Статья "Русская традиционная культура в преподавании предмета технология" (из опыта работы)
статья по технологии на тему

Сухановская Наталья Леонидовна

Статья о важности русской традиционной культуры в воспитании и развитии подрастающего человека. Знание традиций и прикосновение к русской  традиционной культуре необходимо для сохранения русского народа. Каким образом на уроках технологии можно дать возможность учащимся 5-7 классов изучать основы русской традиционной культуры и как мы работаем, об этом  можно прочитать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская  традиционная  культура  в  преподавании   предмета  технология в школе  ( из опыта работы).

                  Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Сейчас Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице — дети окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Ведь изучение народной культуры — источник знаний о действительности человека и средство формирования важнейших понятий о добре и зле. Народная культура учит видеть мир глазами своего народа. Необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь у современных детей недостаточно сформированы представления о культуре своего народа.

                       Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими традициями, обычаями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о жизни наших предков. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. По словам академика Д. С. Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, живописи. Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием

                       В совершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственной оболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народного искусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложном прочтении памятников народного искусства заключено единство материального и духовного, зримого и незримого, конечного и бесконечного.

                    Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества». Таким образом, в настоящее время в современном образовании остро встает вопрос о необходимости изучения русской народной культуры, как источника традиций, духовности, фундаментальной основы развития личности в современном обществе.

                   

                          В нашей школе есть  Экспозиция по русской  традиционной  культуре, которая содержит  макет избы Х1Х века, предметы быта, экспонаты традиционных ремесел, работы мастеров, и программа преподавания технологии в 5-7 классах имеет элементы русской традиционной культуры.

  На уроках технологии в 5-7 классах мною введены элементы русской традиционной культуры, они  включены в разделы  рабочей программы.

                            В  первой четверти учебного года мы говорим об осенней трудовой деятельности русского народа, о традициях этого времени: а это – уборка урожая и  обряды связанные с этим. Праздник последнего снопа (Дожинки) отмечен в программе плетением поясов, так как пояс участвовал в этом, и вообще пояс имеет большое значение в традициях и жизни  русского народа, пояс, не только элемент одежды и русского традиционного костюма, пояс сопутствует на протяжении всей жизни и имеет свое смысловое и обрядовое значение. Об этом мы говорим на уроках и плетем пояс: 5-6 класс – способом дерганья на пальцах, 7 класс – плетем на дощечках, украшаем концы пояса кисточками, помпонами. Из кисточек и помпонов делаем игрушки.  Есть раздел в рабочей программе посвященный плетению из бересты. Предметы быта, украшения из бересты относятся к художественным промыслам и присутствуют в жизни русского народа. Конечно мы бересту заменяем бумагой и картоном, потому что добывать бересту осенью нельзя, учимся бережному отношению к природе родного края. Мы плетем в плоскости – «коврики», как говорят дети, разными узорами по традиционным схемам плетения мастеров из бересты. Делаем объемные работы – 5 класс плетет  очелье, знакомясь со значением и техникой плетения, 6 класс – плетем стаканчик (солонку), 7 класс – корзинку с ручкой, пробуем плести лапти.

                          Раздел  программы по обработке ткани и изготовления изделия включает в себя изучение русского традиционного костюма  и   пошива изделия на себя или в масштабе в соответствии  с традициями. 5 класс – это передник, с изучением истории, значения и разновидности конструкции передника, как элемента русского традиционного костюма. 6 класс – рубаха…. По основной программе шили изделие на основе ночной сорочки, а мы изучали и шили рубаху. Она может быть женская и мужская, чем они отличаются, каковы особенности конструкции и пошива, отделки. Также изучали и говорили о сарафане, потому что это плечевое изделие, прошивали сарафан в масштабе, но готовы были его изготовить для праздников времени учебного года, которые проводятся в  помещении Экспозиции по русской традиционной культуре  нашей школы (Посиделки, Русским чаем угощаем, хороводы и песни русского  народа). 7 класс – юбка (понева), изучаем конструкцию поневы, значение и обрядовое участие ее в жизни.

                К празднику Рождества делаем ангелов разной сложности: 5 класс -  из бумаги, 6-7 класс из бумаги, ткани, ниток объемные фигурки. К празднику Пасхи украшаем яйца, с использованием материалов предмета технологии (нитки, ткани, тесьма, ленточки т т.п.)

                 В разделе рукоделия конечно же соприкасаемся  с элементами русской  традиционной  вышивки: 5 класс – украшающие швы, 6 класс – роспись,набор,крестик, 7 класс – мережки.

                      Есть в  рабочей программе раздел конструирования из бумаги – Жилище Русского Севера. Здесь мы изучаем особенности  выбора места для построения жилища, конструкцию и значение обустройства жилища и быта. В 5 класс мы строим домик-амбар, декоративно украшаем, в 6 классе строим мельницу, говоря о ее значении,  особенностях построения, в 7 классе – большой дом с подклетом, с изучением всех элементов строения и обрядовом  значении украшения дома. В один период  нашей работы у нас родилась деревня (макет деревни Х1Х века), с хозяйственными постройками, населена людьми и домашним скотом, деревня имела мельницу и церковь. Макет давал возможность изучать жизнь и быт русского народа, с его праздниками, обрядами, песнями и воспитанием детей в семье. Этот макет до сих пор находится в нашем школьном Экспозиции.

                      Работать интересно,  и важно что мы соприкасаемся с традициями нашего русского народа. Была учительница ИЗО, на уроках которой дети изучали и выполняли различные виды росписи (Мезень, Волховская и др.), на своих уроках она помогала украшать ставни наших домом, которые  строились на уроке трудового обучения. Но к сожалению она ушла. Учитель музыки на своих уроках дает материал русского фольклора и мы можем дополнять свои уроки, работая в  одной  параллели.  Тем самым мы выполняем маленькую но важную функцию в воспитании душ наших ребят, ведь очень важно какими они будут и что передадут своим будущим детям.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«« Интегративный подход в преподавании предмета гуманитарного цикла - Мировая художественная культура »

рассматриваются вопросы : Глава 1. Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы в предмете МХК. 1.2. Общая структура интегрированного гуманитарного цикла. 1.3. Пути становления Миро...

Современные аспекты преподавания предмета "Физическая культура" в системе образования

Выступление на VIII Международной научно-практической конференции "Физкультурное образование детей и учащейся молодежи"...

Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"В условиях социальных и экономических преобразований российского общес...

Из опыта работы преподавания предмета Основы православной культуры.

Курс помогает сохранить и преумножить наследие наших предков,сохранить самобытность народов в условиях глобализации....