«Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
статья по технологии (5 класс) на тему

Молин Герман Николаевич

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД   К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ           В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Пиление древесины»

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД

К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ

 В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Пиление древесины»

 «Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Выполнил:

Молин Герман Николаевич учитель технологии

 МАОУ «гимназия комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков

                                                   Великий Новгород

2016

Актуальность

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)

     В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

     Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

     Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Проблемное обучение для реализации деятельностного подхода в образовательном процессе.

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед учителями, в условиях модернизации образования - вооружить  учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление.

 Одной из основных особенностей современного процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, организационных форм, технологий для развития личности.

Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка.

     Результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме, то есть иметь не только предметный формат, но и характер универсальных (метапредметных) умений.

Характерной особенностью развивающей обучающей технологии обучения является то, что учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащегося. Таким образом, на первый план выходят задачи, требующие решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов и надпредметных компетенций.

     В основу технологии развивающего обучения могут быть положены теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной, теория проблемного обучения М.И.Махмутова, И.Я.Лернера и др.

     Проблемное обучение — это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.

     Проблемное обучение ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений «учитель – ученик».     Поэтому требования, предъявляемые к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы.             Возникают вопросы:

Какой должна быть структура урока?

Как его подготовить?

Как добиться того, чтобы учащиеся включились в деятельность, а не ждали, пока учитель им сам все расскажет?

     Поэтому необходимо создание учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и, научиться ими пользоваться. Постепенно становятся аксиомой слова Г.А. Цукерман: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации:

  • подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
  • сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
  • задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
  • формулирование темы урока в виде вопроса.

     Один из методов проблемного обучения – проблемное изложение. Условия реализации проблемного изложения хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Учащимся чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить на вопрос и т. п., а потом проверить или уточнить ответ.

     Проблемное обучение связано с выполнением учащимися осознанных учебных действий с учебным материалом.  Н.Ф. Талызина пишет: «Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». Наиболее эффективный путь формирования требуемых умений достигается в том случае, если обучение идёт не по пути накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

 Усвоение содержания обучения и развитие учащегося происходит не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

       Проблемный урок – новое или хорошо забытое старое?

Мы, учителя, широко применяем проблемные вопросы и ситуации для активизации мышления учащихся, но построить целый урок, и не один, а в системе, удается не всегда. Учащиеся  сами на уроке должны захотеть открыть «закон  Ньютона», а учитель должен создать такие условия, при которых учащиеся захотят сделать это сами. Мотивировать учащихся может далеко не каждый учитель,  и далеко  не всегда. Мешает авторитаризм и установка «делай как Я!». Если учитель всегда говорит  и объясняет всё сам, не привлекая  к поиску знаний учащихся, ему будет невозможно  создать условия и  «смотивировать» на деятельность учащихся.

     Используя основные принципы проблемного обучения, многими была опробована и внедрена в свою практику проведения урока базовая модель формирования у учащихся критического мышления.

     В уроке выделяют следующие стадии:

I. Вызов:

1) собственно вызов

2) актуализация знаний

II. Осмысление:

1) постановка учебной задачи

2) открытие нового знания

3) составление алгоритма

4) первичное закрепление

III. Рефлексия:

1) самостоятельная работа – самоконтроль

2) собственно рефлексия

Данная модель проведения урока имеет ряд позитивных моментов:

- реализация всех дидактических принципов РО.

- использование многих современных технологий, в т.ч. ИКТ.

- использование различных способов деятельности

- составление алгоритма действий

- использование различных оценочных шкал

- зрелищность формы проведения урока

     Проблемное обучение позволяет учителю органично включать в урок разнообразные формы, такие как работа учащихся в группах, работа в парах, фронтальная беседа, самостоятельная работа, решение практических и прикладных задач. Использование в образовательном процессе прикладных задач реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации. Прикладные  задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации и её общая избыточность способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий.

    Проблемное обучение, основанное на системно-деятельностном подходе, ставит приоритетной поисковую учебно-познавательную деятельность учащихся, т.е. открытие под руководством учителя способов приложения знаний к практике.

    Одна из лучших и эффективных форм организации  деятельности  на уроке - работа по  микрогруппам  в  коллективе. Каждая группа получает свою  часть нового материала. Изучает его и предъявляет  на всеобщее обсуждение.

Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений:

- организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

     Роль и позиция учителя на таком уроке - организатор  деятельности, консультант,  человек создающий условия для  работы. Учитель поддерживает, подталкивает,   консультирует,  незаметно направляет, радуется успехам и  находкам учащихся.  Но вместе с тем, учитель обобщает  сказанное учащимися и, если надо, помогает им сделать выводы.

     Современный урок отличается организацией учебной, образовательной деятельности учащихся. Только в процессе деятельности  активизируется  мозг, память, приобретается  и накапливается опыт. Идёт социализация учащегося.

Практическая часть.

Тема урока: Пиление древесины

Цель урока: учащиеся должны понимать принцип пиления, и формировать умение пилить древесину ручной ножовкой

Планируемы образовательные результаты:

предметные: пилы продольного и поперечного пиления;

способы крепления заготовки; механические способы пиления;

метапредметные: развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и учениками;

личностные: умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Самоопределение к деятельности. 1-2 минуты

-Высказывает добрые пожелания детям и предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

  1. Актуализация знаний.

2-3 минуты

-Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

-Для чего выполняется разметка заготовок из древесины? Для чего необходим столярный инструмент?

  1. Постановка учебной задачи. 4-5 минут

- Обсуждение вопросов Каким образом происходит пиление?, как можно крепить заготовку? Существуют ли

  1. Дети высказываются
  2. Думаю, отвечаю на вопросы, используют свой жизненный опыт, ставят учебную задачу.

3. Отвечают на вопросы, идет выдвижение гипотез для решения задания

вуют ли механические способы обработки древесины?

проговаривается цель урока, предлагает открыть учебник и рассмотреть рис.23 и 24;

-ставит проблему перед учащимися: «чем отличается профиль пилы для поперечного пиления и продольного?

 

4. «Открытие нового знания» 7-8 минут

Решение учебной задачи и обсуждение с помощью диалога, фронтальная беседа с учениками, выслушивает их ответы;

 составляет 2 рисунка отличия одно вида от другого.

 5. Первичное закрепление.10 минут.

 предлагает выполнить самостоятельное задание в рабочей тетради: «Как я буду пилить заготовку, и какой алгоритм мне необходим?»

 6. Самопроверка по эталону.5 минут.

-предлагает прочесть получившиеся ответы и обсудить, что правильно и что нет? Почему?

 7. Рефлексия деятельности (итог урока) 2 -3 минуты

 Какую задачу ставили?

 Удалось ли решить поставленную задачу?

 Какие получились результаты?

 Что на уроке получилось у тебя хорошо, а что можно доработать?

 Формулируется домашнее

выдвинутой проблемы, предлагают способы решения учебной задачи.

4.Составляют схему позволяющую решить проблему и объясняют ее.

5. Выполняют самостоятельную работу.

6. Закрепляют умения работать самостоятельно, проводят самоконтроль.

7. Подводят итог работы на уроке, проводят самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)

Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...

В Красноярске пройдет научно-практическая конференция по вопросам реализации и развития федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Дата и время: 23 ноября, с 10 до 16 часов.Место: Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации...

В Красноярске обсудили вопросы реализации и развития федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

23 ноября в Красноярске состоялась научно-практическая конференция, на которой рассматривались вопросы реализации и развития детализированных требований федеральных государственных образовательных ста...