Основные направления коррекционной работы на уроках слесарного дела.
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

В данном материале изложены основные направления коррекционной работы на уроках слесарного дела, которые я использую в своей работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционной работы на уроках слесарного дела

Целью коррекционной работы учителя  по слесарному делу в коррекционном учреждении является формирование доступных для данной категории обучающихся знаний, умений и навыков  посредством своевременного оказания помощи.

Несомненно, вопросы  коррекции  учителем решаются в единстве процессов обучения и воспитания с учетом индивидуального и дифференцированного  подхода к обучающимся.

При организации коррекционной работы по слесарному делу, учителю следует помнить высказывания Л.С.Выготского о «зонах ближайшего развития». Их суть состоит в следующем: нельзя оценивать возможности ребенка только по тому, что он в состоянии сделать сам. Главное, какие задачи он может решить в сотрудничестве со взрослым. Педагогу необходимо опираться на усвоенные ранее знания и умения учащихся, а на следующем этапе расширить и обогащать эти знания. Учителю стоит обращать внимание на то, как ребенок самостоятельно использует  знания, которые освоил.

Учителю по слесарному делу особенно важно учитывать в своей работе принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству работы. Учителю стоит изучить особенности каждого ученика. Порой не всегда быстро удается выяснить причину, почему ребенок не усвоил тот или иной материал. А для этого нужны постоянные наблюдения и  анализ действий детей. Путем упрощения  или усложнения задания, выбора наиболее оптимального объема теоретического и практического материала для усвоения на одном занятии, учета индивидуальных особенностей по темпу и умениям выполнение задания каждым учащимся (а от этого зависит и распределение учащихся по рабочим местам или приближение их к месту работы учителя) можно практически осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.

Индивидуальный подход на занятиях по слесарному делу необходим для того, чтобы привести всех учащихся к единому темпу и ритму работы и добиться усвоения каждым из них учебного материала. А для этого используются различные приемы и методы.

  1. Требования к учащимся в процессе занятия должны быть различными в зависимости  от психофизиологических особенностей каждого ученика. Ребёнку психопатического поведения учитель объясняет спокойно, но строго. Порой задание может быть дано в форме приказа.
  2. Следует использовать различные дидактические приёмы и методы в процессе формирования умений. Наряду с вербальными методами использую и наглядный -  образцы, рисунки, эскизы, чертежи, инструкционные, предметные и индивидуальные технологические карты.
  3. Практическую работу учащихся следует контролировать, применяя принцип максимального расчленения, т.е. после выполнения одной операции ученик должен показать работу учителю, который анализирует качество выполненной работы и объясняет ученику недостатки в его работе и способы их устранения. Затем ученик приступает к выполнению следующей операции. Нужно постепенно приучать детей самостоятельно контролировать и оценивать свою работу.
  4. Необходимо учитывать различный темп выполнения задания учащимися. Так, эпилептики педантичны, аккуратны, переживают за оценку. Поэтому им желательно начать выполнение работы раньше других. Им можно сократить объём практической работы. И наоборот, тем, кто быстро и хорошо справляется с заданием, можно несколько увеличить объём работы или предложить помочь другим детям.

Важным коррекционным требованием к содержанию уроков слесарного дела является доступность для учащихся, того или иного вида труда  по физическим нагрузкам, темпу работы, общему воздействию на физическое состояние. Поэтому учитель трудового обучения должен определять дозировку трудовых нагрузок, объём учебного материала, необходимого для усвоения на данном занятии, предусматривать смену различных видов деятельности школьников, чтобы предотвратить утомляемость.  

Для выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, обучающийся обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:

  1. Усвоение (осознание) цели работы;
  2. Усвоение порядка операций, необходимых для изготовления изделия;
  3. Умение проводить оценку своей работы.

Обучение слесарному делу развивает у обучающихся мышление, память, внимание, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику мышц пальцев рук.

1. Развитие памяти и мышления:

- тематические кроссворды при изучении тем: разметка, опиливание, рубка металла, разрезание металла и др.;

- тематические упражнения (например: « Часть от целого». Учитель называет и показывает инструмент, а ученики рассказываю из каких частей состоит данный инструмент или « Угадай инструмент» - учитель показывает инструмент, а ученики говорят как он называется и для чего служит.

- карточки-задания (например: вставь в текст пропущенные слова ( Разметкой называется …….операция, при которой с помощью ……….инструментов на поверхность заготовки наносятся границы будущей детали); или На пересечении вопросов и правильного ответа поставь знак «+).

- задание: Собери пословицы из частей «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбца подбери окончание из правого столбца.

За двумя зайцами погонишься,

а конец близок

Взявши за гуж,

 как его малюют

Как волка не корми,

будешь дуть на воду

Не говори «гоп»,

а он все в лес глядит

Обжегшись на молоке,

не говори, что не дюж

Не так страшен черт,

пока не перепрыгнешь

Курочка по зернышку клюет

люби и саночки возить

Готовь сани летом,

а телегу зимой

Любишь кататься,

 ни одного не поймаешь

Сколько веревочке не виться.

да не укусишь

Близок локоть,

да сыта бывает

-   Учащиеся должны дать общее понятие из набора слов.

 А) станина, фартук, суппорт, коробка скоростей, передняя бабка, задняя бабка, коробка подач.

        (устройство токарного станка)

Б) основание , станина, хобот, поперечные салазки, консоль, механизм подач, коробка скоростей.

        (устройство фрезерного станка)

В) основание , стол, колонка, рукоятка, эл.двигатель, шпиндель, шпиндельная бабка, шкивы, ограждение.

        (устройство сверлильного станка)

Г) основание, подвижная губка, неподвижная губка, винт, рукоятка.

        (устройство тисков)

- Записать как можно больше слов относящихся, например, к теме «Сверление»:

         Например: сверло, канавки , режущие кромки и т.д.

- Классификация.

Даны пять словарных слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое – лишнее.

Например: - шпиндель, суппорт, резцедержатель, фартук, консоль.

                - хобот, поперечные салазки, консоль, фреза, колонка.

        Заполни пропущенные буквы.

Даны словарные слова с пропущенными буквами. Например:

        - ч…р…и…к…(чертилка), н…ж…в…а…(ножовка) и т. д

        2. Развитие мелкой моторики кистей рук:

- при выполнении упражнений и зданий по изготовлений изделий по темам: работа с проволокой, разметка, опиливание, разрезание металла, рубка металла и др;

3. Развитие внимания и зрительного восприятия:

- при обучении различать геометрические формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, окружность и т.д.);

- воссоздавать целостное изображение предмета по образцу ( работа с образцами изделий);

- сравнение и выкладывание по линейке трафаретов различных форм и размеров;

- при выполнении упражнений (например, дается рисунок станка – учащиеся подписывают название частей станка):

        -  восприятие величины предметов

Предлагаются определить на глаз размер линий, предметов.

-  найди 10 различий (объем восприятия)

Предлагаются два одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями.

Показывать в течение одной минуты, затем рисунки убрать. Написать на листе бумаги все найденные различия.

          - исправь ошибку

а) предлагаются словарные слова по теме с ошибками;

б) предлагается эскиз изделия и описание его  с ошибкой.

4. Формирование пространственной ориентировки:

- ориентировка а задании по чертежу и образцу изделия;

- составление технологической карты на изделия используя разрезные слова

5. Формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка:

- рисование слесарного инструмента по описанию;

- чтение чертежей на изделие;

- чтение технологических карт на изделие;

 - игра “Измеряем на глазок”

применяется мной для развития восприятия величины предмета. Хороший глазомер очень важен при изготовлении изделий и игра способствует его развитию. Для развития глазомера применяю фронтальный показ карточки, измерения на глаз размера кабинета, доски и т.д.

-  игра “Опиши предмет в комнате”.

Учащийся словесно описывает предмет, а остальные должны отгадать, что она описывает. Эта игра способствует развитию наблюдательности и образного восприятия.

-  графический диктант.

 Диктую ученикам: “2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх”. После выполнения всех указаний у учеников получается какая-либо геометрическая фигура, контур детали изделия.

На протяжении занятия слежу за изменениями, происходящими у обучающихся, чтобы своевременно выявить слабые стороны у них и в нужный момент оказать им помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Доклад на областном семинаре "Основные направления коррекционной работы по развитию познавательной стороны речи у детей с ТНР".

Основной задачей коррекционной работы в нашей школе является: научить детей правильно и связно выражать свои мысли, уметь поддерживать диалог, чувствовать себя уверенными в речевом поведении....

Основные направления коррекционной работы

Основные формы деятельности логопедической работы для детей с ОНР....

Презентация "Основные направления коррекционной работы на уроках при обучении детей с умственной отсталостью "

Методические рекомендации "Основные направления коррекционной работы на уроках при обучении детей с умственной отсталостью "...