открытый урок по технологии "Адресная табличка для ветерана ВОВ"
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Рыжкова Елена Николаевна

Открытый урок по технологии. Проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_tehnologii_2017.docx485.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: технология

Класс:     5

Тема урока: Творческий проект «Адресная табличка для ветерана ВОВ»

Учитель: Рыжкова Елена Николаевна учитель технологии МОАУ Домбаровская СОШ №1

Тип урока: комбинированный

Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся в технике изготовления подарка к празднику

Задачи:

1.Развивающие:

Развитие познавательных УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Развитие  творческих способностей детей, трудолюбия, самостоятельности и инициативы.

Развитие коммуникативных  УУД: формировать интерес к общению и групповой работе, учить строить понятные для собеседника высказывания. Содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремленности, умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Развитие регулятивных УУД: учить принимать и сохранять учебную цель; формировать умение осуществлять взаимоконтроль. Учить определять и формулировать цель и последовательность действий.

2. Образовательные:

Общеучебные: изготовить подарок ветерану к  9 мая, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, подбирать необходимые к обработке материалы для изделия по их свойствам в соответствии с поставленной задачей; отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации предложенного учителем замысла. Применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами.

Логические: синтез, как составление целого из частей, формировать умение выполнять действия моделирования.

3.Воспитательные: формировать положительное отношение к учению, воспитывать желание сохранения традиций, желание осуществлять добрые дела, полезные другим людям.

Используемая технология: технология  деятельностного метода.

Аннотация к работе: На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением адресной таблички для ветерана ВОВ из фанеры, учатся оформлять подарок,  формулируют  тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с ветеранами нашего поселка.  Презентация помогает лучше усвоить материал.

        В ходе урока использованы задания с включением механизма творчества, коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников). Создана атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Формы и методы работы на уроке

индивидуальная, фронтальная.

Оборудование

Мультимедийный проектор (презентация к уроку, музыкальные нарезки); демонстрационный материал для фронтальной работы; раздаточный материал: фанера, линейка, карандаш, лобзик и пилочки, выпиловочный столик, клей, надфили, наждачная бумага, гравер, шлифовальная машинка.

Элементы образовательной технологии в структуре урока

п/п

Этапы урока

Использование образовательных технологий

        Методы и приемы

1

Организационный момент

Здоровье сберегающие технологии

Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

2

Постановка учебной задачи.

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

3

Актуализация знаний.

Педагогика сотрудничества

Беседа с демонстрацией наглядных пособий

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация)

4

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная работа

Гуманно-личностная технология

Создание ситуаций успеха

Информационно-коммуникативная технология

Представление наглядного материала (презентация)

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

5

Физкультминутка

Здоровьесберегающий подход

Пальчиковая гимнастика

6

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

7

Подведение итогов урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод, подведение итогов

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха

ЭТАПЫ

УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

        Задачи         

этапа

УУД

1.Оргмомент

Приветствие учеников.  Настрой на урок.

Введение в тему урока. Беседа.

- Ребята, какой весенний патриотический праздник  каждый год отмечает наша страна? (День Победы, 9 мая)

(Слайды №1)

Слушают учителя.

Настраиваются на работу.

Мотивация учащихся к изучению темы.

 Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

2. Актуализация знаний.

-

Звучит музыка (проигрыш «День Победы»)

Вам знакома эта мелодия?

- Кому  она посвящёна?

Правильно.

Вы уже догадались, чему мы посвятим наш урок? (Слайды №2)

Молодцы!

А кого всегда поздравляют в этот день ?

Правильно ветеранов, и дарят им цветы и …? Слайд №3

А кто-  ни будь из вас уже может назвать тему сегодняшнего урока

Молодцы!

И так тема нашего сегодняшнего урока Творческий проект «Подарок для ветерана»

Знакомятся историческими фактами,

 слушают, смотрят слайды презентации.

Создание ситуации эмоционально-нравственного переживания

Личностные УУД:

- проявление  интереса к истории своего села.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать других

Познавательные  УУД:

делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

3 Работа по теме

Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, по наградам наших бабушек и дедушек. Мы знаем, что она еще где-то есть…

22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Слайд 4

Вся жизнь перевернулась, все поникло, ушло куда-то далеко, в прошлое, перед зловещим словом  ВОЙНА.

Звучит песня «Священная война»

27 миллионов погибших… А сколько осталось вдов и сирот? Каким счетом измерить человеческое горе?

Тихо, ребята, минутой молчанья

память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали

Сверстники ваши почти. Слайд 5

Давайте все встанем и минутой молчания погибших почтим.

Минута молчания. На экране демонстрируется слайд с изображением вечного огня.

Дети внимательно слушают учителя.

Создание ситуации эмоционально-нравственного переживания

Личностные УУД:

- проявление  интереса к истории своей страны.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать других

Познавательные  УУД:

делать выводы на основе обобщения полученных знаний.

Победа была нелегкой. Многие молодые парни с нашего посёлка защищали нашу Родину. И об одном из таких людей , Ветеране великой отечественной войны,  о нашем земляке хотелось бы вам сегодня рассказать Кобыльников

Иван Митрофанович слайд 6

. Ребята нашей школы каждый год оказывают посильную помощь, и поздравляют его с праздником великой победы!

Сообщение учащегося 5в класса …………………

Дети внимательно слушают учителя.

Сообщение учащегося

Создание ситуации эмоционально-нравственного переживания

3.Постановка учебной задачи

1. - Приближается 9 мая- день победы.

-В нашей школе есть традиция – дарить подарки ветеранам в День Победы в благодарность за нашу спокойную жизнь.

- Как вы думаете, какой подарок мы бы могли для него изготовить?

Составляем кластер

- Мы с вами можем изготовить множество различных поделок.слайд 7

2015-16 уч.г. мы с ребятами на уроке технологии делали экспозицию, посвящённую ВОВ, также в этом году выполняли проект подарок для ветерана Курцева Николая Иосифовича, изготавливали танк.  

На сегодняшнем уроке я предлагаю вам выполнить проект «подарок для ветерана «Адресная табличка с символами ВОВ»».

Что-бы каждый человек, проходящий мимо, знал, что в этом доме живет ветеран ВОВ.

3.  Какую цель мы поставим перед собой?

Цель: Изготовить подарок ветерану Великой Отечественной войны. Адресную табличку .

Каких два больших раздела мы изучили на уроках технологии?

Какие технологические операции мы знаем при обработки металла и древесины?

А с помощью какого инструмента мы сможем это сделать?

Из каких частей состоит ручной лобзик?

С какой целью перед выпиливанием внутреннего контура в нём высверливают отверстия диаметром 3 мм?

Буквально месяц назад, учащиеся 5 классов закончили работу над своим первым творческим проектом. Работа была очень сложной, но результатом стали красивые поделки сделанные своими руками.

Формулируют тему урока, его цель

Отвечают на вопрос учителя.

Формулируют цель урока.

Отвечают на вопрос учителя.

Предметные умения:

- рассказывать о знакомых материалах, используемых при изготовлении поделок

Регулятивные УУД:

-  самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

4.Практическая работа

Сегодня мы попробуем с вами поиграть в деловую игру. Представьте вы работники одной большой   фирмы , которая изготавливает адресные таблички.

И эта фирма имеет множество бригад, которые отвечают за выпиливание, отделку и сборку табличек.  Чья бригада будет лучше? Какая из бригад победит?  Все это будет зависеть от слаженности коллектива и правильного распределения обязанностей в каждой бригаде.

Распределение обязанностей в каждой бригаде (фирме).

Вы должны выбрать себе руководителя, помощника руководителя, гравировщика,  чертежника, технолога-проектировщика и бухгалтера-экономиста, остальные ребята разделятся на бригады: которые будут выпиливать буквы, звезду и шлифовать поверхность готовых изделий . Руководитель будет работать с  документацией, планировать и осуществлять контроль работы всей фирмы.  А остальные участники выполнять задание и заполнять соответствующие листы технологической документации.

Но прежде чем мы приступим к выпиливанию,  технолог- проектировщик на доске технологическую карту.

Давайте повторим правила безопасной работы с ручным лобзиком,  дрелью- шуруповертом, шлифовальной машинкой и гравером.

Вспоминают правила работы в паре, группе.

Составляют совместно с учителем технологическую карту и определяют  алгоритм выполнения.

Распределяют работу в паре в целях экономии времени. Осваивают технику выпиливания лобзиком.

 

Обеспечение усвоения изучаемого материала.

Создание эмоционального настроя на работу

Регулятивные УУД: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Познавательные УУД:

Развитие  творческих способностей детей, трудолюбия, самостоятельности и инициативы

5. Первичное закрепление

(применение алгоритма на практике)

7. Самостоятельная работа в группах.

Приступают к выпиливанию основания, букв, звезды, георгиевской ленты.

Работают по технологической карте.

Учитель устанавливает:

- осознанность восприятия

- контроль изготовления  танков учащимися;

- первичное обобщение.

8.Рефлексия

Строки из стихотворения Р.Рождественского «Реквием»

Помните! Через века, через года, — помните!

О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!

Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста, помните!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, — заклинаем, — помните!

Ребята, давайте совершать только такие поступки, которые будут достойны памяти тех людей,

благодаря которым  в свое время у нас, а теперь и у вас – доброе, счастливое, веселое детство.

На доске изображение солнышка. Звучит песня «Детство».

- Ребята, дома вы сделали изображение своих ладошек. Если вам понравился урок, то прикрепите

желтой стороной к солнышку, чтобы получились лучи. А если вам урок не понравился, или вы

чувствовали себя некомфортно, то прикрепите ладошку серой стороной, закрыв солнышко, так как

это делают тучки. Объясните свою точку зрения, используя слова . На уроке мне понравилось… Мне

было интересно…. У меня получилось (не получилось)…Я думаю, что я заработал оценку…

Выставление оценок за урок

Анализируют свою работу

- Подводят итог своей работы.

-отвечают устно

Организация самооценки  учениками деятельности на уроке. Фиксирование степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

— выполнять самооценку учебного задания

 

9.Итог урока

Ребята встаньте возле своих рабочих мест, возьмите работы  в руки,

Приложите их к груди, подарите им немного своего тепла.

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Спят спокойно дети!

Там, пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит,

Нужен мир для всех ребят,

Нужен мир для всей планеты!

Присаживайтесь.

Ребята, сохраните сувениры со своим теплом до знаменательной даты и в этот день обязательно подарите его ветерану.

Урок окончен!

Уборка рабочих мест.

Соотнести полученный результат с поставленной целью.

Оценить результат своей деятельности

Познавательные УУД:

Развитие  творческих способностей детей, трудолюбия, самостоятельности и инициативы

Предметные умения:

 уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного

образа.

Личностные УУД:

— оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные УУД:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

Приложение

Кобыльников

Иван Митрофанович

          Иван Митрофанович родился в Адамовском районе в селе Ореховка.

В 1942 году закончил школу. После школы  работал в военно - топографическом управление. 3 апреля 1942 года его призвали в армию. Перед фронтом учился в Оренбургском (тогда г. Чкалов) пулемётном училище, был курсантом. В июле 1943 года всех курсантов отправили на фронт. 2 августа он со своими  однополчанами вступил в бой за Харьков, затем – на запад, станция Мережа, принимал участие в боях на Курско – Орловской дуге,  где 4 сентября получил сильное ранение в руку и осколочное ранение в ногу. Иван Митрофанович пролежал в госпитале до 16 декабря, после чего получил инвалидность.

         С 1944 года у Ивана Митрофановича начинается трудовая жизнь. Сначала работал контролёром – ревизором, товароведом, экономистом в Прискумаке.

         С1965 года живёт в посёлке Домбаровском. Работает инженером в коммунальном хозяйстве, прорабом в ПМК, затем начальником производственного отдела. В 1953 году вместе с группой специалистов проводил разведку площадки под строительство города Ясного.

 С 1989 года работал в администрации района ведущим специалистом по строительству. Ушёл на заслуженный отдых в 74 года. Иван Митрофанович почти всю жизнь посвятил строительному делу. Работал он хорошо, как сам говорит: « От души!» Он хотел и хочет помочь в благоустройстве нашего посёлка, несмотря на старость и инвалидность.

           Иван Митрофанович и сейчас с ужасом вспоминает те страшные годы. В тылу ковали победу  женщины и дети. Никто не жалел своих сил.  Бывало, встав утром ни свет, ни заря, несколько подростков отправлялись в поле. Трава завалена снегом. Руки мёрзнут, но не смотря ни на что, надо доставать сено.  А как жалко женщин!  Именно на их плечах держался дом. А им  надо было и на работу сходить, детей накормить, одежду постирать. Всё продовольствие на войну, всё на фронт. Самым трудным, по воспоминаниям ветерана, было ожидание вестей с фронта. А когда кто- то получал долгожданную весточку, читали её всем селом  каждый думал и плакал о своём.

Подобрать заготовку по размеру шаблона.

Разметить заготовку с помощью шаблона.

Пилить деталь по контуру .

Отшлифовать заготовку.

Окрасить детали.

Собрать изделия.

Технологическая  карта.

J:\DCIM\100CANON\IMG_7040.JPGJ:\DCIM\100CANON\IMG_7032.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии "Ветер"

план - конспект открытого  урока для учеников 6 класса...

открытый урок по географии "Движение воздуха. Откуда дует ветер"

Разработка урока , план-конспект для учителей работающих в 6 лассах по учебнику Е.М.Домогацких."География, 6 класс", издательство "Руусское Слово". К уроку можно создать презентацию по информации реко...

открытый урок географии по теме "Ветер"

В основе ФГОС лежит деятельностная парадигма, и  основная задача учителя – организация условий, инициирующих действие. Считаю, что данный урок соответствует требованиям ФГОС и ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "АТМОСФЕРА. ВЕТЕР"

ДАННЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ВЕТЕР"....

открытый урок по технологии 5 класс "Подарок для ветерана ВОВ"

На данном уроке учащиеся знакомятся с изготовлением танка из фанеры, учатся оформлять подарок,  формулируют  тему занятия, вырабатывают алгоритм действий изготовления подарка, знакомятся с в...

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…». Своеобразие лирических интонаций Блока»

На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи  за короткий промежуток времени  (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтер...