Правка и разметка тонколистового металла и проволоки. 5 класс
материал по технологии (5 класс) на тему

Нургалиева Зульфия Норгаясовна

Открытый урок по технологии (мальчики) в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока78 КБ
Файл самоанализ19.74 КБ
Файл отзыв 16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О                                    

 Нургалиева Зульфия Норгаясовна

Место работы

 МАОУ СОШ №16 г.Альметьевска

Должность

Учитель

Предмет

Технология

Класс

Тема и номер урока в теме

 Правка и разметка тонколистового металла и проволоки.

Базовый учебник

«Технология Индустриальные технологии» 5 класс  А.Т. Тищенко ,В.Д. Симоненко

Цель  урока: сформировать у учащихся представление о приёмах правки и разметки тонколистового металла и проволоки.

Задачи:

Обучающие :ознакомить учащихся с инструментами для правки и разметки. Научить выполнять правку  и разметку разметка тонколистового металла и проволоки

развивающие: развивать навыки  использования инструментов для правки и разметки в типовых условиях.

воспитательные: воспитывать аккуратность во время работы. Способствовать формированию навыков самоконтроля и самооценки.

Валеологические: Способствовать развитию навыков работы с наименьшими затратами сил и энергии, с наименьшим количеством движений. Способствовать развитию умения организации труда и отдыха. Способствовать умению безопасного труда

Планируемые результаты:

Личностные:  сформированность  навыков сотрудничества со сверстниками и учителями, а так же навыков организации трудовой деятельности.

Метапредметные:  уметь  привлекать изученный материал из разделов « Технология и обработка древесины», «Графическое изображение изделий», «Гигиена труда».

Предметные:  ученик научится пользоваться инструментами для правки и разметки, выполнять разметку по шаблону, правку тонколистового металла и проволоки.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:    целеполагание; контроль; оценка.

Познавательные:  выбор оснований и критериев для сравнения способов разметки древесины и металла. Постановка и формулирование проблемы, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные: Владение монологической и диалогической формами речи; умение точно выражать свои мысли; оценка действий партнёра.              

   Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Практикоориентированный на индивидуальную и групповую  работу.

Методическое оснащение урока:

-Дидактическое обеспечение :

1. Учебник « Технология Индустриальные технологии » 5 класс под. ред А.Т. Тищенко,В.Д. Симоненко.

2.Поурочные разработки по технологии 5 класс под. Ред. К.Л. Дерендяева 2009г.

3. Справочник по трудовому обучению 5-7 класс под ред. И.А. Карабанова 1992г.

Материально –техническое обеспечение:

-Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления

-Эталон изготовленной детали.

- таблица «Плоскостная разметка»

-видеофильм « Правка тонколистового металла. Разметка»

-Заготовки листового металла.

Методы обучения:

 словесные: объяснения, устное инструктирование;  

наглядные  демонстрация наглядных пособий , видеофильм, показ трудовых приёмов;  

практические: упражнения по выполнению приёмов и операций.

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

1

Организационный этап.

Задачи:1. Приветствие учащихся

               2.Контроль посещаемости

3.Настрой детей на активную работу.

4.Создание благоприятного эмоционального климата.

УУД:  Девиз урока « Когда чувствуешь уныние – ищи исцеление в труде!» А. Линкольн.

Личностные:  самоопределение.

Регулятивные:  целеполагание  

коммуникативные :   планирование учебного  сотрудничества с  учителем и сверстниками

Включаются в деловой ритм урока.

2

Актуализация знаний.

Цель : Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

Задачи:

  1. Активизация соответствующих  мыслительных операций ; внимание, память.
  2. Воспроизведение  ЗУНов,  достаточных для построения нового способа действий.
  3. Выяснение пробелов первичного осмысления изученного материала.
  4. Распределение по группам.

УУД:

Познавательные: умение структурировать знания.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата; волевая саморегуляция.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем  строить продуктивные взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Учитель: конструирует деловое пространство, комментирует ответы учащихся, подводит итоги конкурсов, осуществляет выборочный контроль.

Постановка личностно значимой цели.

Деление учащихся на 2-е группы, выбирают название и капитанов команд.

Фронтальный опрос:

  1. Конкурс капитанов « Линии чертежа»

Задача: Напротив каждого  названия линии чертежа, выписанного на доске, необходимо начертить соответствующую  линию. Время -2 минуты.

  1. «Блиц-опрос»

Условия проведения и вопросы  даны в конспекте на листе № 4.

Капитаны команд участвуют в конкурсе «Линии чертежа»

Команды принимают участие в  «Блиц-опросе»

Отвечают на вопросы учителя, осуществляют самооценку, предварительную оценку.

Динамическая пауза.

Учащиеся  вместе  с учителем  выполняют упражнения  на расслабление мышц спины и

рук.

Физминутка общего воздействия В-1; смотри приложение 1.

Учитель:

Демонстрирует упражнения, контролирует правильность выполнения.

Выполняют упражнения

3

Мотивация и  целеполагание.

Задачи: 1. Обеспечение мотивации получения новых знаний.

               2.Формирование темы и задач урока учащимися.

               3.побуждение к совершенствованию определённых действий.          

Учитель: Задаёт наводящие вопросы,  предлагает просмотр учебного видеофильма, вступительное слово    к  фильму, подводит обучающихся к выводу о необходимости предварительной правки тонколистового металла и проволоки перед разметкой.

УУД:

Познавательные:

  1. Формирование темы урока и познавательной цели;
  2. Установление причины следственных связей.

Регулятивные:

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

Участие в коллективном обсуждении проблем.

  1. Отвечают на наводящие вопросы.
  2. Формируют тему и задачи урока.
  3. Сравнивают приёмы разметки  древесины и металла

4

Изучение нового материала

Просмотр учебного видеофильма: «Правка тонколистового металла . Разметка»

Учитель:

 Комментирует фильм, демонстрирует инструменты, акцентирует внимание на ключевых моментах.

Продолжение изучения нового материала.

 Иллюстрированный рассказ « Правка и разметка проволоки»

Учитель:

Демонстрирует слайды; осуществляет показ приёмов правки проволоки, сопровождая его рассказом. Контролирует пробное выполнение учащимися трудовых операций. (1-2  уч-ся)

Просмотр видеофильма. Учащиеся слушают комментарии учителя, сравнивают разметку металла с разметкой древесины. По окончанию просмотра- задают вопросы.

Слушают рассказ учителя; запоминают правильность выполнения приёмов правки и разметки; выполняют пробные операции, дают предварительную оценку.

5.

Урок    

    2

Практическая работа.

Учитель:

Проводит вводный инструктаж.

Раздает  памятки с П.Б.Р. и технологических  карт  при правке и разметке.

Выдаёт с помощью дежурных инструмент и заготовки.

Контроль организации рабочих мест и соблюдение П.Б.Р.

Проверка правильности выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности, проверка правильности размеров и ведения учащимися контроля. Приём и оценка работ.

Получают инструмент и заготовки ; организуют рабочее место.

Изучают памятки с П.Б.Р.

Выполняют практическую работу согласно техн. карте, осуществляют текущий контроль, ведут деловое общение, осуществляют взаимооценку.

Динамическая пауза.

Учащиеся  вместе  с учителем  выполняют упражнения  на расслабление мышц спины и

рук.

Физминутка общего воздействия В-2; смотри приложение 1.

Учитель:

Демонстрирует упражнения, контролирует правильность выполнения.

Выполняют упражнения

6

Закрепления пройденного материала .

Учитель:

Раздаёт карточки-задания:

  1. «Проверь свои знания»
  2. «Продолжи предложение»   смотри  приложение № 3

Учащиеся выполняют задания, отвечают на вопросы, дают взаимную оценку друг другу.

.

7

Подведение итогов урока.

Задача: Дать качественную оценку работы класса в целом и отдельных учащихся.

УУД:

  1.  Познавательные:  анализ.

-Учитель отмечает степень включенности  учащихся в работу;

-организует беседу , связывая результаты урока с его целями;

-обращает внимание на недочеты, если такие есть;

-выставляет отметки в журнал и дневники.

         2.    Регулятивные: оценка и осознание уровня качества усвоения. Контроль.

        3.Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли, оценки действий            

           партнёра.

-Осуществляют самооценку;

-формируют конечные результаты своей работы;

-осуществляют анализ  деятельности:

1.Что важно и интересно вы узнали.

2.Что получилось , что не получилось у вас во время урока;

-критически оценивают свои действия и действия партнёра.

8

Информация о домашнем задании: Учитель объясняет правила выполнения домашнего задания   и возможные затруднения,   которые могут возникнуть.

  1. Учить параграф   23,24
  2. Подготовить сообщение на одну из следующих тем по выбору «Производственный травматизм и профзаболевание на производстве» , «Научная организация труда и отдыха» и « Способы гибки тонколистового металла и на  производстве»

Записывают задания в тетрадь.

Задают вопросы учителю.

9

Рефлексия:

Цель : Самооценка результата деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ  применения новых знаний.

Учитель:  Предлагает осуществить пошаговый контроль по результату :

Оценить свою деятельность на уроке по 10-ти  бальной шкале

На листках бумаги  или в тетради на полях ребята оценивают свою работу.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по технологии   в 5 «В» классе МАОУ»СОШ№16»

Тема: «Правка и разметка тонколистового металла и проволоки»

Тип урока: урок комбинированный.

Вид урока: практикоориетированный на индивидуальную и групповую работу.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о приёмах правки и разметки тонколистового металла и проволоки.

Место урока в программе: урок по теме «Правка и разметка тонколистового металла и проволоки»  входит в раздел « Технология машинной обработки металлов и искусственных материалов»

Структура урока выдержана в соответствии выбранным типом урока и поставленными целями: организационный момент, актуализация полученных знаний, усвоение новых знаний, первичное закрепление новых знаний, закрепление новых знаний, рефлексия, итоги урока.

Характеристика класса: класс успевающий,  всегда вовремя выполняющий требования и просьбы учителя. Умеют работать в парах, в группах. Уважительно относятся к результатам труда других учеников, могут проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Явных лидеров нет. Отношения между собой достаточно ровные. К учителю относятся доверительно. Это было учтено при выборе класса для подготовки к открытому уроку.

В процессе выстраивания работы с учащимися по этой теме я планировала сформировать следующие УДД:

Предметные:

Систематизация опорных знаний по материаловедению, черчению.

Метапредметные:  уметь привлекать изученный материал  из разделов «Графическое изображение  изделий «,»Гигиена труда».

Регулятивные: умение анализировать познавательные объекты; определять учебные задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы, теста, игры; выполнять сравнения, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала.

Познавательные: выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ, практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности.

Коммуникативные: умение работать в группе, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации уважительно относится к сверстникам в ходе совместной работы.

Личностные:  оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:  

принцип наглядности. Предполагает непосредственное восприятие изучаемых объектов ( шаблон изделия, материалы, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал к уроку).

  Принцип системности и последовательности, соблюдения логики в обучении (связь с предыдущей, а также с будущей темой).

 Принцип доступности и посильности (тема отличается от предыдущих своей технической направленностью, но вполне доступная для 5 класса).

 Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения (осознание и самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока.).

  Принцип связи теории с практикой, жизнью.

  Принцип научности (учащиеся овладевают общепринятой технической терминологией и общетехническими категориями).

В ходе проведения урока я использовала как традиционные методы обучения, так и новейшие технологии, а именно:

- репродуктивный метод;

- демонстрационный метод;

- методы активизации учебной деятельности;

- проблемный метод;

- технологии использования КТ;

- игровые технологии;

- технологии творческих проектных работ;

- здоровьесберегающие технологии.

Для положительного настроя обучения я начала урок с обоюдного приветствия, что создало доверительные отношения между учителем и учениками. В целях быстрого включения обучающихся в ход урока я вовлекла их в беседу по теме домашнего задания ,итогом которой стал анализ творческих проблем, решенных учащимися.

На следующем этапе урока ставилась задача актуализировать опорные знания, представить их необходимыми в данных условиях, придать им особую значимость и психологическую окраску. Групповая форма работы на магнитной доске и проблемное изложение  материала возбудили интерес уроку, способствовала активизации учебной деятельности. Были обобщены известные факты, опорные знания связаны с новыми условиями, личным опытом учащихся.

В целях дальнейшей активизации познавательной деятельности и мотивации, развития мышления с помощью загадок и высказываний я подвела учащихся к самостоятельному формулированию темы урока, что соответствует технологии проблемного изложения. На этом этапе шло формирование предметных УУД (систематизация опорных знаний), регулятивных (анализ и переработка информации), а также личностных УУД. Перед этапом усвоения новых знаний с целью поддержки здоровья я применила здоровьесберегающие технологии – видеофильм о физкультминутке.

На этапе усвоения новых знаний стимулирование интереса к уроку происходило через использование интерактивных средств обучения (презентации). Материал презентации был направлен на формирование предметных УУД: (осознание роли техники для прогрессивного развития общества, формирование знаний об истории создания приспособлений для правки и разметки).

Во время практической работы ученики исследовали части механического устройства, то есть, их действия были направлены на непосредственное познание действительности, с которой они никогда не сталкивались – это первый шаг к исследовательской деятельности. Одновременно я старалась побуждать учеников к комментированию своих действий для развития коммуникативных компетенций. Материал для запоминания в практической части урока был не столько объемный. Установка на запоминание нового материала формировалась при помощи учебной наглядности: учебника, информационных карточек, таблиц. Использован был принцип научности: ученики овладевали общетехнической терминологией. Наряду с предметными, формировались также УУД:

- регулятивные (ученики анализировали познавательный объект, выбирали наиболее рациональные способы трудовых действий);

- познавательные (практическое освоение основ исследовательской деятельности, проведение сравнительного анализа);

-коммуникативные (умение работать в группе, вести сотрудничество с учителем).

Главным методом этапа закрепления полученных знаний был метод проверки знаний в форме самоконтроля, взаимоконтроля.

В целях развития аналитической деятельности ученикам были даны карточки, где они должны были дать краткий анализ практической работы. Эта форма контроля объединяла несколько задач: повторить и закрепить изученную тему и способствовать развитию как личностных, так и регулятивных УУД (умение сравнивать, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала).

На рефлексивно-оценочном этапе я подвела учащихся к осмыслению результата учебной деятельности на уроке. Ученики оценивали степень достижения поставленных ими целей, аргументировали ответы, отвечали на вопросы . На этом этапе происходило формирование личностных УУД: (умение оценивать свою учебную деятельность, деятельность своих одноклассников).В ходе занятия были проведены вводный и текущий инструктажи по технике безопасности, динамическая пауза и физкультминутка.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая формы обучения.

Темп урока был средний. Обстановка на уроке была доброжелательная, доверительная. Цели урока были достигнуты, задачи реализованы.

Домашнее задание несложное, небольшого объема, соответствовало силам и способностям класса. Надеюсь, что ученикам урок понравился.

Перспективы на будущее:

1. Продолжать учить ребят работать в парах, группе.

2.Учить выражать свои мысли, высказывать предположения.

3.Воспитывать технологическую грамотность.

4. Способствовать формированию навыков работы  с металлом и проволокой.

Учитель технологии МАОУ «СОШ№16»                                                 Нургалиева З.Н.



Предварительный просмотр:

                                                 ОТЗЫВ

на открытый урок по технологии в 5-м классе на тему: «Правка и разметка заготовок деталей из тонколистового металла и проволоки».  

учителя технологии МБОУ «Нижнемактаминская школа№1» Зубаировой   Илюзы  Фирдаусовны

28февраля 2017 года на базе МАОУ СОШ №16 учителем технологии Нургалиевой З.Н. проведен открытый урок на тему «Правка и разметка заготовок деталей из тонколистового металла и проволоки ».

Цель посещения: обмен опытом внедрения современных образовательных технологий

Урок проведен в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования РФ к содержанию данного типа уроков.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о приёмах правки и разметки тонколистового металла и проволоки.

Задачи урока:

1.Обучающие: ознакомить учащихся с инструментами для правки и разметки; научить выполнять правку и разметку  тонколистового металла и проволоки.

2.Развивающие:  развивать практические навыки использования инструментов для правки и разметки в типовых условиях  и  умения работать в группе;развивать умение анализировать, делать выводы.

3. Воспитательные: способствовать аккуратность во время работы, бережного отношения к инструментам и материалам, способствовать формированию навыков самоконтроля и самооценки.

Учителем был предложен  комбинированный урок, на котором был изучен новый материал по теме, совершенствовались знания и умения, полученные в процессе изучения темы « Правка и разметка заготовок деталей из тонколистового металла и проволоки ».

В ходе урока применены различные формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная.  Осуществлялось развитие навыков устной речи.

Использовались методы частичной поисковой деятельности, наглядности. Большую заинтересованность вызвала подготовленная учителем презентация.

В течение всего урока прослеживалась четкая связь «учитель-ученик-учитель», что создавало на уроке атмосферу комфорта как для учащихся, так и для учителя.

Предложенный план урока выполнен, все задачи реализованы. Учащиеся показали достаточно высокий уровень знаний и умений учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла

Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели:  образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...

разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока"

Разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока" представлена в виде методологической таблицы, приложений с раздаточным материалом.Це...

Презентация к уроку "Изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Правка тонколистового металла и проволоки"

Презентация предназначена, чтобы научить читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки и приёмам правки листового металла и проволоки....

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс...

Презентация по технологии на тему "Тонколистовой металл и проволока" 5 класс

Презентация по технологии на тему "Тонколистовой металл и проволока" 5 класс. Цель урока: изучить виды тонколистового металла и проволоки. ™Знакомство с понятиями “тонколистовой металл” и “п...