Развитие памяти в учебном процессе
материал по технологии по теме

Ипатьева Нина Васильевна

      Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_v_uchebnom_protsesse.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                «Средняя общеобразовательная школа №10»

         

 

        Выступление на педагогическом совете

учителя технологии Ипатьевой Нины Васильевны

                               ТЕМА

    «Развитие памяти в учебном процессе».

                        10 января  2018 года

         Развитие памяти в учебном процессе.

      Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.                                                                                                        Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации.                                                                          Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом. Сохранение в памяти включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию.  Все эти процессы памяти в свою очередь являются сторонами, моментами более конкретной деятельности, связанной с познанием мира и изменением его.

Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками или целями, а особенностями объектов и отношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживания.

Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности.

Произвольное запоминание — запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность.

Особая форма произвольного запоминания -  заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.

Сохранение — удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».                                            Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.

Забывание — не всегда желательный, но неизбежный процесс, противоположный сохранению. Он протекает почти всегда непроизвольно. Благодаря забыванию в памяти не остается мелких, ненужных, незначимых деталей, запоминание обобщается. Частично забытое бывает трудно воспроизвести, но легко узнать. Быстро забывается то, что редко включается в деятельность человека, что становится незначимым для него, систематически не подкрепляется восприятием и повторением. В этом положительная сторона забывания. Забывание особенно интенсивно в первые 48 часов после заучивания или восприятия и зависит от содержания материала, его осознанности и объема.

Воспроизведение — избирательное оживление хранящейся в памяти информации в связи с потребностями человека, конкретными обстоятельствами и задачами в деятельности.

Воспроизведение, подобно запоминанию, может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное воспроизведение происходит, хотя и без всякого намерения, обычно не само собой. Толчком к непроизвольному воспроизведению обычно служат какие-то причины, вызывающие соответствующие ассоциации.

Произвольным называется воспроизведение, которое организуется посредством волевых усилий и сознательно поставленной целью. Главной особенностью такого воспроизведения является наличие осознаваемого мотива. Разновидностью произвольного воспроизведения является припоминание. Это сознательное, целенаправленное воспроизведение, требующее специфического напряжения для преодоления внутренних затруднений.

 По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную. 

Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления.

Кратковременная память — это непродолжительное сохранение информации после одно - двукратного его восприятия.

Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действий (например, набрать только что названный номер телефона, записать пришедшую в голову или услышанную мысль).

 Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти.

Объем памяти — это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам.

Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение — конкретные проявления точности памяти.

Быстрота запоминания — это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала.

Длительность сохранения — время удержания в памяти материала. Выражение «короткая память» относится именно к этому ее качеству.

Готовность памяти — это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Нередко учащиеся, получив неудовлетворительную оценку на уроке и выйдя за дверь класса, вдруг начинают рассказывать товарищам то, чего две минуты назад не смогли ответить учителю.

Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям памяти разделить людей на четыре группы:

а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;

б) быстро запоминающих, но скоро забывающих;

в) медленно запоминающих, но долго помнящих;

г) медленно запоминающих и быстро забывающих.

Одним из главных условий учебной деятельности является организация запоминания путем использования специальных приемов заучивания.

Постановка цели запоминания. Можно несколько раз прочесть какой-либо текст и не суметь воспроизвести его достаточно полно и точно, пока установка «читаю-воспринимаю» не будет заменена установкой «читаю-запоминаю». Как только цель поставлена, продуктивность запоминания существенно возрастает.

Установка на длительность запоминания. Прочность сохранения материала зависит от того, какая принята установка: запомнить надолго или на короткий срок.

Предварительная специальная обработка материала, подлежащего запоминанию. Предварительно запоминаемый материал должен быть внимательно изучен. В нем следует выделить наиболее существенное, найти смысловые опоры памяти, его можно перегруппировать в зависимости от задач запоминания. Тщательно изучаемый и анализируемый материал может переходить в творчество, что является высшей целью любого обучения.

Очень полезно для запоминания связывание его содержания с жизненным опытом человека, с основными целями и задачами деятельности.

Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания. Без напряженного внимания процесс заучивания не может быть продуктивным.

При заучивании необходимо соблюдать следующие правила повторения:

а) повторять материал нужно своевременно, так как наиболее интенсивно забывание идет в первые часы и дни после запоминания;

б) повторять материал лучше распределение во времени, а не концентрированно. Например, заучив правило, лучше прочитывать его дважды по два раза в день (утром и вечером) в течение четырех дней, чем сразу много раз подряд;

в) в процессе заучивания необходимо чередовать повторение текста в целом с повторением его по частям;

г) продуктивность заучивания следует проверять не узнаванием, а воспроизведением, не глядя в текст. Лишь после этого правильность воспроизведения можно проверить по тексту.

                                               Уважаемые коллеги!                                                                                Я надеюсь, что все услышанное сегодня,  поможет Вам в успешной работе.

                                              Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье описаны приемы развития памяти детей с УО в процессе учебной деятельности...

Проблемы развития музыкальной памяти учащихся ДШИ в условиях модернизации учебного процесса

Проблемы памяти и в частности проблемы музыкальной памяти на протяжении нескольких столетий находятся в центре внимания многих ученых,  музыкантов всех специальностей, педагогов. В наше врем...

Татьяна Васильевна Грекова. РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Татьяна Васильевна Грекова,учитель обществознания, социальный педагог  ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Последнее поколение стандартов образо...

Надежда Георгиевна Данилова. Развитие компетенций в учебном процессе.

Надежда Георгиевна Данилова,учитель химии высшей квалификационной категории, председатель методического объединения ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург Развитие компетенций в учебном процессе....

Развитие системы мониторинга учебного процесса на уроках в целях повышения качества обучения

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставлен...