План-конспект урока по технологии "Шиповые столярные соединения"
план-конспект урока по технологии (8, 9 класс) на тему

Тема: «Шиповые столярные соединения».

Цели урока:

обучающая: способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению шиповых соединений;

развивающая: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);

воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств;

профориентационная: воспитывать уважение к работающему человеку.

Тип урока:комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shipovye_soedenieniya.docx357.18 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по Технологии

Тема: «Шиповые столярные соединения».

Цели урока:

обучающая: способствовать практическому усвоению учащимися рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков по выполнению шиповых соединений;

развивающая: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, трудовых точности) и мышления (умения анализировать и сравнивать);

воспитательная: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых качеств;

профориентационная: воспитывать уважение к работающему человеку.

Тип урока:комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Ход занятия

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть.

План занятия:

  1. Основные виды столярных соединений.
  2. Разметка и запиливание шипов и проушин.
  3. Долбление проушин и гнезд.
  4. Сборка шипового соединения.

1. Основные виды столярных соединений.

Столярные соединения деталей бывают неразъемные и разъемные. К первым из них относятся уже известные вам соединения на гвоздях, ко вторым – на шурупах. На гвоздях и шурупах детали соединяют быстро, но такие соединения не обеспечивают высокой прочности.

В клеевых соединениях различают элементы: шип, гнездо, проушину и др.

Шип – выступ на торце заготовки, соответствует размерам и профилю проушины или гнезда соединяемой заготовки (Плакат «Шиповые соединения»).

Гнездо – отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа.

Проушина – гнездо на торце заготовки, открытое с двух или трех сторон.

Шиповое соединение деталей

Из клеевых соединений наиболее распространены шиповые. Они подразделяются на: угловые концевые, угловые серединные и угловые ящичные Шиповое соединение деталей

Выбор числа шипов на заготовке зависит от толщины соединяемых деталей Бруски толщиной до 40 мм чаще всего соединяют одинарным шипом, бруски толщиной 40 – 80 мм – двойными или тройными, бруски толщиной свыше 80 мм – тройными многократными.

http://edufuture.biz/images/9/9a/18.04-19.jpg

2. Разметка и запиливание шипов и проушин.

http://flatik.ru/flax/785/784144/784144_html_m528fd1c2.jpg

Для получения шипов и проушин заготовку вначале надо разметить в продольном и поперечном направлениях. Размечают шипы и проушины с обеих сторон заготовки. На линию той ее части, которую надо удалить, карандашом делают пометку (Х). сначала ведут поперечную разметку. Для этого длину шипа (проушины) откладывают с помощью линейки и карандаша от базового торца вдоль ребер. С помощью угольника отметки соединяют поперечными линиями по пластям и кромкам Рассчитав ширину шипа (проушины), размечают ее рейсмусом по торцу и кромкам продольными линиями.

После разметки проушины и шипы запиливают, используя пилу с мелкими зубьями.

http://flatik.ru/flax/785/784144/784144_html_m5109d3dc.jpg

Заготовку закрепляют в заднем зажиме верстака с наклоном 50 – 60 градусов и делают запил. Затем ее выравнивают и продолжают продольное пиление.

http://flatik.ru/flax/785/784144/784144_html_m248ccdfc.jpg

Пропил ведут рядом с разметочной линией по удаляемой части заготовки не заходя за линию поперечной разметки. Затем проводят поперечное спиливание участков древесины (“щечек”) для получения шипа. Пилят также мелкозубой пилой по удаляемой части древесины “щечки спиливают поочередно сначала с одной стороны заготовки, затем – с другой.

Переходим к долблению проушин. Для этого закрепляем на верстаке брусок при помощи струбцинок и, взяв долото и киянку, выдалбливаем проушину до половины ширины бруска с небольшим поднутрением, а затем переворачиваем брусок и продолжаем долбление.

http://flatik.ru/flax/785/784144/784144_html_70f29a44.jpg

3. Сборка шипового соединения.

Для сборки шипового соединения полученные шипы и проушины подгоняют до нужного размера. При необходимости их подрезают стамеской и зачищают напильником.

http://flatik.ru/flax/785/784144/784144_html_57f70b2d.jpg

 Соединение деталей будет прочным в том случае, если шип входит в проушину при несильном ударе киянкой или нажатии рукой.

Подогнав шиповое соединение, его разбирают для склеивания. Вначале шип и проушину смазывают клеем, выдерживают на воздухе для впитывания клея в древесину, а затем соединяют.

Собрав и склеив изделие, пользуясь подкладными досками, его сжимают в углах струбцинами. Шиповые соединения после освобождения от сжатия строгают, чтобы убрать неровности на стыках.

III. Практическая часть

Практическая работа “Шиповое соединение деталей изделия из древесины”.

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, стамеска, киянка, мелкозубая пила, измерительная линейка, клей, кисти, струбцины или тиски, шлифовальная шкурка.

Вводный инструктаж.

Задание:

Изготовить подрамник для картины с помощью вязки прямым сквозным шипом.

Правила техники безопасности.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущее наблюдение учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызывающих.

IV. Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины.

Домашнее задание:

Повторить пройденный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2

Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Составные части ствола»

Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:·        коррекци...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 8 класс. «Устройство и назначение токарного станка по дереву»

Цели урока:обучающие:научить учащихся безопасным методам работы на токарном деревообрабатывающем станке, его устройству и назначению.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная...

План-конспект открытого урока-соревнования по предмету «Столярное дело» Тема: РАМКА ТАБУРЕТА. Класс - 8

ТЕМА УРОКА:  РАМКА    ТАБУРЕТА.ЦЕЛЬ:  Закрепление знаний и умений по изготовлению соединения  брусков разного сечения  ...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Правила приема на работу»

Цели урока:обучающие:научить учащихся грамотно пользоваться трудовым законодательством.Коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деяте...

План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Составные части ствола»

Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности)...