Мастер-класс «Работа школьного музея (музейной комнаты) Русского быта на уроках технологии и во внеурочной деятельности «Я приглашаю вас пройти в музей…»
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Использование нетрадиционных  форм  работы в неаудиторной занятости учащихся,   обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klassa.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Работа школьного музея (музейной комнаты)

 Русского быта на уроках технологии и во внеурочной деятельности

«Я приглашаю вас пройти в музей…»

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!


Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!

Я приглашаю вас пройти в музей -
Он не простой, в нем чудо - экспонаты.
В них память о любви моей,
О тех, кто был со мной когда-то…

(В. Берестов)

Цель:  использование нетрадиционных  форм  работы в неаудиторной занятости учащихся,   обобщение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея.

Задачи мастер-класса:

- передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество,  стимулировать активность участников через включение  в работу по  подгруппам;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, экспонаты музея, папка достижений Музея (музейной комнаты) Русского быта.

Ход мастер-класса:

1. Организационный момент;

2.  Работа по группам экспертов (экскурсоводы, исследователи, журналисты)

(на столах стоят указатели с названием экспертной группы);

3. Виртуальная экскурсия (презентация «Межпредметный педагогический проект «Музей (музейная комната) русской старины», демонстрация результатов работы и достижений)

4. Игра «Чемодан пожеланий», подведение итогов.

Здравствуйте! Мы рады приветствовать гостей на нашем занятии!

 Итак, мы начинаем!

    Попрошу занять места для гостей и участников мастер-класса за столами с указателями, выбранными заранее.

    На столах находятся музейные экспонаты, документы, ссылки на определенные сайты, необходимые для работы, тексты, с которыми ребятам придется работать в течение нашего мастер – класса. Разрешается также пользоваться интернет ресурсами.

У каждой группы есть свое задание, с которым они нас познакомят чуть позже, а пока они работают, я расскажу вам с деятельности и достижениях нашего музея.

Задания для групп участников:

1. Составить рассказ с показом экспоната с пояснениями (для журналистов).

2. Познакомить с историческим изданием присутствующих (для исследователей).  

3. По предложенному  тексту провести экскурсию по своему разделу (для экскурсоводов).

  В нашей школе реализуется программа по духовно-нравственному, эстетическому и патриотическому воспитанию молодёжи, ориентированная на учащихся школы и составленная на основе государственной программы  патриотического воспитания молодёжи.

   Музей (музейная комната) русской старины МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый обладает значительным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

   Инновационный проект «Школьный музей» реализуемый в школе, решает особые образовательные и социокультурные функции, а также обеспечивает сотрудничество между учителями, родителями и детьми в пространстве интеллектуального образования.

  Таким образом, изучая фольклор и этнографию родного края (приложение презентация №1, «Межпредметный педагогический проект «Музей (музейная комната) русской старины»), проводится реконструкция уклада жизни и быта, обрядов Руси (как пример, «Проводы в армию»).  Кроме того, ребята самостоятельно планируют свою работу в музее, разрабатывают основные направления деятельности, проводят экскурсии.

   

Направления деятельности школьного музея:

1.  Поисково-исследовательская работа;

2.  Экспозиционная работа (экспозиций по определённым темам, обновление старых разделов экспозиций, оформление выставок);
3.  Просветительская работа (проведение экскурсий на базе музея);

4.  Фондовая работа (учёт и хранение фотографий, вещественных и письменных источников).

  Посмотрим, что подготовили нам ребята, работающие в группах.

Итак, мы готовы выслушать рассказ наших экскурсоводов (обзорная экскурсия в музей). Спасибо, молодцы!

   Следующие журналисты (учащиеся рассказывают о печатной машинке «Москва»). Чем вы пользовались при подготовке выступления? Спасибо за интересный рассказ!

   Теперь выслушаем исследователей. Как вы думаете, чем должна будет отличаться информация исследователей (научностью, глубиной погружения в материал, уникальностью собранного материала). Ребята рассказывают о сборнике стихотворений К.Ф. Рылеева, 1948 года издания. Спасибо, девочки! Было интересно.

   Приближается к окончанию наше занятие и хотелось бы вам предложить игру «Чемодан пожеланий». По одному человеку из группы дается возможность высказать пожелание в адрес двух других команд. Команды обсуждают удачные (или не совсем) моменты выступления остальных групп, оставляя при этом добрые пожелания друг другу. Хотелось бы услышать несколько слов в адрес нашей музейной комнаты. Гости могут присоединиться.

    В заключении хотелось бы сказать, что нам предстоит продолжить работу над межпредметным педагогическим проектом «Музей (музейная комната) русской старины», который является органическим продолжением учебного процесса, способствует развитию поисково-исследовательских умений и навыков (нахождение и работа с информацией из различных источников, умение обобщить, общаться с людьми, делать выводы, в которых отчетливо проявится собственное оценочное суждение).    

    Развивающим и социализирующим ожидаемым результатом проекта является то, что в процессе деятельности за рамками урока происходит связь поколений и культур, приобретение новых знаний, использование их в проблемных ситуациях и адекватно воспринимать неформальную экспертную оценку.

   У школьника появляется возможность реализовать собственные потребности в углубленном исследовании проблемы, которая более всего затронула его на уроке. Он начинает индивидуальное исследование совместно с учителем: формулирует уточняющие вопросы, обращается к литературе и другим информационным источникам.  

  В планах развития музея (музейной комнаты) русской старины:

- пополнение фонда экспонатов;

- ведение просветительской деятельности среди школьников их родителей, а также жителей нашего городка;

- участие в фольклорно-этнографических праздниках;

- привлечение подрастающего поколения к активной работе в кружке «Юный экскурсовод»;

- пополнение фонда музея силами школьного коллектива и жителями городка;

Хочется завершить наш мастер- класс такими словами:

Хоть выйди ты не в белый свет,

               А в поле за околицей,-

               Пока идёшь за кем- то в след,

                Дорога не запомнится.

               Зато, куда б ты ни попал

               И по какой распутице,

               Дорога та, что сам искал,

               Вовек не позабудется…

Н.Рыленков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных компьютерных технологий в педагогике музейной деятельности на примере работы школьного музея Арктики им. Г.Я.Седова. (Урок географии в контексте педагогики музейной деятельности).

Статья о проведении уроков географии в рамках  педагогики музейной деятельности в образовательном пространстве школьного музея Арктики им. Седова ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга у...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Мастер-класс Описание помещения школьного музея 6 класс

Перед вами фрагмент  урока русского языка в 6 классе. Первая часть урока проводится в  учебном кабинете, затем ученики  собирают материал  к сочинению в краеведческом музее. Органи...

Методическая система Использование современных образовательных технологий на уроках технологии и во внеурочной деятельности с целью повышения творческой деятельности обучающихся

В пособии подробно раскрывается методическая система учителя технологии высшей квалификационной категории МОАУ СОШ №15 гог Райчихинска Амурской области Азимовой Ирины Юрьевны, представлен опыт работы ...

Профориентационная работа на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии.Н. Чернышевский...

Профориентационная работа на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии.Н. Чернышевский...