Методический материал по уроку технологии 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Цель: ознакомиться с видами пороков древесины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Древесина37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по технологии на тему «Пороки древесины»

Цель: ознакомиться с видами пороков древесины.

Предмет: технология.

Класс: 5.

Дата проведения:

Учитель: Ефимов В.А.

I. Повторение пройденного материала.

  1. Беседа по вопросам:

  • Чем занимается лесная промышленность?
  • Назовите профессии рабочих, работающих в лесной промышленности. (Лесники, лесничие, рамщики, станочники, столяры, плотники, трелёвщики, операторы сучкорезных машин и др.)
  • Перечислите виды продукции, получаемой из древесины.
  • Кто такие таксаторы? (Оценщики спелости древесины.)
  • Кто заготавливает древесину (Вальщики леса.)
  • В чём различие между брёвнами, кряжами, чураками?
  • В каких единицах измеряют заготовленную древесину?
  • Как определить объём древесины?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы.

Прежде чем начинать изготавливать изделие из древесины, следует подобрать и осмотреть заготовку, убедиться, что она не имеет каких-либо нежелательных пороков.

Пороками древесины называют отклонения от её нормального строения, внешнего вида и формы, а также повреждения. Пороки снижают качество древесины и возможность её применения. Они образуются в растущем дереве в основном из-за неблагоприятных климатических условий и естественного старения.

К основным порокам древесины относят сучки, косослой, двойную сердцевину, ложное ядро, трещины, смоляные кармашки, засмолок, рак, гниль, червоточину.

Сучки имеют все деревья. Это наиболее распространённый порок (рис. 4, а). Сучки – это основания ветвей, выросшие из древесины ствола. Они всегда темнее и прочнее древесины ствола, имеют вокруг себя кривые волокна. Отмершие сучки могут выпадать из древесины, быть гнилыми.

Косослой (рис. 4., б) представляет собой винтообразное расположение волокон. При высушивании косослойной древесины происходит её коробление (искривление). Резать косослойную древесину трудно, так как она скалывается в сторону направления волокон.

Свилеватость (рис. 4., в) – это волнистое расположение волокон, наблюдаемое в основном в комлевой части дерева, особенно у берёзы, а также на наростах. Свилеватость придаёт красоту древесине, но затрудняет её обработку.

Двойная сердцевина (рис. 4, г) выявляется на поперечном разрезе ствола в виде его раздвоения. Годичные кольца в этом месте имеют овальную форму. Между двумя сердцевинами древесина рыхлая, часто с вросшей корой.

Ложное ядро (рис. 5) – тёмная окраска внутренней части ствола в безъядровых породах: берёзе, клёне, ольхе и др. На поперечном разрезе ствола оно имеет форму круга или звезды.

Трещины (рис. 6, а) образуются при разрыве древесины вдоль волокон от морозов, жары, при сушке.

Смоляные кармашки (рис. 6, б) – полости в древесине хвойных пород, заполненные смолой. Смола заволакивает поверхность древесины и режущий инструмент, ухудшает обработку. Сильно пропитанная смолой значительная часть древесины называется засмолком. Образуется засмолок в местах ранения хвойных деревьев.

Рак (рис. 7, а) – рана на вершине ствола дерева, заражённая паразитическими грибами и бактериями. На хвойных породах в таких местах сильно выделяется смола. Древесина с раковым заболеванием рыхлая, засмоленная и хрупкая.

Гниль древесины (рис. 7, б) образуется под действием дереворазрушающих грибов. В начальной стадии появления гнили древесина имеет ненормальную окраску. С течением времени она превращается в труху.

Червоточина (рис. 8) – повреждение древесины в виде отверстий, прогрызаемых личинками и жучками. Особенно поражается насекомыми древесина с корой. Червоточина может располагаться как на поверхности стволов под корой, так и внутри древесины.

Пороки снижают качество изделий из древесины.

Разметку древесных материалов проводят так, чтобы изделия не имели больших пороков.

Практическая работа.

  1. Изучите таблицу пороков древесины.
  2. Выпишите в тетрадь основные пороки и их признаки.
  3. Рассмотрите образцы древесины, имеющие различные пороки. Назовите эти пороки и причины их происхождения.

III. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:

  • Что называют пороками древесины?
  • Назовите виды пороков древесины.
  • Как влияют пороки древесины на качество изделий из неё?
  • Подумайте и скажите, какие пороки и где могут быть полезными.

Оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание. Подготовить (или сфотографировать) участок древесины с ярко выраженным пороком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Методический материал к урокам 8 класса

Здесь собраны некоторые уроки и методические задания по курсу 8 класса "Информатика и ИКТ"...

методический материал "Социально-педагогические технологии работы с проблемными семьями"

Технология работы с проблемными семьями  включает в себя 3 уровня:-профилактический (повышение педагогического образования и просвещения  родителей);-диагностический (сбор достоверной информ...

Методический материал к уроку по теме "Технология ремонта одежды декоративными заплатами ручным и машинным способами" для учащихся 6 класса

Тема урока  Технология ремонта одежды декоративными заплатами ручным и машинным способамиЦель: способствовать формированию знаний и умений уч-ся о технологии ремонта одежды декоративными заплатам...

Методический материал к уроку технологии "Породы древесины"

Методический материал, контрольные вопросы, лабораторно-практическая работа к уроку "Породы древесины"...

Конкурсы на уроках технологии Подборка методического материала для урока технологии

  Конкурсы можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающе-повторительные, на которых у у...

Учебно-методический материал "Использование игровых технологий на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе

Представленные задания по биологии предназначены для воспитанников коррекционной школы VIII вида. Они так же могут быть использованы во внеклассной работе по предмету. Различные задания такого характе...