ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 7 КЛАССАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
материал по технологии
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №135 имени академика Б.В. Литвинова
Учитель технологии
Шушаркин В.И.
ДОКЛАД
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В 7 КЛАССАХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Не пытайтесь объяснить ребёнку то,
до чего он может додуматься сам.
Дайте возможность каждому ребёнку
сделать своё маленькое открытие.
Современные требования к образованию, сменившие традиционную и привычную для всех участников процесса деятельность, требуют полной смены задач процесса и, соответственно, самого подхода к обучению.
В действие вступает уже хорошо известный педагогам современный принцип: главное – не получить «готовые знания», а уметь добыть их и использовать в жизни, задача образования – это не только обучение, но и развитие ребенка, воспитание его личности. Все это подводит учителя, не зависимо от преподаваемого предмета, к созданию системы формирования универсальных учебных действий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте универсальные учебные действия относятся к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы. Приставка «мета» указывает на то, что такие учебные действия будут формироваться в процессе любых занятий, проводимых в школе.
Универсальные учебные действия (УУД) это – деятельность ребенка, которая будет выражаться в умении ставить перед собой цель, осуществлять ее достижение, делать прогноз возможных результатов, при необходимости контролировать и корректировать деятельность по достижению этих результатов; проводить рефлексию и оценку учебных действий в соответствии с данной целью и заданными параметрами ее достижения.
Овладение универсальными действиями должно происходить в процессе изучения любого предмета, то есть носить метапредметный характер.
Целеполагание – возможность ставить учебную задачу на основе изученного и усвоенного учащимися и того, что еще предстоит изучить.
Планирование – выработка умения постановки промежуточных целей, позволяющих достигнуть заданный результат, а также планирование учебных действий, направленных на достижение этих целей.
Прогнозирование – предвидение качества и сроков выполняемых задач и действий.
Контроль – способность соотносить свои действия и полученный результат с заданным, а также умения обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коррекция – внесение необходимых изменений и дополнений в план или способ действия в случае расхождения полученного продукта и заданного.
Оценка – выяснение и понимание учащимися того, что уже изучено, а также материала, подлежащего дальнейшему изучению, понимание качества и уровня освоения.
Волевая саморегуляция – способность к мотивации своего сознания, направленная на изучение необходимого материала или выполнению необходимых практических действий для достижения поставленной цели.
Роль предмета «Технологии» в формировании УУД.
Предмет «Технология» позволяет не только просто формировать у учащихся представление о протекающих технологических процессах, но и может и должен являться основным предметом для формирования и развития системы универсальных учебных действий, особенно регулятивных. При изучении данного предмета многие элементы учебной деятельности такие как планирование, анализ заданий, их выполнения, самооценка своей деятельности и оценка со стороны учителя и товарищей, умения выделять и ставить учебные задачи, нахождение различных способов их решения, умение добиваться практического результата, всегда наглядны, а, значит, более понятны учащимся.
Приобретенные навыки решать учебные задачи с помощью изученных технологических процессов, а также способность выстраивать алгоритмы при выполнении разнообразных заданий, позволяет учащемуся применять приобретенные универсальные учебные действия при изучении других предметов или во внеурочной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность.
Содержание предмета в первую очередь помогает учащимся выстроить представление о правилах проведения различных технологических процессах, дает понятие о правилах, требованиях, предъявляемых к технической документации, необходимости выполнения положений техники безопасности. Но многие навыки, приобретенные в процессе изучения предмета, дают наглядное представление как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеурочной деятельности: поиск информации, построение алгоритмов при выполнении учебных задач, коррекция результата и т.д.
Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:
1.Формирование у ребенка представления, что окружающий материальный и духовный мир есть результата творчества человека, направленного на преобразование окружающей реальности;
2.Развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческой и репродуктивной деятельности мыслительных процессов, развитие мысленных процессов, направленных на моделирование предметов и действий и способности отражения этой деятельности в форме рисунков, планов, схем, чертежей;
3.Развитие регулятивных действий, включая постановку учебной и практической цели; планирование своих действий, направленных на решение данных задач; умение прогнозировать результат своей деятельности при различных внешних условиях выполнения плана , контроль, коррекцию своих действий и их оценку;
4.Формирование способности создания внутреннего плана действий на основе понимания этапов деятельности, преобразующей предметы;
5.Развитие внутренней речи как планирующей и регулирующей функции мыслительной и практической деятельности;
6.Развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе организации совместной деятельности по созданию продукта;
7.Развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;
8.Формирование мотивации успеха обучающихся, реализации их творческих способностей на основе современной организации практической деятельности ;
9.Ознакомление обучающихся с миром социально значимых профессий , историей их появления и развития, что будет являться предпосылками профессионального самоопределения;
10.Формирование ИКТ ( использование информационных и коммуникативных технологий) компетентности обучающихся, включая изучение правил использования Интернет – пространства.
Исходя из вышесказанного, можно уверенно сказать, что учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Изучение данного предмета направлено на развитие самосознания ребёнка как творческой личности, исходя из его индивидуальных особенностей и направлено на формирование у него устойчивой потребности к творческой самореализации.
Во время проведения урочных и внеурочных занятий с помощью различных методических средств у детей постепенно формируется эмоционально-ценностное отношение к творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; а также происходит осознание гармоничной связи мира предметов с миром природы и человека; понимание их общности и отличия, воспитывается интерес к изучению различных явлений.
Обучающиеся находят различную, необходимую работы информацию в учебнике, Интернет – источниках; учатся анализировать ее , сравнивать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности. Во время проведения практических занятий обучающемуся предоставляется возможность производить анализ изделия: выделять и называть его детали и части; соотносить их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия мысленно и практически находить для объяснения своих действий соответствующую речевую форму; использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять и символические действия моделирования преобразования модели, работать с моделями.
Для формирования универсальных учебных действий при изучении предмета «Технология» позитивным является условие того, что выполнение предложенных заданий требует от обучающихся создания мысленного плана его практической деятельности, соотнесения своих мысленных и практических действий с поставленной задачей, а также действиями других обучающихся.
Обучающийся получает возможность создавать причинно-следственные связи между своими действиями и их результатами, а также прогнозировать действия, необходимых для получения позитивных результатов.
Материальные результаты его деятельности, отраженные в конкретном изделии позволяют обучающимся наиболее наглядно формировать навыки самоконтроля практических действий, производить их коррекцию. Разнообразные упражнения , направленные на выполнение точных инструкций при выполнении изделий, также направлены на формирование необходимых регулятивных действий. Большое внимание уделяется выполнению положений техники безопасности, самостоятельной организации рабочего места обучающегося в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию им порядка на рабочем месте.
Материальное воплощение результатов деятельности обучающегося в изделии позволяет ребятам выполнять самоконтроль практических действий, коррекцию действий в ходе практической работы.
Таким образом, специфика предмета «Технология» и его значительное влияние на формирования универсальных учебных действий обусловлена следующими аспектами: ----основной ролью предметно-преобразовательной деятельности;
-специфичной организацией учебного процесса, направленной на поэтапную отработку предметно-преобразовательной деятельности обучающихся;
- использованием форм групповой работы и создания проектов;
-формирование ИКТ- компетентности учащихся.
В целях развития регулятивных учебных действий учащихся, при подготовке уроков технологии, особое внимание обращается на следующие аспекты:
1. Формирование культуры труда: обязательный инструктаж по технике безопасности перед работой и во время работы контроль за правильным использованием инструментов и бережным отношениям к материалам; формирование умений по рациональной организации своего рабочего места; соблюдение дисциплины.
2. Развитие креативного мышления: в начале урока предлагаю загадку, анаграмму или кроссворд, позволяющий обучающимся определить тему урока а потом предлагаю детям сделать предположение из каких материалов и в какой последовательности будет изготавливаться изделие; предлагаю девочкам представить и описать в устной форме результат предстоящей работы; положительно влияет на развитие данного вида изделия также работа с технологическими картами; с помощью работы в парах и группах происходит процесс взаимообучения.
3.Эстетическая и практическая значимость выполняемой работы: изделие должно понравиться окружающим и быть социально значимым;
4.Развитие умения ставить перед собой конечную цель и цели промежуточные:
На данном этапе рассматривается образец готового изделия и проводится его анализ: для чего необходимо это изделие, из каких частей оно состоит, как соединены эти части, какую имеют форму, цвет.
5.Умение составлять план работы над изделием: на этом этапе обучающиеся в парах или группах составляют и проговаривают план работы во внутренней и внешней речи или опираются на готовый план в учебнике, технологической карте.
6.Умение проводить контроль и коррекцию своего изделия при необходимости: происходит сравнение с образцом, выделяются недостатки работы и пути их устранения.
7.Умение проводить анализ и самоанализ выполненных практических работ.
УУД
Современные требования к образованию, сменившие традиционную и привычную для всех участников процесса деятельность, требуют полной смены задач процесса и, соответственно, самого подхода к обучению. В действие вступает уже хорошо известный педагогам современный принцип: главное – не получить «готовые знания», а уметь добыть их и использовать в жизни, задача образования – это не только обучение, но и развитие ребенка, воспитание его личности. Все это подводит учителя, не зависимо от преподаваемого предмета, к созданию системы формирования универсальных учебных действий.
Исходя из вышесказанного, можно уверенно сказать, что учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Изучение данного предмета направлено на развитие самосознания ребёнка как творческой личности, исходя из его индивидуальных особенностей и направлено на формирование у него устойчивой потребности к творческой самореализации.
Во время проведения урочных и внеурочных занятий с помощью различных методических средств у детей постепенно формируется эмоционально-ценностное отношение к творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; а также происходит осознание гармоничной связи мира предметов с миром природы и человека; понимание их общности и отличия, воспитывается интерес к изучению различных явлений.
Обучающиеся находят различную, необходимую работы информацию в учебнике, Интернет – источниках; учатся анализировать ее , сравнивать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности. Во время проведения практических занятий обучающемуся предоставляется возможность производить анализ изделия: выделять и называть его детали и части; соотносить их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия мысленно и практически находить для объяснения своих действий соответствующую речевую форму; использовать знаково – символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять и символические действия моделирования преобразования модели, работать с моделями.
Для формирования универсальных учебных действий при изучении предмета «Технология» позитивным является условие того, что выполнение предложенных заданий требует от обучающихся создания мысленного плана его практической деятельности, соотнесения своих мысленных и практических действий с поставленной задачей, а также действиями других обучающихся.
Обучающийся получает возможность создавать причинно-следственные связи между своими действиями и их результатами, а также прогнозировать действия, необходимых для получения позитивных результатов.
Материальные результаты его деятельности, отраженные в конкретном изделии позволяют обучающимся наиболее наглядно формировать навыки самоконтроля практических действий, производить их коррекцию. Разнообразные упражнения , направленные на выполнение точных инструкций при выполнении изделий, также направлены на формирование необходимых регулятивных действий. Большое внимание уделяется выполнению положений техники безопасности, самостоятельной организации рабочего места обучающегося в зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию им порядка на рабочем месте.
Материальное воплощение результатов деятельности обучающегося в изделии позволяет ребятам выполнять самоконтроль практических действий, коррекцию действий в ходе практической работы.
Таким образом, специфика предмета «Технология» и его значительное влияние на формирования универсальных учебных действий обусловлена основной ролью предметно-преобразовательной деятельности, специфичной организацией учебного процесса, направленной на поэтапную отработку предметно-преобразовательной деятельности обучающихся и широким использованием форм групповой работы и создания проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии»
доклад на методическом объединении учителей технологии...
Формирование универсально - учебных действий на уроке технологии по теме "Выпиливание изделий лобзиком"
Конспект урока "Выпиливание изделий лобзиком"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/09/picture-378596-1389289303.jpg)
Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии
Приёмы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/30/picture-557286-1467273000.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО
В предстоящем 2015-2016 учебном году перед каждым учителем–предметником, который будет работать в 5 классе, возникает необходимость перейти на стандарт нового п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1010694-1552405497.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии возможно с помощью следующих форм и методов обучения: фронтальный опрос (беседа), работа по группам, письменный опрос, тестирован...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1010694-1552405497.jpg)
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии
Типовые задания, нацеленные на развитие личностных универсальных учебных действий...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271999-1600977737.jpg)
Формирование универсальных учебных действий на уроках сельскохозяйственного труда, как одно из требований ФГОС трудового образования
Действующие ранее образовательные стандарты акцентировали внимание на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объем знаний, умений, навыков, который должен освоить выпу...