Развитие пространственно-образного мышления у обучающихся. Подготовка к работе по 3D – моделированию.
учебно-методический материал по технологии

Добрый день. Тема моего выступления «Развитие пространственно-образного мышления у обучающихся, подготовка к работе по 3D – моделированию».

В 2017 году я пришел работать в школу и столкнулся с необходимостью проводить с детьми уроки по 3D моделированию, в рамка уроков технологии, при полном отсутствии технических средств. Все мы понимаем, что для большинства школ покупка 3D-принтера и сопутствующих к нему товаров большая финансовая проблема. Но это не отменяет того, что школьников необходимо готовить по данному направлению.

Изучив ситуацию, мною были выделены несколько реальных проблем:

Во-первых, как уже было сказано, полное отсутствие материально-технической базы для проведения уроков по 3D моделированию.

Во-вторых, многие школьники, при всей своей компьютерной грамотности и образованности, которая, честно говоря, заканчивается на умении устанавливать компьютерные программы и играть в игры, не в состоянии самостоятельно освоить простейшие программы по 3D моделированию. (Tinker CAD, Leopoly, BlocksCAD, SketchUp, 3D max studio).

В-третьих, школьники просто не готовы понимать ту информацию, которую дает учитель. У них нет развитого пространственно-образного мышления.

В голову пришла неожиданная мысль, у старших и моего поколения как-то же сформировалось это самое пространственно-образное мышление, хоть и не было уроков 3D-моделирования. Рассуждая, пришел к выводу – мощными факторами развития был школьный предмет «Черчение».

По поводу «Черчения». В советской системе было последовательно. Сначала уроки «Изобразительного искусства», за ними в старших класса «Черчение». То есть, ученик постепенно переходил от двухмерной модели (умение рисовать) к трехмерной модели (составление чертежей). После удаления из школьной учебной программы обязательных часов «Черчения» прервалась эта последовательность.

В поисках решения проблемы переработал много литературы, пока не прочитал, об использовании приемов бумагопластики.

Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.

Все просто - из самого доступного для школьника материала (бумаги), без каких-либо специальных средств, он учится создавать объемные фигуры.

Разделы бумагопластики:

  • Оригами (с японского буквально: "сложенная бумага") — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
  • Киригами (с японского буквально: "резать бумагу") – техника основанная на разрезании, вырезании, сгибании и скручивании листа бумаги различных фигур и образов.
  • Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо».  Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
  • Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции.
  • Айрис фолдинг — можно перевести как «радужное складывание». Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.
  • Аппликация  (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности.  Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев. Близко к другому средству изображения - коллажу.

Для нас наибольший интерес представляет техники оригами и киригами. Из всех вышеуказанных техник, именно они позволяют создавать объемные бумажные изделия.

Простой пусть - распечатывать готовые модели из бумаги и просто их склеивать. Это даст возможность для создания предпосылок к развитию пространсвтенно - образного мышления у учеников начальных классов. Существуют ресурсы которые дают возможность сохранить и распечатать уже готовые варианты изделий. 

  • CreativePark.canon
  • PePaKuRa designer

Следующая ступень - самостоятельное создание объемных моделей из бумаги, не прибегая к готовым вариантам. Это может быть как простейшие изделия, такие как шляпа-цилиндр, или футбольный мяч, так и сложные варианты изделий, например, модель танка, самолета, корабля и т.д.

Отдельно хотелось бы остановится на оригами, как способе формирования пространственно-образного мышления. Суть в том, что ребенок учится при помощи листа бумаги создавать формы, которые ему необходимы. Если в случае с склеиванием все просто, можно пользоваться ножницами и клеем, то в оригами нельзя рвать лист, только складывать, раздувать и выворачивать. Творчесво оригами заставляет сначало провести детальное планирование всех стадий выполнения работы, и только после этого приступать к работе. 

Для начального этапа занятий рекомендуем использовать бесплатный ресурс:

  • Paper Folding 3D.

Данная программа позволяет не только рассмотреть каждый последующий шаг, но и повернуть изделие в 3D модели, для полного понимания процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие пространственно-образного мышления у обучающихся. подготовка к работе по 3 D – моделированию. Матях Максим Валентинович Учитель технологии МБОУ г.Мурманска СОШ №34

Слайд 2

Проблемы: отсутствие материально-технической базы для проведения уроков по 3 D моделированию ; слабая компьютерная грамотность учеников ; о тсутствие у учеников базовых знаний.

Слайд 4

Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур.

Слайд 5

Виды бумагопластики : Оригами Киригами Квилинг Торцевание на бумаге Айрис фолдинг Аппликация

Слайд 8

CreativePark.canon

Слайд 9

PePaKuRa designer

Слайд 10

Paper Folding 3D

Слайд 11

Paper Folding 3D

Слайд 12

Paper Folding 3D

Слайд 13

Бумагопластика дает возможность: заниматься 3D моделированием без серьезных затрат на оборудование и материалы ; формировать базу пространственно-образного мышления ; создавать «ситуацию успеха» для ученика любого уровня подготовки.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие комбинаторно-логического мышления обучающихся при подготовке к ЕГЭ.

Система работы с выпускниками 10-11 классов с сюжетными и комбинаторными задачами по особому алгоритму направлена на формирование интегрированного вида мышления, позволяющего научиться восприним...

Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления.  Деятельность ...

Опыт работы "Визуализация информации на уроках истории как метод развития исторического мышления у обучающихся"

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, кото...

Развитие творческого и интелектуального потенциала обучающихся во внеклассной работе по физике

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной сторон...

Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре

Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре...

Развитие наглядно – образного мышления у обучающихся с нарушениями зрения.

Слабовидение – это тяжёлое расстройство зрения, определяемое количественными и качественными показателями. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воо...

Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления неслышащих обучающихся на уроках русского языка как инструмент успешного освоения АООП ООО»

Методическая разработка предназначена для учителей русского языка и литературы, а также для учителей коррекционных школ, обучающих детей с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи. Она призвана по...