Разработка урока для учащихся 8 класса по теме: "Декорирование деревянных предметов"
план-конспект занятия по технологии (8 класс) на тему

Лазовская Ольга Алексеевна

Разработка урока для учащихся 8 класса может использоваться при изучении раздела "Художественные ремесла" программы "Технология. Технологии ведения дома". В разработке урока представлен материал по декорированию деревянных изделий в технике декупажа. Цель данного материала способствовать формированию технологических умений учащихся по отделке изделий в технике декупажа, создать условия для формирования у обучающихся уважения к людям рабочих профессий.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лазовская Ольга Алексеевна – учитель технологии МБОУ СОШ № 40 г. Белгорода

Разработка урока  для учащихся 8 класса

 по разделу «Художественные ремесла»

                                                                                                                         

Тема: Декорирование деревянных предметов.

Цель: Закрепить знания  по креплению отделочных материалов на деревянные поверхности,  способствовать формированию технологических умений отделки изделий из дерева, общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.

Задачи:

        образовательная – способствовать формированию знаний о способах  крепления отделочных  материалов, умений выполнять отделку изделий  в технике «декупаж» и самоклеящейся  пленкой.    

        Развивающая  -  создать условия для развития интереса к выполнению отделочных  работ по дереву, творческого мышления;

        воспитательная – способствовать  воспитанию уважения к людям строительных профессий, аккуратности и терпения.

         

Тип урока: Комбинированный

Оснащение: Презентация «Декупаж»,  образцы изделий, выполненных в технике декупирования,  деревянные изделия,  кисти, клей для декупажа, ножницы, трехслойные салфетки.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, практические, самостоятельная работа.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность обучающихся к уроку (наличие формы, инструментов и материалов для работы)

2. Актуализация знаний.

        Закрепление знаний, полученных ранее. Повторение материала прошлых уроков и ТБ в форме беседы. Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- Тема нашего сегодняшнего урока: Декорирование деревянных предметов.

- Подскажите, какова цель урока?

П.О. Ознакомиться с технологией отделки деревянных изделий в технике “Декупаж”,  научиться простейшим приёмам салфеточной техники.

- Верно. А что нам необходимо для этого знать?

- П.О. Историю возникновения и развития техники, ее   применение в интерьере. Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы, ответьте на несколько вопросов:

1. Какие виды прикладного творчества мы уже изучили? (вышивка, вязание спицами и крючком, трафаретная  роспись).

2. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний очаг уютнее и красивее).

3. Какие предметы можно декорировать? (посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для фотографий, шкатулки и др.)

3. Усвоение новых знаний. (20 мин.)

Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.

План объяснения:

1. Исторические сведения о технике “декупаж”

2. Определение слова "декупаж"

3. Применение техники в современном интерьере

4. Основы "декупажа"

5. Материалы и аксессуары.

- Сегодня на уроке вы начнете знакомство с еще одним видом прикладного творчества – "декупаж". Это очень интересная техника. Надеюсь, вам понравится.

- Записываем новую тему (уч-ся записывают тему урока в тетрадь).

1. Из истории

Декупаж как форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал самым благоприятным для развития техники декупаж и других рукоделий с использованием бумаги.

«Декупаж» – французкое слово, означает «вырезать». Это искусство украшать вырезками из бумаги поверхность, изображая какую-либо сцену или историю. В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. В Англии декупаж носил название япанинг, поскольку подражал работам японских и китайских мастеров, что привозились в Европу в XVIII веке. Декупаж в том виде, в каком мы его знаем сейчас, стали делать краснодеревщики, желая сделать более дешёвые копии предметов, поставляемых из Китая и Японии, которые пользовались в то время огромной популярностью. Декупажированные вещи (в основном мебель) окрашивались однотонной краской, а затем украшались вырезками из гравюр. Наклеенные картинки покрывались краской или позолотой, затем вся поверхность покрывалась лаком. Мебель, украшенная таким образом, издалека выглядит как расписная, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что это декупаж. Чаще всего так украшали комоды.

В XVIII веке любое путешествие было делом длительным, и, как правило, гости приезжали не на день или несколько дней, а оставались на недели или даже месяцы. И тут перед хозяевами вставал вопрос, чем развлекать гостей. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. Искусство украшения альбомов стало естественным продолжением шитья и прочего рукоделия, и было очень популярно в Англии и Европе в целом. В Италии чаще всего декорировали письменные столы.

        Искусство декорирования мебели возникло в Венеции. Тонкие узоры, плетения, воздушные золотые нити – всё это использовалось в венецианской мебели. По мере роста популярности декупаж распространился и во Францию. И говорили, что Мария Антуанетта и придворные дамы настолько увлечены декупажем, что разрежут всё, что попадётся им на глаза. Поговаривали, что даже работы Буше и Ватто не избежали ножниц этих леди. Французкий декупаж был замысловатый и изящный. Он отражал причудливый, странный и декоративный характер французской мебели того периода. Обычно использовались цветы, бабочки, птички, музыкальные инструменты и венки.  Королева Виктория не только сама увлеклась декупажем, но и стала коллекционировать декупажные работы других авторов. В эпоху Викторианства следящие за модой юные девушки часто декорировали ширмы, входящие в их приданное. Мода на декупаж в Англии исчезла с началом Первой мировой войны. Во Франции она прекратила своё существование после революции, в то время как в Венеции, колыбели декупажного искусства, по разным источникам работы делались до вхождения Наполеона в город. Декупаж в США В 1730 году был популярен в американских колониях. Картинки приклеивали на мебель, раскрашивали и покрывали лаком.

Немцы использовали рельефные рисунки детей. Эти выдавленные мотивы для вырезания и изобретены были сами германцами и они имели превосходное качество. Норвежский декупаж был полностью посвящён мифологии. Польские декупажисты использовали блеск и сияние. Обычно в дизайне использовали красочную и блестящую бумагу. Мексиканский декупаж яркий и многоцветный. Его используют для декорации праздничных украшений. В общем техника декупажа мало чем отличается от той, что использовалась в XVII веке в Венеции.

Беседа с уч-ся.

-  Когда появилась техника "Декупаж" и в какой стране? (17 век Венеция)

- Как с французского языка переводится слово "декупаж"? (вырезать)

- Что можно украшать в технике "декупаж"?

Молодцы.

- Запишите в тетради время и место появления техники "декупаж".

        2. Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.

Окончив изучение этой техники, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое, многое другое насколько позволяет вам ваша фантазия.

- Запишите определение "декупаж" в тетрадь.

3. Основы "декупажа"

        Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.

4. Материалы и аксессуары. 

Для работы в технике "Декупаж" используются:

1. Основа – предмет, который декорируется.

2. Декупажные карты. Бумага для декупажа - получила в нашей стране название "декупажная карта". Она бывает разной плотности, разного размера. Выбор декупажной карты зависит от техники декупажа. Вместо декупажных карт так же можно использовать рисовую бумагу.

3. Салфетки для Декупажа. Из трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной слой. Этот тонкий слой накладывают на поверхность заготовки и наносят мягкой кистью средство для декупажа.

5. Самые необходимые инструменты для декупажа - очень острые небольшие ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов). Для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).

6. Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2 см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.

7. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются акриловыми красками

8. Для приклеивания вырезанных элементов к основе используется: 

- спец. клеи для декупажа (или клей ПВА (разбавленный или неразбавленный)).

9. Для конечного завершения работы используется акриловый лак. Есть специальные акриловые художественные лаки, но они очень дорогие. А, поскольку  лаком надо покрывать изделия много раз, то мы воспользуемся строительным.

10. Кракелюрный монолак.

Этим лаком можно добиться эффекта старения. Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин. В декупаже кракелюры создаются при помощи специальных кракелюрных лаков. Они могут быть одно — и двухкомпонентными, то есть состоять из одного или двух флаконов с разными составами. В использовании каждого состава есть свои тонкости.

4. Вводный инструктаж.

А) Повторение правил Т.Б при работе с ножницами, клеем и лаком.

(опрос учащихся).

Б) Выполнение показа трудовых действий.

5. Практическая работа  «Декорирование деревянных изделий»

Учащиеся основываясь на инструкционную карту и презентацию оформляют деревянное изделие   в технике "декупаж". Выполняют 1-й этап – приклеивание салфетки к изделию.

2-й этап – декорирование готовой рамки акриловыми красками (прорисовка дополнительных элементов – на следующем уроке)

3-й этап – покрытые готовой рамки лаком (на последующих уроках).

Во время практической работы учитель наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает. По окончании выполнения работы, учащиеся заполняют оценочный лист.

Физкультминутка

Раз – присели, два – привстали,

Три – руками помахали,

На четыре - скок да скок.

Пять – продолжим наш урок.

6.  Подведение итогов урока

Выставка работ. Выставление оценок учащимся с комментарием.

7. Закрепление и обобщение темы урока. Кроссворд. _        

А теперь, подводя итог урока,  давайте разгадаем кроссворд:

 Вопросы:

1. Для декорирования нужна…

2. Мотив картинки  - это…

3. Жидкость для скрепления…

4. Инструмент для вырезания…

5. Предмет для нанесения клея…

6. Каким лаком можно добиться эффекта старения?

7. Готовое изделие – разделочная …

8. Заключительная часть.

- Домашнее задание на следующем уроке мы продолжим декорировать наши изделия (дорисуем элементы акрилом), поэтому подготовить акриловые краски,  кисть, изделие.

- Рефлексия  - закончите предложение

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился(сь)…

- меня удивило…

- мне захотелось…

- Уборка рабочих мест.

- Всем спасибо за урок, до свидания (уход детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА

разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....

авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА

разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....

авторские разработки уроков для 6 класса по предмету МУЗЫКА

разработки уроков для учащихся 6 классов с позиции временного отношения к музыке :музыка прошлого настоящего и будущего ....

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Мастер-класс на тему: " Декорирование тарелки в технике "декупаж"

Мастер-класс рекомендован педагогам дополнительного образования, учителям технологии....

МАСТЕР-КЛАСС ПО теме: ДЕКОРИРОВАНИЕ открытки в технике скрапбукинг

Скрапбукинг - вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных альбомов....