Разработка урока по технологии 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Васильева Марина Сергеевна

"Назначение и устройство швейной машины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_tehnologii_5_klass.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
по теме: «Назначение и устройство швейной машины»

Разработал:
Васильева Марина Сергеевна,
учитель технологии
ГБОУ СОШ №316


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет–источников, СМИ, электронных игр, рекламы.

Информационные технологии все глубже проникают в жизни человека, а    информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. С    каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Современный мир пронизан потоками различных данных, и учитель уже не является единственным носителем информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи, научить обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать, извлекать нужную информацию должен помочь учитель.

Традиционно детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В контексте задач современного образовательного стандарта ценность овладения учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни.

Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:

  1. Интеграция различных предметных областей;
  2. Модернизация традиционной системы предметного обучения;
  3. Накопление образовательных ресурсов;
  4. Освоение учителем современных информационных технологий;
  5. Организация личностно-ориентированного обучения;
  6. Творческий взаимообмен между учителем и    учеником, между учителями.

Учителю необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к    сфере коммуникативных действий. Это общение и    взаимодействие (коммуникация) и    работа в    команде, т.    е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и    способствовать продуктивной кооперации, то есть учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся и    учителя, а    также на взаимодействие самих учеников.

Уроки с  использованием ИКТ особенно актуальны на первой ступени обучения. Мультимедийное сопровождение на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному. Ученик становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и    самостоятельность. Уроки с    применением ИКТ становятся более эмоционально насыщенными и    наиболее наглядными, ускоряется процесс восприятия и    запоминания информации с    помощью ярких образов, а    это очень важно ввиду того, что особенностями современных детей являются клиповое мышление, высокая эмоциональность, повышенная утомляемость, высокая познавательная активность.

Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и    трудолюбивым. Заложить эти качества необходимо в    начальной школе, поскольку именно начальная школа  — это фундамент образования, и    от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и    выпускника в    современном мире. Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, с    помощью ИКТ учитель может показать фотографии, поясняющие незнакомые детям слова, на уроках литературного чтения появляется возможность познакомить учеников с    жизнью и    творчеством писателей, виртуально побывав в    домах-квартирах и    музеях, использовать компьютерные игры для закрепления тем, например, на уроке обучения грамоте помогут фильмы о    буквах и    звуках.

Таким образом, использование современных ИКТ технологий облегчает подготовку учителя к    уроку, позволяет сделать уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и    насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, обеспечивается доступ к    различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. С    применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и    критического мышления, воображения, самостоятельности.

На уроке технологии использование ИКТ очень важно и нужно. С помощью данных технологий учитель может решать различные образовательные задачи. Прежде всего, конечно, это наглядный материал, которого всегда не хватает в учебных пособиях, которые устаревают или вовсе отсутствуют в образовательных учреждениях. С помощью мультимедийных презентаций можно спроектировать объект труда, увидеть его в трехмерном пространстве. Удобно проводить оценку деятельности обучающихся с помощью тестов, тренажеров. Дети могут воспользоваться сетью Интернет для поиска нужной информации или идеи для создания какого-то проектного изделия. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, класс

Технология, 5 класс

Учитель

Васильева Марина Сергеевна

Тема урока,

№ урока в теме

Назначение и устройство швейной машины

№ 1

Цель урока

Узнать о назначении и устройстве швейной машины.

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитательные

  • Узнать об истории возникновения швейной машины;
  • Узнать о видах современных бытовых швейных машин;
  • Сформировать новое знание об устройстве швейной машины;
  • Коррекция и тренинг изученных понятий, способов действия.
  • Воспитывать любовь к труду;
  • Воспитывать интерес к историческим реалиям;

Тип урока

урок усвоения новых знаний

Межпредметные связи

история, ОБЖ

Формы работы на уроке

фронтальная, индивидуальная

Основные термины и понятия

швейная машина, челночное устройство, ручной привод, электропривод, нитенаправитель, нитепритягиватель, челночное устройство, прижимная лапка, катушкодержатель

Вид используемых на уроке средств ИКТ

мультимедийная презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

программа Microsoft office, компьютер учителя, мультимедийный проектор

Учебно-методическое обеспечение

учебник по технологии 5 класс, под. Ред. И. А, Сасовой


Организационная структура урока

Этапы урока

Виды деятельности со средствами ИКТ

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Результаты

  1. Активное целеполагание

Задание со «шторками»

Слайд 1. Мотивирование, актуализация знаний.

Слайд 2. Загадки о принадлежностях для шитья. Ответы появляются на экране после ответов учеников.

- Скажите, какая сегодня тема урока?

- А что такое швейная машина? Для чего она нужна?

- О чем мы сегодня должны узнать на уроке?

Учитель подводит детей к формулировке целей урока.

Настраиваются на работу, готовят рабочие места.

Отгадывают загадки.

Отвечают. (Швейная машина)

Ответы учеников.

Ответы учеников. ( Узнать об устройстве швейной машины, истории ее возникновения)

Личностные: Самоопределение, интерес к уроку.

Регулятивные: Самоорганизация. Способность прогнозировать деятельность на уроке. Определять и формулировать цель.

Коммуникативные: Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

  1. Организационная деятельность обучающихся.

«Лента времени»

Слушает, помогает, если возникают затруднения.

Слайд 3. - Жизнь не стоит на месте. Технологии развиваются постоянно. В том числе и технологии создания изделий из текстильных материалов. Началось все с ручного труда, но со временем человек смог автоматизировать этот процесс. И теперь мы можем видеть появление все новых швейных машин, которые могут выполнять различные операции.

- Скажите, сможем ли мы с вами сейчас сразу приступить к шитью на швейной машине без подготовки?

- Что нам надо узнать сначала?

Рассказ ученицы «История создания швейной машины». Остальные обучающиеся работают с лентой времени на мультимедийной презентации.

 Задают вопросы докладчику по мере необходимости.

Слушают.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Личностные: Интерес к происхождению и устройству швейной машины.

Регулятивные: Определять и формулировать цель.

Коммуникативные: Умение задавать вопросы по теме.

  1. Изучение теоретического материала

«Интерактивный плакат»

Сообщение учителя: На швейных машинах шьют не только одежду, но и обувь, галантерейные товары (сумки, кошельки, пояса), головные уборы и много других вещей из различных материалов. Откроем стр. 119 учебника и посмотрим, какие швейные машины различают. Запишем в тетради в виде таблицы.

Слайд 11. – Что же мы должны знать, чтобы начать работать со швейной машиной?

Сейчас вам нужно будет найти информацию об этих деталях. Работаем в группах. После предоставим информацию всему классу. Разделимся на две группы. В таблицы вносим сведения о той детали машины, которая вам дана.

Когда все выполнили задание, проводится проверка с использованием интерактивного плаката.

Учитель выявляет и корректирует ошибки.

Слушают.

Открывают учебники. Работают с учебником. Записывают  виды швейных машин в тетрадь.

Отвечают на вопрос. (Нужно знать ее устройство)

Делятся на группы. Работают с информационным материалом. Делают записи в таблицах.

Ученики по группам представляют детали швейной машины с помощью интерактивного плаката.

Аргументация своих ответов.

Личностные: Осознание важности выполнения практического действия.

Регулятивные: Установление соответствия терминов и их значений, использование их в речи.

Коммуникативные:  Освоение новой информации, перевод текстовой письменной информации в устную.

  1. Освоение новых знаний.

«Тренажер»

Слайд 18. - Конечно, когда мы знаем основные детали швейной машины и для чего они нужны, нам нужно еще кое-что знать прежде, чем сесть за машину. О чем мы забыли? Конечно, о технике безопасности. Предлагаю вам самим попробовать определить основные правила безопасного использования швейных машин, используя интерактивный тренажер.

Отвечают на вопросы, размышляют.

Личностные: Умение высказывать свое мнение, отвечать на вопросы.

Регулятивные: 

Коммуникативные: Формирование своего мнения, коррекция его в соответствии с мнениями других.

  1. Оценочный этап

Подведем итоги урока.

-Что нового мы узнали на уроке?

-Когда это знание нам будет необходимо?

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, оценивают степень усвоения  полученных на уроке знаний.

Личностные: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные: Анализ проделанной работы.

Коммуникативные: Формировать умение выражать свои мысли лаконично и точно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Разработка урока по технологии "Источники информации для выполнения проекта" для 10 класса

Материал содержит разработку урока для 10 класса по технологии, основной задачей которого является помощь учащимся в реализации своих творческих проектов....

Технология работы с аутентичными аудитивными текстами Разработка урока в 11 классе.

Технология работы с аутентичными аудитивными текстамиРазработка урока в 11 классе....

Разработка урока по технологии одноуровнего цикла по теме: "Квадратный трехчлен и его корни" ( 9 класс)

Технология учебных циклов мною применяется очень широко в старших классах. Разработка данного урока позволить учителю   познакомиться с этой технологией, а ученикам оценить себя....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Разработка урока по технологии с использованием метода обучения «Перевернутый класс» Тема; «Механическая трансмиссия в технических системах» (6-й класс)

В конспекте отражена работа на уроке технологии в 6 классе с использованием метода обучения «Перевернутый класс».Тема урока: «Механическая трансмиссия ...