Компьютерные технологии в помощь учителю
методическая разработка по технологии

Агаркова Ирина Александровна

Время неудержимо стремится вперед, и наша жизнь с каждым годом меняется до неузнаваемости. Компьютеры, сотовые телефоны, Интернет. Нужен ли в школе предмет, который мы привыкли по старинке называть «Труд», а сейчас величаемый «Технология»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в помощь учителю

Время неудержимо стремится вперед, и наша жизнь с каждым годом меняется до неузнаваемости. Компьютеры, сотовые телефоны, Интернет. Нужен ли в школе предмет, который мы привыкли по старинке называть «Труд», а сейчас величаемый «Технология»? Надо ли девочкам уметь приготовить вкусную и полезную еду, если в супермаркетах полным-полно полуфабрикатов, а мальчикам учиться забить гвозди и чинить розетки, если можно запросто вызвать на дом умельца? Может не тратить время на этот «ненужный предмет», а освободившиеся часы отдать, к примеру, информатике или иностранным языкам? Думаю, что нужно ставить вопрос не просто об уроках технологии, а шире – о технологическом образовании подрастающего поколения.  И решается эта проблема на уроках технологии. Ведь особенность нашего предмета в его универсальности. И она заключается в том, что этот предмет и образовательная область на сегодняшний день должны соединять и историю, и современность. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российские школы в последние десятилетия. В наше время можно выделить следующие основные направления внедрения компьютерной техник в образования:

  1. Использование компьютерной техники в качестве средств обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическою систему. При этом желательно, чтобы каждый педагог был обеспечен компьютером, сканером, мультимедийной установкой (проектор и экран) или интерактивной доской, при возможности принтером. На примере программного обеспечения Windows XP и приложенных к нему программ мы рассмотрим некоторые аспекты применения компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.

Текстовые редакторы: Microsoft Word, WordPad - это набор разнообразных средств для создания и форматирования документов, а также документов со сложным форматированием и рисунками.

Когда идет объяснения нового материала можно к лекционному материалу можно составить презентацию используя программу Microsoft PowerPoint.

Для того чтобы разнообразить урок можно воспользоваться функцией «Фильм» в презентации Microsoft PowerPoint. В каждом учебнике есть образцы заданий, они записываются как маленькие фильмы и показываются на уроке, оговаривая, что это все есть в учебнике. Можно сделать фильм, подбору фотографий с помощь программы Windows Movie Maker и внедрить ее в презентацию. Программа Windows Movie Maker используется для записи аудио и видео на компьютер с видеокамеры  или другого видеоисточника, а затем  записывает содержимое в фильмах. Можно также импортировать существующие аудио-, видеоданные или фотографии, рисунки в программу Windows Movie Maker, чтобы использовать в создаваемом фильме. Создаваемый фильм можно сохранить на компьютер или на  компакт-дисках. Созданный фильм  можно  отправить  по электронной почте или выложив на веб-узел. Если к компьютеру подключена цифровая видеокамера, можно также записать фильм на кассету в цифровой камере, а затем воспроизвести его с помощью цифровой камеры или телевизора.

Отпала надобность иметь инструкционные карты, рисунки, таблицы, схемы, все это можно сканировать и сохранить в памяти компьютера и обращаться к ним много раз. На уроках Технологии много используется дополнительной литературы (журналы, книги). Эта информация также сканируется и выводится на экран.

  • Использование компьютерной техники в качестве инструментов обучения, познания себя и действительность;

На уроках можно использовать обучающие компьютерные программы. Это специфические учебные пособия, предназначены для самостоятельной работы учащихся. Они  способствуют максимальной активизации учащихся, индивидуализируя их работу и предоставляя им самим управлять своей познавательной деятельностью.  Конечно, из-за небольшого количества уроков невозможно полностью использовать эти программы, поэтому на уроках они используются как демонстрационный материал.

Например:

  • такая программа как «Салон красоты» учащиеся могут дать волю фантазии и подвергнуть своего виртуального двойника любым метаморфозам. Загрузив, свою фонографию в компьютерную программу учащиеся  могут выбрать себе подходящий стиль. Понравившийся образ можно распечатать на принтере и отнести своему парикмахеру, чтобы наглядно показать, как хотелось бы выглядеть. Эти уроки позволяют правильно подбирать прически, подкрашивать губы, накладывать тени на веки.
  • программа «3000 причесок» наглядно раскрывает секреты здоровых волос и стильных причесок, видеоматериал позволяет обучиться поэтапному созданию прически. Много полезных советов с пошаговыми инструкциями и многое другое.
  • программа «Энциклопедия интерьеров». Эта энциклопедия посвящена современному интерьеру. Здесь  все о планировке жилья, подборе или изготовлении встроенной мебели, элементах интерьера, начиная с полов и заканчивая лестницей, учитывается роль комнатных растений в создании домашнего микроклимата. В энциклопедии рассматриваются вопросы дизайна прихожей, кухни и столовой, гостиной, спальни и гардеробной, детской и кабинета, балкона и лоджии.
  • программа «Ландшафтное искусство» и многие другие.
  • Использование средств новых информационных технологий в качестве средств творческого развития, обучающего;

Широко используют учащиеся  компьютерные технологии, когда готовят  творческие проекты, доклады, эскизы.  Они могут воспользоваться текстовым редактором WordPad, Microsoft Word; графическим редактором Paint; презентацией Microsoft PowerPoint,  изучение этих программ учащиеся проходят  на уроках информатики в 5 – 7 классах. Paint представляет собой средство для рисования, с помощью которого можно создавать простые или сложные рисунки. Эти рисунки можно делать черно-белыми или цветными и сохранять их в виде файлов. Созданные рисунки можно выводить на печать, использовать в качестве фона рабочего стола либо вставлять в другие документы. Paint можно использовать даже для просмотра и правки снятых с помощью сканера фотографий. Использование средств компьютерных технологий во внеурочную работу облегчает работу по оформлению мероприятий наглядными пособиями, по составлению интересного сценария, где используются компьютерные игры. На родительских собраниях можно показать, например, подборку фотографий «Школьная жизнь», где их дети участвуют во внеклассной работе. Показать графики, диаграммы мониторингов учебной деятельности и т.д.

  • Использование компьютерных технологий в качестве средств автоматизации процессов контроля, тестирования и диагностики;

Тесты, контрольные вопросы, анкеты можно сохранить в памяти компьютера и обращаться к ним много раз. При необходимости можно распечатать. Учителю нет необходимости писать на доске мелом.

  • Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

Электронные учебники.

Развивающиеся игры.

Обучающиеся игры.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учится, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

Повышение активности школьников на уроках технологии и труда достигается использованием как отдельных приемов и средств, так и их системой. Однако современные дидактические средства развития познавательной активности подростков применительно к урокам технологии исследованы не в полной мере. В частности, проблемно-модульное обучение - обеспечивающее успешное развитие мышления, самостоятельности, познавательных потребностей - к преподаванию технологии в сельской основной школе не адаптировано.

Таким образом, в настоящее время сложилось противоречие между объективной необходимостью развивать познавательную активность подростков, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методического обеспечения для успешного осуществления этого процесса на уроках технологии в сельской основной школе с учетом современных педагогических требований - с другой. Установленное противоречие обусловило выбор темы исследования.

Одним из важных условий успешности Трудового обучения выступает его связь с учебными предметами по основам науки. Межпредметные связи Технологии с основами науки раскрывают естественно-научные основы орудий труда и трудовых операций, а также организационно – экономические принципы, личную и общественную значимость трудовой деятельности; обогащают к углубляют изучаемую тему, выявляют ее многосторонние связи и отношения с другими научными знаниями; конкретизируют, делают действенными знания по основным наукам; формируют сознательное творческое отношения к трудовым заданиям; полнее раскрывают причины явлений объективной действительности.

Основные методы технологии в школе

Универсальность нашего предмета и в том, что это некий межпредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе. Наш предмет способствует соединению теории и практики. Ведь к примеру, дети хорошо понимают, что такое площадь периметр на уроках математики. Но зачастую, когда просишь их рассчитать площадь материалов, которые требуются, например, для оклейки стен, покраски полов, для изготовления швейного изделия, они этого сделать не могут.

Еще одна не маловажная миссия нашего предмета – он дает детям знания и умения, как вести домашнее хозяйство. Ведь сейчас

Помимо того, что предмет обучает трудовым навыкам он еще формирует исследовательские умения, технологическую культуру, развивает творческий потенциал ребенка, воспитывает важнейшие для человека качества – трудолюбия, упорство, дисциплинированность, ответственность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе учителя коррекционных классов

Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. Основными целями использования информационных технологий...

Информационно- компьютерные технологии в помощь педагогу-музыканту

В статье дан анализ современных требований в подготовке учителя в сфере компьютерной грамотности, дан краткий перечень программ используемых автором в собственной практике....

Использование информационно-компьютерных технологий в деятельности учителя-логопеда

В работе представлены варианты использования современных компьютерных технологий для повышения знаний учащихся....

Компьютерные технологии в помощь логопеду.

Использование информационно-компьютерных технологий – один из приоритетов современной логопедии. Цель - улучшение качества коррекционного процесса, сокращение сроков  коррекции нарушений, п...

Проект: «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»

Цель проекта: Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ....