Технологическая карта урока. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука на ткани.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Технологическая карта с учётом ФГОС предназначена для учителей технологии (девочки) преподающих в 5 классах по УМК  В.Д. Симоненко. «Технология»

Тема урока: «Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука на ткани»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: научится раскраивать швейное изделие (фартук)

Оборудование: ткань, выкройки деталей фартука, ножницы, мелок, булавки, учебник, инструкционные карты.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение моделировать фартук, лицевая и изнаночная стороны тканей, долевая нить (способы её определения), свойства тканей, понятия: конструирование, моделирование, мерки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.2.9.tehnologicheskaya-karta-uroka.docx76.27 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация М О М Р  «СЫКТЫВДИНСКИЙ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Выльгортская средняя школа № 2» им. В.П. Налимова

«Выльгортса   2 №- а шор школа» муниципальной велодан учреждение

Технологическая карта урока. Раскрой швейного изделия.

Технология (девочки) 5 класс.

 

Составила:

учитель технологии

с. Выльгорт

2015 год

Технологическая карта урока. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука на ткани

Составила Ермакова О.В., учитель технологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Выльгортская средняя общеобразовательная школа №2»

 с. Выльгорт, Сыктывдинского района.

Технологическая карта с учётом ФГОС предназначена для учителей технологии (девочки) преподающих в 5 классах по УМК  В.Д. Симоненко. «Технология»

Тема урока: «Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука на ткани»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: научится раскраивать швейное изделие (фартук)

Оборудование: ткань, выкройки деталей фартука, ножницы, мелок, булавки, учебник, инструкционные карты.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение моделировать фартук, лицевая и изнаночная стороны тканей, долевая нить (способы её определения), свойства тканей, понятия: конструирование, моделирование, мерки.

Планируемые результаты:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся

Предметные

Организовать деятельность учащихся для ознакомления с процессом раскроя швейного изделия. Научить учащихся экономной и технологически правильной раскладке фартука на ткани.

Ученик научится экономной и технологически правильной раскладке фартука на ткани.понимать, обоснованно  применять операции.

Регулятивные

Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план  и последовательность действий;  соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом,  планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.

Познавательные

Научить  выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую.

Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Создать условия для  учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других.

Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы.

Личностные

Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

Учится  выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Этап урока (задачи)

Содержание

Деятельность учителя (предметные умения)

Деятельность учащихся

(метапредметные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные.личностные)

Формируемые ууд

1.Организационный

(Организация самоопределения детей к деятельности на уроке.

Приветствие  учеников.

Проверка готовности учащихся  к уроку.

Здравствуйте. Расскажите,  что вам было необходимо подготовить для работы на уроке.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(проверка правильности изготовления выкроек и соответствие их снятым меркам и выбранной модели; выполнение тестовой работы)

Проверка выкройки фартука, соответствие чертежа  

меркам учащихся, правильность моделирования, подготовленность ткани к раскрою.

Оценка  выполненой работу. Самостоятельная работа в парах.

Работа с оценочными листами.

Систематизация имеющиеся у учащихся знания.

Тест по пройдённому материалу (карточка 1).

Какое было домашнее задание? (выкройки). Как удобнее его проверить.? Как оцените работу, по каким критериям?

Разбейтесь на пары, поменяйтесь выкройками и проверьте соответствие их задуманной модели и все конструктивные линии, которые должны быть отмечены на выкройке? Почему необходим соответствующий контроль?

Как удобнее оценить  работу своей пары (в личном оценочном листе).

Кто закончит, выполняет индивидуально тестовую работу по предшествующему разделу. Какие трудности возникли? На какой вопрос вы не смогли ответить (раскрой- это)? Почему? Как будем оценивать  свою работу (балл за каждый правильный ответ)? Как будем проверять?

Поменяйтесь работами –проверьте, оцените своего товарища, запишите в лист оценки.

С какой целью вы выполняли эту работу?

Для чего необходимы эти знания?

Какие сделали выводы? Пригодятся ли эти знания и где?

Самостоятельная работа.

Регулятивная:Взаимоконтроль подготовленных выкроек, соответствие выкроек модели.Оценивание результата.

Тестовая работа. Коммуникативная:умение слушать, участвовать в обсуждении. Формулировка критериев оценивания теста. Оценивание результата.

Познавательная: обсуждение и уточнение ранее изученного.

Личностная:оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коммуникативные:Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

3.Мотивационно-целевой этап.

(Целеполагание и постановка задач)

Заполнение карточки компетенций.

Работа с планом. Презентация.

На какой вопрос теста  вы не знали ответа? Какая цель  встаёт перед вами? Как сформулируем тему урока? Чему же вы должны научиться на сегодняшнем уроке?

Запишите.

Можем ли мы сразу приступить к достижению цели урока?

Почему?

Откройте карточку компетенций, отметьте свою компетенцию в данном вопросе (не умею, умею, могу научить)

На каком уровне ваши компетенции?

У кого выше к. чем у других будут моими помощниками.

Какая цель стоит перед вами?

Что необходимо для решения этой цели?

Задайте вопросы , что необходимо знать , для того чтобы раскроить изделие?

Где мы можем найти ответы на эти вопросы?

Для чего нам необходимо ответить на эти вопросы?

Каков  план ваших действий на этом уроке.Какие задачи надо реализовать для достижения цели? При каких условиях можем реализовать задачу? Что знаем, что надо ещё узнать? Какимиспособами мы её можем достичь?

Познавательная: самостоятельное создание способов решения проблемной задачи.

выделение сознание того что уже усвоено и еще предстоит усвоить. Работа с текстом.

Регулятивная:

Составление плана действий, рефлексия.

Коммуникативная:

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

 

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

умение  регулировать свои действия, осознание цели этапа.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:умениевзаимодействовать в коллективе.

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

4.Изучение нового материала. Актуализация опорных знаний.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания; инструменты  для раскроя. Научить правилам правильной последовательности раскроя.

Работа с учебником.

Предлагает учащимся изучить параграф 17 учебника. Учебник стр. 108 (52-53)

Обсуждение изученного. Работа с терминами.

Запись в тетрадь.

 Работа в группах (составление технологической карты).

Карточка 2

Физ- минутка

Откройте учебник . ознакомьтесь с информацией. Как можно зафиксировать полученную информацию.

Что такое раскрой?(Раскрой - это процесс получения деталей кроя путем их выкраивания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы). Запишите.

   Какие знания ещё необходимы?

Давайте вспомним свойства нитей  основы и нити утка. Как  определить лицевуюстороны в ткани?Декатировать – это…

       В какой последовательности вы будете производить раскрой изделия?

Перед вами карточки  операций необходимых  для  раскроя изделия, расположите в правильном порядке.как будем работать? Какие правила работы в группе?  Сравните с образцом.

Оцените свою работу жестом. Запишите в тетрадь.

    Для чего нам необходимо знать последовательность действий? Какие ошибки или трудности могут возникнуть?

Какая задача стояла на этом этапе урока? Мы достигли её? Каковы ваши последующие действия?

На сколько этапов можно распределить выполнение работ по раскрою? Перечислите …

1.Подготовка ткани к раскрою. 2. Раскладка деталей выкройки на ткани. 3.  Раскрой фартука. Что включает каждый этап? Какие инструменты и приспособления необходимы?

Мы достигли поставленной задачи?

А что ещё необходимо сделать? Какая задача следующая?При каких условиях можем реализовать задачу?

Что ещё необходимо вспомнить? (тб)

Познавательная:

Работа с текстом, составление алгоритм подготовки ткани к раскрою,формулирование познавательной цели;

поиск и выделение информации;

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Регулятивная:

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Коммуникативная:Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Познавательная: поиск и выделение необходимой информации.умение выделять необходимую  информацию; умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.Конспектирование.умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование

Регулятивные: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Коммуникативные:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

5.Практическая работа.

«Раскладка лекал деталей фартука с нагрудником на ткани и раскрой»

(варианты: фартуки, накидка на стул, салфетка)

Проводит инструктаж учащихся по работе «Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука.»; повторение правил ТБО при работе с колющими, режущими инструментами.

Предлагается учащимся в парах выполнить задание « раскладывание выкройки на ткани», пр.р.№ 10

Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать? Как будем работать? Какие правила взаимодействия  в паре? Какая цель? На что особо обратить внимание?

Кто справился быстрее выполняет пр.р.№ 10 (выкраивает детали для образцов швов)

Коммуникативная: умение работать в парах. Прислушиваться к мнению других.

Познавательная: самостоятельное решение учебной задачи.

раскладка выкройки на ткани.Регулятивная: контроль операций с алгоритмом.

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные:

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.  

6.Рефлексивно-оценочный этап.

Закрепление пройденного материала.

Коррекция выполнения практической части. Рефлексия. Работа с оценочными листами и карточками компетенций (карточка 3,4)

  1. Устный опрос:  тест с  использованием интерактивной доски  или работа с раздаточным  тестом по двум вариантам.
  2. результат в конце урока при подведении итогов.
  3. Карточка 5

Какие трудности возникли? Почему? Справились ли с заданием? Каким образом выполняли работу? Чему научились? Вставьте пропущенные  слова в тесте.

Достигли цели урока? По каким критериям оцените свою работу? Оцените в листе оценки. Сделайте пометку в карточках компетенций. Какова высшая компетенция? Кто её достиг? Как оценили свою работу на уроке?

Регулятивная: оценка результатов работы, осуществление рефлексии.Коммуникативная: выслушивание мнение других.

Личностные: Объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учёбе.

Регулятивная: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонам с целью обнаружения отклонений; коррекция в случае расхождения эталона.

7. Итог урока

Подведение итога урока, делаются необходимые замечания, оценка работ учащихся.

Какова тема урока? Какая цель стояла? Поднимите руки, кто справился и гордится собой. Оцените себя жестом.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Коммуникативная: владение диалогической формой речи.

8. Д.з

Предлагается д/з: подготовить пословицы, поговорки о труде портного, подготовить иглу, нитки, ножницы

Вспомните  терминологию (сметать, стачать,  разутюжить, отутюжить, обтачать).Принести необходимое для обработки деталей кроя.

Приложение.

Тест на изучение знаний по разделу «Конструирование, моделирование»

Карточка 1

1. При снятии мерок записывают в половинном размере величины:

  1. Ди;
  2. Ст;
  3. Сб;

2. Мерки снимают с:

  1. Правой стороны фигуры;
  2. Левой стороны фигуры.

3. Измерение мерки «Полуобхват талии» выполняют следующим образом:

  1. Горизонтально сзади на уровне талии между наиболее вдавленными точками на боковой  поверхности туловища;
  2. Горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии на полном выдохе.

4. Мерку Сб нужна на чертеже для:

  1. Определения длины изделия;
  2. Определения ширины изделия.

5. Моделирование – это:

  1. Выполнение расчета и построения чертежей деталей швейного изделия;
  2. Создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки;
  3. Построение чертежей деталей швейных изделий;

6. Выберите из перечисленных операций ненужное для подготовки выкройки к раскрою:

  1. Указать название деталей;
  2. Написать фасонные линии;
  3. Указать количество деталей;
  4. Указать дефекты ткани;
  5. Указать направление долевой нити;
  6. Указать припуски на швы;
  7. Указать названия линий.

7. Укажите признаки, по которым нельзя  определить нить основы:

  1. По звуку;
  2. По ворсу;
  3. По кромке;
  4. По растяжению;
  5. По качеству отделки

8. Лицевая сторона ткани имеет:

  1. Яркий рисунок;
  2. Концы ниток;
  3. Длинный ворс;
  4. Бледный рисунок.

9.Стрелка           на листе выкроек означает:

  1. Направление долевой нити:
  2. Направление поперечной нити.

9.Раскрой - это …

Карточка № 2

Практическая работа.

Определи правильную  последовательность    работы по раскрою изделия, подпиши цифрами:

Выяви дефекты ткани.

Определи лицевую и изнаночную стороны ткани.

Определи направление нити основы в ткани.

Проутюжь ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы.

Сложи ткань для раскроя на рабочем столе так, чтобы линия сгиба ткани совпадала с направлением долевой нити ткани. Ткань сколоть.

Разложи и приколи булавками выкройки деталей фартука к ткани.

Обведи контуры лекал деталей фартука и наметь припуски на швы.

Сделай контрольную проверку.

Раскрои фартук.

Самоконтроль: проверить правильность нанесения контурных линий.Проверить количество деталей.Проверить правильность выполнения припусков.

Карточка № 5. Тест на обобщение знаний  «Раскрой»

Добавь слово.

Раскладывая выкройки на ткани, учитываем направление ……нити, ……., ворс.

Вначале раскладывают все ……. детали.

Контур выкройки обводят……… линией.

Припуски на швы обводят ……...линией.

2. Раскрой – это:

  1. Вырезание бумажных деталей швейного  изделия, полученных в соответствии с чертежом.
  2. Процесс получения тканевых деталей путем из вырезания из куска ткани.
  3. Процесс получения деталей кроя путем их выкраивания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы..

3. При раскрое изделия необходимо учитывать:

  1. Направление рисунка на  ткани;
  2. Направление долевой нити;
  3. Ширину ткани;
  4. Направление поперечной нити;
  5. Величину припусков на швы.

4. Укажите правильную последовательность технологических операций при раскладке   выкройки на ткани:

А)  разложить мелкие детали;

Б) разложить крупные детали;

В)  сколоть ткань булавками;

Г)  приколоть мелкие детали;

Д)  приколоть крупные детали;

Е) определить  лицевую сторону ткани;

Ж) нанести контрольные линии и точки;

З) разметить  припуски на обработку;

И) обвести детали по контуру;

К) определить направление долевой нити.

Карточка № 3

Тема урока

Низкий уровень  компетенций: я знаю, что…

Средний уровень компетенций: я умею…

Высокий уровень компетенции: я могу научить другого…


Карточка № 4

        Оценочный лист

                      -------------------------------ученицы

Дата

Готовность к уроку

Домашняя работа

Дополнительное задание

Повторение материала(тесты)

Практическая работа.

Итоговая оценка

Карточка 5. Оценочный лист для учителя.

 

Планируемые результаты

Фамилия и имя ученика

 

 

Предметные,

max – 5 б

 

Соблюдение правил техники безопасности

 

 

 

Владение инструментами для ручных работ

 

 

 

Аккуратность

 

 

 

 

Овладение технологией выполнения раскроя

 

 

 

Использование раннее полученных умений  при раскрое

 

 

 

Регулятивные,

max – 4*2=8 б

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

 

 

 

Определение правильной последовательности алгоритма выполнения раскроя

 

 

 

Формулировать и удерживать учебную задачу

 

 

 

Умение работать с информацией предложенной в технологической карте и в учебнике

 

 

 

Умение проводить контроль и оценку деятельности

Познавательные,

max – 3*2=6 б

Знание терминологии и теоретического материала

 

 

 

Знание правил безопасного труда

 

 

 

Выбор наиболее правильных  способов решения задачи

 

 

 

Коммуникативные,

mах – 2 б

Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, умение работать в группе, паре, взаимодействие с учителем, умение отстаивать свою току зрения.

 

 

 

 Итого

max – 21б

 

 

 

 

Личностные результаты:  

  - испытывать потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.

  - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Оценив работу в баллах, переводим их в уровни сформированности учебной деятельности, что особенно важно на занятиях по учебной и внеурочной  деятельности, где отметки иногда  не ставим, но должны оценить достижения каждого ребенка.

Вариант оценивания:10-13 б – низкий уровень сформированности УУД ; оценка «3» .  14-17 б – средний уровень сформированности УУД; оценка «4» .   18-21 б – высокий уровень сформированности УУД; оценка «5»                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Раскрой плечевой одежды. 6 класс

Технологическая карта урока составлена по теме "Раскрой плечевой одежды" для 6 класса в соответсвии с УМК Н.В.Синица, В.Д Симоненко...

составление технологической карты урока "Моделирование фартука"

презентация на тему технологическая карта урока...

Технологическая карта урока «Раскрой фартука».

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука на ткани...

Технологическая карта урока "Моделирование фартука".

Цель урока: Дать представление о моделировании швейных изделий, обучить приёмам моделирования на примере фартука, ознакомить с различными видами отделки, познакомить учащихся с профессией "х...

технологическая карта урока "Снятие мерок для изготовления фартука"

Учащиеся познакомятся с историей создания фартука, видами фартуков; ознакомятся с правилами снятия мерок; соблюдению правил безопасного труда; научатся самостоятельно снимать мерки....