнетика;

- изготавливать корнетик из кальки.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

- определять кулинарные термины по их описанию;

- писать кулинарные термины в кроссворде.

Контрольное задание           Слайд 36

Решите кроссворд на тему «Украшение торта». Впишите ответы в нужные клеточки.

 

 

 

1.с

г

у

щ

е

н

к

а

 

2.п

о

с

ы

п

к

а

 

 

 

 

 

 

 

3.к

о

р

н

е

т

и

к

 

4.м

а

с

л

о

 

 

 

 

5.ш

о

к

о

л

а

д

 

 

 

6.ж

е

л

е

 

 

 

 

 

7.м

е

р

е

н

г

и

 

 

 

 

 

 

8.с

л

и

в

о

ч

н

ы

й

 

9.к

р

е

м

 

 

 

 

 

  1. Молочный продукт, может входить в состав крема, придает сладость.
  2. Разноцветная, фигурная, украшает торт, кекс.
  3. Кулечек из бумаги для крема.
  4. Главная составляющая масляного крема.
  5. Для украшения торта его можно натереть, растопить, отлить в форму.
  6. Вариант украшения торта с использованием желатина.
  7. Украшение для торта из высушенного белкового крема.
  8. Вид крема, одна из составляющих которого – сливки.
  9. Им можно промазывать коржи, бока, украшать торт.

Регулятивные умения:

 - проверять заполнение кроссворда, вносить исправления.

Предметные умения:

- писать кулинарные термины в кроссворде;

- определять кулинарные термины по их описанию.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу приготовления крема и украшению им торта с помощью корнетика и кондитерских насадок.

• Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для приготовления крема и украшения им торта;

- приготовлять крем и украшать им торт с помощью корнетика и кондитерских насадок;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или парный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Слайд 2

У Машиной сестренки завтра будет день рождения, который отметят за городом на даче в кругу родных и друзей. Куплен красивый праздничный детский торт. Вечером семья уехала на дачу. Утром в день праздника коробку с тортом случайно уронили. Торт перевернулся, и всё кремовое украшение было безнадежно испорчено. Было решено заново украсить торт своими силами. Маша решила помочь маме украсить торт необычно и красиво.

Убрав испорченный крем с поверхности торта, Маша взяла баллончик со взбитыми сливками, нанесла их на верх и бока торта красивыми завитушками, разложила яблочные дольки и банановые кружочки и оставила торт на столе.

Через час торт было не узнать: завитушки превратились в бесформенные холмики, сливки с боков торта сползли вниз на поднос, яблоки и бананы потемнели.

Можем ли мы приготовить крем и, используя корнетик и кондитерские насадки, украсить торт кремом для дня рождения младшей сестренки Маши, чтобы торт был красивым и необычным?

Информативный вариант Слайд 37

Соберите из коржей торт, промазывая каждый корж кремом или вареньем. Придайте торту форму бабочки, разрезав круг пополам и переставив половинки местами. Приготовьте масляный крем на сгущенке разных цветов и украсьте торт, используя фотографию:

Импровизационный вариант Слайд 38

Соберите из коржей торт, придайте ему форму бабочки. Приготовьте масляный крем на сгущенке разных цветов и украсьте торт. Можно использовать фрукты, глазурь, шоколад, посыпку, марципановые фигурки.

Эвристический вариант Слайд 39

Приготовьте масляный крем на сгущенке разных цветов и украсьте торт.

Личностные умения:

- проявлять творческое отношение к процессу приготовления крема и украшению им торта с помощью корнетика и кондитерских насадок.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для приготовления крема и украшения им торта.

Регулятивное умение

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- приготовлять крем и украшать им торт с помощью корнетика и кондитерских насадок.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ. Слайд 40

Закончите предложения:

1 Мне важно уметь украшать кремом торт, потому что……

2. Чтобы украсить кремом торт, нужно ………….

II. Задание на самооценку. Слайд 41

Закончите предложение:

Я довольна ………………..(очень, не очень) украшением кремом торта, которое сделала …………..…………(сама, с помощью одноклассницы, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы;

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о способах украшения торта, видах крема, вариантах украшения торта кремом.

Ввести правило приготовления крема и украшения торта кремом.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу приготовления крема и украшения им торта.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при приготовлении крема и украшения кремом торта.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- приготовлять крем и украшать им торт.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


Кроссворд «Украшение торта»

 

 

 

1.

у

2.

к

 

 

 

3.

р

 

4.

а

 

5.ш

 

 

 

6.

е

 

7.

н

 

 

8.

и

 

9.

е

  1. Молочный продукт, может входить в состав крема, придает сладость.
  2. Разноцветная, фигурная, украшает торт, кекс.
  3. Кулечек из бумаги для крема.
  4. Главная составляющая масляного крема.
  5. Для украшения торта его можно натереть, растопить, отлить в форму.
  6. Вариант украшения торта с использованием желатина.
  7. Украшение для торта из высушенного белкового крема.
  8. Вид крема, одна из составляющих которого – сливки.
  9. Им можно промазывать коржи, бока, украшать торт.


Кроссворд «Украшение торта»

 

 

 

1.

у

2.

к

 

 

 

3.

р

 

4.

а

 

5.ш

 

 

 

6.

е

 

7.

н

 

 

8.

и

 

9.

е

  1. Молочный продукт, может входить в состав крема, придает сладость.
  2. Разноцветная, фигурная, украшает торт, кекс.
  3. Кулечек из бумаги для крема.
  4. Главная составляющая масляного крема.
  5. Для украшения торта его можно натереть, растопить, отлить в форму.
  6. Вариант украшения торта с использованием желатина.
  7. Украшение для торта из высушенного белкового крема.
  8. Вид крема, одна из составляющих которого – сливки.
  9. Им можно промазывать коржи, бока, украшать торт.


Диагностические задания

А1.

Определите способ украшения торта кремом и запишите букву ответа.

А2.

Соотнесите термины с их значением.

1 –

2 –

3 –

Б1.

Определите назначение каждого крема и запишите напротив нужной буквы:

А) Сметанный – для………………………………………………………..

Б) Масляный – для……………………………………………………….…

В) Белковый – для…………………………………………………………..

В1.

Определите украшения из крема, выполненные кондитерскими насадками с фигурным отверстием, и запишите букву ответа.

Закончите предложения:

1 Мне важно уметь украшать кремом торт, потому что…………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Чтобы украсить кремом торт, нужно ………………………….…

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Закончите предложение:

Я довольна ………………….…..(очень, не очень) украшением кремом

торта, которое сделала …………..………………………….…………………

(сама, с помощью одноклассницы, учителя).


Диагностические задания

А1.

Определите способ украшения торта кремом и запишите букву ответа.

А2.

Соотнесите термины с их значением.

1 –

2 –

3 –

Б1.

Определите назначение каждого крема и запишите напротив нужной буквы:

А) Сметанный – для………………………………………………………..

Б) Масляный – для……………………………………………………….…

В) Белковый – для…………………………………………………………..

В1.

Определите украшения из крема, выполненные кондитерскими насадками с фигурным отверстием, и запишите букву ответа.

Закончите предложения:

1 Мне важно уметь украшать кремом торт, потому что…………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Чтобы украсить кремом торт, нужно ………………………….…

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Закончите предложение:

Я довольна ………………….…..(очень, не очень) украшением кремом

торта, которое сделала …………..………………………….…………………

(сама, с помощью одноклассницы, учителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка – традиционный вид украшения одежды Конспект занятия

Вышивка – традиционный вид украшения одежды. Конспект занятия  План урока1. Организационный момент:— приветствие;— проверка готовности учащихся к уроку;— настрой учащихся на работу;— доведение до...

Новинки украшений, декора для тортов и пирожных.

Презентация предназначена для просмотра на уроках по передмету "Технология мучных кондитерских изделий"и производственном обучении. По теме: "Приготовление тортов и пирожных"....

Конспект урока и презентация к разделу «Кулинария» - «Виды теста» по теме «БЕЗДРОЖЖЕВОЕ ТЕСТО» - приготовление на сковороде торта «Минутка»

Конспект урока и презентация к разделу «Кулинария» - «Виды теста» по теме «БЕЗДРОЖЖЕВОЕ ТЕСТО» -  приготовление на сковороде торта «Минутка»Торт действительно готовиться очень быстро, коржи...

Украшение торта

Учебно-методическое пособие к уроку кулинарии "Виды крема. Украшение торта кремом" в 7 классе.  Используется технология ТРИИК. В виде презентации представлен новый материал к уроку и диагностичес...

Конспект открытого занятия " Торт для куклы"

Конспект открытого занятия " Торт для куклы"...

Технологическая карта "Украшение торта мастикой"

Технологическая карта №1 «Формирование роз из мастики»Технологическая карта №2 «Формирование лепестков из мастики»...