Рабочая программа индивидуально-групповых занятий Кружок «Рукодельница» для учащихся 5 – 7 классов
рабочая программа по технологии

Борсюк Елена Владимировна

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_.kruzhok_rukodelnitsa_5-7_klass.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Краснозерская средняя общеобразовательная школа № 2
имени Ф.И.Анисичкина

            Согласовано

Руководитель МО учителей

истории, обществознания, технологии, ТПК, музыки, ИЗО

________/__Слепцова Г.Ф._

подпись                     ФИО

протокол № ___

от «____» _________ 20__г.

                           Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________/_Терещенко Е.А._

                        подпись                     ФИО

                           от «____» _________ 20__г.

 

Рабочая программа

Индивидуально-групповых занятий

Кружок «Рукодельница» для учащихся 5 – 7 классов

Срок реализации 1 год

Составители:

Борсюк Елена Владимировна

(ФИО)

учитель технологии

(должность)

                        первая

 (квалификационная категория)

р.п. Краснозерское

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель и задачи программы:

  • сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
  • развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
  • воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

Более интересной эта работа становится, если учащиеся имеют возможность поработать в различных техниках как традиционных (художественная гладь, крест) так и нетрадиционных (вышивка лентами, бисероткачество). Выполняя картину или панно, учащиеся овладевают техникой, какой либо вышивки, получают знания композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.

Овладение учащимися содержанием программы кружка «Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тестом, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.

Итогом работы по программе является участие в различных конкурса. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

Учащиеся должны знать:

  • роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
  • основные сведения о вышивальном производстве;
  • традиции и новейшие технологии обработки различных материалов( ткани, теста);
  • основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;
  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
  • выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;
  • разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок.

Организация деятельности кружка.

Программа работы рассчитана на 1 год обучение. Объединение комплектуется из учащихся 5-7 классы  . Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.

Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 1 часа.

Структура программы 

Программа кружка «Рукодельница» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.   Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Цель и задачи программы:

  • сформировать у учащихся обширное представление о женском рукоделии, декоративно- прикладном искусстве, обучить различным видам рукоделия на основе полученных знаний, умений и навыков на уроках технологии;
  • развивать творческие способности учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками;
  • воспитывать бережливость к материалам, оборудованию, трудолюбие, усидчивость, ответственность, рационализаторство; аккуратность в процессе выполнения работы, взаимопомощь и самоконтроль.

     Овладение учащимися содержанием программы кружка «Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.

Программа  кружка «Рукодельница» включает в себя:

  • историю возникновения и развития рукоделий;
  • изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;
  • способы определения уровня творческих способностей и возможности влиять на их развитие;
  • изучение технологий выполнения швов;
  • умение оценить качество изделия;
  • умение организовать труд и самостоятельную работу;
  • приобретение навыков работы с лоскутом и бисером.

В процессе практической работы учащиеся овладевают приемами работы в различных техниках вышивки с учетом традиций и современных технологий. Приобретают навыки работы с тестом, бисером. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному. Возможность выбора учащимися форм работы.

Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Учащиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умение выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы и рынка, варианты их реализации.

Учащиеся должны знать:

  • роль искусства и творческой деятельности в жизни человека, в развитии цивилизации на примере декоративно-прикладного искусства;
  • основные сведения о вышивальном производстве;
  • традиции и новейшие технологии обработки различных материалов( ткани, теста);
  • основы композиции, орнамента, дизайна - как современного способа мышления при создании новых мышлений;
  • требования к выбору профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять разработку несложных рисунков, орнаментов;
  • выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
  • выполнять изделие по эскизу в различных техниках рукоделия;
  • разбираться в узорах, орнаментах, видах вышивок;


Тематический план

I. Изучение ремесел декоративно- прикладного искусства, 2 часа

№п/п

Тема занятия

Теория

Практика

Изделие

Материалы, оборудование

Межпредметные связи


Дата

Кол-во часов

1-2

Вводное 
Занятие.
Правила техники безопасности при проведении занятий кружка. Понятие о ремеслах

Правила т/б при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ. Беседа с уч-ся о ремеслах, знакомство с предметами быта, украшениями для дома, изучение исторических сведений.

Изучение видов декоративно- прикладного искусства на практических примерах; литературы по данному виду творчества. Запись видов изделий и зарисовка эскизов по историческим моментам.

Изучение готовых изделий по видам декоративного искусства

Швейная машина, иглы, др. приспособления, утюг.
Книги, журналы.

История литература.

 

 

II. Изготовление мягкой игрушки. Технология обработки, 18 часов

3-4

Введение. Знакомство с литературой, готовыми изделиями мягкой игрушки. Подготовка рабочего места, материалы, инструменты.

Подготовка рабочего места для изготовления мягкой игрушки. Виды материалов, инструменты.

Просмотр различных игрушек; организация рабочего места для пошива игрушек.

Игрушка из лоскутов.

Иглы, швейная машина, ножницы.

ИЗО, экономика, литература, история.

   

   

5-6

Работа с выкройками, шаблонами. Раскрой материалов для игрушек.

Понятие о выкройке, шаблоне. Виды материалов для изготовления игрушек.

Изготовление выкроек, из картона. План раскроя.

Игрушки из тканей разных видов.

Иголки, булавки, картон, мм. Бумага, калька, циркуль.

Экономика, математика.

   

   

7-8

Технология обработки мягкой игрушки.

Виды швов используемые для обработки.

-шов «строчка»,-петельный шов, через край, потайной шов, назад иголка.

Игрушки из лоскутков.

Иголки, булавки, ножницы, ткань, нитки.

 

   

   

9-10

Набивка игрушек.

Виды используемых материалов для набивки мягкой игрушки.

Набивание синтепоном.

Игрушки по желанию учащихся: для подарков, на елку.

Карандаш, ножницы, синтепон, игла с нитками.

 

   

   

11-12

Изготовление элементов игрушки. Раскрой.

Правила раскроя элементов игрушки. Подготовка к раскрою.

Раскрой элементов игрушки- вырезание по шаблонам.

Мягкая игрушка.

Швейная машина, утюг, ножницы, выкройки, шаблоны.

Экономика, математика.

   

   

13-14

Изготовление игрушки к новому году.

Атрибуты новогоднего праздника. «Символ 2016г.»

Изготовление по технологии игрушки.

Мягкая игрушка.

Нитки, ножницы, булавки, швейная машина, утюг.

 

   

   

15-16

Изготовление туловища, головы игрушки. Виды оформления лица.

Виды оформления лица, виды изготовления туловища, головы(глаза, нос, рот, мелкие детали).

Изготовление элементов игрушки с применением вышивальных швов, ручных швов для сметывания.

Мягкая игрушка.

Нитки, игла, ножницы, утюг.

 

   

   

17-18

Обработка мелких деталей игрушки. Раскрой, виды оформления.

Виды мелких деталей игрушки. Правила их раскроя, оформления.

Изготовление мелких деталей игрушки, обработка пришивание.

Мягкая игрушка.

Рабочая коробка.

 

   

   

19-20

Сборка игрушки. Окончательная обработка игрушки. Художественное оформление игрушки.

Виды швов для сборки игрушки, контроль качества готового изделия, виды художественного оформления.

Использование ручных швов, применение дополнительных материалов для художественного оформления изделия.

Мягкая тгрушка.

Рабочая коробка, бисер, игла для бисера, паетки, стразы,ленты.

 

   

   

III. Работа с бисером. Бисероплетение, 30 часов

21-22

Виды материалов, инструментов, приспособлений, используемых для бисерного рукоделия.

Исторические сведения о бисероплетении. Виды материалов.

Беседа с учащимися о видах работ с бисером, приемах плетения, материалах для бисерного рукоделия.

Виды изделий из бисера, изготовленные учащимися.

Бисер, игла, леска, ножницы.

История.

   

   

23-24

Подготовка к работе. Организация рабочего места и времени.

Начало работы с бисером, подготовка рабочего места, освещения,приспособлений для бисера. Медицинские рекомендации при работе с бисером.

Изготовление приспособлений для работы с бисером, его хранение. Выполнение упражнений для рук и глаз.

Планшет, «тарелочка» из ткани.

Ткань, рейки, фанера, поролон, гвозди, клей, степлер.

 

   

   

25-28

Цветоведение и композиция.

Виды цветов, цветовые сочетания, ритм, симметрия, асимметрия.

Таблица сочетания цветов.

Цветовые таблицы, зарисовки в тетрадь.

Таблицы, цветовой круг, изделия.

Рисование.

   

   

29-30

Виды работ из бисера. Бисерная азбука.

Низание, ткачество, вышивка. Виды изделий.

Знакомство с видами работ из бисера.

Изделия, изготовленные в разных видах техники.

Книги по бисерному рукоделию.

ИЗО

   

   

31-38

Элементы бисероплетения. Основы техники «низание».

Виды простых миниатюр, параллельное плетение.

Изготовление изделий простых элементов. Техника плетения: «цепочка»-простая, с пупырышками, с бугорками,с петельками и т.д.

Фенечки, бьаслеты, цепочки, игрушки плоские(броши).

Игла, бисер, леска, проволока, ножницы.

Математика.

   

   

39-44

Простейшие приемы бисероплетения.

Виды подвесок из составления вариантов одинакового приема.

Бахрома, цветочки, веточки, объемные элементы(шарик, шнуры, уголки).

Бисер, леска, игла, ножницы.

Математика.

   

   

45-50

Практическая работа «Изготовление декоративного изделия из бисера»

Изделия по желанию учащихся.

Бисер, леска, игла, ножницы.

Математика.

V. Соленое тесто, 20 часов

51-54

Изучение видов изделий, изготавливаемых из соленого теста

Виды соленого теста, виды красителей, способы изготовления, применяемые инструменты и материалы. Виды изделий: панно, фигурки, подарки

Приготовление соленого теста, виды красителей. Изготовление изделий. Создание эскизов изделия по желанию уч-ся, которые будут выполняться

Фигурки животных, подвески, миниатюры, подсвечники, цветы

Для теста: мука, соль; инструменты: миска, ложка, скалки, сито, вилки, ножи, кисти, вода

Рисование

55-58

Тепловая обработка изделия: сушка и обжиг

Виды обработки изделий из смоленого теста. Понятие о сушке и обжиге готовых изделий

Изготовление шаблонов для изделий. Выполнение изделий по шаблонам. Украшение изделий бисером, паетками и др. материалами

Изделия по желанию уч-ся: символ года, различные подарки

Инструменты: ножи, кисти, сито, вилки и т.д.

Рисование

59-62

Понятие о цвете, сочетании цветов; о форме, о пропорциях в изделиях. Виды оформления изделий

Цветовой круг сочетания цветов, понятие о форме, пропорциях в изделии. Оформление изделий

Изготовление практической работы в тетради по раскрашиванию элементов узора с применением сочетания цветов. Оформление изделий (раскрашивание)

Фломастеры,цветные карандаши, гелевые ручки, альбом, тетрадь Инструменты: ножи, кисти, сито, вилки и т.д.

Рисование

63-70

Практическая работа «Изготовление работ из соленого теста»

Изделия по желанию учащихся

Мука, соль, вода Инструменты: миска, ложка, скалки, сито, вилки, ножи, кисти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 9 класса

Данный курс индивидуально-групповых занятий имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способство...

рабочая программа индивидуально-групповых занятий по математике для 7 класса "За страницами учебника математики"

Данная программа  повышает интерес учащихся к математике и готовит их к различным математическим соревнованиям....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по английскому языку 5 класс

Программа реализуется с помощью сборника дополнительных заданий в формате ГИА для учащихся 5 классов и являющегося компонентом УМК  «Английский в фокусе» под ред. Ваулиной Ю.Е., Подоляко О....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 6 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 8 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку. 11 класс....