РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по учебному предмету «Технология» для 6 классов
рабочая программа по технологии (6 класс)

Киричинская Оксана Фёдоровна

Цель изучения предмета «Технология». Основной  целью изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе основного общего образования является формирование представлений о составляющих техносфе­ры, современном производстве и распространённых в нём технологиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_fgos.docx84.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

″Средняя общеобразовательная школа № 9″

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель  директора по учебной работе

МБОУ ″Средняя общеобразовательная школа № 9″          

__________    Лавренюк Л.Л

« _____» августа 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МБОУ ″Средняя общеобразовательная школа № 9″                      

_________    Захарова Л.А.

                                                                   Приказ № 1 от 29 августа 2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

основного общего образования

по учебному  предмету  «Технология»  

для 6 классов

на 2016-2017 учебный год

Обсуждены и одобрены на заседании

школьного методического объединения

учителей развивающих дисциплин

Руководитель МО______Киричинская О.Ф.

Протокол №  1  от 30   августа 2016 г.

Программу составил:

учитель технологии

высшей  квалификационной категории

Киричинская Оксана Федоровна

Город Троицк

Челябинская область, 2016

Пояснительная записка

Статус программы: Рабочая программа основного общего образования по технологии для 6 классов является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9» на 2016-2017учебный год (Протокол педсовета №1 от 29.08.2016г.)

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства от 29 декабря 2014 года № 2765-р.)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 6 февраля 2015 г. регистрационный номер № 35915 9с 21.02.2015 г.)
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253, «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251);
  6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «о федеральном перечне учебников»;
  7. Приказ МОиН Челябинской области от 30.05.2014 года № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;
  8. Примерный базисный учебный план  5-9 классов, реализующих ФГОС ООО, утверждённый приказом МОиН Челябинской области от 05.05.2008 г. № 04-387.
  9. Приказа МОиН Челябинской области от 16.06.2011 года № 04-97 «О формировании учебных планов образовательных учреждений  Челябинской области»;
  10. Приложение к  письму МОиН Челябинской области от 16 июня 2015 года  № 03-02/4938 «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2016-2017 учебном году»;
  11. Программы общеобразовательных учреждений. Технология: 5-8 классы/  А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012;

12.    Учебный план МБОУ СОШ № 9 на 2016-2017 учебный год (Приказ МБОУ СОШ № 9 от 31.08. 2016 г. № 155);

13.  «Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ СОШ № 9» (Приказ № 237 от 02.09.2013 г.).

Цель изучения предмета «Технология». Основной  целью изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях.

Основные задачи, реализуемые в процессе изучения учебного предмета «Технология»:

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного труда с использованием распространённых инструментов, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  • профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Обоснование выбора программы: программа по учебному предмету «Технология» для  5-8 классов создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего на основе авторской программы по  технологии   А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко (издательский центр Вентана-Граф, 2012).  Программа для девочек изложена в рамках направления: «Технологии ведения дома».

Предметная область «Технология» предоставляет возможность творческого использования основ научных знаний и применения их в практике проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего к профессиональному  образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности, достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Использование  программы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко «Технологии ведения дома» предполагает обучение школьников технологии  на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.       

Новизной данной программы является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача реализуется на занятиях по кулинарии, что способствует формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Особенностью данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов.

Обоснование выбора учебно-методического комплекта: программа реализована в предметной линии учебников «Технология. Технологии ведения дома», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) под руководством проф. В. Д. Симоненко (издательский центр Вентана-Граф, 2012). 

Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при составлении рабочей программы :

Класс

Учебная программа,

ее автор, год издания,

издательство

Дидактическое  обеспечение

(автор, название, год издания, издательство)

Методическая  обеспечение

(автор, название, год издания, издательство)

6

Алгоритм успеха

Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.

Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Учебник. ФГОС,

Синица Н.В., Симоненко В.Д. . — М.: Вентана-Граф, 2013.

1. Технология.6 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2007

2. Технология. 5-9 классы (девочки): уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия/авт.-сост. Л.В.Боброва. – Волгоград:Учитель, 2009

Данный выбор программно-методических средств позволяет реализовывать технологическую подготовку и обеспечить дифференцированный подход обучения.

Обоснование практической значимости предмета: учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт учащимся представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития учащихся, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Описание места учебного предмета в учебном плане МБОУ: учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников.

Базисный учебный  план образовательного учреждения на этапе основного общего образования включает 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология»,  в 5 – 8  классах – по  68 часов из расчёта 2 часа  в неделю, в 7-8 классах – по 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

С  учётом  общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»: программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии обучающиеся, независимо от изучаемого направления, получат возможность ознакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;
  • технологическими свойствами и назначением материалов;
  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
  • выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;
  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
  • осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  • проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий;
  • распределять работу при коллективной деятельности;
    использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:
  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электробезопасности, санитарии, гигиены;
  • оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы: содержание курса «Технология» определяется с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих разделов курса:

Раздел 1: Технологии домашнего хозяйства

Раздел 2: Электротехника

Раздел 3: Кулинария

Раздел 4: Создание изделий из текстильных  материалов

Раздел 5: Художественные ремесла

Раздел 6: Семейная экономика

Раздел 7: Современное производство и профессиональное самоопределение

Раздел 8: Технологии исследовательской,  опытнической и проектной  деятельности

Данная разбивка соответствует авторской программе общеобразовательных учреждений: Технология: 5-8 классы/  А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М.: Вентана-Граф, 2012;

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
  • основы черчения, графики и дизайна;
  • знакомство с миром профессий
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;
  • история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
  • распространённые технологии современного производства.

Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет «Технология» по направлению «Технологии ведения дома», является проектная деятельность. В течение учебного года учащиеся выполняют четыре проекта в рамках содержания четырёх разделов программы: «Технологии домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремёсла», а к концу учебного года — комплексный творческий проект, объединяющий проекты, выполненные по каждому разделу.

При проектной деятельности обучающихся акцентируется их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда -  изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.

В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.

В программу внесены следующие изменения.  В программу 7-8 классов введен один дополнительный  час из школьного компонента на развитие базового курса «Технология». В связи с недостаточным количеством часов  и большим объемом изучения материала, на  изучение тем  «Бытовые электроприборы» (5 класс) и  «Интерьер жилого дома» (6 класс)  добавлено  по  1 часу  из раздела  «Исследовательская и созидательная деятельность». Так же 2 часа были  взяты из раздела «Исследовательская и созидательная деятельность» на проведение вводного урока и инструктажа по ТБ и ОТ в 5-8 классах.

Формы  организации образовательного процесса: основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, которая направлена на овладение общетрудовыми  умениями и навыками. Приоритетными методами обучения являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Наряду с традиционными методами обучения  применяется метод проектов и кооперированная деятельность учащихся. Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей проводится с учетом местных социально-экономических условий и национальных традиций народов Южного Урала (12,5% от учебного времени). Содержание НРК направлено на изучение традиций и обычаев народов Южного Урала, а также на изучение окружающего производства. Реализация содержания национально-регионального компонента осуществляется через  издание: Ф. А. Зуева «Содержание национально-регионального компонента в преподавании предметов технологического цикла» - Челябинск: Цицеро, 2012.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

6 класс

 Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

       Метапредметные  результаты освоения учащимися предмета «Технология»:

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

     Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

  • классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
  • проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
  • распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач.

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов,  инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда,  примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда.

            в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий
  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт.

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
  •  сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;
  • овладение устной и письменной речью;
  • публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги.

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Основное содержание тем  учебного предмета                                             

 6 класс

Тема. Инструктаж по ТБ и ОТ (2ч)

Теоретические  сведения. Правила техники безопасности в кабинете «Технология». Санитарно-гигиенические требования. Общие правила техники безопасности.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (4ч)

Тема. Интерьер жилого дома (2ч)

Теоретические сведения. Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка.

Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры. Виды отделки потолка, стен, пола. Декоративное оформление интерьера. Применение текстиля в интерьере. Основные виды занавесей для окон.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение электронной презентации «Декоративное оформление интерьера». Разработка плана жилого дома. Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.

Тема. Комнатные растения в интерьере (2ч)

Теоретические сведения. Понятие о фитодизайне как искусстве оформления интерьера, создания композиций с использованием растений. Роль комнатных растений в интерьере. Приёмы размещения комнатных растений в интерьере: одиночные растения, композиция из горшечных растений, комнатный садик, террариум.

Требования растений к окружающим условиям. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения. Разновидности комнатных растений: декоративнолистные, декоративноцветущие комнатные, декоративноцветущие горшечные, кактусы и суккуленты. Виды растений по внешним данным: злаковидные, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные, шарообразные и кустистые растения.

Технологии выращивания комнатных растений. Влияние растений на микроклимат помещения. Правила ухода за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатного растения. Технологии выращивания цветов без почвы: гидропоника, на субстратах, аэропоника. Профессия садовник.

Лабораторно-практические и практические работы. Перевалка (пересадка) комнатных растений.

Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.

                                                   

Раздел «Кулинария» (14ч)

Тема. Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4ч)

Теоретические сведения. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов.

Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы.

Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюд из морепродуктов.

Тема. Блюда из мяса (4ч)

Теоретические сведения. Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса.

Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение доброкачественности мяса и мясных продуктов.

Приготовление блюда из мяса.

Тема. Блюда из птицы (2ч)

Теоретические сведения. Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы.

Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление блюда из птицы.

Тема. Заправочные супы (2ч)

Теоретические сведения. Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов.

Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление заправочного супа.

Тема. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2ч)

Теоретические сведения. Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда.

Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы. Составление меню обеда. Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду. Определение калорийности блюд.

                               

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (22ч)

Тема. Свойства текстильных материалов (2ч)

Теоретические сведения. Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон. Профессия оператор в производстве химических волокон.

Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.

Тема. Конструирование швейных изделий (4ч)

Теоретические сведения. Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Лабораторно-практические и практические работы. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом в натуральную величину (проектное изделие).

Тема. Моделирование швейных изделий (2ч)

Теоретические сведения. Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою. Профессия художник по костюму.

Лабораторно-практические и практические работы. Моделирование выкройки проектного изделия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема. Швейная машина (2ч)

Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки в работе швейной машины, связанные с неправильным натяжением ниток. Дефекты машинной строчки: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Приспособления к швейным машинам. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.

Подготовка выкройки к раскрою.

Лабораторно-практические и практические работы. Устранение дефектов машинной строчки.

Применение приспособлений к швейной машине. Выполнение прорезных петель. Пришивание пуговицы.

Тема. Технология изготовления швейных изделий (12ч)

Теоретические сведения. Технология изготовления плечевого швейного изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы с иголками и булавками.

Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом.

Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков.

Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание.

Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием.

Классификация машинных швов: соединительные (стачной взаутюжку и стачной вразутюжку). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей.

Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки.

Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застежкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия. Профессия технолог-конструктор.

Лабораторно-практические и практические работы. Раскрой швейного изделия.

Дублирование деталей клеевой прокладкой.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Обработка мелких деталей проектного изделия.

Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки проектного изделия.

Обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов; горловины и застёжки проектного изделия; боковых срезов и отрезного изделия; нижнего среза изделия.

Окончательная обработка изделия.

                                     

Раздел «Художественные ремёсла» (8ч)

Тема. Вязание крючком (4ч)

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории старинного рукоделия — вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков и спиц. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Отпаривание и сборка готового изделия.

Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.

Лабораторно-практические и практические работы. Вывязывание полотна из столбиков с накидом несколькими способами.

Выполнение плотного вязания по кругу.

Тема. Вязание спицами (4ч)

Теоретические сведения. Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание цветных узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК. Профессия вязальщица текстильно-галантерейных изделий.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.

Разработка схемы жаккардового узора на ПК.

             

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (18ч)

Тема. Исследовательская и созидательная деятельность (18ч)

Теоретические сведения. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников.

Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства»».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Растение в интерьере жилого дома», «Планирование комнаты подростка», «Приготовление воскресного семейного обеда», «Наряд для семейного обеда», «Вяжем аксессуары крючком или спицами», «Любимая вязаная игрушка» и др.

                                                        Тематическое планирование  

6 класс

Раздел

Кол-во часов

Форма контроля

№ урока

Авторская программа

Рабочая программа

Инструктаж по ТБ и ОТ (2ч)

-

2

Опрос

2

Технологии домашнего хозяйства (3ч)

3

4

Опрос

Контроль качества

Интерьер жилого дома (2ч)

1

2

Контроль выполнения презентации.

3-4

Комнатные растения в интерьере (2ч)

2

2

Фронтальный опрос.

Контроль выполнения пересадки растений.

5-6

Кулинария (14ч)

14

14

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4ч)

4

4

Опрос

Контроль качества обработки рыбы.

7-10

Блюда из мяса (4ч)

4

4

Опрос

Контроль качества мясных продуктов.

11-14

Блюда из птицы (2ч)

2

2

Опрос

Контроль качества блюда.

15-16

Заправочные супы (2ч)

2

2

Опрос

Контроль качества блюда.

17-18

Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2ч)

2

2

Контроль выполнения сервировки.

Тестовые задания.

19-20

Создание изделий из текстильных материалов (22ч)

22

22

Свойства текстильных материалов (2ч)

2

2

Фронтальный опрос

Контроль качества

21-22

Конструирование швейных изделий (4ч)

4

4

Опрос

Контроль выполнения выкройки.

23-26

Моделирование швейных изделий (2ч)

2

2

Опрос

Контроль выполнения моделирования изделия.

27-28

Швейная машина (2ч)

2

2

Контроль выполнения петель.

Контроль качества.

29-30

Технология изготовления швейных изделий (12ч)

12

12

Контроль выполнения изделия.

Контроль качества.

Тестовые задания.

31-42

Художественные ремесла (8ч)

8

8

Вязание крючком (4ч)

4

4

Опрос

Контроль выполнения образца.

Контроль качества образца.

43-46

Вязание спицами (4ч)

4

4

Контроль выполнения образца.

Контроль качества образца.

Тестовые задания.

47-50

Технологии творческой и опытнической деятельности (18ч)

21

18

Исследовательская и созидательская деятельность (18ч)

21

18

Контроль выполнения проекта.

Контроль качества изделия.

Защита проекта.

51-68

Итого

68

68

Тематическое планирование  

6 класс

Раздел

Кол-во часов

Форма контроля

№ урока

Авторская программа

Рабочая программа

Инструктаж по ТБ и ОТ (2ч)

-

2

Опрос

2

Технологии домашнего хозяйства (3ч)

3

4

Опрос

Контроль качества

Интерьер жилого дома (2ч)

1

2

Контроль выполнения презентации.

3-4

Комнатные растения в интерьере (2ч)

2

2

Фронтальный опрос.

Контроль выполнения пересадки растений.

5-6

Кулинария (14ч)

14

14

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (4ч)

4

4

Опрос

Контроль качества обработки рыбы.

7-10

Блюда из мяса (4ч)

4

4

Опрос

Контроль качества мясных продуктов.

11-14

Блюда из птицы (2ч)

2

2

Опрос

Контроль качества блюда.

15-16

Заправочные супы (2ч)

2

2

Опрос

Контроль качества блюда.

17-18

Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2ч)

2

2

Контроль выполнения сервировки.

Тестовые задания.

19-20

Создание изделий из текстильных материалов (22ч)

22

22

Свойства текстильных материалов (2ч)

2

2

Фронтальный опрос

Контроль качества

21-22

Конструирование швейных изделий (4ч)

4

4

Опрос

Контроль выполнения выкройки.

23-26

Моделирование швейных изделий (2ч)

2

2

Опрос

Контроль выполнения моделирования изделия.

27-28

Швейная машина (2ч)

2

2

Контроль выполнения петель.

Контроль качества.

29-30

Технология изготовления швейных изделий (12ч)

12

12

Контроль выполнения изделия.

Контроль качества.

Тестовые задания.

31-42

Художественные ремесла (8ч)

8

8

Вязание крючком (4ч)

4

4

Опрос

Контроль выполнения образца.

Контроль качества образца.

43-46

Вязание спицами (4ч)

4

4

Контроль выполнения образца.

Контроль качества образца.

Тестовые задания.

47-50

Технологии творческой и опытнической деятельности (18ч)

21

18

Исследовательская и созидательская деятельность (18ч)

21

18

Контроль выполнения проекта.

Контроль качества изделия.

Защита проекта.

51-68

Итого

68

68

Описание  учебно - методического комплекта

Программа реализована в предметной линии учебников «Технология. Технологии ведения  дома», подготовленных авторским коллективом (А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко) в развитие учебников, созданных под руководством проф. В. Д. Симоненко и  изданных Издательским центром «Вентана-Граф».

  1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2013.
  2. Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2013.
  3. Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2014.

4.   Технология. 8 класс. Учебник. ФГОС, Симоненко В.Д., А.Электов, Б.А.Гончаров, О.П.Очинин, Е.В.Елисеева, А.Н. Богатырев. — М.: Вентана-Граф, 2014.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Просвещение. Москва 2010.
  2.   Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012. 
  3. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Граф, 2013.          

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методическая литература: 

1.  Е.Н. Перова «Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки)», 2006.

2.  Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова «Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс», 2006.

3.  Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008. 

4.  Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.   

Книги по швейному делу, рукоделию, кулинарии:  

1. Е. А. Шипилова, Азбука кроя для начинающих портных, Издательство: Феникс 2004.

2. Азбука шитья. /Зарецкая Т. И.Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Е. А. Шипилова, Азбука кроя для начинающих портных, Издательство: Феникс 2004.

4. Л. Двинских «Как шить красиво»;

5. «Школа шитья от burda»;

6. Т.И. Еременко, Е.С. Забалуева «Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки»; Декор из ткани: шторы, покрывала, подушки / Серия «Стильные штучки». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

7. Энциклопедии по шитью и рукоделию;

8. Рыба и морепродукты / Пер. с англ. С. Пастуховой.

9. Крупы, макаронные изделия и бобовые / Пер. с англ. Т. Парфеновой.

10.Кухня на плите и примусе./ Сост. К.Я. Дедрина, Репринтное воспроизведение издания, Ленинград 1927г, 250 рецептов праздничного стола. – СПб.: «Полиграфуслуги»,2006.

11. Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

  1. Интернет - ресурсы:
  2.  http://www.woll-rus.ru
  3. http://shei-sama.ru
  4. http://www.remontsrem.ru/
  5. http://gardenweb.ru
  6. http://www.kvartira-box.ru
  7. http://strana-sovetov.com 8. http://elhovka.narod.ru

Оборудование и приборы

№ п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Экран

1

4

Проектор

1

5

Аудиоколонки

1

6

Швейная машина Хускварна 122

1

7

Швейная машина Хускварна 118

1

8

Швейная машина Хускварна 116

1

9

Швейная машина Хаскистар 215

1

10

Швейная машина Janome ТМ 2004

1

11

Швейная машина Janome 545 S

1

12

Швейная машина Janome 450

1

13

Швейная машина 219

1

14

Швейная машина GL 2014

1

15

Швейная машина 3022 S

1

16

Оверлок  Hobby Lock 4752

1

17

Доска гладильная

1

18

Утюг с пароувлажнителем

1

19

Ножницы портновские

1

20

Ножницы с зубчатыми лезвиями

1

21

Манекен

1

22

Сантиметровая лента

4

23

Линейка закройщика

15

Цифровые образовательные ресурсы

№ п/п

Электронный ресурс

Производитель / год выпуска

Электронная библиотека «Технология»

«Физикон», 2004

«Легко вязать»

«Легко вязать», «НФПК»

«Виртуальный стилист»

ЗАО «Новый диск», 2006

«Вышивка крестом»

ЗАО «Новый диск», 2007

«Кулинария. Дело вкуса»

ООО «Руссобит Паблишинг», 2000

«Энциклопедия интерьеров»

ООО «Медиа-сервис», 2000

«Изонить. Вышивка по картону»

Alisa Studio, 2002

«Мультимедийная энциклопедия. Секреты красоты»

ООО «Руссобит Паблишинг», 2004

«Уроки рукоделия. Пэчворк и квилт»

ЗАО «Новый диск», 2007

«Уроки рукоделия. Вязание крючком»

ЗАО «Новый диск», 2007

«Уроки рукоделия. Вязание на спицах»

ЗАО «Новый диск», 2007

Список литературы (основной и дополнительной)

Литература, использованная при подготовки программы:

  1. Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.
  2. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вента-Граф, 2012.  
  3.  Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Просвещение. Москва 2010.- 115с.
  4.   Технология: программа. 5–8 классы / авт.-сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2012.- 46с.                                                    
  5. Азбука шитья. /Зарецкая Т. И.Издательство: ЭКСМО-Пресс, 2000 г-304с.
  6. Н. Волкова, Т. Новоселова, Азбука кройки и шитья , Издательство: Феникс 2002г. - 416с.
  7. Е. А. Шипилова, Азбука кроя для начинающих портных, Издательство: Феникс 2004г. – 320с.
  8. Крупы, макаронные изделия и бобовые / Пер. с англ. Т. Парфеновой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
  9. Кухня на плите и примусе./ Сост. К.Я. Дедрина, Репринтное воспроизведение издания, Ленинград 1927г.- 144с.  
  10. 250 рецептов праздничного стола. – СПб.: «Полиграфуслуги»,2006г.- 192с.
  11. Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003г. – 160 с.
  12. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208 с.
  13. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 296 с.
  14.  «Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. – 112 с.
  15. Дешево и сердито. 1000 кулинарных рецептов из того, что всегда под рукой. В.Михайлов, Д. Граве, НПК «Имидж LTD» Творческая мастерская «Кредо» 1992. -160с.
  16. Шейте сами М.: Руководство Ассоциация «книга, просвещение, милосердие» при участии кооператива «минимакси» 1992. – 192с.
  17. Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М.И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вента_на_Граф, 2004.

Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.
  2. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М.: Вента-Граф, 2012.                                                       
  3. Овощи / Пер. с англ. А. Чередниченко. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
  4. Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 160 с.
  5.  Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вента-Граф, 2012.  
  6. Шитье и рукоделие: Энциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 288 с.
  7. «Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. – 112 с.
  8. Яйца и сыры / Пер. с англ. А. Туровой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. На  уроках технологии применяются следующие виды и формы  контроля:

Виды контроля

Формы контроля

1.

Текущий контроль

Устный опрос

Контроль качества

Контроль выполнения

2.

Итоговый контроль

Тестовые задания

Защита творческого проекта

Для сокращения времени, затрачиваемого на итоговый контроль используются тестовые задания.

При этом применяются  тесты нескольких видов:

  • закрытые;
  • на соответствие;
  • на определение правильной последовательности;  

•        открытые.

Формы тестовых заданий

Модификация

Закрытые

Вопросы с выбираемыми ответами, вариантами ответов, множественным выбором. Тестовое задание, содержащее вопрос в закрытой форме, включает в себя один или несколько правильных ответов и иногда называется выборочным заданием.

На установление соответствия

В данном случае ученику предлагают два списка, между элементами которых следует установить соответствие

На определение правильной последовательности

Установление последовательности предполагает необходимость установить правильную последовательность предлагаемого списка слов или фраз.

Открытые

Задания на заполнение пропусков, на завершение фраз, предложений: в месте пропуска (точек) указывается слово или несколько слов.

Критерии оценивания тестовых заданий

«5»- за правильное выполнение всех заданий.

«4»- за 80-90% правильно выполненных заданий;

«3»- за 70% правильно выполненных заданий;

            «2»- ставится, если верные ответы составляют до 60% выполненных заданий.

Для осуществления контроля на уроках технологии используются следующие контрольно-измерительные материалы проверки знаний и умений учащихся  5-8 классов:

Виды контроля

КИМ

Проверка знаний:

устный опрос

         тестовые задания  

Проверка умений:

практические работы

лабораторные работы

защита творческого проекта

1.   В.М.Казакевич «Оценка качества по технологии», - М.: «Дрофа», 2000.

2.   А.К.Бешенкова «Методика обучения технологии», М.: «Дрофа», 2004.

3. Е.В.Старикова «Дидактический материал по трудовому обучению. 5 класс», - М.: «Просвещение», 2000.

4. Маркуцкая С.Э. «Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7класс»,-М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

Критерии оценивания устных ответов обучающихся

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике;
  •     правильно использовал терминологию в контексте ответа;
  • верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом уровне основные технологические процессы, выделяя их существенные признаки.

Отметка «4» ставится, если обучающийся допустил незначительные ошибки или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем в процессе беседы  самостоятельно   сделал    необходимые   уточнения   и   дополнения,    смог   самостоятельно   найтиправильный ответ с привлечением справочных пособий.

Отметка «3» ставится, если при ответе обучающийся обнаруживает наличие минимального объема знаний в основном на уровне знания фактического материала, конкретных примеров, не смог в процессе беседы самостоятельно  дать   необходимые   поправки   и   дополнения   или   не   обнаружил   какое-либо   из необходимых для раскрытия данного вопроса умений.

Отметка «2» ставится, если обучающийся не знает определений понятий, не владеет даже минимальным фактическим материалом, определенном в образовательном стандарте.

Критерии оценивания графических заданий и лабораторно-практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • правильно и аккуратно выполняет задание;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими  средствами.

Отметка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;
  • самостоятельно использует знания программного материала;
  • в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.

Отметка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании выполнения работы;
  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

  • допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
  • затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знания программного материала;
  • допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
  • не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

Отметка «1» ставится, если учащийся:

  • не может спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знания программного материала;
  • отказывается выполнять задание.

Критерии оценивания творческого проекта

Критерии проекта

Баллы

1

Описание творческого проекта:

Всего 5 баллов

- наличие и полнота пояснительной записки (аргументированность

выбора темы, практическая значимость, анализ идей формулировка

задач, разработка опорной схемы изготовления проекта)

2

- описание окончательного варианта проекта

1

- описание изготовления изделия, экологической, эстетической, экономической оценки изделия, технологии изготовления

1

- качество записи, оформление, соответствие стандартам, качество эскизов, схем, рисунков

1

2

Презентация проекта (изделия):

Всего 5 баллов

- формулировка проблемы

1

- четкость, ясность и убедительность изложения

1

- объем и глубина знаний по теме, общая эрудиция, самооценка

2

- ответы на вопросы

0,5

- наличие компьютерной презентации

0,5

3

Качество практической работы (изделие):

Всего 5 баллов

- оригинальность конструкции

1

- качество изготовления (соответствие технологии, аккуратность, самостоятельность, эстетичность)

.3

- практическая значимость изделия

1

Итого (оценка за проект в целом вычисляется как среднее арифметическое из   оценок 3-х блоков «Описание творческого проекта», «Презентация проекта»,

«Качество практической работы»):

Нормы оценки практической части проекта

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3»  ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

                                                 

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3»  ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

 

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставится, если изделие  выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3»  ставится, если изделие  выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие  выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

 

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3»  ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

 

Оценка швейного изделия производится по следующим параметрам:

  1. Качество и аккуратность выполнения изделия.
  2. Соблюдение нормы времени.
  3. Соблюдение технологии.
  4. Организация рабочего места.
  5. Соблюдение правил техники безопасности.

Отметка «5» ставится тогда, когда все вышеназванные требования соблюдаются.

Отметка  «4»— когда 1 или 2 критерия не выполнены.

Отметка  «3»  выставляется, если нарушены 3 критерия.

Отметка  «2» — когда работа совсем не отвечает предъявленным к ней требованиям или брак, допущенный в работе, исправить невозможно.

 Работа оценивается «1», если она не представлена по неуважительным причинам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерная тематика проектов к разделу  «Технологии домашнего хозяйства»

6 класс

  1. Из истории посуды, столовых приборов.
  2. Интерьер моей комнаты.
  3. Мой дом – мой двор.
  4. Воротник
  5. Салфетки для праздничного стола
  6. Платье шью сама
  7. Исторический костюм (по произведениям А.С. Пушкина)
  8. Русские узоры.
  9. Бисероплетение.
  10. Блюда из морепродуктов.
  11. Обложка для фотоальбома «Воспоминания о путешествии»
  12. Паспарту для памятного фото
  13. Фоторамка
  14. Любимый пенал для ручек
  15. Элегантная сумочка
  16. Чехол для мобильного телефона
  17. Футляр для очков
  18. Альбом для дисков «У меня всё неповторимое»
  19. Поздравительная открытка
  20. Мешочек для мелочей

Этапы выполнения творческого проекта.

Работа над творческим проектом состоит из трех основных этапов: поискового (подготовительного), технологического и заключительного:

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Основного общего образования по истории для 7 класса

Тематическое планирование по Всеобщей истории разработано в соответствии с Законом об образовании Примерной программой основного общего образования по истории, с учетом требований федерального компоне...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В 7 КЛАССЕ

Данная рабочая программа определяет объём, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФК ГОС в условиях образовательного учрежден...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ VII—IX классы

Письмо Департамента государственной политики в образованииМинистерства образования и науки России от 07.07.2005 № 03-126...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...