Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.
статья по технологии (5, 6 класс)

Куликова Ольга Николаевна

Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО). В коррекционной школе  дети  имеют невысокую степень мотивации к обучению. Чтобы добиться результата в решении этой задачи педагог должен повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Педагог должен стремиться к максимальной гибкости, способности к сопереживанию, сочуствию, восприимчивостью к потребностям цчащихся. Педагог должен делать акцент на развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся. На уроках трудового обучения нужно чередоватьвиды деятельности. Создаватьситуацию успеха. Использовать дифференцированный подход кобучению.  На уроках трудового обучения необходимо создавать  проблемные ситуации для активизациипознавательной деятельности. Интересы учащихся на уроках трудового обучения интересы учащихсянаправлены на выполнение практической работы., но иконечно на теоретическое обучение. Чтобы уроки проходили более интересно в традиционный урок вводятся элементы игры. Для пробуждения интереса к изучаемому материалу способствует использование ИКТ. также успешно применяются сюжетно-ролевые игры.Важное значение в обучении детей олигофренов имеет использование приемов сравнения. Успехи в учении воодушевляют и ободряют школьника, помогают ему раскрыться как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема МО : Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.

О.Н.Куликова,

учитель профессионально-трудового

 обучения КГКОУ Школа № 1

 г.Комсомольск-на-Амуре

                                                                     

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.

Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся учитель и делает акцент в своей педагогической деятельности. Для решения этой задачи необходимо как можно чётче планировать уроки, использовать различные формы обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

На уроках трудового обучения стараюсь чередовать виды деятельности, от более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, до дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Для того чтобы это укрепляло работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности.

Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставлю перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, более сильной ученице предлагаю аппликацию пришить тамбурным швом, а слабой ученицы прямыми стежками. А также сама аппликация у сильной ученицы может быть более фигуристая, а у слабой ученицы попроще. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога. В своей педагогической практике я использую ряд методов и приёмов, которые более эффективно повышают учебную активность учащихся на уроках швейного дела.

 К ним относятся:

1. Создание проблемной ситуации;

2. Развитие познавательных интересов;

3. Метод использования наглядности;

4. Игровые формы;

5. Приём сравнения.

Стараюсь на уроках создавать для активизации познавательной деятельности учащихся проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает в случае, когда ученики не могут объяснить явление, факт, процесс деятельности, не могут достичь цели известным им способом. Проблемная ситуация активизирует умственную деятельность учащихся. Их активность повышается в случаях, когда само явление уже знакомо учащимся, но они не сознают его сущность. Другие причины они не могут установить без наводящих вопросов. Организуя обучение, я не тороплю дать правильный ответ, а выслушиваю и комментирую мнение всех учащихся. В результате, правильное суждение воспринимается учащимися значительнее активнее, чем обычное объяснение нового материала. Однако в условиях коррекционной школы проблемный вопрос учителя не всегда должным образом активизирует мышление учащихся. Для того чтобы достичь цели учителю необходимо:

1. Чётко, конкретно ставить проблемный вопрос определённой трудности,

слишком трудный или слишком лёгкий вопрос не вызывает проблемной

ситуации;

2. Систематически создавать на уроках проблемную ситуацию и подключать

к её решению всех учениц;

3. Доброжелательно относится к ответам учащихся;

4. Придавать проблемной ситуации эмоциональную окраску с помощью

интонации и эффекта неожиданности;

5. Использовать наглядность в целях конкретизации проблемного вопроса.

К числу мер, направленных на создание как длительной, так и временной готовности школьников к учению, относится к формированию познавательных интересов. Из специальной психологии известно, что интересы учащихся коррекционной школы мало дифференцированы, отличаются недостаточной глубиной, несознательностью и неустойчивость. На уроках трудового обучения их

интересы в основном направлены на выполнение практической работы, но в определённой мере переносятся и на теоретическое обучение. Однако, было бы грубой ошибкой рассчитывать только на такой перенос.

Практика трудового обучения показала, что имеется ряд способов формирования интереса к познавательной деятельности. К их числу относится вариативность построения теоретического этапа знания. Данный этап часто строится по одной и той же схеме: задают вопросы на повторение и после этого учитель объясняет новый материал. Однообразие в обучении не способствует созданию у школьников интеллектуальных эмоций (удивление ,любознательности, сомнения). Чем старше учащиеся, тем больше необходимость в разнообразной организации теоретического этапа знания.

Перед началом теоретического этапа занятия могут быть письменные ответы учащихся на вопросы па заданным карточкам и краткое обсуждение полученных результатов. Другой вариант – беседа о необходимости конкретных знаний для практической работы.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок вводятся элементы игры: собери картинку из осколков, назови предмет и расскажи технику безопасности при работе с ним, игра «Лото» , разгадывание кроссворда по теме.

Во время повторения проводится коллективная игра «цепочка», суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. Игра проходит более результативно, если в неё включён элемент соревнования между бригадами.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование ИКТ. Презентации использую как при изучении нового материала, так и при повторении.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках трудового обучения опорные схемы. Они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание,помогают запоминать сложный материал. Для привлечения к выполнению физ.минуток стараюсь выбирать веселые, интересные с презентацией занятия.

Успешно применяются сюжетно – ролевые игры. Учащиеся разных возрастов хорошо воспринимают игры экономической направленности.

Таким образом, игровые и другие занимательные средства обучения, с одной стороны помогают решать образовательные задачи, с другой - способствуют повышению уровня активности учащихся в обучении. Усвоение знаний основано на установлении связей нового материала с ранее излучавшемся. Новое знание включается в сформированный у ребёнка ассоциативный фонд (систему ассоциативных связей). Ясно, что готовность учащихся к усвоению нового знания зависит от состояния этого фонда, его объёма и содержания, а так же от умения осуществлять смысловые связи. Накопление фонда ассоциативных связей происходит с помощью известных методов: объяснение, беседа, демонстрация наглядных средств и так далее. Но могут применяться и специальные упражнения, они проводятся в форме игры. То, что проводится впервые, решают задачу ознакомления учащихся с данным видом познавательной деятельности.

Ученикам предлагается устанавливать «свободные ассоциации» с заданным словом, то есть, связи, неограниченные каким-либо условием. Например, учитель записывает на доске слово «ножницы». Учащимся предлагается высказать любые слова, относящиеся к данному предмету. Высказывания могут быть следующими: острые, тупые, юольшие и т.д., ответы записываются учителем на доске. При необходимости учитель помогает учащимся, задавая наводящие вопросы, за правильный ответ ученик получает поощрение. После того, как задача и порядок проведения таких упражнений усвоены, они усложняются путём ограничения подбираемых слов заданной темой, то есть ставится задача подбирать не любые слова, а отражающие определённые свойства. В таких упражнениях учащиеся так же учат различать более существенные (главные) и несущественные для данной задачи. С этой целью так же можно предложить учащимся пользоваться учебником, техническим словарём, который ведётся в тетрадях.

Немалое значение в обучении детей олигофренов имеет использование приёма сравнения, с помощью сравнения учащиеся устанавливают определенные отношения между явлениями, предметами, их свойствами или частями. Это способствует выделению предметных свойств, нахождение связей между новым и известным. В результате появляется возможность классифицировать изучаемые объекты. Сравнение это умственная операция, относящаяся к процессам регуляции деятельности, её развитие имеет коррекционное значение.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках трудового обучения ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь,

не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению.

Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»

   Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....

Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

Формирование духовно- нравственной личности обучающихся с умственной отсталостью на основе православных традиций

Представлена статья из опыта работы образовательной организации для детей с умственной отсталостью...

Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...

"Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на заседании школьного дефектологического семинара "Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (...

Русские счеты как инструмент развития вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Характерной чертой развития детей с умственной отсталостью является то, что у них отмечается неготовность к обучению в школе. При достижении требуемого уровня готовности к школьному обучению у ребенка...

Развитие навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Работа учителя с обучающимися по индивидуальным программам на дому, предполагает постоянную работу над навыком чтения. Известно, что обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...