Занятие по профессиональному самоопределению "Найди свой путь в жизни"
план-конспект занятия по технологии (9 класс)

Егорова Галина Александровна

Материал для учителя технологии, классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naydi_svoy_put_v_zhizni.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Найди свой путь в жизни

Цель: подготовка девятиклассников к осознанному выбору профессии

Форма и методы работы:  

- словесный (рассказ, беседа)

- наглядный (показ в презентации рисунков, схем, таблиц)

- групповая дискуссия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

II. Основная часть.

Слайд2

- Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить серьёзный вопрос – выбор профессии.

Слайд3

Поздравляя друг друга с праздником, чаще всего мы желаем успехов в работе. Именно с работой и карьерой мы связываем успешность и благополучие в жизни.

Благополучие в жизни мы связываем с понятием  самоопределение:

•            Жизненное

•            Личностное

•            Социальное

•            Культурное

•            Профессиональное (профильное)

Так что же мы подразумеваем говоря о профессиональном или профильном самоопределении.

Слайд4

Профильное самоопределение — частный случай профессионального самоопределения, решение о выборе какого-либо профиля, который, как правило, связан с дальнейгним продолжением образования и будущей профессиональной карьерой и образом жизни.

         В мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации, квалификации – свыше 50 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. Человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя.

Слайд5-6

Ситуация. Один человек считает: «В жизни можно обойтись и без всякой профессии».

Задание. Выскажите своё мнение по этому вопросу

У каждого человека есть свое мнение, каждый из нас является личностью.

     И вы должны высказать только своё личное мнение.

Социально-приемлемые позиции: • ориентировка на общественно полезную деятельность; • потребность в реализации интересов в деятельности; • осознание важности не только выбора профессии, но и морального самоопределения.

Слайд7

В глубокой древности никаких профессий не существовало и, естественно, не возникало проблемы выбора. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать: добывать пищу, огонь, изготовлять одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. По мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда.

Слайд8

Для успешного выбора профессии необходимы три составляющие

Выберите из нижеприведенных высказываний правильные.

Объясните свой выбор.

Дайте название составляющей

1. Для того чтобы правильно выбрать для себя профессию нужно:

а)  знать, какую зарплату будешь получать;

б) посоветоваться с друзьями;

в) знать существенные особенности профессии и свои личные качества, уметь их соотнести;

г)  иметь представление о существенных признаках деятельности;

д) уметь разбираться в своих способностях.

2Любая деятельность требует от человека:

а) совокупности определенных способностей;

б) развития устойчивости внимания;

в) трудолюбия;

г)  соответствия его личных качеств требованиям профессии;

д) хорошей зрительной памяти;

е) высоко развитого образного мышления;

ж)  развития волевых качеств.

Однако достаточно ли этого, чтобы правильно выбрать профессию?

Приведем пример. Представьте себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов и обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в России, и, следовательно, наш молодой человек не найдёт себе применения в качестве сборщиков кокосов.

 Помимо «ХОЧУ» и «МОГУ» есть третья составляющая «НАДО»

Слайд9

            Каждая из составляющих выбора характеризуется определенными индивидуальными особенностями личности и развитием экономики.

Укажите для каждой составляющей ее элементы.

Слайд10

Формула  хорошего выбора

Если мы действительно хотим найти себе интересную, посильную, да и просто выгодную профессию, мы должны  искать ее там, где сходятся «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО»

Слайд11

ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ!

В своем стихотворении Маяковский рассказывает о нескольких профессиях и каждая из этих профессий хороша по-своему. Стихотворение заканчивается словами: " все работы хороши", к этим словам вы наверняка относитесь скептически. Вопрос для учащихся: Так уж и все работы хороши! Разве нет плохих работ?

Ответ учителя, обобщение сказанному: Работа сама по себе, если забыть о людях, которые ее делают, не может быть ни хорошей, ни плохой. Любая работа—это лишь набор каких-то операций, заканчивающихся определенным результатом. А хороша или плоха работа — только в оценке разных людей. Вы можете назвать какую-то работу плохой — и будете правы. Вам не нравится — тут ничего не поделаешь. А другому нравится — и он тоже прав.

Вас не пугали примерно так: «Не будешь хорошо учиться — пойдешь в дворники»? Значит ли это, что работа дворника плоха вообще? Раз, мол, мне не нравится, значит, не может понравиться никому. Конечно, такое рассуждение неверно.

«Ну вот, началась агитация в дворники»,— подумали вы. Подождите, не торопитесь. Мне тоже эта работа не нравится. Что хорошего — махать метлой да долбать ломом обледеневшие тротуары. Я могу назвать еще сотню людей, которым это дело не нравится.

Но вот находится сто первый, и оказывается, что он счастлив!

Ему нравится, что не нужно никуда идти или ехать: вышел во двор — и уже на работе. Кроме того, он из породы «жаворонков»: легко встает в четыре утра, в полдень освобождается, а до вечера еще уйма времени—гуляй, иди в кино, читай. И еще: он любит разводить цветы, ухаживать за ними и охотно делает на работе то, что другие не менее охотно делают после работы. А может, главное для него ни то, ни другое и ни третье, а вот что: все жильцы большого дома хорошо к нему относятся, всегда добры и приветливы.

Итог сказанному: Так что если какая-то работа нравится хоть одному человеку — значит, она хороша. Поэт прав: раз нет на свете дел, которые не нравились бы никому,— все работы хороши!

  • Вывод:    Все работы хороши только для общества в целом, а для каждого человека в отдельности какие-то работы могут оказаться и плохими.

Слайд12

ВЫБИРАЙ НА ВКУС!

Выбор работы только на вкус—дело ненадежное и не всегда выполнимое. Вы мечтаете стать летчиком, но реакция у вас плохая, даже вратарем в дворовой хоккейной команде не стали. Хотите быть экономистом, но по математике никогда выше трояка не поднимались. Наверняка у вас есть и достоинства, но, к сожалению, ни в авиации, ни в бухгалтерии их не оценят, если нет главных для этих профессий качеств.

Так неужели Маяковский сделал в стихах столь безответственное заявление?

Наверно, нет. Во-первых, поэт хотел сказать, что у каждого есть огромная возможность выбора, и если вы найдете в себе силы правильно использовать эту возможность, — пожалуйста.

А во-вторых, слово «вкус» нужно толковать широко.

Вопрос для учащихся: Кем вы хотели стать, когда учились в третьем классе? А в пятом? А сейчас? То-то. Вкусы меняются со временем. Это касается и одежды и книг. И профессий тоже.

Кроме того, вкус познается только в сравнении. Скажем, если в магазине продают десяток разных удочек, вы сперва прикинете, какая вам больше нравится, потом уже купите. Ведь не возьмете же первую попавшуюся только потому, что она с краю.

 Вопрос для учащихся: Так можете ли вы сказать, что ваш вкус к какой-то профессии определился, если о других вы просто ничего не слышали, не говоря уж о сравнении?

Правда, сравнить разные работы не так просто — их свыше 10 тысяч. Даже по часу на знакомство с каждой — и то будете много дней знакомиться без сна и отдыха. Но это — если знакомиться беспорядочно. К счастью, есть более короткий путь к знакомству с профессиями.

Психологи тщательно изучили их, выявили самые характерные признаки и по ним разбили все профессии на группы. Тоже получилась система.

Слайд13

Итак, мы уже можем сформулировать  следующие вывода.

  • Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.
  • Каждому человеку может понравиться не одна-единственная, а пять, десять, сто разных работ, если он близко познакомится с ними.

·         Проанализировать профессии с целью выбора

При анализе профессии мы можем воспользоваться профессиограммами, в которых описаны их особенности, содержание и характер труда

Слайд14

Конкурс «Угадай профессию»

Одна из команд называет совокупность основных признаков профессиональной деятельности, присущих данной профессии, а другая анализирует, угадывает профессию. Затем команды меняются ролями

Слайд15

«КТО НУЖЕН НАШЕМУ ГОРОДУ»
«Кем бы вы хотели работать в нашем городе, какую бы выбрали профессию?»

Примерный сценарий дискуссии

Ведущий дискуссии («мэр города») — один из учащихся, который подготовлен заранее для этой цели, или учитель. Во вступительном слове он спрашивает учащихся: «Кем бы вы хотели работать в нашем городе, какую бы выбрали профессию?»

Участники дискуссии называют профессии. Один из учеников записывает их на доске. Затем проводится анализ этих профессий с точки зрения их необходимости городу для нормальной жизни. Чтобы город существовал как сообщество людей, объединенных общими интересами, целями и потребностями, необходимо много разнообразных профессий, в том числе и непрестижных.

В итоге дискуссии учащиеся - «жители города» — приходят к выводу о том, что жизненные потребности людей и общества диктуют одно из правил выбора профессии — «Надо».

Слайд16

Прогнозируемая потребность города в квалифицированных специалистах на ближайшую перспективу в зависимости от направления государственной политики развития экономики

Слайд17

Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой». Просто, правда? Но только на первый взгляд.

Вы наверняка встречали людей, которым утром не хочется идти на работу. И далеко не всегда это лодыри и бездельники. Они честно делают то, что от них требуется. Но это для них понедельник — самый тяжелый день. Это они радуются даже болезни: можно побыть дома и не ходить на работу. Это они нет-нет, да и скажут со вздохом: «Эх, скорей бы на пенсию».

Вопрос для учащихся: Вы выбираете профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, уже сейчас нужно... Продолжите фразу.

Ответ учителя, обобщение сказанному: Вы мысленно продолжили фразу: «...задуматься о будущем». Или: «...выбрать работу по душе». Или еще так: «...найти свое место в жизни». Эти слова вы уже слышали — и от мамы с папой, и от учителей. Слышали так часто, что они успели поднадоесть и вызывают острую аллергическую реакцию.

Может быть, учителям иногда просто некогда подбирать другие слова, а папа с мамой не всегда умеют это сделать, поэтому пользуются привычными формулировками. Но признайтесь: ведь вы бунтуете всего лишь против слов, а сами, конечно, понимаете или хотя бы чувствуете, что смысл их раскрывать каждому для себя все равно придется.

И вот тут очень важно — как раскрывать.

Просто думать о будущем — можно и не додуматься. Или додуматься не до того.

Найти свое место в жизни, — а это, смотря как искать. То ли побыстрей занять первое попавшееся, высидеть на нем пару десятков лет, а потом горестно вздохнуть: «Эх, скорей бы на пенсию». То ли перебирать эти места, как разноцветные камешки на морском берегу: вроде все красивые, каждый по-своему, а обсохнут — одинаково тусклые.

Можно как будто целиком положиться на взрослых — учителей, родителей, воспитателей. Мол, они подумают за меня и все решат. Помощь помощью, советы советами, а выбор ваш должен быть глубоко осознанным и продуманным.

Так как же думать, выбирать, искать? Давайте попробуем разобраться с вами, и, может быть, вопросы эти станут хоть немного понятнее.

Вопросы, но не ответы. Ответы не подскажет ни одна книга — их придется искать самим.

Слайд18

Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

Хочу предложить вам некоторые рекомендации на пути выбора профессии

•               Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

•               Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.

•               Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.

•               Для достижения цели вам надо много читать, работать думать.

Слайд19

Что делать? Как быть?

Может вы сделали свой выбор - это оптимальное решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда - приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. Надо решить, какой путь избрать после 9 класса - продолжить обучение в общеобразовательной школе, в техникумах, лицеях или в профильном классе нашего школы. Вам предоставляется с начала нового учебного года уникальная возможность продолжить обучение в 10 классе по направлению «социально-гуманитарного», «социально-экономическому» и «химико-биологическому» профилям.

ОБОБЩЕНИЕ.

Мы сегодня разобрали очень серьезный вопрос, связанный с выбором профессии.

Подведем итог: Что дало вам сегодняшнее занятие. Поможет ли наша сегодняшняя встреча в последующем выборе жизненного пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я выбрала свой путь..."

В работе я рассказала о том,что помогло мне в выборе профессии,почему главным в жизни считаю любовь и понимание ....

"Найди свою дорогу в жизни". Жизнь и творчество Н.В. Гоголя

Презентация о жизни и начале творческого пути Н.В. Гоголя подготовлена на основе книги В.Вересаева "Гоголь в жизни" и может быть использована педагогами не только на уроках литературы , но и во внекла...

Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…

Направления модернизации российского образования и деятельности школы, над реализацией которых работает педагог, участие в реализации методической темы школы «Методическое обеспечение подготовки учите...

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."

"Кем быть? Какую профессию выбрать? Как помочь ребенку выбрать свой путь в жизни..."...

«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов

Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...

Круглый стол «Выбери свой путь» профориентационное занятие

laquo;Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» - Томас КарлейльСчастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком чел...