Рабочая программа учебного предмета " Ремесло" 11 класс
рабочая программа по технологии (11 класс) на тему

Гирина Наталья Михайловна

Программа рассчитана на обучающихся учащихся   с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, ТМНР с недостаточной общеобразовательной подготовкой, имеющих тотальное поражение головного мозга, ограниченные возможности здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа для обучающихся с ССД56.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и рекомендована

Предметным сообществом

учителей ______________________

протокол № ____ от ____________ 2017   г.                    

Утверждена приказом ГБОУ Школы № 2129

№_____ от ________________ 2017   г.

Директор                          А.С .Плахова

Рабочая программа учебного предмета

«Р Е М Е С Л О»

Уровень общеобразовательный 11  класс

Уровень образования – основное общее

Срок реализации 2017-2018 учебный год

Составлена на основе

Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

 ( подготовительный, I-X классы) – Екатеринбург: Центр « Учебная книга»,2004 г.

           Рабочую программу составила: Гирина Наталья Михайловна  

г. Москва

                                                Пояснительная записка.

Программа разработана на основании нормативно-правовых документов:

- Закона «Об образовании»

-Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.                                                                                                                        

Рабочая программа по ремеслу разработана на основе программ:

-адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития ( вариант 2);

- программа обучения глубоко умственно отсталых детей ( НИИ Дефектологии АПН СССР),-М.,1983 г.

- программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией  Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой ( Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011 г)

Программа рассчитана на обучающихся учащихся   с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, ТМНР с недостаточной общеобразовательной подготовкой, имеющих тотальное поражение головного мозга, ограниченные возможности здоровья.

При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированость мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развитые навыки чтения, устной и письменной речи, моторные навыки.

Процесс обучения таких учеников имеет коррекционно –развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт учеников, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Уровень программы – коррекционно-развивающий.

Учебным базисным планом предусматривается проведение предмета «Ремесло»  в 11 классе -170 ч.

Структура документа:

Данная программа имеет следующие разделы:

- пояснительная записка;

- учебно-тематический план образовательной области «Ремесло»;

- содержание программы «Ремесло»;

- учебно-методический комплекс к программе.

Общая характеристика программы: 

Ремесло́ - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда .

Ремесло – комплексная программа, предназначенная для организации работы по трудовому обучению  детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР.

Отсутствие специальных программ по ремеслу для этой категории детей явилось необходимостью создания данной программы.

Цель программы: дать ряд бытовых навыков детям с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР по возможности обучить основам швейного дела.

Дидактические задачи программы:

- знакомить детей с видами ниток, тканей;

- формировать знания о свойствах и качествах ниток и тканей;

- учить правильно применять полученные знания в быту;

- учитывать свойства материала при работе с тканью.

Коррекционные задачи:

- обогащать чувственный опыт детей: узнавать на ощупь предметы, их качества в процессе перцептивных действий;

- совершенствовать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

- стимулировать межанализаторное взаимодействие (речедвигательную, зрительно-двигательную координацию и др.);

- развивать познавательную функцию рук: координацию движения обеих рук со зрительным прослеживанием (захват, удержание, приближение, удаление);

- стимулировать речевую активность детей в процессе выполнения заданий с текстильными материалами;

- стимулировать мыслительные операции в процессе актуализации знаний.

Воспитательные задачи:

- формировать у обучающихся интерес и положительное отношение к трудовым навыкам;

- развивать стремление действовать совместно;

- формировать умение адекватно, бережно и осторожно работать с инструментами и текстильными материалами;

- развивать эмоциональный отклик на учебные действия с материалом, обогащать эмоциональный опыт в процессе взаимодействия (обмен впечатлениями, оценивание работы и т.д.).

Программой предусмотрены следующие разделы:

  • Урок – беседа.
  • Работа с нитками.
  • Шитьё по проколам.
  • Работа с тканью, изготовление изделий.
  • Мелкий ремонт одежды.
  • Контрольные работы.

 По всем разделам программы возможны дополнительные варианты изготовления изделий из ниток и ткани, кройки и шитья некоторых изделий, а также их замена на усмотрение учителя.  

 Контрольные работы составляются учителем, с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей, объёма изученного материала, с опорой на разработанное тематическое планирование.

На каждом из уроков проводится работа, направленная на коррекцию мелкой моторики рук, глазомера, зрительного восприятия, умения ориентироваться на плоскости куска ткани, пространственной ориентировки, на коррекцию речи учащихся.  При сообщении детям новых сведений о нитках, тканях, их свойствах уточняется и расширяется кругозор детей, формируется познавательный интерес к урокам ремесла. На уроках  шитья различных изделий рекомендуется использовать швы «вперёд иголка» с последующим выворачиванием изделия на лицевую сторону, либо шов «через край» в качестве соединительного и украшающего шва. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к дальнейшему труду, который будет осуществляться в последующих классах.

Особенности психофизического развития данной категории детей являются причиной того, что на первых порах обучения ученики нуждаются в значительной помощи учителя и ещё не могут самостоятельно выполнять многие трудовые задания. Однако помощь педагога на разных этапах обучения должна варьироваться и постепенно уменьшаться.

Основное содержание подготовки состоит в том, чтобы в процессе обучения сформировать у обучающихся умения выполнять отдельные трудовые приемы, дать определённую сумму специальных знаний. На уроках труда учителю следует выявлять возможности каждого ученика обучению и соответствующим образом ориентировать его. При обучении труду также необходимо систематически осуществлять эстетическое воспитание. Помочь детям понять и почувствовать красоту изделий, красоту материала, отличать аккуратные работы от плохих, некачественно сделанных работ..

Требования к усвоению программы (ожидаемый результат):

Учащиеся должны иметь представления о:

-  свойствах и особенностях некоторых ниток и ткани;

- применении и назначении ниток, тканей;

- лицевой и изнаночной сторонах ткани;

- инструментах для работы с нитками и тканью, их назначение;

- правилах безопасности при работе с иглами и ножницами;

- назначении ручных стежков, их видах.

Учащиеся должны уметь:

- организовывать своё рабочее место, соблюдать санитарно-гигиенические требования;

- контролировать правильность выполнения изделия (с помощью учителя);

- вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на конце нитки, правильно держать ножницы, иглу;

- пришивать пуговицу с 2-мя, 4-мя дырочками;

- выполнять несколько видов швов самостоятельно и с частичной помощью учителя;

- пришивать один лоскут ткани к другому;

- изготавливать изделия из ниток.

Распределение учебного времени на различные виды программного материала по предмету Ремесло.

Вид программного материала

Кол-во час.

Класс ХI

Урок – беседа.

9

Работа с нитками, изготовление изделий.

40

Шитьё по проколам.

20

Работа с тканью, изготовление изделий.

70

Мелкий ремонт одежды.

10

Аппликация из ниток и ткани.

10

Плетение из нитей.

7

Контрольные работы

4

Итого:

                           

170

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕМЕСЛО.

Учебно-тематический план образовательной области Ремесло, 11 класс.

Раздел и тема

Количество часов по четвертям

I

II

III

IV

Урок – беседа.

Вводное занятие. Правила ТБ , правила поведения в мастерской

Виды ниток, назначение.

Виды работ выполняемых из ниток

Инструменты, приспособления и материалы используемые при выполнении ручных работ по шитью.

Виды тканей, назначение.

Виды ремонта одежды.

Аппликация. Виды. Назначение.

Плетение. Плетение из нитей.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Работа с нитками, изготовление изделий.

Изготовление коллекции ниток.

Вдевание нитки в иголку.

Упражнение в отрывании и отрезании ниток.

Изготовление кисточки из ниток.

Изготовление помпонов.

Изготовление игрушек из помпонов.

Связывание ниток узлом.

Витьё шнурка.

Упражнение в плетении косички из ниток.

Изготовление куколок из пучков ниток.

2

2

1

2

3

2

2

4

4

4

6

2

2

6

Шитьё по проколам.

Упражнение по вдеванию нитки в иголку.

Закрепление нитки в начале и в конце строчки повторением двух-трех стежков на одном месте.

 Упражнение в шитье швом «вперёд иголка»

Вышивание швом «вперёд иголка» простейших фигур по намеченной линии

Пришивание пуговиц на картон с 2-мя дырочками.

Пришивание пуговиц на картон с 4-мя дырочками.

2

4

4

2

2

2

4

2

2

4

2

2

2

Работа с тканью, изготовление изделий.

Изготовление коллекции тканей.  

Изготовление папки для хранения игл .

Стежки вперёд иголку

 стежки вперёд иголку с перевивом,

 петельные,

косые,

тамбурный,

стебельчатый.

 Виды работ выполняемые при помощи строчек стежков. Длина стежка.

Упражнение в разметке ткани по шаблону.

Упражнение в резании ткани ножницами по намеченной линии.

Упражнение в пришивании одного лоскута ткани к другому.

Изготовление игольницы

Изготовление куклы из ткани.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

5

Мелкий ремонт одежды.

Пришивание пуговицы на ткань с 2-мя дырочками на рубашке.

Штопка изделия. Пришивание одного лоскута ткани к другому швом «вперёд иголка».

Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговиц; шитьё дыры путём соединения краёв ткани.

2

2

2

2

2

Аппликация из ниток и ткани

Упражнение в вырезании из ткани геометрических фигур.

Аппликация из кусочков ткани: деревья, рыбки в аквариуме, цветочная поляна.

Аппликации из ткани и ниток.

2

4

4

Контрольные работы.

2

2

2

2

Всего: 170 ч.

40

35

50

45

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РЕМЕСЛУ.

Содержание работы и объём ЗУН по Ремеслу в 11 классе.

Разделы и темы

Объём ЗУН

1

Урок – беседа.

Учащиеся должны знать: особенности уроков труда, требования поведения учащихся на уроках, соблюдение порядка на рабочем месте; правила безопасности при работе, санитарно-гигиенические требования; некоторые профессии, особенности их труда; свойствами  особенности нитей и тканей.

Уметь: отвечать на вопросы учителя; называть особенности тканей, ниток, характеризовать их с помощью учителя.

2

Работа с нитками, изготовление изделий.

Знать: применение ниток, свойства и особенности ниток, организацию рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Уметь: отрывать и отрезать нитки. Наматывать нитки на катушку, связывать нитки узлом, изготавливать коллекцию ниток.

3

Шитьё по проколам.

Знать: свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл), правила безопасной работы.

Уметь: вдевать нитки в иголку; закреплять нитки в начале и в конце строчки; шить швом «игла вверх-вниз»; пришивать пуговицы с 2-мя дырочками на картон; вышивать швом «вперёд иголка» простые узоры по намеченной линии.

4

Работа с тканью, изготовление изделий.

Знать: нитки, ткани, их свойства, назначение, инструменты, применяемые при работе, правила безопасной работы.

Уметь: производить  разметку ткани по шаблону, резать ткань ножницами по намеченной линии, изготавливать коллекцию тканей, изготовлять простые изделия по инструкции учителя.

5

Мелкий ремонт одежды.

Знать: одежду для людей, виды, назначение; ремонт одежды, назначение; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Уметь: Пришивание пуговицы на ткань с 2-мя дырочками, Пришивание одного лоскута ткани к другому швом «вперёд иголка».

6

Аппликация из ниток и ткани.

Знать: применение и назначение аппликаций; применение и назначение тканей, свойства и особенности тканей; инструменты; организацию рабочего места.

Уметь: делать разметку ткани по шаблону; вырезание из ткани фигур по прямой линии; делать аппликацию из кусочков ткани по образцу учителя; аппликацию из ниток по инструкции и образцу учителя.

9

Контрольные работы

Знать: последовательность выполнения задания; как сравнивать с образцом; инструменты применяемые для работы.

Уметь: последовательно выполнять задание; пользоваться (по необходимости) технологическими картами; выполнять задание по инструкции учителя; сравнивать своё изделие с образцом; соблюдать правила безопасной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

11 КЛАСС  (170 ч; по 5 ч в неделю)

Урок-беседа (9 ч.)

 Вводное занятие: беседа о труде и профессиях, особенности уроков труда, требования поведения учащихся на уроках, соблюдение порядка на рабочем месте. Правила безопасности: правильная рабочая поза, соблюдение порядка на рабочем месте, аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами, соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

 Виды ниток, тканей, салфеток: выявление знаний и умений учащихся, расширение кругозора детей, уточнение словарного запаса детей, знакомство со свойствами и особенностями нитей и тканей, с разнообразием материалов и назначением предметов. Выявление знаний и умений учащихся.

Работа с нитками, изготовление изделий (40 ч.)  

Изготовление коллекции ниток. Наматывание ниток на катушку. Вдевание нитки в иголку. Упражнение в отрывании и отрезании ниток. Изготовление кисточки для шапочки. Изготовление помпонов. Связывание ниток узлом. Наматывание ниток на катушку. Изготовление закладок. Витьё шнурка. Упражнение в плетении косички из ниток (несколько раз в разные четверти). Изготовление  игрушек. Изготовление куколок из пучков ниток.

Шитьё по проколам (36 ч.)

Упражнение по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и в конце строчки. Шов «игла вверх-вниз»: строчка, косые палочки, уголки, заборчик, башенки. Вышивание швом «вперёд иголка» простейших узоров по намеченной линии (геометрические фигуры, травка, цветок, домик, дерево,  кораблик, грибочек).  Вышивание композиции швом «вперёд иголка» на картоне:  узор в полосе. Шитьё по проколам  букв. Пришивание пуговицы на картон с 2-мя,  4-мя дырочками.

Работа с тканью, изготовление изделий (54 ч.)

Изготовление папки для хранения игл и ниток из картона и ткани. Упражнение в разметке ткани по шаблону. Упражнение в резании ткани ножницами по намеченной линии. Упражнение в пришивании одного лоскута ткани к другому. Изготовление коллекции тканей.  Изготовление игольницы (разных видов: приклеивание на картон толстой ткани, приклеивание поролона с последующим украшением по проколам на картоне). Изготовление куклы из ткани.

Аппликация из ниток и ткани (10 ч.)

Упражнение в разметке ткани. Вырезание из ткани геометрических фигур. Аппликация из кусочков ткани: деревья, рыбки в аквариуме, цветочная поляна. Аппликации из ниток и  ткани.

Мелкий ремонт одежды (10 ч.)

Пришивание пуговицы на ткань с 2-мя дырочками на рубашке. Пришивание одного лоскута ткани к другому швом «вперёд иголка». Мелкий ремонт одежды: пришивание пуговиц, шитьё дыры путём соединения краёв ткани.

Контрольные работы (8ч.)

                                   (1раз в четверть, по 2 часа)

Контрольная работа №1 Шов «вперёд иголка» по проколам.

Контрольная работа №2 Вышивание геометрической фигуры швом «вперёд иголка» по проколам.

Контрольная работа №3 Шитьё дыры путём соединения краёв ткани.

Контрольная работа №4 Пришивание пуговицы с 2-мя дырочками на картон.

Минимальный уровень

1 – иметь представления о свойствах и особенностях ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются;

2 – знание инструментов для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл);

3 – знание правила безопасности при работе с иглами и ножницами;

4 –  организовывать своё рабочее место (с помощью учителя), соблюдать санитарно-гигиенические требования;

5 – умение отрывать (тонкие), разрезать, связывать нитки;

6 – умение правильно держать иглу;

7 – умение с  помощью учителя называть операции, материалы, инструменты;

8 – умение пришивать пуговицу с 2-мя дырочками на картон (с помощью учителя);

9 – умение выполнять шов «вперёд иголка» по проколам;

10 – умение наматывать нитки на катушку;

11 – умение пришивать один лоскут ткани к другому швом «вперёд иголка»

( с помощью учителя).

Достаточный уровень

1 – знание свойств и особенностей ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются;

2 – знание инструментов для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл;

3 – знание правила безопасности при работе с иглами и ножницами;

4 – умение организовывать своё рабочее место, соблюдать санитарно-гигиенические требования;

5 – умение отрывать (тонкие), разрезать, связывать нитки;

6 – умение правильно держать иглу;

7 – умение с частичной помощью учителя называть операции, материалы, инструменты;

8 – умение пришивать пуговицу с 2-мя дырочками на картон;

9 – умение выполнять шов «вперёд иголка» по проколам;

10 – умение наматывать нитки на катушку;

11 – умение пришивать один лоскут ткани к другому швом «вперёд иголка».

Оценка учебной успешности по предмету   РЕМЕСЛО , ______ класс

Ф. И. учащегося

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г.

к. г.

н. г. – начало года;

к. г. – конец года.

Критерии:

1б. – отсутствие сформированных критериев;

2б. – слабо сформированные критерии;

3б. – неустойчиво сформированные критерии;

4б. – сформированные критерии;

5б. – самостоятельно использует полученные знания, умения, навыки в жизни.

Уровни оценивания:

Базовый  (Б)– 55 – 45 баллов;

Минимально-необходимый (М Н) – 44 – 34 баллов;

Низкий (Н) – 33 – 23 баллов;

Несформированный  (Н Ф)– 22 и ниже.

Условные обозначения:

11 класс

1 – знание свойств и особенностей ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются;

2 – знание инструментов для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл;

3 – знание правила безопасности при работе с иглами и ножницами;

4 – умение организовывать своё рабочее место, соблюдать санитарно-гигиенические требования;

5 – умение отрывать (тонкие), разрезать, связывать нитки;

6 – умение правильно держать иглу;

7 – умение с частичной помощью учителя называть операции, материалы, инструменты;

8 – умение пришивать пуговицу с 2-мя дырочками на картон;

9 – умение выполнять шов «вперёд иголка» по проколам;

10 – умение наматывать нитки на катушку;

11 – умение пришивать один лоскут ткани к другому швом «вперёд иголка».

Учебно-методический комплекс к рабочей программе Ремесло.

1. Программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений  VШ вида  под редакцией В.В. Воронковой.

2.Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких./ И. М. Петрова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2002.

3. Дидактический материал по трудовому обучению: 1- 4 классы. Пособие для учащихся. / И. Г. Майорова, В. И. Романина. – М.: Просвещение, 1979.

4. Дидактический материал по обслуживающему труду: 1 – 4 классы. Пособие для учителя./ А. Я. Лабзина, Е. В. Васильченко, Н. В. Савельева. – М.: Просвещение, 1973.

5. Методическое руководство к учебникам «Ручной труд» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителей и родителей/  Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2006.

  6. Пособие для учителей./ В. Г. Петрова. – М.: Просвещение, 1983.

7.   Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для     умственно отсталых детей./ О. П. Гаврилушкина. – М.: Просвещение, 1991.

8. Основы трудового обучения во вспомогательной школе./ Г. М.  Дульнев. – М.: Просвещение, 1969.

9. Основы дефектологии./ В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – М.: Просвещение, 1990.

10. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы./ Б. И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969.

11.  Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный. 1-4 классы. /под редак. В. В. Воронковой. . – М.: Просвещение, 2001.

12. Ручной труд. Учебники по трудовому обучению для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ Л. А. Кузнецова. – Санкт-Петербург: филиал изд-ва Просвещение, 2006.

13.  Самоделки из текстильных материалов. Книга для учителя. / Г. И. Перевертень. – М.: Просвещение, 1990.


Оценка знаний и умений учащихся по декоративно-прикладному творчеству.

Контингент вспомогательной школы чрезвычайно разнороден. Интеллект у учащихся снижен в различной степени, что само по себе предполагает предъявление дифференцированных требований к успехам. Кроме того, снижение интеллекта почти всегда сопровождается теми или иными нарушениями    моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Понятно, что выработать общие критерии к уровню усвоения учебного материала практически невозможно.

        Таким образом, оценка знаний и умений учащихся зависит        прежде всего от уровня их возможностей, определяемого учителем в ходе обучения. В этом случае оценка может основываться на дан-ных в программе  дифференцированных  требованиях. Но нельзя не   учитывать и то продвижение, которое сделала конкретная ученица в отношении своего собственного начального уровня.  Промежуточная (четвертные самостоятельные работы) проводятся по критериям, заложенным в стартовые срезы.      

Учащиеся должны знать:

 - название инструментов, приспособлений для различных видов работ;

 - правила техники безопасности при работе  с инструментами и приспособлениями;

 - виды ручных стежков;

 - виды некоторых тканей;

 - виды ниток;

 - виды ремонта одежды и белья;

 - способы закрепления нити в начале и в конце работы;

 - виды вышивания гладью;

- отделочные материалы;

 - геометрические фигуры;

 - чертёжные инструменты.

Учащиеся должны уметь:

 - ориентироваться в задании и выполнять с помощью учителя;

 - применять инструменты по назначению;

 - резать ножницами по бумаге и ткани;

 - определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

 - смётывать, стачивать детали кроя, обрабатывать края изделий;

 - подбирать иглу и нить в соответствии с видом ткани;

 - вдевать нитку в иглу;

 - закреплять нить в начале и в конце шитья и вышивки;

 - пришивать пуговицы, петли, крючки;

 - выполнять заплаты, выметные и воздушные петли;

- вышивать крестом по рисунку;

 - вышивать гладью по рисунку;

 - применять отделочные материалы;

Темы занятий и их краткое содержание

I четверть.

  1.  Вводное занятие.

        Инструменты и приспособления для ручных швейных работ.                                

       Беседа о разных видах декоративно-прикладного творчества,                  

    демонстрация лучших изделий учащихся старших классов, образцов по

    рукоделию. Правила поведения и безопасной работы в мастерской.                                    

    Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места.  

    Распределение мест.

     Теоретические сведения. Инструменты и приспособления для ручных

     швейных работ. Назначение, применение, основные детали, виды  

     выполненных работ. Правила безопасности работы ножницами, иглой,

     булавками.

    Умение. Работа ручными иглами, ножницами, булавками,

    измерительными инструментами, наперстком.

    Упражнение. Пользование ножницами, иглой, булавками, наперстками,  

    измерительными инструментами.

    Практическая работа. Правильная посадка во время выполнения ручных                

    работ (положение рук, ног, корпуса). Подготовка инструментов и  

    приспособлений к работе.

2.Сведения о нитках. Представление о нитках, внешний вид,    

    применение.  Виды и названия ниток.

    Умение. Подбор ниток по назначению.

   Поделки из ниток. «Девочка, мальчик».

   Теоретические сведения. Материалы, инструменты и приспособления.

   Умение. Вырезание картона, нарезание нитей одинаковой длины.

   Практические работы. Вырезание кольца из картона. Выполнение  

   пазов    в кольце. На нить нанизать пуговицы (глаза и нос). Закрепление  

   нити в    пазах кольца. Нарезание нитей 2-х цветов, одинаковых по  

   длине.  Закрепление нити на кольце. Формирование хвостиков,    

   туловища и рук.

3. Подготовка к выполнению ручных швейных работ.

    Теоретические сведения. Определение длины рабочей нити, приемы    

    закрепления нити.

    Умение. Определение длины нитки для работы, вдевание нити в ушко    

    иглы, завязывание узелка на конце нитки.

   Упражнение. Вдевание нитки в ушко иглы, Завязывание узелка.   

     Закрепление нитки петлей в начале и в конце работы. Закрепление 2-3  

     стежками в одно и то же место в начале и в конце работы.

4. Ручные стежки.

    Теоретические сведения. Стежки вперёд иголку, стежки вперёд иголку с перевивом, петельные, косые, тамбурный, стебельчатый.  Виды работ выполняемые при помощи строчек стежков. Длина стежка.

Умение.  Выполнение стежков.

Практические работы.  Выполнение строчек стежков на образцах.

5. Футляр для инструментов и приспособлений.

   Теоретические сведения. Назначение. Формы. Материалы.

Умение. Вырезание деталей по размерам. Использование ручных стежков по назначению. Выполнение работы с самоклеящейся тканью.

Практическая работа. Вырезание деталей. Складывание футляра. Обработка срезов. Формирование кармашков. Выполнение застёжки.

6.Ремонт одежды.

  Теоретические сведения. Определение места ремонта. Подготовка изделия к ремонту.

Умение. Применение видов ремонта по назначению.

Практическая работа. Пришивание пуговиц и фурнитуры. Заплаты. Обработка низа изделий.

7. Самостоятельная работа. Ремонт одежды. Пришивание пуговицы.

8. Практическое повторение.

II четверть

1.Работа с нитками. Игрушка из одного помпона «Гномик». Игрушка из      

     2-х помпонов «Утёнок».        

   Теоретические сведения.  Техника наматывания помпона. Перевязывание нитей. Связывание 2-х помпонов. Выполнение основы из картона разных размеров.

Умение.  Вырезание основы из картона. Равномерное  наматывание ниток.

Практическая работа.  Вырезание 2-х кругов из картона. Подготовка ниток. Вырезание и приклеивание глаз, рта. Изготовление бантика. Соединение 2-х помпонов между собой. Вырезание лапок, клюва, глаз. Приклеивание. Оформление игрушки.  

2.Работа с тканью. Выполнение строчки украшающих стежков. Платочек с инициалами.

  Теоретические сведения.  Ткань. Виды ткани. Закрепление нитки. Выполнение тамбурных стежков.

Умение.  Соотнесение названия, графического изображения и натуральных строчек. Работа по образцу.

Практические работы. Подготовка ткани. Нанесение рисунка на ткань. Закрепление ткани на пяльцах. Вышивание по контуру тамбурными стежками. Обработка срезов петельными стежками. Проглаживание утюгом.

3. Объёмная, мягкая игрушка. Флорик, домовёнок.

  Теоретические сведения.  Материалы. Детали кроя. Применяемые стежки.

Умения. Раскрой деталей по шаблонам.

Практические работы. Подбор ткани 2-х оттенков, ниток. Раскрой игрушки по шаблонам. Смётывание и сшивание деталей головы, набивка ватой. Сшивание ушей, пришивание к голове. Изготовление носа, губ и их пришивание. Смётывание и сшивание туловища, рук, ног. Соединение деталей в игрушку. Выполнение глаз, веснушек и их приклеивание. Украшение головы цветами.

4.Самостоятельная работа. Вышивание ручными стежками.

5. Практическое повторение.

III четверть

1. Подушка- игрушка « Львёнок».

  Теоретические сведения. Назначение. Используемые материалы. Виды отделок, застёжек.

Умение.  Расположение деталей на основе.

Практические работы. Подготовка ткани. Вырезание 2-х деталей внутренней подушки, 2-х деталей игрушки, дополнительных деталей. Смётывание и сшивание 2-х деталей подушки. Набивание подушки ватой. Расположение и примётывание глаз, носа, усов на игрушку. Пришивание деталей ручными стежками. Соединение 2-х частей игрушки ручными стежками, оставляя место для застёжки. Пришивание кнопок. Изготовление и пришивание гривы из ниток. В. т. о. отдельных деталей и готового изделия. Соединение игрушки и подушки.  

2. Вышивка.  Комплект салфеток.

  Теоретические сведения.  Назначение салфеток. Используемые материалы. Отделка салфеток. Обработка срезов салфетки.

Умение.  Выбор рисунка и подбор ниток.

Практические работы.  Разметка на ткани 11 большой салфетки и 4 маленьких. Перевод рисунков. Вышивание гладью (по выбору). Раскрой салфеток по намеченным линиям. Обработка краев салфеток. Подравнивание срезов для обработки швом в подгибку. Выдергивание нитей для мережки. Заметывание подгиба. Выполнение мережки «кисточка», одновременно закрепляя подгиб. На другой стороне кисточку расколоть иглой пополам. Получится мережка и раскрой. В.т.о вышивки, подгибов, мережки и готовых изделий.

3. Комплект кухни (грелка на чайник, прихватки, салфетки под чайник).

  Теоретические сведения.  Используемые ткани. Подбор ниток мулине. Детали комплекта.

Умение.  Использование различных видов вышивки .

Практические работы.  Разметка и раскрой деталей грелки на чайник. Вышивка, перенос рисунка на грелке тамбурными стежками. Сметывание деталей грелки. Соединение деталей петельными стежками. Разметка и раскрой прихваток (рукавичка и круглая). Перенос рисунка. Вышивка на прихватках. Сметывание деталей прихваток. Соединение деталей петельными стежками. Разметка круглой салфетки под чайник. Нанесение рисунков вышивки. Вышивка гладью (контурной). В.т.о отдельных деталей, вышивка и готовых изделий.

4.Самостоятельная работа. Пришивание аппликации.

5.Практическое повторение.

IV четверть

1. Вводное занятие. Трудовое законодательство.

2.Вышивка крестом  (самостоятельный выбор рисунка, миниатюры)

  Теоретические сведения.  Чтение схем вышивки. Подбор ниток.

Умение.  Определение начала работы. Расположение вышивки на канве.

Практические работы.  Нахождение середины вышивки и канвы. Вышивание центральной части миниатюры. Вышивание правой и левой стороны миниатюры. Контурная вышивка. Выбор бордюра. Вышивание бордюра. В.т.о готовой вышивки.

3. Косметичка (чехол для телефона, ключница).

  Теоретические сведения. Виды отделки (оригами из ткани, аппликация, вышивка). Разновидности застёжек.

Умение. Выполнение оригами из ткани. Вырезание деталей по размеру.

Практические работы. Подготовка ткани. Вырезание деталей косметички, отделки. Смётывание деталей. Соединение деталей. Выполнение застёжки. Сшивание заготовок для оригами. Выполнение оригами. Украшение косметички.

4. Самостоятельная работа. Вышивание крестом.

5. Экскурсия в ателье, на малое предприятие.

6. Практическое повторение.

           Тематическое планирование   по «Ремеслу».                                                                                                                                    10 класс  (1год)  2012 -2013уч.год                                     Учитель: Сергеева Л.Е

                                                                          I четверть

1-5

Вводное занятие. Инструменты и приспособления для ручных, швейных работ.

5

6-17

Работа с нитками. Поделка из ниток (Девочка, мальчик).

12

18-28

Ручные стежки

11

29-42

Футляр для инструментов и приспособлений.

14

43-56

Ремонт одежды.

14

57-61

Самостоятельная работа.  Ремонт одежды.

5

62-63

Практическое повторение.

2

                                                            Итого: за  I четверть

63

                                                                          II четверть

64-77

Вводное занятие. Работа с нитками. Игрушки из помпонов (Утёнок. Гномик.)

14

78-91

Работа с тканью. Платочек с вышивкой.

14

92-105

Мягкая игрушка «Флорик».

14

106-110

Самостоятельная работа. Вышивание ручными стежками.

5

110-112

Практическое повторение.

2

                                                            Итого: за  II четверть

49

                                                                        III четверть

113-133

Вводное занятие. Подушка – игрушка «Львёнок».

21

134-152

Комплект салфеток с вышивкой.

19

153-171

Комплект для кухни с аппликацией.

19

172-178

Самостоятельная работа. Пришивание аппликации.

7

179-180

Практическое повторение.

2

                                                         Итого: за III четверть                                                     

67

                                                                          IV  четверть

181-187

Вводное занятие. Трудовое законодательство.

7

188-208

Вышивание крестом.

21

209-228

Косметичка (чехол для телефона, ключница).

20

229-232

Экскурсия в ателье.

4

233-237

Самостоятельная работа. Вышивание крестом.

5

238-239

Практическое повторение.

2

                                                      Итого: за  IV  четверть                                                     

59

                                                        ВСЕГО  за год:

239


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....