Статья: "Формирование мотивации учащихся к творческой деятельности"
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Соловьев Сергей Александрович

Понятие мотивации как психологтческого явления. Изучение, анализ, систематизация приемов, форм и методов повышения мотивации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование мотивации учащихся23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учащихся к творческой деятельности.

1. Введение.

                Естественная  тяга к познанию, присущая людям вообще, а

детям в особенности, в современном обществе легко удовлетворяется обилием литературы и средствами Internet. Неслучайно подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Если говорить языком психологии, то можно сказать о том, что у учащихся отсутствует мотивация к учению.

                Поэтому, формирование внутренней потребности учащихся к получению систематических знаний становится важнейшей задачей современной школы. Для осуществления этой задачи необходимы как новое оборудование, отвечающее современным достижениям науки и техники, так и изменения в самом образовательном процессе.  Безусловно,  на

первом месте стоит задача развития у учащихся положительной, устойчивой

мотивации, которая побуждала бы их к систематической учебной работе без

принуждения со стороны, а по внутреннему желанию. Без такой мотивации

деятельность ученика в образовательном процессе будет неэффективной и безрезультатной.

2. Мотивация как психологическое явление.

                Человек – существо деятельностное.  Деятельность

человека всегда целенаправленна и мотивированна. Мотивация, по сути,

определяет поведение человека, а также оказывает существенное влияние на

формирование личности, ее активности и интересов. 

                В образовательном процессе дополнительного образования, осуществляющем социализацию учащихся, мотивация играет существенную роль, определяя условия его протекания. От условий протекания

образовательного процесса зависит его качество, выражающееся в качестве

знаний учащихся и их воспитанности, что, в свою очередь, определяет

уровень развития всего общества. Таким образом, во взаимосвязанных процессах развития общества и становления личности мотивация играет важную роль.

                 Отечественный ученый А.Н. Леонтьев выделял две группы

мотивов в зависимости от их содержания. Во-первых, мотивы социального

признания, с которыми связана деятельность человека, в частности его

трудовая деятельность, а также повседневное общение с окружающими, и,

во-вторых, мотивы получения удовлетворения от непосредственного

процесса достижения цели, решения задачи, осуществления той или иной

деятельности.

                 Важнейшей характеристикой мотивов является их структурность.

Е.П. Ильин подчеркивает, что структура мотива как основания действия или

поступка — многокомпонентная, в ней чаще всего находят отражение

несколько причин и целей.

                  Разнообразие подходов к классификации мотивов, их

разнообразие говорит о том, что мотивация – сложное психическое явление.

                 Большинство психологов согласны с выделением двух типов

мотивации и соответствующих им двух типов поведения:

              - внешней мотивации и внешне мотивированного поведения

              - внутренней мотивации и соответственно, внутренне мотивированного поведения.

                В учебно-творческой деятельности внутренняя мотивация выражается в желании ученика узнавать новое, он получает удовольствие от самого процесса творческой деятельности, а внешняя проявляется в том, что познавательные мотивы являются сопутствующими иным мотивам: социальным (желание общаться), престижным (желание выделиться, привлечь к себе внимание) и т.д.

                Для педагогики важное значение имеют следующие характеристики мотивации:

                 - возможность формирования мотивов и их изменчивость,

потенциальная вероятность удовлетворения мотивационного побуждения

разнообразием мотивационных побудителей более низкого уровня. Педагогу необходимо постоянно поддерживать познавательный интерес учащихся силами определенных приемов и методов, иначе его насыщение произойдет через поглощение крайне ненадежной информации из интернета

или иных, не учебных, источников информации. Чем активнее методы

обучения, тем больший интерес вызывают они у учащихся. Основное

средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких

вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной творческой  деятельности. Учебный материал и приемы организации учебной

работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразными;

                 - опосредованность деятельности внешними и внутренними

мотивами (формирование внутренней мотивации у учащихся к учению, но не отказ от использования внешней стимуляции к выполнению учебной, творческой деятельности).

                 Формирование положительной мотивации к творческой деятельности является важнейшим условием гармоничного развития личности ребенка.

                 Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся

социализованным личностным смыслом, — это основная внутренняя

мотивация развития. Она является необходимым фактором построения

внутренне гармоничной предметной структуры творческой деятельности,

оптимальным образом организующей весь процесс ее реализации.

Следовательно, на формирование, именно,  внутренней мотивации должна быть направлена деятельность педагога. Внешние же мотивы могут быть лишь значимым подспорьем, а не самоцелью в этом процессе.

3. Педагогические методы, приемы формирования положительной мотивации.

                  Положительную мотивацию к творческой деятельности возможно сформировать у учащихся только на основе сочетания отдельных приемов и методов разных подходов.

                  Учебный процесс становится важнейшим мотивирующим

фактором при условии его нацеленности на формирование устойчивого

интереса учащихся к предмету и процессу учения, на развитие

потребности у учащихся этот интерес удовлетворить и создание условий,

способствующих активизации мотивационной сферы учащихся, и

успешному овладению умением учиться в творческом режиме. Все это является установками личностно-ориентированного подхода к обучению.

Согласно личностно-ориентированному подходу, процесс учения

сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм,

методов обучения и способов деятельности учащихся с учетом их

личностных особенностей. Целью реализации названного условия является

формирование личности, способной к саморазвитию. Для достижения этой

цели требуется отказ от такой организации обучения, при которой учебная

деятельность сводится к процессу репродуктивного усвоения знаний

(присвоение и потребление знаний). Следовательно, «учение должно

представлять собой такую деятельность, в ходе которой ученик не только

осваивает знания и способы их построения, но и сам создает новые знания,

где во главу угла ставится личность, ее самобытность, самоценность,

субъективный опыт каждого». 

                     Реализация личностно-ориентированного подхода заключается в

предоставлении учащимся возможности проявить избирательность к

предметному материалу, организационным формам и методам обучения.

                   Высокий потенциал личностно-ориентированного обучения

обусловлен следующими причинами:                  

                   - гуманистической направленностью;

                   - психотерапевтической направленностью;

                   - имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие

ребенка.

                   Технология личностно-ориентированного обучения

осуществляется через построение учебно-воспитательного процесса при помощи следующих форм, приемов и методов:

                   - творческие задания, которые чрезвычайно эффективно мотивируют учащихся к познавательной деятельности;

                   - обучающие игры;

                   - каждый учит каждого;

                  -работа в малых группах (эта форма организации учебной деятельности позволяет подобрать задания интересные практически для каждого ученика).

                   На обучающих играх следует остановиться подробнее. Игровая

ситуация, возникающая на уроках, построенных при помощи приемов

обучающей игры, способствует вовлечению обучаемых в условную,

увлекательно-развлекательную деятельность. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение учебного материала. Игровая деятельность порождает у учащихся разнообразные эмоционально-психические состояния, переживания, углубляющие познание, возбуждение, внутренние стимулы, влечения к творческой деятельности, снимающие напряжение, усталость, ощущение перегрузок. В воспитательном

отношении игра помогает учащимся преодолевать внутреннюю

неуверенность, способствует самоутверждению, раскрепощенному,

наиболее полному проявлению своих сил и возможностей.

                     Сочетание личностно-ориентированного подхода с

дифференцированным позволяет организовать ситуацию успеха и положительную мотивацию в учебно-творческой деятельности.

                     Использование дифференцированного подхода для

формирования положительной мотивации к учению заключается в

разделении каждого этапа обучения по уровню развития

познавательного интереса с учетом особенностей личности ребенка.

                    Очень часто мотивирующие факторы создаются на уроках

при помощи приемов и методов, основанных на проблемном подходе.

Проблемный подход обеспечивает развитие у учащихся

следующих качеств:

- умение видеть и формулировать проблему;

- выдвигать и обосновывать гипотезы;

- способность применять усвоенные прежде знания в новых

ситуациях;

- находить новые способы решения поставленных задач.

                  Таким образом, использование различных подходов, методов,

приемов, нацеленных на активизацию познавательной деятельности

учащихся, а также следование организационным правилам, снимающим

негативные моменты учебного процесса, такие как навязанность извне,

жесткая регламентированность, обязательность и др., позволит

сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию у учащихся к учебной, творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"

По каким бы стандартам ни  учился ребенок,Наши любовь и внимание необходимы ему,чтобы он был счастлив и успешен в учебе....

Развитие мотивации учащихся к творческой деятельности в информационно-коммуникативном пространстве классного пресс-центра

Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми ...

Статья "Формирование транспортной культуры учащихся в учебной и внеурочной деятельности".

Как показывает практика, освоение детьми вопросов дорожной безопасности на уроках ОБЖ является недостаточным, а проблема детского дорожно-транспортного травматизма, в последнее время не уменьшает...

Формирование положительной мотивации учащихся к творческой деятельности в условиях дифференцированного обучения.

Проблема мотивации в образовательном процессе давно стоит перед педагогической теорией и практикой. Еще Я.А.Коменский писал, что всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремлени...