ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АРТ- ДИЗАЙН»
рабочая программа по технологии

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_t.o.art-dizayn.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ средняя школа № 9

_____________________Барбаков С. Л.

«___»______________2015г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АРТ- ДИЗАЙН»

Возраст обучающихся:11-14 лет

Срок реализации программы: 3 года

Преподаватель: Ермолаева Алла Анатольевна

г.Рославль

2015 г.

Программа объединения дополнительного образования «Арт - дизайн» составлена в соответствии с рабочими программами, действующими в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ ,

которые базируются на программах, выпущенных под грифом Министерства образования РФ:

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Культура быта. (Кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду).  М»Просвящение»
Роль дизайна в настоящее время в жизни общества такова, что можно говорить о необходимости преподавания этой дисциплины не только в высших и средних специальных учебных заведениях художественной, архитектурной или технической направленности, но и в общеобразовательных школах. 

Программа дополнительного образования по дизайну направлена на формирование гармоничной, разносторонне развитой личности, способной к позитивному преобразованию окружающего предметного мира с помощью деятельности, объединяющей эстетическое и техническое начала, преимущественно в форме ролевого профессионального тренинга. 


Цели и задачи программы:


Формирование у учащихся устойчивого интереса к дизайнерской деятельности;


Формирование у учащихся основ проектного мышления, овладение основными профессиональными приемами выражения творческой мысли, графическими и пластическими способами формообразования;


Овладение умениями и навыками применения полученных знаний в практической художественно-технической деятельности;


Развитие познавательных процессов учащихся (образного и ассоциативного мышления, восприятия, зрительно-образной памяти, внимания, воображения), эмоционально-эстетического восприятия, преобразующего творческого отношения к окружающей предметно-пространственной среде;


Формирование коммуникативных универсальных умений средствами проектной художественно-технической деятельности.



Программа рассчитана на 3 года обучения и предполагает работу с подростками 10 – 14 лет.

Для ребят этого возраста характерны повышенная эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, аффектация чувств и поведения, что обусловлено особенностями полового созревания. У подростков наблюдается тяга к острым переживаниям, обостренная чувствительность и повышенная требовательность, как к собственным поступкам, так и поведению других людей (в т.ч. взрослых). В учебном материале для них актуально, прежде всего, то, что интересно.

В юношеском возрасте продолжается формирование интеллектуальных, моральных и эстетических чувств. Решающим фактором остается воспитывающая роль обучения в школьном коллективе. Наряду с этим все большее значение приобретает самовоспитание, однако следует указать на необходимую помощь учащимся со стороны взрослого человека (учителя или родителя). Внимание становится устойчивым, память развивается до уровня взрослого человека, мышление школьников подросткового и юношеского возраста отличается стремлением к выяснению причин явлений окружающего мира. Продолжает развиваться самостоятельность мышления, умения решать различные задачи в сложных ситуациях, используя накопленный опыт. Растет критичность ума, проявляется творческое мышление. В этом возрасте большинство учащихся стремится определить цель в жизни, выбрать профессию. Таким образом, всестороннее развитие способностей учащихся в процессе обучения обуславливает гармоничное развитие личности и во многом обеспечивает подготовку к жизни.

Возрастные особенности учащихся необходимо учитывать при выборе методов, приемов и форм учебной деятельности.

Методика обучения должна быть построена таким образом, чтобы максимально раскрыть и развить способности учащихся, предоставить возможность творческого эксперимента, нестандартного решения ситуации. 


Формы работы:


ролевой профессиональный тренинг «Дизайн - бюро»;


исследовательские и социальные проекты учащихся на основе художественно-конструкторской деятельности;


производственная (оформительская) деятельность;


посещение тематических выставок по дизайну;


участие во внешкольных акциях познавательной направленности (выставки, научно-практические конференции, конкурсы и др.).



Подобные формы работы призваны повысить успешность обучения, и направлены на достижение названных выше образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач.

Ролевая игра – дизайн-бюро – это коллективная форма работы. Учащиеся выбирают для себя роли – профессии, связанные с дизайном, и выполняют «заказ» - предложенное творческое задание, причем каждый в группе определяет круг своих обязанностей (в рамках дизайн-бюро), но координирует свои действия с другими «сотрудниками». 

Например, в структуру такой группы могут входить:


креативный директор (определяющий основную концепцию проекта и координирующий работу в группе);


арт-директор (ответственный за «художественное» воплощение проекта);


фотограф и художник (ответственные за накопление и обработку визуальной информации);


корреспондент (ответственный за описательную часть работы, исторические справки и др.)


дизайнеры (разработка элементов проекта);


другие (макетчики, верстальщики, чертежники и т.д.).


Практическая деятельность на занятиях  Арт - дизайна – это проектная деятельность. Подобная организация учебных и внеурочных занятий предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также универсальными учебными умениями, развитие мыслительных и творческих способностей. Проектная деятельность предполагает достижение поставленной цели, анализ результатов и презентацию проекта. При этом учащиеся получают возможность не только сравнивать полученный результат его с предполагаемым образом, но и формируют умения владеть языком, выражать свои мысли, делать выводы.

Организация процесса дополнительного образования по Арт - дизайну предполагает связи с другими учебными предметами: с физикой, математикой, историей, биологией, литературой, технологией, черчением, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, что способствует целостному восприятию окружающего мира, расширению познавательного интереса учащихся.

Межпредметные проекты и творческие работы позволяют ребятам взглянуть на один и тот же объект с позиций разных предметных областей и решать поставленные задачи в соответствии со своими склонностями и предпочтениями, определить свой круг интересов и, возможно, профессиональную ориентацию.

Разнообразие предложенных в программе видов деятельности, приемов работы, технологий (ручных и информационных), художественных материалов призвано способствовать формированию не только умений и навыков в области художественного конструирования, но, прежде всего, научиться выражать себя, мир своих чувств и представлений в разных видах творчества, т.е. универсального деятельностного умения.

В результате обучения Арт - дизайну в рамках программы дополнительного образования, у учащихся должны быть сформированы такие качества личности, как умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы, самостоятельность в решении поставленной задачи, трудолюбие, изобретательность, позитивное преобразующее отношение к окружающей действительности.


Содержание программы.


Предлагаемые темы предусматривают усвоение понятийного материала в сочетании с различными формами практической деятельности. Темы объединены в блоки – мастерские, которые с каждым годом обучения переходят на новый уровень сложности. Так, для подростков 10 лет основное внимание направлено на изучение основ проектирования, дизайна и оформительской деятельности, для 10-14 лет большинство предлагаемых тем связано с коллективной проектной деятельностью, защита проектов осуществляется в рамках школьных и внешкольных конференций, выставок, фестивалей разного уровня.


Учебный материал представлен следующими основными блоками: 
 
Первый год обучения.

Основное содержание

Всего

часов

В том числе

Презентация

вернисаж

Практикум

1

Введение

1

Проект «комната моей мечты»

2

Интерьер

1

3

Цвет в интерьере

2

2

4

Свет в интерьере

1

1

5

Панно, коллаж

10

9

6

Оформление стеклянного сосуда

4

3

7

Изготовление интерьерной куклы

6

5

8

Защита проекта

2

2

9

Проект «Я архитектор»

5

4

10

КТД «Город будущего»

2

1

1

Проект «тестопластика»

11

Что такое тестопластика

1

12

Лепка из солёного теста

1

1

13

КТД «Булочная»

1

Итого:

36

4

16

Содержание программы:

  1. Вводное занятие. Режим работы творческого объединения. Правила поведения, техника безопасности. Обсуждение работы кружка. Цели и задачи курса Арт - Дизайн.
  2. Проект «комната моей мечты»

Изготовление проекта комната выполняется из картона, цветной бумаги, клея ПВА, и подручных материалов.

  1. Интерьер

Понятие интерьер, виды интерьера, оформление интерьера, профессия дизайнер.

  1. Цвет в интерьере

Цветовое решение в интерьере. Влияние цвета на восприятие человека. Практическая работа. Подбор цветового решения в проекте «комната моей мечты».

  1. Свет в интерьере

Понятие естественного и искусственного освещения. Их взаимосвязь в интерьере. Влияние света на настроение.

  1. Оформление стен

Понятие «панно, коллаж» их виды. Изготовление «Панно» из подручных материалов из втор сырья; «Коллаж», изготовление «Коллажа» из обрывков цветной бумаги из старых журналов.

  1. Оформление стеклянного сосуда

Стекло. Профессия стеклодува. Авторские работы из стекла. Оформление стеклянного сосуда – бутылки с помощью клейкой плёнки и стеклянных капель.

2.6    Изготовление интерьерной куклы.

Понятие интерьерной куклы. Виды кукол. Изготовление интерьерной куклы Тильды из лоскутов пряжи и д.р. материалов.

  1. Защита проекта
  1. Проект «Я архитектор»
  1. Профессия архитектор, архитектурные стили. Выбор стиля и дизайна для изготовления проекта «Дома будущего».
  2. Изготовление проекта «Дома будущего» из картоны, бумаги, слюды и клея, проволоки.
  3. Коллективное творческое дело «Город будущего». Собрать воедино все проекты учащихся данной группы в Город Будущего. Экскурсия по Городу Будущего.
  1. Проект тестопластика.
  1. Понятие «тестопластика». Замес солёного теста. Приёмы работы с солёным тестом. ПТБ.
  2. Лепка из солёного теста, мини муляжей. Хлебобулочных изделий.
  3. Коллективное творческое дело «Булочная». Сбор воедино деталей панно «Булочная».
  1. Выставка работ учащихся.

Второй год обучения.

Основное содержание

Всего

часов

В том числе

Презентация

вернисаж

Практикум

1

Введение

1

Проект «Я раскрашу этот мир»

2

Цвет, цветовой круг

2

3

Цветовая композиция исполняемого проекта

4

4

4

Выбор проектов и подбор материалов

2

2

5

Панно, коллаж из кусочков пряжи (нетканый гобелен)

20

18

6

Оформление керамических сосудов, кашпо

5

5

7

Защита проекта

2

2

8

Проект «Смоленский плат»

16

16

9

Выбор проектов, подбор материалов

2

2

10

Защита проекта

1

1

11

Проект «Моя любимая игрушка»

14

10

12

Выбор проектов, подбор материалов

2

2

13

Защита проекта

1

1

Итого:

72

4

59

Содержание программы:

  1. Вводное занятие.

Режим работы творческого объединения. Правила поведения, техника безопасности. Обсуждение работы кружка. Цели и задачи курса Арт - Дизайн.

  1. Проект «Я раскрашу этот свет…»

Изготовление проекта выполняется из картона, цветной бумаги, клея ПВА, и подручных материалов.

  1. Цвет, цветовой круг

Основные понятия цветового круга.

  1. Цветовая композиция и принципы её построения, влияние цветов друг на друга
  2. Выбор проектов и подбор материалов

Разработка эскиза, планирование работы и подбор материалов.

  1. Проект «Нетканый гобелен»

Рассказ о техниках гобелен и нетканый гобелен. Эскиз изделия, подбор материалов, изготовление коллажа из кусочков пряжи.

  1. Оформление керамического сосуда

Рассматривание формы сосудов. Подбор материалов для оформления сосудов, используя разные техники: роспись, мозаика, аппликация лентами и т.д.

2.6    Защита проектов.

  1. Проект «Смоленский плат»
  1. Беседа о традициях конкурса «Смоленский плат», выбор изделия, эскиз, подбор материалов.
  2. Изготовление изделий в различных техниках рукоделий: вышивка, батик, аппликация, лоскутная пластика.
  3. Защита проекта.
  1. Проект «Моя любимая игрушка».
  1. Беседа о традиционных мягких игрушках «Мишки - Тедди» и «Тильды».
  2. Изготовление выкроек по шаблонам. Подбор материалов.
  3. Изготовление мягких игрушек из различных материалов: ткани, меха, кожи и т.д.
  4. Защита проекта.

Третий год обучения.

Основное содержание

Всего часов

В том числе

Презентация вернисаж

Практикум

1

Введение

1

Проект ” Свой дом украсим сами и тем поможем маме”.

2

Панно “ деревья”

8

1

7

3

Панно в стиле

стимпанк

8

1

7

4

Панно “ имена”

10

1

9

5

Панно “ буквица”

6

1

5

6

Органайзер настольный

6

1

5

Проект ” Декупаж “

7

Прямой декупаж

2

2

8

Изготовление настенных часов

6

6

9

Изготовление чайного домика

6

6

10

Изготовление шкатулки

6

6

11

Обратный декупаж

2

2

12

Изготовление панно на стеклянной тарелке

4

4

13

Декупаж на ткани

2

2

14

Изготовление холщового мешочка

5

5

Содержание программы 3-го года обучения.

1.Вводное занятие .  Режим работы творческого объединения. Правила поведения техника безопасности. Обсуждение работы кружка.

2. Проект “Свой дом украсим сами и тем поможем маме”. Изготовление арт-обьектов для украшения интерьера комнаты.

2.1. Панно “Деревья” ( для изготовления используется пенопласт , самоклеющаяся пленка, пуговицы, баболзлы, клей пва).

2.2. Панно в стиле “стимпанк” ( для изготовления панно используется скульптурный пластилин, мелкие металлические предметы, краски).

2.3. Панно  “Имена”.

(Используется ткань, синтепон,  веревка , искусственные цветы пуговицы и т.д.)

2.4. Панно “Буквица”.

(Используется пенопласт , клей пва, паетки).

2.5. Органайзер настольный.

(Для его изготовления используются жестяные банки акриловые краски декупажные салфетки клей ПВА.)

Проект “Декупаж”.

3.1.Прямой декупаж. Общие сведения о процессе изготовления декупажа.

3.2. Изготовление настенных часов.

(деревянная основа , декупажные карты , клей ПВА, часовой механизм).

3.3. Изготовление чайного домика

(деревянная основа, декупаж , карты, клей).

3.4. Изготовление шкатулки.

(деревянная основа, декупаж, салфетки).

3.5.Обратный декупаж.

3.6. Изготовление панно на стеклянной тарелке.

( стеклянная тарелка, клей, салфетки).

3.7. Декупаж на ткани.

3.8. Изготовление холцевого мешочка с декупажным рисунком.

(ткань, салфетки,  для декупажа, клей, тесьма,нитки, кружева, ленты и т.д.)


Теоретический материал: Проектирование (этапы, виды проектной документации). Бионика. Эргономика, антропометрия. Имитация материалов.

Предметно-пространственная среда как важнейший объект дизайна
 (предметно-пространственная среда, пространство, нормы, стандарты, психологическая оценка). Дизайн интерьера. Зонирование. Цвет в интерьере. Рекомендации. Психологическая оценка цвета. Освещение в интерьере, естественное, искусственное освещение. Проектирование дизайна интерьера (этапы, документы, получение изображения во фронтальной и угловой перспективе). Внешняя среда. Эскиз-проект внешней среды. Генеральный план. Экспликация.

Стиль и архитектура, стили в одежде и т.д.


Макетная мастерская. В рамках мастерской происходит работа над макетами к проектам, изучение основ макетирования из бумаги и картона.


Теоретический материал: Бумажная пластика (применение, возможности, материалы и инструменты, организация рабочего места, требования техники безопасности.). Гафроформы, приемы структурирования бумажной поверхности, получение разверток различных поверхностей. Кулисное макетирование.


Мастерская графического дизайна. Предполагает разработку фирменного стиля, печатной рекламы, элементов книжного дизайна и др.


Теоретический материал: Приемы получения изображений (сведения из истории графических изображений, средства визуального языка, оптические иллюзии). Построение объемно-пространственного изображения. Получение изображений на основе фотоматериалов (фотоколлаж, фотомонтаж). Орнамент. Шрифт и шрифтовые композиции (виды шрифтов, элементы шрифта, гарнитура, графема). Стилизация. Логотип. Шрифт в плакате. Дизайн книги. Развитие шрифта, орнамента; формообразование, цветовые предпочтения в каждом историческом стиле. Пропорции (Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, ле Корбюзье и др.).


Оформительская мастерская. В рамках мастерской осуществляется «производственная» - оформительская деятельность по декорированию школьных помещений и здания в целом к праздникам и знаменательным событиям.


Теоретический материал: Функциональные свойства цвета. Основы декоративной композиции. Приемы работы с декоративными материалами (бумагой, тканью и др.).



Материальное обеспечение:


Таблицы:

Комплект таблиц. Искусство. Цветоведение. 18 таблиц + методика. – М; «Спектр», 2005.


- Цвета и акварель.
- Ахроматическая гармония.
- Типы смешения красок.
- Теплые и холодные цвета в живописи.
- Цветовой тон. Светлота и насыщеность.
- Перспектива в живописи.
- Светотени в сюжетных композициях.
- Восприятие контрастов.
- Гармонизация цвета.
- Классификация цветовых гармоний.
- Цветовая композиция.
- Колорит.
- Значение цвета.
- Символика цвета в иконописи.
- Цвет в интерьере.
- Круг естественных цветов по Гёте.
- Цветовые системы Рунге и Освальда.
- Цветовая система Менселла. Цветовая система в полиграфии.

Видеофильмы:


Декоративно-прикладное искусство. - Центрнаучфильм. Видеостудия “Кварт”.


Древний мир. - Центрнаучфильм. Видеостудия “Кварт”.


Из истории русской письменности. - Центрнаучфильм. Видеостудия “Кварт”.


Искусство ХХ века. - Центрнаучфильм. Видеостудия “Кварт”.


История русского авангарда. - Центрнаучфильм. Видеостудия “Кварт”.


Что такое искусство (1 и 2 фильмы). - Центрнаучфильм. Видеостудия “Кварт”.



Электронная библиотека:


1. Пастернак М.В. История костюма и быта. Древний мир. –М; «Астрамедиа», 2007.

2. Серия «Электронная библиотека». – М; «Директмедиа», 2007.


Том 15. Искусство Японии.


Том 23. Орнамент всех времен и народов.


Том 26. Искусство Возрождения.


Том 27. Искусство Китая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа объединения дополнительного образования детей «Калейдоскоп» (возраст обучающихся 15-18 лет Срок реализации 3 года)

Программа общекультурная и рассчитана на 3 года обучения, сочетает работу в группах от 12 до 15 человек, массовые мероприятия и индивидуальную работу с молодёжью....

Программа объединения дополнительного образования "Очумелые ручки"

Вам представлена рабочая трехгодичная прграмма обьединения дополнительного образования "Очумелые ручки".  Программу отличают ее коррекционные и образовательные свойства. Предполагаемая методика р...

Программа объединения дополнительного образования "Пёстрый колпачок".

В объединении дополнительного образования "Пёстрый колпачок" занимаются дети из спецклассов от 7до 15лет. Предлагаю Вам рабочую программу. Она была написана на основе программы "Обучение детей с выра...

Образовательная программа объединения дополнительного образования по английскому языку «Английский язык – окно в мир»

Содержание программы «Английский язык – окно в мир» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МКОУ «Широкоярская СОШ». Отбор тематики и проблематики общения на дополни...

Образовательная программа объединения дополнительного образования "Общая физическая подготовка"

Формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья детей. Закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков, развитие скоростных способностей. Привлечение детей к занятиям спортом. Учить про...

Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии "ЛЕГО - дизайн"

Програ мма составлена для занятий в студии "ЛЕГО - конструирование" в 2014 году срок реализации 3 года....