Технология изготовления ткани. 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Дынер Инна Михайловна

Раздел : "Создание изделий из текстильных материалов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_izgotovleniya_tkani.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО педагога: Дынер Инна Михайловна

Наименование ОУ: МКОУ «Борисоглебская средняя школа» _

Предмет: « Технология»

Класс: 5

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема урока: «Технология изготовления ткани»

        Базовый учебник: Н.В. Синица. П.С. Самородский.Технология 5 класс. Универсальная линия. Алгоритм успеха. Издательство «Вента – Граф» 2015 г

        Дополнительная литература:  Н.В. Синица. П.С. Самородский Технология. Методическое пособие. «Вента – Граф» 2014 г.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания; 

Деятельностная цель: (формирование способности обучающихся к новому способу действия; формирование  у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.); формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному  с построением структуры изученных понятий и алгоритмов; формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: Формирование основ экологической культуры, целостного мировоззрения на развитие науки и техники.

Регулятивные действия: Приобретение опыта проведения исследований, определения долевой нити в ткани лицевой стороны в ткани, распознавание хлопчатобумажных и льняных тканей.

Познавательные действия: общее представление о технологии производства тканей (прядильном, ткацком и отделочном производстве), о физических, эргономических, эстетических и эргономических свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей. Практическое усвоение основ опытно – исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов.

Коммуникативные действия:  Объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований. Определение лицевой и изнаночной стороны тканей по рисунку, по качеству ворсинок, по диагональному рубчику, по блеску.

Формы работы учащихся: индивидуальная.

Интерактивная форма обучения: индивидуальная (выполнение практических заданий).

Необходимое  оборудование:  Модель ткацкого станка, макеты ткацких переплетений, коллекция тканей, коллекции волокон хлопка и льна, коллекции швейных ниток и тесьмы; видеоматериалы,; ЭОР и информационно – технологические материалы; учебник, рабочая тетрадь, ПК.

Ход урока.

1. Проблематизация. Запуск творческого проекта по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

- Выяснить у учеников, что необходимо знать, чтобы выполнить творческий проект:  (производство и свойство текстильных материалов, научиться делать выкройки, шить вручную и на машине)

- Рассказать ученикам какие функции выполняет одежда, на какие группы она делится.

-Продемонстрировать модели – аналоги проектных швейных работ, банк творческих проектов по данной теме.

- Пояснить. Что одним из условий создания хорошей модели одежды является правильный выбор ткани. Чтобы правильно подобрать  ткань, нужно знать виды тканей, их свойства и технологию производства.

2. Введение нового материала

Актуализировать деятельность учащихся с помощью вопросов:

- Как в старину из волокон получали нить? Каким образом это делают сейчас?

- Назовите машину, которая производит ткань?

- Каким образом нити в ткани могут переплетаться между собой? Как называются ткацкие переплетения?

Рассказ учителя.

Производство ткани – сложный процесс, состоящий из трёх отдельных этапов: прядения, ткачества и отделки.

Рассмотрим каждый этап.

Показ коллекции стадий производства хлопка и льна от волокна до ткани.

Демонстрация видеофильма о современном ткацком прядильном производстве.(www./ /youtube.com/. )

Знакомство с профессией оператор прядильного производства.

Знакомство с макетом ткацкого станка, и процессом получения ткани на этом станке. Определение нитей основы на станке, нитей утка. Их характеристика и различие.

Знакомство с макетами ткацких переплетений полученных на модели ткацкого станка. Введение понятия «раппорт» по макетам переплетений и рис.75  учебника.

Ткань, снятая со станка называется суровой. Чтобы приобрести привлекательный вид и определённые свойства, она проходит дальнейшую обработку в отделочном цехе ткацкой фабрики. После этого она может стать отбелённой, гладкокрашенной, набивной. Если ткань ткали из окрашенных нитей, она называется пестротканой.

При раскрое ткани и пошиве изделия очень важно учитывать направление долевой нити, ведь от этого зависит внешний вид изделия.

Предложить детям по лоскутам ткани попробовать определить направление долевой  нити и нитей утка.

Научить школьников определять лицевую и изнаночную сторону тканей:

- Как вы отличаете лицевую и изнаночную сторону своей одежды? (по шву, цвету)

- А ещё можно рассмотреть наличие узелков, ворсинок, блеск, ворс.

3. Первичное закрепление знаний и обратная связь по теме «Технология изготовления ткани». Самоанализ и самоконтроль.

Осуществляется в процессе выполнения заданий 1 – 3 (с.49, 50 рабочей тетради) и  лабораторно – практических работ №9 «Определение направления долевой нити в ткани» и №10 «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани» в учебнике. Для этого ученикам необходимо раздать образцы ткани, толстую иглу, лупу и портновский мел.

Перед началом работы необходимо обсудить порядок выполнения и объяснить , как оценивается работа. Например, за правильное определение долевой нити на лоскутке без кромки ученик получает 1 балл, за неправильное – 0 баллов, за аккуратность вырезания и наклеивания образцов – 1 балл и т.д.

Перед выполнением лабораторно – практической работы №10 необходимо подготовить для каждого школьника по четыре лоскутка ткани 6Х4 см следующих видов: набивной, гладкокрашенной, атласного и саржевого переплетения.  В ходе выполнения работы учащиеся разрежут их пополам и приклеят их в соответствующие ячейки рабочей тетради (коллекция 1).

4. Закрепление пройденного материала.

 Найти в Интернете, какие инструменты и приспособления применяли в старину для создания пряжи и ткани.

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Выполнить задание рабочей тетради стр.50. «Проверь себя»

6. Рефлексия.

-Ответы на контрольные вопросы параграфа 16.

-Обсуждение результатов выполнения лабораторно – практических работ № 9 и №10.

7. Итог.

Отметить лучшие результаты и сделать выводы по изученному материалу.

8. Домашнее задание.

Начать составлять коллекцию тканей в рабочей тетради приложение2 и 3 (с.89)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.

Опубликовано "Когда работаешь творчески... Сборник уроков учителей Москвы и Смоленска: Учебно-методическое пособие. - Москва-Смоленск: ГОУ ДПОС "Смоленский областной институт усовершенствования учител...

урок технологии в 5 классе "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья"

Урок технологии для девочек 5 класса  по теме "Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья" с презентацией...

Открытый урок-путешествие по технологии в 5 классе по теме: "Технология изготовления швейного изделия" (фартук).

Данный урок проводится для закрепления , изученного материала по теме : "Технология изготовления фартука". На уроке повторяются и проверяются  следующие умения и навыки: необходимые мерки дл...

Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука ткани."

Урок  технологии по ФГОС 2 поколения по теме: " Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскдадка лекала фартука." Формирует универсально-учебные действия, имеет практическую направленность....

Урок по технологии . Тема " Печворк. Технология изготовления прихватки из лоскутков" 5 класс

интересный урок пот теме " Печворк". Технология изготовления прихватки из лоскутков"...

Методическая разработка урока в разделе "Технология обработки ткани" . Технология обработки накладного кармана. 5 класс.

Разработка конспекта урока основной задачей которого является ознакомить с познавательными сведениями об истории карманов, их значении в современной одежде, видами карманов, с технологией обработки на...