Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Косарева Ольга Михайловна

Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

19-20  урок  Класс: 5   Предмет: Технология.

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов.

Тема урока: Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.

Цель:  дать понятие о проектировании личностно значимого изделия из текстильных материалов; ознакомить с технологией изготовления ткани; научить определять в ткани долевые нити и лицевую сторону.

Задачи:  1. Дать краткий обзор содержания раздела «Создание изделий из текстильных материалов».

                2. Ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и тканей.

                3. Раскрыть понятия долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка.

                4. Ознакомить с современной технологией производства ткани: прядением, ткачеством, отделкой.

                5. Научить определять в ткани направление долевой нити; лицевую сторону ткани.

                6. Проинформировать о профессиях ткацкого производства.

Тип урока: Урок-исследование, ЛР № 6,7,8.

Объект труда: Коллекция «хлопок» и «лен» к\п «классификации текстильных волокон», тетрадь, учебник, цветная бумага, ножницы, клей.

                                                                 

Название  этапа

Слайды

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Организационный  момент

Проверяет готовность детей к уроку

Ученики готовятся к уроку.

Актуализация знаний.

1 слайд

2-4 слайд

5 слайд

- Сегодня я бы хотела начать урок с демонстрации иллюстрации к сказке «О царе Солтане». Подводит учащихся к осознанию целей и задач.

- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Давайте вместе попробуем вспомнить кто автор этих прекрасных строк?

Ответьте на вопросы:

- Ребята, вы узнали сказку? - Вы можете прочитать строчки данного произведения? - Что делают героини нашей сказки?

- Где, наш взгляд, можно использовать пряжу? Что из нее делают?  

- Вы готовы в этом разобраться? - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?  - Какова же цель нашей работы на уроке?

- Для чего нам это необходимо? Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить?

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.

 Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Изучение нового материала.

6 слайд

7-10 слайд

11-16 слайд

Текстильные материалы окружают нас повсюду. Все текстильные материалы состоят из волокон. Различают две группы текстильных волокон. Стр. 83 учебника. Выполите самостоятельно работу.

Приложение 1. Проверяют работу опросом.

Современное  ткацкое  производство: этапы  изготовления  ткани.       Процесс  производства  хлопчатобумажных  тканей. Запишите в тетрадь.

Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, записывают основные понятия и  определения в тетради.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Физ. минутка

Предлагает  немного передохнуть.

Выполняют упражнения

Продолжение изучение нового материала

17 слайд

18 слайд

19 слайд

20 слайд

21 слайд

 Строение ткани – долевые нити (основа) и поперечные нити (уток), их характеристика, различия.( рис. 42)

Ткацкое переплетение. Раппорт. (Рис 43)

Ткань имеет две стороны. Во время производства ткани могут быть дефекты.

Слушают рассказ учителя, смотрят презентацию, записывают основные понятия и  определения в тетради.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Физ. минут.

Немножко потрудились, можно и отдохнуть, выполним зарядку.

Выполняют упражнения

Лабораторная работа.

22,23 слайд

самостоятельно найти:

 Признаки определения  направления  нитей  основы и утка.   Приложение 2 (кусочки ткани, толстая игла, лупа)

нить

относительно кромки

по степени растяжения

по звуку

по толщине и прочности

основа

вдоль

мало растягивается

звук громкий, звонкий

тонкая, гладкая,

 прочная

уток

поперёк

растягивается больше

звук тихий, глухой

толстая, пушистая,

не прочная

Признаки определения  лицевой стороны ткани. Приложение 3

4 куска ткани, клей ножницы, вклеить в нужный столбик.

Выполняют самостоятельную работу.

Работают с учебником, находят и записывают в тетрадь, проверяют за учителем.

Рефлексивный этап.

24 слайд

Подведем итог: вам нужно найти определения и заполнить в таблицу.

Вопросы для подведения итогов:

1. Было интересно….  2. Я поняла, что…..   3. Я научилась…

4. Теперь я могу….   5. Меня удивило….    6. Мне захотелось….

Отвечают на вопросы.

Подведения итогов.

25 слайд

Выставление оценок по результатам проделанной работы. Домашнее задание: подготовить сообщение на одну из тем. Принести лен и хлопок.

Записывают домашнее задание в дневник, выставляют оценки.


Таблица ключевых понятий

1

Материаловедение

наука, изучающая строение и свойства тканей, материалов

2

Волокно

очень тонкие, гибкие, прочное нити, сырьё для получения ткани.

3

Текстильное волокно

волокно для изготовления пряжи, ниток, ткани

4

Гигроскопичность

способность волокон поглощать влагу из окружающей среды

5

Прядение

процесс получения пряжи, ниток.

6

Пряжа

тонкая длинная нить, полученная при скручивании отдельных волокон

7

Ткачество

процесс получения ткани

8

Ткань

материал, изготовленный на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей

9

Основа (долевые нити)

нити, идущие вдоль ткани.

10

Уток (поперечные нити)

нити, идущие поперёк ткани.

11

Ткацкие переплетения

переплетение нитей основы и утка.

12

Профессии

Прядильщица, ткачиха

К приложению №1    Задание № 1

Сырьё для получения:   хлопчатобумажных тканей – семена хлопка          льняных тканей – стебель льна

 Первичная обработка: хлопка – сбор  хлопка-сырца, отделение волокон от семян и предварительная  очистка от примесей, сортировка по качеству, упаковка  в  кипы (прессование).

льна – сбор и получение льняной соломы;  замачивание льняной соломы; сушка тресты; мятьё; трепание для отделения примесей.

Этапы переработки:

Хлопка: растение – волокно хлопок-сырец – прядение – пряжа – ткачество – ткань.

Льна: растение – волокно лён – прядение – пряжа – ткачество - ткань

Процесс производства хлопчатобумажных и льняных тканей – прядение;  ткачество; отделка.


Приложение 1                                                Задание №1

  1. Сырьё для получения:

      а) хлопчатобумажных тканей – __________________________________

б) льняных тканей - ____________________________________________

  1. Первичная обработка:

а) хлопка – __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

б) льна –______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Приложение 1                                                Задание №2

  1. Этапы переработки:

а) хлопка –_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

            б) льна –___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

  1. Процесс производства хлопчатобумажных и льняных тканей –____________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Приложение 1                                                Задание №1

  1. Сырьё для получения:

      а) хлопчатобумажных тканей – __________________________________

б) льняных тканей - ____________________________________________

  1. Первичная обработка:

а) хлопка – __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

б) льна –______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация текстильных волокон

Разработка урока представлена в виде презентации по теме "Виды текстильных волокон"...

Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....

Классификация текстильных волокон,способы получения швейных материалов

О существовании натуральных и  химических волокон...

Урок по теме: "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей".

Методический материал по теме «Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей». Урок разработан для учащихся 5-х классов. На данном уроке учащиеся знакомятся с процессом изготовлен...

разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс

Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."...

Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.

21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон.  Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...