Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Нагайцева Юлия Николаевна

В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект преплагает вниманию коллег использование ресурсов школьного музея в учебной деятельности. 

С помощью экспонатов музея удалось наиболее полно раскрыть тему, познакомить с традициями, связанными с посевом и обработкой льна на Руси, с методами изготовления пряжи и полотен ткани. Ученицы смогли наглядно увидеть все этапы производства и оценить насколько это  сложный и тяжелый труд. Девочки увидели инструменты производства – чесала, гребни, прялки и самопрялки, веретена, челноки и детали старинных ткацких станков. Узнали откуда пошло выражение  «делать уроки», кого в  старину называли «непряха», как устроены прялки, зачем нужны «пряслица» и как сплести пояс с помощью дощечек.  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proizvodstvo_tkani.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разделы: Преподавание технологии 


Тема программы: Создание изделий из текстильных   и поделочных материалов.  Материаловедение.

Тема урока: Производство ткани.

Цели:

  • Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.
  • Ознакомить с понятиями: волокно, текстильное волокно, с профессиями прядильщика, ткача.
  • Научить определять направление долевой и уточной нитей; определять лицевую и изнаночную стороны ткани.

Задачи:

Образовательная - расширить кругозор учащихся; познакомить с историей получения тканей, сформировать представление о профессиях ткача и прядильщицы, о сложностях производства тканей и истории получения тканей на Руси.

Развивающая - развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы;

Воспитательная – воспитывать уважение к труду людей, формировать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа

Практическая - научить определять направления нитей основы, лицевую и изнаночные стороны ткани.

Методы обучения:  беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные методы (демонстрация видео, экспонаты в экспозиции музея, презентация) практический (практическая работа по изготовлению образца переплетения), интерактивный (вовлечение детей в работу с экспонатами – скручивание волокна. плетение на дощечках; выполнение заданий по результатам просмотра и изучения материала)

УМО: экспозиция школьного музея «Русь народная» (экспонаты: чесала, веретена, прялки, самопрялки, детали ткацкого станка,  челноки, образца плетенных тканей с помощью дощечек, пояса. Волокна и кудель и т.п), образцы тканей,  телевизор с видеомагнитофоном, мультимедиопроектор, , презентация,  учебник Технология 5 класс

ХОД УРОКА

Структурные компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к освоению новых знаний

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

Организует беседу (фронтальный опрос):

  1. Что мы называем волокном?
  2. По каким признакам можно классифицировать волокна?
  3. Что означает словосочетание «волокна растительного происхождения»? Почему их называют натуральными волокнами? Какие растения дают нам эти волокна.
  4. Что мы называем тканью и какими свойствами она может обладать?

Обсуждение логической цепочки (выведена на экран)

Текстильные волокна – ( пряжа – нити) – ткань

 Подведение детей к теме урока:

Вспомните свои действия при исследовании ткани.

 - Каким образом из волокон была получена нить? (путем скручивания волокон).
- Каким образом была получена ткань? (путем переплетения нитей)

Отвечают на вопросы.
Выполняют задание

Мотивация к изучению темы

Организует беседу:
Использование ткани в быту и промышленности.

Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, обувь, обивку для мебели и т. д.  А сможете ли вы самостоятельно произвести ткань? Как получали ткань на Руси? Какие инструменты для этого были необходимы?

Повышение познавательного интереса через интеграцию – прочтение отрывков из произведений А.С. Пушкина:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

(из «Сказка о царе Салтане»)

 Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

А старуха пряла свою пряжу.

 (из «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Обсуждают поставленную проблему

Формулируют тему урока и объясняют почему для изучения нового материала выбран школьный музей

Сообщение темы и цели

Сообщает тему и цель урока
Сегодня вы познакомитесь с этапами производства ткани, узнаете, из чего изготавливают  ткань, познакомитесь с профессиями прядильщика, ткача.
Тема нашего урока «Производство ткани»

Записывают в тетради или рабочие листы

Изложение новой темы

Объясняет, показывает, организует беседу.

При рассказе демонстрируются экспонаты школьного музея. Учащимся предлагается самим попробовать скрутить нить, демонстрируются разные веретена, прялки,  самопрялки. (текст для построения рассказа в приложении 1)

Очень хорошо рассказывается об изготовлении полотна в рассказе «Как в поле рубашка выросла».

Прядение – процесс получения пряжи из волокон на прядильных станках на прядильной фабрике.
Процесс получения пряжи:

  • Разрыхлить
  • Очистить от примесей
  • Прочесать
  • Сформовать ленту-ровницу
  • Скрутить

Ткачество – процесс получения ткани из пряжи на ткацких станках на ткацкой фабрике. 
Ткань – материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи или нитей 

Демонстрация видеосюжета с кассеты Эврика

Демонстрация получения ткани (поясов. лент) путем плетения на дощечках. Рассказ о технологии. Организация практической работы

Слушают, наблюдают, записывают.
Отвечают на вопросы.

Пытаются самостоятельно рассказать о предметах, из назначении, сами пытаются скрутить нить

Записывают опорные схемы в тетрадь или рабочие листы, выделяя главное из рассказа

Знакомятся с профессией ткача, с историей появления и совершенствования ткацких станков

Пытаются самостоятельно сплести пояс,  освоив технологическую последовательность

Закрепление знаний

 Заполнение логической цепочки «Процесс получения пряжи» (приложение 2) 

Демонстрация видеофильма Дискавери «Пряжа»

 Отвечают на вопросы.
Выполняют задание

Выдел Выделяют производственные этапы изготов  изготовления ткани:

 Вол - волокно---нити (пряжа) -----ткачество ----- су  суровая ткань ----- отделка ------готовая  готовая ткань

Продолжение изучения нового материала

Интерактивный рассказ о устройстве и работе ткацкого станка. Демонстрация экспонатов

Дополняют предложения. Выполняя предложенное учителем задание

Практическая работа

Нити в ткани могут переплетаться разными способами Знание направления долевой нити или по-другому – нити основы нам необходимо при раскрое изделия.
Существует несколько способов  определения направления нити основы
Работа с таблицей

Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и утка.

Вывод: Длинные и прочные нити, идущие  вдоль ткани – нить основы.

Короткие, извитые нити, идущие поперек ткани – нить утка.

Узкая полоска по краю ткани – кромка.

Задание для практической работы: Выполнить макет переплетения нитей основы и утка (инструкция приложение 3)

 

Выполняют практическую работу
«Определение направления долевой нити (нити основы)»

Выполняют макет работая в парах

Подведение итогов урока

Оценивает активность учащихся. Выставляет и комментирует  оценки.

Анализируют собственную деятельность. Определяют трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии. Русская народная сказка «Маша и три медведя»

Оборудование: магнитная дока, карточки, магниты.Раздаточный материал: кукольный театр – персонажи сказки, карточки, фломастеры.Техническое оснащение: телевизор, презентация к сказкеЦЕЛЬ: активиз...

Конспект занятия по сказкотерапии. Русская народная сказка «Маша и три медведя»

Оборудование: магнитная дока, карточки, магниты.Раздаточный материал: кукольный театр – персонажи сказки, карточки, фломастеры.Техническое оснащение: телевизор, презентация к сказкеЦЕЛЬ: активиз...

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок»

Цель: Развитие познавательного интереса детей на примере загадок,  пословиц, поговорок.  Коррекционно-образовательные задачи: Обогащение словаря по теме «Дикие животные» (название, внешние п...

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Основы народно – сценического танца»

Цели: демонстрация основных элементов техники народного танца, формирование сознательного отношения к традициям национальной хореографии....

Конспект занятия в школьном музее искусств

Занятие (обзорная экскурсия) для учащихся (воспитанников) 5 класса проводится в музейной комнате пришкольного интерната. В ходе экскурсии дети знакомятся с экспозициями (разделами) музея, отвечают на ...