Открытый урок по технологии: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»» (5 класс).
учебно-методический материал по технологии (5 класс)

Полуянова Ирина Владимировна

Урок направлен на то, чтобы дать ученикам краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Выхвалку».
Также задача урока - развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_tryapichnaya_kukla.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по технологии.

Тема урока:

«Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»»

(5 класс).

Разработала и провела

 учитель технологии

МБОУ «Краснопоймовская СОШ»

Полуянова Ирина Владимировна.

2019 год

План-конспект открытого урока по технологии в 5 классе.

Тема урока: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»».

Раздел: создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Тип занятия: открытие новых знаний.
Вид занятия: урок творчества.
Формы работы учащихся: работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение.
Цели урока:

Образовательные - расширять кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями.

Воспитательные - воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, эстетический и художественный вкус, аккуратность.

Развивающие - развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентации, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов, использование игровых моментов.

Задачи:
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Выхвалку».
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.

Межпредметные связи: технология, история, математика.
Оборудование: лоскуты, нитки, тесьма, ленты, ИКТ (презентация), образцы кукол.

Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность;

слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

осваивать способы работы с лоскутом;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
излагать свое мнение;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока;

анализировать изделие;
уметь слышать товарища, не перебивать его;
уметь отстаивать свою позицию.

Ход урока.

1. Организационный этап.
Здравствуйте, девочки!  

Все расселись по местам.

Никому не тесно?

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»


Приглашаю вас в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мой вопрос.

Словарь С.Ожегова: «Детская игрушка в виде фигурки человека»;

Словарь В.Даля: «Сделанное из тряпья, кожи, бумаги, дерева и пр. подобие человека...»

Что это за игрушка?

Ответы детей.

Учитель: правильно, тема нашего урока: «Кукла». Но не простая кукла, купленная в магазине. Посмотрите (открываю сундучок с лоскутами и лентами) какую куклу можно сделать из этих материалов?

Ответы детей.

Учитель: правильно, тряпичную куклу из лоскутков и ленточек. И сегодня мы поговорим с вами о русской народной тряпичной кукле.  

Слайд № 1. Русская народная тряпичная кукла.

2. Актуализация субъективного опыта.

Учитель: Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин утверждал: « Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа».
Как вы думаете, народная кукла – это игрушка или подружка?

Ответы детей.

Учитель: Кукла сопровождала человека от рождения до последних дней жизни. Были куклы для младенцев, дети росли – появлялись новые куклы, когда собирались замуж или жениться – их сопровождали другие куклы, у женщин, и даже у бабушек были свои куклы. Сегодня мы познакомимся с девичьими куклами и научимся изготавливать одну из них (показать готовую куколку).

3. Этап постановки целей занятия.

Учитель: Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке? Я дам вам эту куколку, а вы должны озвучить свои цели.

Ответы детей. Постановка целей урока (обучающиеся передают друг другу куклу и озвучивают свои цели: я хочу узнать традиции русского народа, я хочу научиться делать тряпичную куклу, я хочу узнать способы использования лоскутков).

Слайд № 2. Цели урока.

4. Основной этап. Этап приобретения новых знаний.

Учитель: Давайте обратимся к истории.

Слайд № 3. Кукла «Кувадка»

Во время ожидания ребенка женщина делала первую куклу для него. Называлась она «Кувадка». Их делали несколько и развешивали над колыбелью. И сейчас осталась традиция развешивать игрушки на веревочке над коляской или кроваткой, сейчас это просто игрушки, а кувадки оберегали колыбель и младенца.

Слайд № 4. Кукла «Пеленашка»

Мама ждала рождения дитятки и появлялась другая кукла. Это «Пеленашка». Она берегла колыбельку, пока не появлялся ребенок. Потом пеленашка становилась игрушкой для него.

Слайд № 5. «Зайчик на пальчик»

Затем мама делала «Зайчик на пальчик». Уходя из дома, родители надевали на пальчик дочке зайчика, чтобы не скучала.

Слайд № 6. «Отдарок» на подарок

В возрасте 5 лет девочка уже сама мастерила простую куколку «Отдарок» на подарок. Эту куклу она дарила родителям со словами благодарности. Девочки учились уважать родителей, дорожить их вниманием.

Слайд № 7. Кукла «Каша»

В возрасте 7 лет девочке дарили куклу « Каша». В этом возрасте крестьянские дети уже помогали родителям вести хозяйство. Эта кукла ростом с чугунок, по ножки насыпали крупу, по пояс наливали воды, по шейку получалось каши, своего рода мерный стаканчик. Мама дарила куклу без одежды. А после «первой каши» девочке доверяли сшить ей платье.

Слайд № 8. Кукла «Выхвалка»

В 11-12 лет девочка делала куклу « Выхвалку». Она была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на «посиделки». Эта кукла была проводником из детства на другой возрастной уровень. Первую похвалу своим рукоделием младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Традиционная кукла "Выхвалка" для того, чтобы ею хвалиться. Традиция хваления куклами существовала у русских девочек, которые шили их сами. Величина куклы определялась размером ладони девочки. Весной, после Пасхи, девочки гуляли по деревне, хвастались куклами.

Тряпичная кукла «На вывалку» - эта кусок ткани, свернутый в «скалку», и обтянутое белой тряпицей лицо, лицо не рисовали, такая безликая кукла переживала радости и невзгоды с хозяйкой. Делали её без иголки и без ножниц. Нельзя было ни уколоть, ни порезать.

Слайд № 9. Кукла «Перевертыш»

Кукла «Перевертыш» знакомила девочку с отличиями девичьего и женского костюма, с традициями русского народа.

Слайд № 10. «Неразлучники»
«Неразлучники». Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Слайд № 11. Кукла «Десятиручка»

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "Десятиручка" (многоручка) помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Слайд № 12. Разные виды кукол

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье — обереги, они оберегали человека от несчастья. В каждой семье было около ста кукол, их бережно хранили, девушки забирали их в дом мужа.

Учитель: Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему?

Ответы детей.

Учитель: Ну что, засиделись? Предлагаю размяться.

Слайд № 13. Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось,

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Учитель: Молодцы! Продолжаем наш урок.

5. Этап проверки понимания. 

Учитель: Мы познакомились с разными девичьими куклами. А какую куклу делали девочки в вашем возрасте?

Ответ детей: «На выхвалку».

Слайд № 14. Кукла «Выхвалка»

Учитель: Давайте попробуем её сегодня сделать. «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Ученица: Нужно браться за работу, даже если сначала страшновато. 

Учитель: Правильно.

Для того чтобы выполнить данную работу рассмотрите инструкционную карту

Слайд № 15. Инструкционная карта изготовления куклы « На выхвалку»

Учитель: Разберем последовательность выполнения куклы.

1. Необходимо скрутить белую ткань трубочкой.

2. Затем возьмите лоскуток белой ткани размером 25 на 25 см, согните его треугольником, внутрь подставьте заготовку так, чтобы в центре согнутого треугольника получилась голова.

3. Затем возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы.

4. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. Давайте с помощью нитки отметим на заготовке кулачки. Для этого отступим от кончиков 0,5см и скрутим это место ниткой.

5. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмём цветной лоскуток прямоугольной формы. Юбочку можно сделать любую, на ваш вкус пышную или узкую закрепив её на талии всё тем же способом – обмотав ниткой.

6. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежем фартук и приложим его к передней части юбки. Закрепим юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты или пояса, которую завяжем на бантик.

7. Повяжем кукле платочек или косынку, которую мы сделаем из цветной треугольной ткани.

8. Вот такая кукла – оберег у вас должна получиться.

М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.

Свернута из тряпки 
Кукла у Параши,
Не отыщешь краше.
Руки — словно лапки,
Глазки — пара точек,
А лицо — комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Кто-то вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.

Учитель: Вот и пришло время приступить к работе.

Наша работа пусть пройдет под девизом: «Мастерство тому дается - кто весь делу отдается». Выполняя своих куколок, не забывайте о правилах безопасной работы.

Включить классическую музыку.

6. Этап практическая работа.
Самостоятельная работа.

7. Рефлексия.

Учитель: Ну что, я смотрю, куклы у всех готовы. Девочки, давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Куклы «Выхвалки» готовы,

Покажите нам обновы,

Похвалитесь рукоделием,

Мастерством своим, умением.

А пока вы будете идти со своими куколками, чтобы поставить их в хоровод, оцените, пожалуйста, сегодняшнее занятие. У меня на столе лежат разноцветные кружочки, выберете один из них.

Слайд № 16. Оцените сегодняшнее занятие.

Учитель: Красный цвет кружочка – все понравилось, все получилось, дома сделаю еще несколько куколок;

Зеленый цвет - все получилось, но очень трудно, больше делать не буду;

Желтый цвет –  ничего не получилось.

 

Когда дети выходят ставить своих куколок в хоровод, включить песню «Куклы».

Учитель: Ну, что же, результат нашего занятия налицо. Замечательный, хоровод у нас получился.

А сейчас, давайте вернемся к теме и цели урока. Как вы думаете, ваша цель достигнута?

Ответы детей.

Учитель: Что вы сегодня узнали нового?

Ответы детей.

Учитель: Скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?

Ответы детей.


Учитель: 

Урок сегодня был удачный,

Не прошел для вас он зря.

Вы все очень постарались,

Вам понравилось, друзья?

Все просто молодцы! И я, с большим удовольствием, поставлю вам сейчас оценки.

Спасибо за занятие. До свидания.

8. Уборка рабочих мест.

hello_html_m7a6b9cdc.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии ." Народное и декоративно-прикладное искусство

  Урок дает последовательность выполнения работы по Бисероплетению. Даны основные Способы плетения бисером и пошаговая инструкция выполнения.    1.Способ параллельного плетения.    2.Способ  «скрутка»...

Урок по технологии "Народные традиции славян. Квашение капусты." 6 класс

Тип урока: изучение новой темы и практическое закрепление изученного.Методы проведения урока: Беседа, работа в бригадах, практическая работа.Цели и задачи урока:Обучающая задача: познакомиться с...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

Урок мастерства "Русская народная кукла. Изготовление куклы-оберега"

На уроке обучающиеся научаться изготавливать народную куклу "Вепская кукла "Желанница"...

Методическая разработка занятия "Традиционная народная кукла. Изготовление куклы-оберега"

Целью занятия является:систематизация сведений о традиционной народной кукле и связанных с ней обычаях и обрядах,знакомство с технологией изготавления куклы-оберега – Вепсской куклы.Реализуемые ...

"Русская народная кукла. Изготовление куклы – оберега"

История появления русских народных кукол и их разновидность....

Самоанализ открытого урока по предмету «Народное музыкальное творчество» «Скрутим куклу ладную, обережную, нарядную».

В процессе занятия учащиеся среди большого разнообразия народных кукол находят общие черты, а также различия, по названиям кукол догадываются об их назначении. Играя в куклы, дети непроизвольно учатся...