Рабочая программа кружка "Мастерок" для 5 класса
рабочая программа по технологии (5 класс)

Дорта Чойган Игорьевич

Рабочая программа кружка "Мастерок" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterok.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Пояснительная записка.

Программа кружка «Мастерок» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) ;
  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования  РФ от 2 апреля 2002 № 13-51-28\13.  
  • Требования к содержанию и оформлению программ  дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 18.02.2003 3 28-51-391/16
  • Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности
  • Устав МБОУ  «СОШ №1 с. Мугур-Аксы».

Выпиливание и выжигание – один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием и выжиганием учащимся 10-11 классов. Занятия в кружке, сочетающее искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ. Перед учащимися ставятся воспитательные цели: уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами безопасности труда. Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Коллективные работы выполняются бригадой из трех и более учащихся. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого кружковца. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у кружковцев чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют качественному исполнению изделий. Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка.  В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в специальной одежде.

Работа в кружке должна помочь школьнику практически познакомиться с содержанием труда в тех или иных профессиях, раскрыть ему творческие и другие стороны рабочих профессий. Предметом творческой разработки кружка являются различные уголки, стенды, поделки. Ученики выполняют работы по ремонту мебели. При выборе своего изделия у обучающихся формируется интерес, устремленность разрабатывать и изготовлять нужные вещи. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности, уровень практической готовности к выполнению предлагаемой работы в условиях школьной мастерской. С первого занятия в кружке вводится самообслуживание по уборке рабочего места, ремонта имущества, находящегося в пользовании на занятиях. Одним из важнейших условий является соблюдение правил техники безопасности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций тывинского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе  рассмотрены все элементы технологии художественного выпиливания по дереву, начиная  с формирования художественного образа прикладного изделия и заканчивая его представлением на выставках.

Сроки и этапы реализации программы.
Программа рассчитана для обучающихся 10-11 классов . Количество часов за год  -34 , с периодичностью 1час в неделю.

Продолжительность занятия 30 минут.

Срок реализации программы 1 год.

Цель:

развитие интереса обучающихся к столярной работе.

Задачи кружка:

общеобразовательные:

- сформировать и развивать навыки технической культуры,

- помочь овладеть минимумом сведений, необходимых для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни,

воспитательные

- прививать потребность познания,

- формировать и развивать общечеловеческие качества: трудолюбие, усидчивость, взаимопомощь,

практические:

- применять знания в решении возникающих практических задач

- пользоваться различными столярными инструментами, приспособлениями и приборами.

Формы работы : групповые и индивидуальная.

Методы реализации программы: рассказ, беседа, практические работы,  демонстрации видеофильмов, метод индивидуальных и групповых проектов.

Содержание программы.

Вводное занятие -1 час

Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.

Практическая работа.

Подготовка основы из фанеры для выпиливания.

Выпиливание лобзиком (материалы, инструменты, приспособления) – 2 часа

Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

Выпиливание по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей.

Практические работы.

Подготовка и перевод рисунка на основу.

Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру.

Работа над выбранным объектом труда: шлифование, подгонка и склеивание.

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру – 2 часа

Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий, приемы работы. Выпиливание по внутреннему контуру. Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Практические работы.

Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу.

Выпиливание по внутреннему контуру. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Выжигание, выполнение задания по образцу – 2 часа

Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу. Выжигание по внешнему контуру. Отделка точками и штрихованием. Рамочное выжигание.

Практические работы.

Подготовка основы для выжигания. Выжигание элементов рисунка. Оформление рамки.

Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 6 часов

 Эскиз, технический чертеж деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания.  Подготовка рисунка и перевод его на основу для выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички.

Практические работы.

Выполнение чертежа или эскиза деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру. Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички.

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа) – 8 часов.

Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением. Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия. Изготовление деталей, сборочные операции. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка. Приемы росписи элементов выжженного рисунка. Роспись и покрытие готового изделия лаком. Подготовка к выставке, оформление работ.

Практические работы.

Работа над эскизом творческого изделия. Выполнение рабочих чертежей. Исполнение изделия в материале. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка.

Роспись элементов выжженого рисунка. Роспись и покрытие лаком изделия. Оформление

изделия.

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) – 12 часов.

Выбор тематики работы, общественно - полезная направленность изделия. Выполнение работы в материале. Контроль качества, сборочные операции. Оформление работы (роспись, выжигание, лакирование).

Практические работы.

Работа над выбранным объектом труда

Заключительное занятие- 1 час

Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Дата

Описание содержаний занятий

Вводное занятие – 1 час

1

Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства.

Пр. р. Подготовка основы из фанеры для выпиливания.

Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест.

Пр. р. Подготовка основы из фанеры для выпиливания.

Выпиливание лобзиком – 2 часа

2

. Породы древесины и древесные материалы. Лобзик.

Пр.р. Подготовка и перевод рисунка на основу.

. Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины.

Лобзик, выпиловочный столик, приспособление для стягивания лобзика.

Пр.р. Подготовка и перевод рисунка на основу.

3

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Пр.р. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру.

Выпиливание лобзиком по внешнему контуру.

Пр.р. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание по вешнему контуру.

Выпиливание лобзиком по внутреннему контуру – 2 часа

4

Приемы выпиливания по внутреннему контуру.

Пр.р. Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу.

Приемы выпиливания по внутреннему контуру.

Пр.р. Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу.

5

Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Пр.р. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Пр.р. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование.

Выжигание, выполнение задания по образцу – 2 часа

6

Прибор для выжигания, правила электробезопасности.

Пр.р. Подготовка основы для выжигания.

Прибор для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка и перевод рисунка на основу.

Пр.р. Подготовка основы для выжигания.

Правила ТБ при работе с выжигателем.

7

Выжигание по внешнему контуру.

Пр.р. Выжигание элементов рисунка.

Выжигание по внешнему контуру. Правила  и методы выжигания по внешнему контуру.

Пр.р. Выжигание элементов рисунка.

Комплексная работа по выпиливанию и выжиганию – 6 часов

8

Эскиз, технический чертеж деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему и внутреннему контурам.

Эскиз, технический чертеж деталей. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания  Выпиливание лобзиком по внешнему контуру, по внутреннему контуру.

9

Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички.

Выжигание рисунка. Сборочные операции, склеивание деталей. Лакирование, подготовка таблички.

Правила техники безопасности при работе с лаком., клеем.

10

Пр.р. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания.

Пр.р. Подготовка рисунка и перевод его на основу для выпиливания и выжигания.

11

Пр.р. Выпиливание лобзиком по внешнему и  внутреннему контуру.

Пр.р. Выпиливание лобзиком по внешнему и  внутреннему контуру.

12

Пр.р.  Выжигание рисунка.

Пр.р.  Выжигание рисунка.

13

 Пр.р. Сборочные операции, склеивание деталей.

Пр.р. Сборочные операции, склеивание деталей.

Создание изделия из деталей, выпиленных лобзиком, с выжиганием рисунка (творческая работа)– 8 часов.

14

Создание орнаментов.

Создание орнаментов, органически связанных с конструкцией, формой изделия, материалом, назначением.

15

Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия.

Работа над эскизом творческого изделия. Создание чертежей и рисунков для выжигания элементов изделия.

16

Пр.р. Выполнение рабочих чертежей

Пр.р. Выполнение рабочих чертежей

17

Изготовление деталей, сборочные операции.

Изготовление деталей, сборочные операции. Шлифование, перевод рисунка, выжигание элементов рисунка

18

Пр.р. Шлифование, перевод рисунка.

Пр.р. Шлифование, перевод рисунка.

19

 Пр.р. Выжигание элементов рисунка.

. Пр.р. Выжигание элементов рисунка.

20

Приемы росписи элементов выжженного рисунка, покрытие готового изделия лаком.

Приемы росписи элементов выжженного рисунка, покрытие готового изделия лаком.

21

Пр.р.Роспись элементов выжженого рисунка

Пр.р.Роспись элементов выжженого рисунка

Изготовление предметов на произвольную тему (коллективная творческая работа) -12 часов

22

Выбор тематики работы.

Выполнение работы в материале.

Выбор тематики работы, общественно - полезная направленность изделия.

Выполнение работы в материале.

23

.Пр.р. Выбор тематики работы. Распределение работ внутри проекта.

.Пр.р. Выбор тематики работы. Распределение работ внутри проекта.

24

Пр.р. Составление эскиза и чертежа работы.

Пр.р. Составление эскиза и чертежа работы.

25

Пр. р. Перевод рисунка для выпиливания.

Пр. р. Перевод рисунка для выпиливания.

26

Пр.р. Выпиливание по внешнему контуру.

Пр.р. Выпиливание по внешнему контуру.

27

Пр.р. Выпиливание по внутреннему контуру.

Пр.р. Выпиливание по внутреннему контуру.

28

Пр.р. Шлифование, перевод рисунка для выжигания

Пр.р. Шлифование, перевод рисунка для выжигания

29

Пр.р. Выжигание элементов рисунка.

Пр.р. Выжигание элементов рисунка.

30

Пр.р. Роспись элементов выжженного рисунка.

Пр.р. Роспись элементов выжженного рисунка.

31

Пр.р. Роспись элементов выжженного рисунка, лакирование.

Пр.р. Роспись элементов выжженного рисунка, лакирование.

32

Пр.р. Сборочные работы, склеивание.

Пр.р. Сборочные работы, склеивание.

33

Пр.р. Оформление изделия для выставки.

Пр.р. Оформление изделия для выставки.

34

Подведение итогов работы кружка за год.

Подведение итогов работы кружка за год. Оформление итоговой выставки и отбор лучших работ.

Информационно –методическое обеспечение.

Рекомендуемая литература

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для мальчиков.  10 класс.- М.: «Школьная пресса», 2004
  2. Рыженко В.И. и др. Работа по дереву. Резьба. Мозаика. Столярка. Лобзик. - М.: 1998
  3. Симоненко В.Д. Технология.10 класс. - М.: ВентанГраф. 2008
  4. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.- М.: Просвещение, 2006

       7. Интернет – ресурсы.

Методическое обеспечение

  1. Рисунки на рабочую поверхность.
  2. Технологические карты.
  3. Инструктажи по технике безопасности

   

Материальное обеспечение программы

  1.  Лобзики
  2. Фанера
  3. Лако-красочные материалы
  4. Копировальная бумага
  5. Клеи
  6. Наждачная бумага
  7. Выжигатели
  8. Столярный станок

     

   

     

Результативность курса

Учащиеся должны:

-знать и уметь рационально организовывать свое рабочее место и соблюдать правила безопасности при выполнении всех указанных работ,

- уметь осуществлять наладку простейших ручных инструментов и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей,

-владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины, изготавливать простейшие изделия из древесины,

-осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий,

-владеть основами художественной обработки древесины.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

- изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

-создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;

- контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

-обеспечения безопасности труда;

-построения планов профессионального образования и трудоустройства.

Прогнозируемый результат.

Развитие интереса обучающихся к столярной работе, умение использовать знания и умения в повседневной жизни.

На занятиях кружка также будет проводиться подготовка к школьной олимпиаде по технологии, к муниципальном конкурсе « Город мастеров». Каждый кружковец по итогам работы должен представить одну из работ на школьной или муниципальной выставке поделок учащихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...