Использование групповых технологий в предметной области «Технология»
статья по технологии на тему

Колмогорцева Ирина Николаевна

Групповые технологии обучения, которые я применяю на урока, позволяют решать комплекс задач и, прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_tehnologii.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование групповых технологий

в предметной области «Технология»

“Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется, в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися”. В.А. Сухомлинский

В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т. е. развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Если коротко сформулировать задачу, которую учащийся должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!

Современный человек должен уметь быстро ориентироваться в пространстве, быстро создать команду или войти в неё, то есть быть компетентным, прежде всего в плане общения. Задачей школы сегодня является воспитание личности, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Групповые технологии обучения, которые я применяю на урока, позволяют решать комплекс задач и, прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. Конечные цели групповой формы работы это:

  • образовательная – получение знаний за наиболее короткий срок путем
    перераспределения материала отдельных тем курсов;
  • воспитательная – способствование сплочению коллектива, выравнивание
    знаний учащихся;
  • развивающая – отработка практических умений, требуемых программой.

Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной, коллективной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие подростка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

-организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;

- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Исходя из этого одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных умений на уроках технологии является, на мой взгляд, организация  групповой деятельности, где учащиеся вооружаются навыками самостоятельности, становятся в позицию исследователя, являются равноправными участниками обучения. Именно в групповой деятельности обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроках являются:

- класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством руководителя группы (на каждом уроке – новый руководитель);

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы и по интересам.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своим одноклассникам.

Г. К. Селевко выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи (проблемы).

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

8. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10.Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11.Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

На моих уроках технологии, при изучении раздела «Кулинария», девочки делятся на группы, выбирают руководителя, который получает задание учителя и определяет задачи каждого участника группы. Одна из задач, это поисковая работа. Например, при изучении в 5 классе темы «Горячие напитки», учащиеся на альбомных листах рисуют чашки с напитками, вырезают и на обратной стороне пишут информацию об исследуемом напитке закреплённом за ученицей руководителем группы. Затем проходит общее обсуждение полученной информации и составление вопросов для команды соперников. На втором уроке учащиеся защищают свой проект и задают вопросы другим командам. Затем дают оценку не только команде соперников, но и работе внутри команды.

В ходе таких уроков учащиеся не только самостоятельно добывают информацию, проявляют творчество и креативность, составляют и задают вопросы, учатся анализировать полученную информацию.

 Групповая работа позволяет:

- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в руководстве команды;

- дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться, это функции контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;

- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. Поэтому, групповые технологии – одна из наиболее продуктивных форм организации образовательной деятельности учащихся.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2.  Асмолов А.Г. "Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий" М, "Просвещение", 2011 г.

3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.

4. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.

5. Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение, 1990.

6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Кулинария в предметной области"Технология"

Эта программа посвящена разделу "Технологии" "кулинария"...

Методические рекомендации «Основы преподавания предметной области «Технология» модуля «Художественная обработка материала»» направление: «Технологии ведения дома»

Методические рекомендации «Основы преподавания  предметной области «Технология»  модуля «Художественная обработка материала»»  направление: «Технологии ведения дома»...

Использование проектной методики в предметной области «Технология»

В связи с преобразованием, происходящими в России, актуализируется необходимость усиления подготовки выпускнтков к трудовой жизни в современных социально-экономических условиях....

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Технология» предметной области «Технология» для 6 классов

Календарно - тематическое планирование по технологии, для девочек 6 класса по программе:   Технология Программа 5 - 8 классы /А.Т. Тищенко,Н.В. Синица. – М.: Вентана - Граф 2015, к уче...

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету «Технология» предметной области «Технология» для 6 классов (девочки). Адаптировано под детей ОВЗ.

Календарно - тематическое планирование по технологии, для девочек 6 класса по программе:   Технология Программа 5 - 8 классы /А.Т. Тищенко,Н.В. Синица. – М.: Вентана - Граф 2015, к уче...

Использование лазерных технологий и объекты труда для проектной деятельности учащихся в предметной области «Технология».

Методические рекомендации учителю технологии в связи с изменением материально-технических условий преподавания предмета....