Виды декоративно-прикладного творчества. Ручная вышивка. Инструменты, материалы, приспособления. 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс)


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Виды декоративно-прикладного творчества. Ручная вышивка. Инструменты, материалы, приспособления».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Ознакомить учащихся 5-го класса с технологией вышивания и научить приемам подготовки к вышивке.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающая

- обобщить субъективный опыт учащихся, включая опыт его предшествующего обучения;

- ознакомить учащихся с историей вышивки. Инструментами, материалами и приспособления для вышивки;

- формировать навыки по организации рабочего места;

- научить правильным приемам работы с соблюдением технологической последовательности обработки и техники безопасности;

- добиваться прочности знаний;

Развивающая

- развивать умение самостоятельно мыслить и анализировать;

- развивать умение работать с информацией;

- содействовать развитию умения аккуратно и правильно работать;

- содействовать развитию сенсорных и моторных навыков;

Воспитательная

- совершенствовать эстетический вкус;

- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;

- прививать интерес к культуре и искусству.

ТИП УРОКА:

Изучение нового материала и приемов работы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

Рассказ с демонстрацией презентации, демонстрация наглядных пособий, показ приемов работы, самостоятельная работа, упражнения по выполнению трудовых приемов работы.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

Фронтальная, индивидуальная, в микро группах.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

История, эстетическое воспитание, изобразительное искусство.

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

Учебник, проектор, ПК, набор инструментов и приспособлений для вышивки, образцы вышивок, копировальная бумага, калька, материал для вышивания, листы рабочей тетради, плакат «Виды ручного вышивания».

ХОД УРОКА  

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, настрой на урок.

Актуализация опорных знаний. Обоснование темы и целей урока. Совместный вывод целей урока.

ВОПРОСЫ:

1. Объясните понятие слова РУКОДЕЛИЕ?

2. Какие виды рукоделия вы знаете?

Догадайтесь, о каком виде рукоделия пойдет речь. Этот вид рукоделия, который требует усидчивости, терпения и внимания. Им увлекались и знать

( например кардиналы!) и простой люд, но чаще всего молодые девицы. Многие и сейчас считают это модным. Настоящее шедевры искусства можно создать, если овладеть им. Это?

III. Обоснование темы и целей урока. Совместный вывод целей урока.

Сегодня мы ознакомимся с ВЫШИВКОЙ, инструментами, материалами и приспособлениями для вышивки. Организацией рабочего места для выполнения вышивки. Научимся подготавливать материалы, инструменты и приспособления для вышивания.

ЦЕЛЬ УРОКА:

Ознакомиться с технологией вышивания и научиться приемам подготовки к вышивке.

IV. Изучение нового материала. Организация деятельности учащихся по закреплению полученных знаний.

Виды рукоделия: вязание на спицах, вязание крючком, бисероплетение, макраме, вышивка, соломоплетение, пэчворк, фриволитэ и т.д.

ВЫШИВКА - старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного исскуства. Это украшение изделий из различных материалов орнаментом или сюжетным изображением. Вышивка выполняется нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом .

Искусство вышивки с древнейших времен широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вышивки вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранивших все ценное. Наиболее древние вышивки относятся к VI – V вв. до н.э.

Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями.

На территории нашей страны археологами обнаружены фрагменты одежды, украшенные узорами вышитые золотыми нитями, относящиеся к IX-XII в.в.

Постепенно искусство вышивание стало распространяться повсеместно. На Руси обучать вышиванию начинали с 4-5 лет. К 13-15 годам крестьянская девочка должна была сама себе приготовить приданое. Это были скатерти, полотенца, подарки, занавески, одежда, головные уборы и многое другое.

К приходу сватов в ее сундуке было до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного ее руками.

В течение нескольких столетий отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, новые образцы вышивок с национальными чертами. Каждый народ создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров и композиций. В русской вышивке использовались в основном геометрические орнаменты, растения, животные (демонстрация изделий с вышивкой).

Виды вышивки:

Вышивание может быть плоскостным, орнаментальным и декоративным.

Различают машинное и ручное вышивание.

МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫШИВКИ:

Иглы, наперсток, пяльцы, ножницы, сантиметровая лента, карандаш, а также копировальная бумага, калька и миллиметровая бумага (демонстрация материалов, инструментов и приспособлений) .

НИТКИ. Для вышивания используют: ирис, мулине, штапельные, шелковые, шерстяные, полушерстяные, синтетические, катушечные. Но лучше всего подходят мулине различных расцветок. Мулине имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Длина рабочей нити не более 50-60 см.

ТКАНЬ для вышивания подбирают однотонную с полотняным переплетением.

Это лен, холст, полотно, рогожка и т.д. .

Но удобнее всего для вышивания использовать специальную ткань – КАНВУ.

ПЯЛЬЦЫ - специальное приспособление для натягивания ткани. Бывают круглые, квадратные, прямоугольные, из дерева, пластмассы, металла . Использование пялец не всегда удобно - крестики деформируются, затруднено работать с бисером.

Тогда применяются прямые ПЯЛЬЦЫ – РАМЫ. Они могут быть ручные, напольные, настольные .

ИГЛЫ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ - нужны разной длины и толщины. Острые иглы используются в вышивке гладью, тупые – в вышивке крестом, длинные тонкие иглы применяются при вышивании бисером .

НАПЁРСТОК - незаменимый помощник при шитье и вышивании. Любая плотная ткань прошивается иглой безболезненно для пальца. Правильно подобранный напёрсток должен плотно сидеть на среднем пальце правой

(левой) руки. Бывают напёрстки пластмассовые, металлические, костяные .

НОЖНИЦЫ - острые маленькие ножницы с загнутыми краями для исправления "ошибок” (длиной 10-12см.), ножницы средней величины для подравнивания краев ткани, разрезания мотков ниток .

САНТИМЕТРОВАЯ ЛЕНТА - нужна для определения размера изделия, разметки узора на ткани.

МИЛЛИМЕТРОВАЯ БУМАГА - нужна для составления орнамента.

КАЛЬКА - для подготовки рисунка к переводу на ткань.

КОПИРОВАЛЬНАЯ БУМАГА - необходима для перевода рисунка на ткань (демонстрация материалов, приспособлений).

На фабриках, для массового производства швейных изделий, при изготовлении вышивки на одежде используют ВЫШИВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ . Это машины, оснащенные вышивальным блоком (устройством с пяльцами). Они могут создавать узоры в различных техниках (ришелье, гладь, крестик, мережка).

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ВЫШИВКЕ:

При выполнении вышивки соблюдают технику безопасности при работе с булавками, ручной иглой и ножницами :

• хранить иголки в определенном месте.

• не пользоваться ржавыми иголками

• шить иголками только с наперстком.

• ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя

• не откусывать нитки зубами.

Вышивка выполняется на столе. При этом свет должен падать с левой стороны или спереди. Инструменты для вышивания располагаются в правой стороне стола, а материалы в левой. Во время работы нужно следить за правильной посадкой:

1. Грудь не должна быть сжатой

2. Корпус слегка наклонен вперед

3. Расстояние от глаз до работы 25-30см.

4. Торс удобно расположен на стуле

5. В левой руке находятся пяльцы, а в правой игла

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:

Рассказ учителя. Работа учащихся с учебником §20.

ПОДГОТОВКА ТКАНИ

1. Выстирать ткань

2. Подсушить ткань

3. Хорошо отутюжить во влажном состоянии

РАЗМЕТКАИ ПЕРЕВОД РИСУНКА

4. Разметить и перевести рисунок на ткань с помощью цветной копирки

5. ( рис.56-57). Для этого расположите ткань на столе. На ткань положить кальку с рисунком. Копировальную бумагу расположить между тканью и калькой красящей стороной к ткани.

Обвести контур рисунка карандашом (рис.58).

ЗАПРАВКА ИЗДЕЛИЯ В ПЯЛЬЦЫ

6. Заправить ткань в пяльцы (рис.61). Для этого расположите меньший обруч пялец на столе. На него положить ткань. Прижать большим обручем ткань к меньшему обручу. Хорошо натянуть ткань по долевой нити и по утку.

ЗАПРАВИТЬ НИТЬ В ИГОЛКУ

Длина нити для вышивания 50-60см. Надрезают нить под углом и вдевают в ушко иглы (рис.63 и демонстрация приемов работы).

7. Выполнить закрепление нити в начале работы (рис.64-67).

8. Выполнить вышивку

9. Выполнить закрепление нити в конце работы с изнаночной стороны вышивки несколькими стежками «за иголку» пропуская нить под работой.

10. Выполненную работу осторожно выстирать в теплой воде

11. Накрахмалить чистое изделие, подсушить в махровом полотенце, скатанном трубочкой

12. Отутюжить работу с изнаночной стороны во влажном состоянии чистом проутюжильнике

Посмотрите, какие чудесные работы можно выполнить при помощи вышивки .

РАССМОТРИМ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ

(демонстрация изделий с вышивкой).

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов – «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

Картинки по запросу "шов – «вперёд иголку"

2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

Картинки по запросу "шов – «вперёд иголку"

3. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растения, для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

Картинки по запросу "Стебельчатый шов"

4. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

Картинки по запросу "Шов «назад иголку»"

5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

         Картинки по запросу "Тамбурный шов"

6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

           Картинки по запросу "Петельный шов"

V. Практическая работа «Подготовка к вышиванию».

Учитель демонстрирует приемы работы.

Сообщает о возможных ошибках (причины возникновения и способы устранения).

Учащиеся выполняют работу по правильным приемам подготовки пасму мулине к работе, отрезания нитки, вдевание ниток в иголку, способы закрепления рабочей нити на ткани различными способами.

VI. Закрепление изученного материала

Вопросы:

1. Что такое вышивка?

2. Что относится к материалам для вышивания?

3. Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

4. Как организовать рабочее место для выполнения вышивки?

5. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при вышивании?

6. Как правильно применять пяльцы?

7. Как переводят рисунок на ткань?

8. Какова технологическая последовательность при вышивании?

9. Как закрепляют нить при вышивании?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель определяет уровень достижения целей урока

Подводит учащихся к рефлексии по стратегии «Шесть волшебных палочек».

Рефлексия:

Учащимся по желанию раздаются палочки и описание функций.

«Обсуждение волшебными палочками», выступление каждой в соответствии своей функции

(при желании палочками меняются).

Выставляются оценки за работу на уроке.

VII. Домашнее задание:

Подготовить ткань к вышиванию. Подобрать рисунки для вышивания салфетки, скатерти, фартука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Виды декоративно-прикладного творчества"

Виды декоративно-прикладного творчества. Краткое описание. Картинки....

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Новые виды декоративно-прикладного творчества на занятиях «Рукодельница»

Человек издревле стремился украсить свое жилище и при изготовлении любой вещи думал не только о практическом применении, но и о красоте. Декоративно-прикладное искусство складывалось веками, секреты м...

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...

Тема урока: «История вышивки, инструменты и приспособления» 5 класс

Урок-игра "Что? Где? Когда?" по технологии 5 класс.Раздел: "Рукоделие. Вышивка."Выполнила: Орловская Надежда Ивановна,ГБОУ СОШ №253,Санкт-Петербург...

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс

Разработка урока по технологии «Вышивка – один из видов декоративно-прикладного искусства» 6 класс...

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества.

Введение в дополнительную образовательную программу «В стране рукоделия"....