ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ"
статья по технологии (5 класс) на тему

Троицкая Ольга Кирилловна

Статья прежназначена для учителей технологии,работающих в 5-х классах по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_publikatsii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

         ПРОЕКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТЕХНОЛОГИЯ"

МБОУ «ООШ №5» г. Лесосибирска, учитель технологии Троицкая О.К.

В последние годы в педагогике стало популярным понятие "проектирование". "Проектируют" учителя, учащиеся... При изучении образовательной области "Технология" каждому ученику ежегодно (начиная со второго класса) создание проекта вменяется в обязанность.

Под проектом в образовательной области "Технология'" понимают "самостоятельную, творческую, завершённую работу, выполненную под руководством учителя" [1]. На наш взгляд, это очень широкое и неконкретное определение, требующее уточнения маркетингового, конструкторского, технологического, экономического, экологического и социального аспектов, процесса изготовления изделия и его реализации. Совершенно очевидно, что весь этот комплекс работ не под силу для большей части учащихся, тем более что на выполнение проекта в образовательной области "Технология" отводится 16 часов. Да и практика показывает, что в качестве проекта, как правило, представляется "готовое изделие", снабжённое более или менее подробным описанием.

С другой стороны, проект - это "совокупность документов (расчётов, чертежей и т.д.) для создания какого-либо сооружения или изделия" [2]; "замысел, план" [2]. Иными словами, описание того, что и как должно быть сделано.

Таким образом, при организации работы учеников над проектом учитель сталкивается с противоречием в определении проекта. Попытаемся с ним разобраться.

Изучая образовательную область "Технология", ученик должен изготовить некоторое изделие. Но, по существу, от него требуется не конкретная табуретка, прихватка, платье и т.д., а опытный образец (модель) этого изделия. Процесс создания модели называется моделированием, он поэтапен.

На первом этапе формируется некий мысленный образ объекта моделирования, или так называемая когнитивная модель [4, 5]. Она субъективна, поскольку выстраивается умозрительно (в голове человека) на основе всех его предыдущих знаний и опыта.

Дать представление о когнитивной модели можно, только описав её в знаковой форме (с помощью слов, рисунков, эскизов и т.п.). Это описание называется вербальной моделью. Нельзя утверждать, что когнитивные и вербальные модели эквивалентны, так как когнитивная модель может содержать элементы, которые человек не может или не хочет формулировать. А вербальная модель, её интерпретация и уровень понимания могут существенно изменяться, переходя от одного человека к другому.

Следующий этап моделирования - построение концептуальной модели. Это вербальная модель, при формулировке которой используются термины, понятия и представления той предметной области знаний, в которой она выстраивается. Концептуальная модель должна быть ответом на вопрос "что делать?", после чего необходимо перейти к созданию формализованной (формальной) модели, служащей ответом на вопрос "как делать?". Это представленная с помощью некоторой формальной символики (чертежей, расчётов, технологических карт и т.п.) концептуальная модель.

И только после того как все эти идеальные модели будут выстроены, можно переходить к разработке модели реальной. Без них её появление невозможно.

Мы считаем, что создание идеальной модели - это и есть процесс проектирования. Тогда проектом будет совокупность концептуальной и формальной модели, т.е. пакет документов, представляющих собой описание на предметном языке того, что и как должно быть сделано.

При изучении образовательной обрасти "Технология" видится возможность использования трёх вариантов работы над проектами.

Первый вариант. Ученику предоставляется идеальная модель в виде проекта, разработанного другими людьми, и ставится задача скопировать этот проект, внести в него, по необходимости, изменения и выполнить соответствующую реальную модель. В ходе такой работы у ученика формируются знания о проекте и проектной деятельности. При оценке работы рассматривается готовое изделие, но оценивается только уровень технологических (не проектных) умений и навыков.

Второй вариант. Ученик самостоятельно занимается идеальным моделированием и разрабатывает проект как соответствующий пакет документов. Учителем оцениваются знания, умения и навыки проектной деятельности.

Третий вариант. Ученик самостоятельно разрабатывает проект и выполняет соответствующую реальную модель. Совершенно очевидно, что в данном случае будут оцениваться уровни сформированности и проектных, и технологических знаний, умений и навыков. К разработке критериев оценки результатов работы по каждому варианту следует подойти очень строго, ни в коем случае не смешивая их.

Наличие трёх вариантов работы над проектом даёт возможность дифференцированного подхода к учащимся с учётом их возраста и способностей, ибо способности к проектной деятельности есть далёко не у каждого.

Отметим, что в настоящее время в образовательных учреждениях чаще всего используется первый вариант работы над проектом. К слову сказать, предложенный подход к рассмотрению проектной деятельности в образовательной области "Технология" не вступает в противоречие с программой [1]. За 16 часов ученик вполне может справиться с разработкой и оформлением проекта как пакета документов. Если же под проектом понимать не только пакет документов, но и готовое изделие, то этого времени явно недостаточно.

При составлении учебно-тематического плана учитель вправе как сконцентрировать время на занятия проектной деятельностью и вставить соответствующий 16-часовой раздел в начало, середину или конец учебного года, так и произвольно распределить эти 16 часов по всему году.

Литература

  1. Программы для образовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология / Под ред. Ю.Л. Хотунцева и В.Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1997.
  2. Советский энциклопедический словарь/Под, ред. A.M. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
  3. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике. Л.: Наука, 1984.
  4. Введение в математическое моделирование: Учебное пособие / В.Н. Ашихмин, М.Г. Бояршинов, М.Б. Гитман, И.Э. Келлер, О.Б. Наймарк, В.Ю. Столбов, П.В. Трусов, П.Г. Фрик / Под ред. П.В. Трусова. М.: Интермет Инжиниринг, 2000.
  5. Плотинский ЮМ. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998.

2.03.2017                                                                                                   О.К.Троицкая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в образовательном процессе. Творческий проект на уроках технологии и изоискусства.

Из опыта ратботы по методу проектов, о преимуществах и недостатках метода и результативности применения педагогической технологии....

Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"

Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...

Проект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в старшей группе

Проектнепосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познание» в старшей группевоспитательГБОУ Школа №2115 дошкольное отделение СП-8Стычева Алсу ТагировнаТема НОД: Профессии –...

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...

Инновационный образовательный проект "Левобережный образовательный центр "Одаренные дети"

Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети» представляет собой комплексную программу по созданию  условий для выявления, поддержки ...

Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»

Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...