Рабоча программа по технологии в 10 классе
рабочая программа по технологии (10 класс) на тему

Гоптарев Геннадий Васильевич

Рабоча программа по технологии в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_10_klass.rar46.57 КБ

Предварительный просмотр:

6. Календарно-тематическое планирование по технологии 10 класс

 

Тема

Основное содержание урока

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата

Теория

Практика

Знать

уметь

Раздел программы: «Производство, труд и технологии» -  16 часов

1.       Технология как часть общечеловеческой культуры – 2 часа

1

Технология как часть общечеловеческой культуры

Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологии

Понятие «культура», виды культуры. Понятие «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий.

-что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой;

-основные виды культуры;

-понятие «технологическая культура»;

-влияние технологий на общественное развитие;

-три составляющие производственной технологии

 

П/р: Подготовка докладов.

 

 

2

Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий

Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии)

Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технологические достижения.

 работать с докладами (сообщениями) об интересующем открытии в области техники и технологий;

осуществлять реконструкцию исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).

Тестирование; оценка подготовленных учащимися докладов.

 

 

2.       Взаимосвязь науки, технологии и производства – 1 час

3

Взаимосвязь науки, технологии и производства

Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники

Развитие технологической культуры в результате научно-технической и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства

-взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства;

-роль науки в развитии технологического прогресса;

-понятие «наукоемкость» производства

Работать с докладом об интересующем открытии (известным ученым, изобретателем) в области науки и техники

устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов.

 

 

3.       Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества – 4 часа

4

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.

 

Влияние научно технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов

-взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;

-причины, приводящие к загрязнению биосферы;

 

устный опрос;

 

5

Промышленные технологии и транспорт

 

Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы и гидросферы. Понятие «парниковый эффект», «озоновая дыра»

-что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра.

 

 

 устный опрос.

 

6

Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу.

 

 

-негативные следствия со временного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды.

 

устный опрос.

 

7

Проведение мероприятий по озеленению и / или оценка загрязненности среды.

Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запыленности воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах

 

 

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды.

Контроль по результатам практической работы устный опрос.

 

4.       Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду – 2 часа

8

Природоохранные технологии.

Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации

Экологический мониторинг. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоемов.

что такое экологический мониторинг,

-сущность безотходных технологий (производств),

-пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов,

-мероприятия по очистки водоемов.

Выявлять источники и степень загрязнения окружающей среды

устный опрос.

Контроль по результатам практической работы

 

9

Понятие «альтернативные источники электроэнергии»

Подготовка докладов (сообщений) об использовании альтернативного источника энергии

Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергия. Биогазовые установки

виды и возможности использования альтернативных источников энергии

 

устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов.

 

 

5.       Экологическое сознание и мораль в техногенном мире – 1 час

10

Экологическое сознание и мораль в техногенном мир

Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии

Экологически устойчивое развитие человечества. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире.

-почему возникла необходимость в новом экологическом сознании;

-сущность, характерные черты нового экологического сознания.

 

устный опрос. Контроль по результатам практической работы

 

6.       Перспективные направления развития современных технологий – 4 часа

11

Основные виды промышленной обработки материалов

Посещение промышленного предприятия.

Основные виды промышленной обработки материалов. Электро-технологии и их применение.

-виды современных электро-технологии, примеры их использования

 

устный опрос. Контроль по результатам практической работы

 

12

Применение лучевых технологий

 

Применение лучевых технологий: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультрозвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка сварка. Порошковая металлургия.

-сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий;

-принцип плазменной обработки материалов, примеры использования

 

устный опрос

 

13

Технологии послойного прототипирования и их использование

 

Технологии послойного прототипирования и их использование Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной (помакулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий

-метод послойного прототипирования и области его применения;

-сущность понятия «наноматериал», «наночастица»;

-перспективы использования нанотехнологий

 

устный опрос

 

14

Информационные технологии

 

Информационные технологии, их роль в современной научно-технической революции

-роль информационных технологий в технологическом развитии общества

 

устный опрос

 

7.       Новые принципы организации современного производства – 1 час

15

Новые принципы организации современного производства

Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке

Информационные технологии, их роль в современной научно-технической революции. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства

-смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства;

-сущность непрерывного (поточного) производства;

-что представляют собой гибкие производственные системы;

-в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства

 

устный опрос. Контроль по результатам практической работы; проверка самостоятельной работы

 

8.       Автоматизация технологических процессов – 1 час

16

Автоматизация технологических процессов

Экскурсия на современное, производственное предприятие

Автоматизация производства на основе информационной технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика».

Гибкая и жесткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП

-сущность понятий «автомат», «автоматизация производства;

-гибкая и жесткая автоматизация;

-в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУПТ)

 

устный опрос. Контроль по результатам практической работы; проверка самостоятельной работы

 

17

Обобщающий урок по теме «Технология как часть общечеловеческой культуры»

Подготовка докладов и сообщений по теме

Технология как часть общечеловеческой культуры

-влияние технологии на общественное развитие;

-составляющие современного производства товаров или услуг;

-способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду

-использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

 

Контроль по результатам практической работы

 

Раздел программы: «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность».

16 часов.

Главы учебника: «Методы решения творческих задач», «Технология проектирования изделий»

9.       Понятие творчества -2 часа

18

Понятие творчества

 

Понятие «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности

сущность понятий «творчество», «творческий процесс»,

-виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество;

-изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса

 

Тестирование;

 

19

Пути повышения творческой активности

Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач

Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

-сущность и задачи ТРИЗ

 

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

10.    Защита интеллектуальной собственности – 1 час

20

Защита интеллектуальной собственности

Разработка товарного знака условного предприятия. Составление формулы изобретения или заявки на полезную модель, промышленный образец

Понятия интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикации. Патент на изобретение.

Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.

-сущность понятия «интеллектуальная собственность»;

-что может являться объектом интеллектуальной собственности;

-понятие «авторское право»;

-существующие формы защиты авторских прав;

Что такое патент;

-как осуществляется патентование изобретения;

-суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания

 

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

11.    Методы решения творческих задач – 4 часа

21

Методы решения творческих задач

Конкурс «Генераторы идей»

Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов.

Синтетика

 

-сущность и особенности методов активизации поиска решений творческих задач (прямая и обратная мозговая атака).

-использовать методы решения творческих задач в практической деятельности

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

22

Методы активизации поиска решений творческих задач

Решение задач методом синектики

 

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

23

Поиск оптимального варианта решения

Игра-ассоциативная цепочка шагов

Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Использование ФСА на производстве.

-методы поиска оптимального варианта (морфологический анализ, ФСА) и их применение.

 

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

24

Ассоциативные методы решения задач.

Разработка новой конструкции входной двери с помощью эврестических методов решения задач

 

-способы применения ассоциативных методов решения творческих задач (фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций).

 

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

12.    Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности – 1 час

24

Особенности современного проектирования

Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика.

Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований безопасности при проектировании. Качество проектировщика. Значение эстетического фактора в проектировании.

-требования к современному проектированию;

-понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»;

Каким качеством должен обладать проектировщик;

-значение эстетического фактора в проектировании;

-законы художественного конструирования

 

устный опрос; контроль по результатам практической работы и домашней работы

 

13.    Потребительские качества товаров – 1 час

25

Потребительские качества товаров

Оценка объектов на основе потребительских качеств

Проектирование в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг. Возможные критерии и оценки потребительских качеств изделий. Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности

-составляющие понятия «потребительские качества товара (услуги)»;

-критерии оценки потребительских качеств товара;

-что входи в процедуру экспертной оценки объекта

-проводить экспертизу товара (проектного изделия)

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

14.    Алгоритм дизайна – 1 час

26

Алгоритм дизайна

Планирование деятельности по учебному проектированию

Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Действия по коррекции проекта.

-какие этапы включает в себя проектная деятельность;

-как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности;

-что включает понятие «алгоритм дизайна»

-планировать деятельность по учебному проектированию

устный опрос; контроль по результатам практической работы по проектной деятельности

 

15.    Источники информации при проектировании – 1 час

27

Источники информации при проектировании

Воссоздать исторический ряд объекта проектирования

Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации. Поиск информации.

-роль информации в современном обществе;

-что понимается под научным подходом к проектированию; источники информации для дизайнера

Находить и использовать разнообразные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

16.    Создание банка идей продуктов труда – 2 часа

28

Объекты действительности как воплощение идей проектировщика

Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектируемого изделия

 

Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ).

-что представляет собой банк идей для проектирования;

-методы формирования банка идей

-формировать банк идей для своего проектируемого изделия с использованием ТРИЗ;

-графически оформлять идеи проектируемого изделия;

-делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основании анализа

устный опрос

 

29

Графическое представление вариантов будущего изделия.

Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования

 

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

17.  Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг – 1 час

30

Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг

Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования

Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности

-взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования;

-что такое «рынок потребительских товаров и услуг»;

-методы исследования рынка потребительских товаров (услуг)

Составлять анкету потребительского спроса» проводить анкетирование по поводу собственного проектного изделия

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

18.    Правовые отношения на рынке товаров и услуг

31

Правовые отношения на рынке товаров и услуг

Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию

Понятие «субъект» и «объект на рынке потребительских товаров и услуг». 

Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции.

Источник получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрих код. Сертификация продукции

-взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг;

-виды и назначения нормативных актов, регулирующих отношения между покупателями и производителем (продавцом);

-назначение и виды страховых услуг;

-способы получения информации о товарах и услуг

-читать торговые символы, этикетки маркировку, штрихкод товаров

устный опрос; контроль по результатам практической работы

 

19. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план – 2 часа

32

Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта

 

Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинг, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

-сущность понятия маркетинга, рекламы;

 

 

устный опрос

 

33

Бизнес-план

Составление бизнес плана

Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

-что такое бизнес план;

-цели и задачи бизнес-плана;

-понятие рентабельности

 

Составлять экономическое обоснование собственного проекта (или условного изделия);

-рассчитывать рентабельность производства

контроль по результатам практической работы

 

34

Обобщение темы «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг»

Подготовка сообщений и докладов по теме. Создание презентации

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

-основные этапы проектной деятельности;

 

-оценивать потребительские качества товаров и услуг

контроль по результатам практической работы

 

35

Итоговый урок по теме «Творческая проектная деятельность»

Отчеты учащихся о проделанной работе. Защита презентаций

Творческая проектная деятельность.

контроль по результатам практической работы

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...

Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...