Разработка кружкового занятия "Куклы-сувениры в национальных костюмах"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Кашетова Айфану Амержаевна

Данный материал содержит технологию изготовления сувениров из шерсти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_kukly.docx998.25 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

МКОУ «Кош - Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова»

Номинация «Творческий педагог»

Тема: «Куклы – сувениры в национальных костюмах»

разработала учитель технологии

МКОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И. Чаптынова»

Кашетова Айфану Амержаевна

e-mail: amerzhaeva@mail.ru

Кош-Агач, 2017

Методические рекомендаций по изготовлению изделия

1. Историческая справка изделия

    Кукла издревле сопровождала человека на протяжении всей его жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Что – то привлекательное и таинственное кроется в кукле, до конца не раскрытое.

    Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

    Игра в куклы поощрялась взрослыми, поскольку играя в них, ребенок познавал мир и себя, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», гласит поговорка. Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. В большинстве случаев кукла – это образ женщины. Это указывает на то, что кукла является зримым образом Богини Лалы, проводником ее силы – силы любви, гармонии, мудрости, поэтому прямую связь с куклой имеет женщина – хранительница силы и  берегиня. Но и мужчины умели делать кукол, хорошо в них разбирались и пользовались этими куклами. Существуют множество видов кукол: куклы связанные с возрастными посвящениями, целительские куклы, обережные куклы, обрядовые куклы.

    Если изначально игрушки имели прикладное значение – обереги и забавки детям, то постепенно со временем и развитием индустрии, куклы стали сувенирными. Такие игрушки сейчас являются неотъемлемым атрибутом для демонстрации традиционной национальной одежды, служат прекрасным декором в интерьере дом и напоминает нам об истоках народности.

    Для сувенирного подарка наибольшим образом подходят куклы средних размеров либо маленькие примитивные куклы. Современные сувенирные куклы отличаются целостностью своего образа. Чаще всего при их производстве делают четкий упор на национальный колорит. При создании куклы  художник  учитывает тончайшие нюансы, вплоть до оформления мелких узоров на костюме. Таким образом, кукла получается уникальным демонстрантом всех национальных особенностей определенного народа. Основное применение таких кукол – использование как коллекционный предмет. Сувенирная кукла может стать уникальной деталью любого интерьера, украсить самое характерное помещение, придать ему больше теплоты и уюта. Сувенирные куклы могут служить талисманами, моделями, демонстрирующими национальные костюмы, а также являться образчиком для рекламных целей. Сувенирные куклы могут изготавливаться из разных материалов. Современная сувенирная кукла в национальном костюме сможет стать чудесным подарком для ваших родственников и друзей. Она будет отличным украшением дома и его своеобразным оберегом.

2. Технологическая карта изготовления изделия №1

Материалы и инструменты: шерсть белая натуральная, цветная шерсть зеленого, коричневого, желтого, вишневого цветов, проволока шинил, иглы для фелтинга № 36, 38, клей гель.

№ п/п

Последовательность изготовления

   Рисунок

1.

Оторвать необходимое количество шерсти белого цвета для головы

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102103.jpg

2.

Кусочек белой шерсти скрутить в тугой шарик и с помощью одной иглы закрепить  и прокручивая между пальцами,  тщательно  уплотнить и повалять всю поверхность. При необходимости добавлять объем.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

3.

Оторвать необходимое количество белой шерсти для туловища куклы

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

4.

Скрутить в тугой валик и с помощью игл закрепить и прокручивая между пальцами, тщательно уплотнить и повалять всю поверхность. Верхнюю часть, где тело будет соединяться с головой оставить не свалянной.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

5.

Соединить голову с туловищем

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_105304.jpg

6.

Берем шерсть зеленого и вишневого цветов

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170317_092555.jpg

7.

Берем шерсть вишневого цвета и приваляем к туловищу.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_110131.jpg

8.

Берем шерсть зеленого цвета и приваляем к туловищу.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_110755.jpg

9.

Оформляем наряд куклы

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_111719.jpg

10.

Из шерсти вишневого цвета валяем платьице с оборками.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_112519.jpg

11.

Наметить глазные впадины, и немного их углубить. Приклеить глазки бусины с помощью клея геля.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_144016.jpg

12.

Руки на каркасе. Используется проволока шинил. Отрезать нужной длины проволоки шинил и наматывать на нее шерсти. Тщательно проработать поверхность. При необходимости добавить шерсть.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_212750.jpg

13.

Для волос оторвать немного коричневой шерсти и провалять в виде кос. Волосы привалять к голове.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_144016.jpg

14.

Привалять руки к туловищу.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170315_195922.jpg

15.

Из белой и красной шерсти свалять шапку.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170317_092508.jpg

16.

 Готовое изделие

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170315_195922.jpg

 

   

Технологическая карта №2

Материалы и инструменты: шерсть белая натуральная, цветная шерсть зеленого, коричневого, желтого, красного цветов, проволока шинил, иглы для фелтинга № 36, 38, клей гель.

№ п/п

Последовательность изготовления

   Рисунок

1.

Оторвать необходимое количество шерсти белого цвета для головы

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102103.jpg

2.

Кусочек белой шерсти скрутить в тугой шарик и с помощью одной иглы закрепить  и прокручивая между пальцами,  тщательно  уплотнить и повалять всю поверхность. При необходимости добавлять объем.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

3.

Оторвать необходимое количество белой шерсти для туловища куклы

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

4.

Скрутить в тугой валик и с помощью игл закрепить и прокручивая между пальцами, тщательно уплотнить и повалять всю поверхность. Верхнюю часть, где тело будет соединяться с головой оставить не свалянной.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_102134.jpg

5.

Соединить голову с туловищем

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170312_105304.jpg

6.

Берем шерсть зеленого и розового цветов

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170317_092555.jpg

7.

Берем шерсть зеленого цвета и приваляем к туловищу.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170313_142238.jpg

8.

Берем шерсть розового цвета и приваляем к туловищу.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170314_134458.jpg

9.

Оформляем шапку куклы

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170314_134458.jpg

10.

Наметить глазные впадины, и немного их углубить. Приклеить глазки бусины с помощью клея геля.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170315_201229.jpg

11.

Руки на каркасе. Используется проволока шинил. Отрезать нужной длины проволоки шинил и наматывать на нее шерсти. Тщательно проработать поверхность. При необходимости добавить шерсть.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170313_142851.jpg

12.

Для волос оторвать немного коричневой шерсти и провалять в виде кос. Волосы привалять к голове.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170314_134458.jpg

13.

Привалять руки к туловищу.

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170314_134458.jpg

14.

Готовое изделие

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170315_204911.jpg

Тема:  Изготовление куклы-сувенира в технике сухого валяния

Цель:   Способствовать эффективному овладению обучающимися знаний по сухому валянию, формирование навыков изготовления изделий в технике сухого валяния

Планируемые результаты:

1. Предметные: расширение понятийной базы по сухому валянию (фелтингу), обучение приемам сухого валяния.

2. Личностные:  формирование информационной культуры, поиск материалов,  воспитание  эстетического вкуса.

3. Регулятивные: ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

4. Коммуникативные: умение работать в группе, в сотрудничестве, участвовать в обсуждении проблемы, делать выводы, выбор темы работы.

Тип занятия: урок открытия нового знания.

Оборудование: компьютер,  игла для фелтинга, губка, шерсть разных цветов, инструкционные карты, готовое изделие.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка

Ход урока:

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к учебному занятию

       Здравствуйте мои рукодельницы! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я вижу, что вы готовы к уроку. Давайте улыбнемся друг другу сейчас, улыбка подружит сегодня всех нас! Улыбнулись! Вижу,  что у вас сегодня отличное настроение.

А теперь скажите, вы готовы сегодня хорошо потрудиться? (ответы учащихся)

II. Актуализация знаний

    Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

- Посмотрите на экран, о чем будем говорить сегодня?

  Сегодня вы будете учиться важному моменту как созданию новых изделий в технике сухого валяния.

   Думаю, вас не затруднит назвать тему нашего урока (ответы учащихся).

III. Постановка цели урока

    А теперь ответьте, что мы будем делать на уроке? (ответы учащихся).

Итак, сегодня на уроке мы должны научиться выполнять изделия в технике сухого валяния (фелтинга).

Тема нам известна, цель поставлена, в общем - то путь намечен. Все ли мы сделали? (ответы учащихся)

А вы хотите научиться технике валяния кукол? Как вы думаете, это трудно?

Изучение валяния очень полезно, кроме того эта техника только на вид трудна, в целом она увлекательна и не сложна. Только надо научиться основным приемам сухого валяния.

IV. «Открытие нового знания»

    Давайте разобьем нашу работу на этапы. С чего начнем? Послушаем сообщение о видах кукол  и о роли кукол в нашей жизни.

Хорошо! Я вижу,  вы справились с работой.

Красивые работы на слайдах?  Но они отличаются друг от друга. Также имеют названия. Давайте разобраться вместе в этом.

    История создания кукол уходит глубоко в века. Раньше когда производство игрушек не было налажено, первую куклу для своей девочки делали ласковые, заботливые руки матери. В каждой такой кукле чувствуется мудрость и сила наших предков. У славянских народов было большое многообразие кукол. Это искусство таит в себе глубокие знания предыдущих поколений.

    Игра и игрушка – это часть народной традиции. В далеком прошлом с их помощью обучали детей к труду, они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт.

   Самой распространенной игрушкой любой семьи была кукла. В куклы играли дети, куклы любили бабушки и прабабушки. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Любую куклу делали сами из подручных материалов. А ими были лоскуты ткани, тряпочки. Куклы так и назывались - тряпичные. В каждом доме их умели делать. Сначала для детей делали куклу взрослые, а потом и сами дети с 5-6 лет начинали мастерить кукол. В некоторых домах их насчитывалось до 100 штук. Куклы были разнообразные: по назначению, по образу, по способу изготовления.

   Традиционная кукла вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего поколения к младшему поколению накопленный опыт. Кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.

     Физкультминутка.

    Снятие усталости с глаз: Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту.

     Упражнения с разминкой рук и осанки: Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.

   Сегодня мы с вами действительно прикоснемся к творчеству древних мастеров. Мы с вами изготовим куклы в технике сухого валяния – фелтинга.

Для этого мы разобъемся на группы. Перед вами лежат инструкционные карты. Вы можете выбрать любой вариант изготовления куклы, куклы разных народов.

   А теперь выполним практическую работу. Работаем в группах. Перед группой лежат инструкции. В группах есть лидеры.

V. Практическая работа «Изготовление куклы в технике сухого валяния»

Вводный инструктаж. Соблюдение правил техники безопасности.

 1.Соблюдать осторожность при работе иглой для фелтинга. Иглы держать перпендикулярно к изделию, иначе может поломаться.

2. Работать на губке

3. Соблюдать осанку, работать в освещенном помещений

VI. Самостоятельная работа

Изготовление кукол по инструкционным картам.

VII. Закрепление полученных знаний

Для тех, кто справился с работой тест. Защита работ группой.

VIII. Рефлексия, самооценка результатов деятельности

- Какую задачу ставили?

- Какие получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

  Сегодня вы освоили технику сухого валяния, изготовления кукол в этой технике. Эти знания вам пригодятся в вашей самостоятельной жизни. Спасибо за урок!  

Фантазии полет и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках…

Не знает, к счастью, красота старенья,

Любовь к прекрасному живет в веках.

Умелец может сделать из железки,

Из камня, дерева – шедевры красоты.

Из разноцветия  материала,

Как в сказке чудеса творишь и ты!

Как результат терпенья и уменья –

Изящество, и цвета чистота,

И совершенство формы…нет сомненья,

Наш мир спасут талант и красота.

Приложение №1

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170316_155059.jpg

Приложение №2

C:\Users\Аскат\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170316_155258.jpg

Приложение №3

IMAG0783.jpg

Литература:

1. «Народная кукла» на www.krupenihka.ru

2. Сайт «Творчество, фантазия, идея».

3. Сайт «Ярмарка мастеров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса .

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет японки в национальном костюме" для 4 класса по программе Б.М. Неменского. Урок составлен в соответствии с ФГОС....

Разработка урока изо в 5 классе по теме «Русский национальный костюм»

Технологическая карта урока «Русский национальный костюм»...

Таштомовозь валтнэ. Шокшинской национальной костюмось (устаревшие слова, шокшинский национальный костюм).

максомс содамочить таштомовозь валтнэнь коряс, содавтомс мартост тонавтницятнень ды кемекстамс содазенть  практической тевенть топавтозь, содавтомс шокшинской национальной костюмонть компонентэнз...