Программа реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся
рабочая программа по технологии на тему

Исраэлова Татьяна Витальевна

Программа реализуется в процессе обучения, внеурочной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центром профессиональной ориентации молодежи , служебной занятости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_predprofilnoy_podgotovke.docx176.16 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа №735

Программа реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

                                                              Психолог ГБОУ СОШ № 735 О.В.Колбякова

                                                    Учитель технологии Т.В.Исраэлова

Сроки реализации программы

Основания для разработки программы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196.
  3. Концепция профильного обучения, утвержденная приказом Минобразования России от 18.07.2002 №2783.
  4. Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения».
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года.
  6. Обращение Президента Р.Ф. к Федеральному собранию 2009 года.
  7. Городская целевая программа «Столичное образование».
  8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  9. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 года.
  10.  Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ №03-412 «Организация предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях».

Цель программы:

Создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в современном обществе, расширение возможностей построения обучающимися  индивидуальной образовательной траектории, обеспечивающей более высокий уровень его подготовки для продолжения обучения в избранном направлении.

Задачи программы:

  1. Создать условия для формирования способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
  2. Создать систему специализированной подготовки учащихся 5-11 классов в рамках профильной подготовки.
  3. Кластерное взаимодействие с партнерами, заинтересованными в профессиональной подготовке учащихся школы.
  4. Интегрировать учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности.
  5. Определить динамику развития личности, функциональной грамотности, интеллектуальной и волевой подготовленности.
  6. Повысить профессиональный уровень педагогического коллектива.
  7. Способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, предоставить возможность учащимся школы выполнить серию проб в различных системах («Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек – знаковая система»).
  8. Организовать процедуру психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих выдвинуть версии о предрасположенности школьников к тем или иным направлениям образовательной деятельности.

Содержание и разделы программы.

Программы реализуется в процессе обучения, внеурочной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, центром профессиональной ориентации молодежи, служебной занятости.

Осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы.

Включает в себя следующие направления деятельности:

  • Предпрофильная подготовка:

социально-ориентированный этап (5-7 кл)

профильно-определяющий этап (8-9 кл)

  • Профильное обучение.
  • Организация методической работы.
  • Психолого-педагогическое сопровождение.

Предпрофильная подготовка.

Основная задача предпрофильной подготовки – подготовка к выбору профиля обучения, формирование адекватного представления обучающихся о своем профессиональном потенциале.

1 этап                          социально-ориентированный (6-7 кл)

                                        профориентационная работа (3-5 кл)

Основная задача – выявление области интересов и возможностей обучающихся.

Это пропедевтический этап, где обобщаются сведения о сферах и видах деятельности, оказываются информационная поддержка, консультативная помощь, решаются задачи по определению интересов учащихся  к учебным предметам, сферам профессиональной и социальной деятельности.

 

Выстраивание околошкольного образовательного пространства профессиональной подготовки обучащихся ГБОУ СОШ 735 с партнерами:

Колледж №5

Профессиональная направленность – легкая промышленность.

Специальность – швея 2 разряда.

Занятия на базе ГБОУ СОШ 735 и в лабораториях колледжа №5.

Состав группы – 7-8 классы.

Кол-во учащихся – 15 человек.

Документ – сертификат.

Колледж №17

Профессиональная направленность – архитектура и менеджмент в строительстве.

Специальности – автомеханик, слесарь, столяр, маляр, оператор ЭВМ.

Занятия – на базе ГБОУ СОШ 735 и  колледжа №17

Состав группы – 7-8 классы

Кол-во учащихся – 15 человек

Документ – сертификат

Колледж №28

Профессиональная направленность – технология продукции и организация общественного питания.

Специальности – повар, кондитер.

Занятия – на базе ГБОУ СОШ 735 и  в лабораториях колледжа №28.

Состав группы – 7-10 классы

Кол-во учащихся – 45 человек

Документ – сертификат

2 этап                          профильно-определяющий (8-9 кл)

Основная задача – оказание помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале, создавая тем самым  условия для готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

На данном этапе осуществляется организация помощи в приобретении индивидуальной образовательной траектории дальнейшего обучения, а именно:

  • конкретизация запросов обучающихся;
  • расширение сфер познания;
  • углубленное изучение отдельных дисциплин в соответствии с предпочтениями обучающихся;
  • выбор профиля обучения.

 

Профильное обучение.

1 этап                                                    профильно-определяющий (8-9 кл)

На данном этапе осуществляется дифференциация и индивидуализация обучения, позволяющие за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

 

2 этап                         профильное обучение (10-11 кл)

Профильное обучение направлено на реализацию личностно - ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются

возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной

траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • создать условия для значительной дифференциации содержания

обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями

построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному

образованию разным группам обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности углубленного изучения отдельных учебных

предметов;

  • расширить возможности социализации учащихся;
  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным

образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к усвоению программ высшего профессионального образования.

 

ДОСТИЖЕНИЯ  =  ИНТЕРЕС + СПОСОБНОСТИ + ПОДГОТОВКА

Научно - методическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Научно - методическое обеспечение предпрофильного и профильного обучения включает   создание,  использование и трансляцию   идей и опыта организации профильного обучения.

Методическое обеспечение предпрофильного и профильного обучения включает:

  • обеспечение учебными (рабочими) программами профильного и базового уровней  по каждому вводимому профилю;
  • обеспечение учебными (рабочими) программами элективных курсов;
  • обеспечение учебниками, учебными пособиями, пособиями для  самостоятельной   работы   учащихся   и   методическими пособиями   и   рекомендациями  для   учителей  по    профильным,  базовым  и    элективным курсам;
  • разработку или отбор имеющихся методик диагностики  обучающихся в системе предпрофильного и профильного обучения;
  • разработку или обеспечение имеющихся рекомендаций по контролю и оценке достижений учащихся в системе предпрофильного и профильного обучения;
  • организация внешних связей с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Изучение теоретических основ предпрофильного и профильного обучения осуществляется через систему:

 - педагогических советов, где рассматриваются методологические вопросы предпрофильного и профильного обучения, а также вопросы модернизации российского обучения.  

- методических объединений, где осуществляется практическая отработка теоретических вопросов, таких как: 

  • типология элективных курсов;
  • составление программ элективных курсов;
  • изучение требований, предъявляемых к составлению рабочих тетрадей;
  • формы и методы организации учебного процесса, где рассматриваются вопросы практико-ориентированной направленности элективных курсов, отрабатываются модели инновационного процесса;
  • наработка материалов по реализации программ развития общеобразовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение призвано обеспечить для обучающегося:

  • возможность грамотно построить индивидуальную образовательную траекторию,
  • сформировать готовность к саморазвитию и самовоспитанию,
  • выявить области интересов обучающихся к предметно-образовательной и социально-профессиональной сферам,
  • воспользоваться в полной мере той информацией и теми шансами, которые предоставляет предпрофильная подготовка и профильное обучение,
  • проанализировать свои действия по совершению выбора,
  • проконтролировать и скорректировать профессиональные планы,
  •  обеспечить более комфортные условия, «дружественную среду» при прохождении предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном

для всех направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения. Именно психолого-педагогическое сопровождение позволяет учащемуся проанализировать свои мотивы, определяющие выбор того или иного профильного курса, свою оценку пройденного курса, свои дальнейшие намерения, опираясь на полученную информацию.

Предполагаемые результаты реализации программы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Главный показатель, свидетельствующий о реализации целей профильного обучения, - готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению и зрелость в выборе способа его получения после школы.

Созданная система позволит обучающимся осуществить самоопределение по поводу своего образовательного и карьерного роста. Это означает, что он приобретет опыт проектирования своей образовательной траектории и будет:

иметь представление:

  • об учреждениях профессионального образования различных уровней, оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения;
  • о процессе профильного обучения на старшей ступени школы;
  • о своих правах и обязанностях, связанных с определением индивидуальной образовательной траектории;
  • об образовательных учреждениях, в которых он может получить полное общее среднее образование;
  • о мире труда, основных группах профессий и тенденциях развития;
  • о ситуации на рынке труда и ее изменения;

уметь:

  • анализировать мотивы своего профессионального выбора и причины принятия соответствующих решений;
  • анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией образовательной траектории;
  • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся

Система работы школы по предпрофильной и профильной подготовки учащихся....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

Материал представляет собой обобщение опыта работы по предпрофильной подготовкеобучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10-11 классов....

Организация индивидуальной образовательной траектории учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении через элективные курсы.

Доклад на РМО учителей математики из опыта работы по преподаванию элективных курсов, способствующиз развитию учащихся....

Областной конкурс программ для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Туристический маршрут по странам мира.

(Достопримечательности, экономика, образование, особенности быта)Проект элективного курса для предпрофильной подготовки по истории Элективный предмет призван расширить представления учащихся о со...

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы  из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися средне...

Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении.

            Одной из основных задач стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную т...

«Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках развития сотрудничества общеобразовательных школ и ресурсного центра»

Новые экономические процессы в обществе и динамично развивающийся рынок труда обуславливают потребность поиска инновационных путей подготовки молодёжи к осознанному выбору будущей профессиональной дея...