Научно-педагогические основы составления профессиональных проб в Ресурсном центре технологического образования МБОУ СОШ № 7, город Сургут
статья по технологии (11 класс)

В данной статье отражены этапы, уровни и технология организации профессиональных проб в  в Ресурсном центре технологического образования МБОУ СОШ № 7, город Сургут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-педагогические основы составления профессиональных проб в Ресурсном центре технологического образования МБОУ СОШ № 7, город Сургут

Пробы – еще один эффективный вид образовательной деятельности, педагогической задачей введения которого является получение обучающимися самостоятельного опыта деятельности в той или иной сфере. Как известно, склонность к профессии развивается в процессе деятельности, поэтому обучающимся необходимо пробовать себя в самых различных видах занятий.

Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Целью профессиональных проб является побуждение обучающихся к деятельности, к достижению поставленных личностью целей, наполнение ее конкретным содержанием, и как результат, осознание обучающимся себя в качестве субъекта трудовой, профессиональной деятельности. (Егорова Н.А.[1])

Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. Профессиональной пробой может быть:

  • результат (материальные изделия, информационные продукты, номера художественной самодеятельности и др.) занятий в кружках, клубах, школьных курсах профессиональной направленности;
  • некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала;
  • имитационная (деловая) игра на школьных курсах профессиональной направленности и др.

Профессиональные пробы, выполняющие познавательную, развивающую и диагностическую функции, могут осуществляться как в учебном процессе, так и во внеурочной работе. В ходе профессиональных проб осуществляются следующие виды деятельности:

  • моделируются различные элементы профессиональной деятельности; определяется уровень готовности обучающихся к выполнению проб;
  • обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

В содержании профессиональной пробы выделяют два этапа: подготовительный и практический. На каждом этапе решаются определенные задачи

На первом этапе (подготовительном) накапливается информация об обучающихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проба. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью специалистов в ходе просмотра видеофильмов, бесед со специалистами, посещения предприятий, учреждений определенной трудовой деятельности по предполагаемой пробе. Кроме диагностической задачи, на данном этапе решаются дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. Этот этап предусматривает формирование у школьников представлений о данном виде деятельности, которую им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются для определения уровня подготовленности школьников к выполнению пробы и при анализе результатов её выполнения в целом.

Второй (практический) этап включает комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных качеств (ПВК) специалиста.

Профессиональная проба предусматривает три аспекта – технологический, ситуативный и функциональный. Их интеграция позволяет воссоздать целостный образ профессии (Чистякова С.Н.[3]). Поэтому содержание профессиональных проб обусловливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся.

Технологический аспект (исполнительский компонент) характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение обучающимися приёмами работы, орудиями труда, знаниями о последовательности воздействия на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности, и получить ответы на вопросы: «Что? Как? В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?». Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает выявление (формирование) у обучающихся практических умений действовать по определенно заданному алгоритму. Например, это может быть выполнение практической работы в соответствии с инструкцией.

Ситуативный аспект (созидательный компонент) воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности. Обучающийся должен определить, найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившимся у него формам поведения. Созидательный компонент профессиональной пробы предполагает развитие у обучающихся способностей к конструированию, исследовательской работе. Это могут быть работы, направленные на изготовление чертежей, эскизов, технологических карт, выбор материалов, деталей, а также предусматривающие модернизацию какой-либо конструкции.

Функциональный аспект (творческий компонент) отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность её освоения средствами, приемами и внутренними, компенсаторными механизмами обучающегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании пробы. К творческому компоненту профессиональной пробы можно отнести содержание деятельности обучающегося, связанное с конструированием принципиально новых изделий, использованием новых методов решения поставленного задания и т. п.

С.Н. Чистякова[4] выделяет три уровня профессиональных проб. Пробы 1-го уровня сложности требуют от них в основном исполнительских действий; пробы 2-го уровня содержат элементы интеллектуального труда (работа с чертежами, технологической документацией, справочной литературой, расчет по известным формулам, анализ выполненного задания и др.); пробы 3-го уровня носят репродуктивно-творческий характер и предусматривают включение обучающихся в конструкторско-технологическую деятельность.

В таблице 1 в качестве примера показаны уровни профессиональной пробы «роспись на поверхности».

В ходе выполнения профессиональных проб педагог выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем знаний, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий.  

Таблица 1 – Уровни профессиональной пробы (по Чистяковой С.Н.)

Выполнение профессиональной пробы

1 уровень

Технологический

компонент

Ситуативный

компонент

Функциональный

 компонент

Основные приемы наложения мазка, точки, завитка.

Знакомство с основами композиции

Задание.

Освоить приемы наложения мазка, точки, завитка

Задание.

Расписать простой гжельский цветок, состоящий из мазков, с которыми ознакомились

Задание.

Роспись на блюде

Условие.

Наложение мазка выполняется мастером-наставником, после чего обучающемуся предлагается повторить показанный прием  

Условие.

Выполнение росписи простых цветков с учетом вариативности

Условие.

Самостоятельно составить композицию росписи и выполнить ее

Результат.

Задание считается выполненным, если мазок наложен четко с плавной линией  

Результат.

Задание считается выполненным, если проявляются фантазия и разные варианты росписи  

Результат.

Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия

Выполнение профессиональной пробы

2 уровень

Технологический

компонент

Ситуативный

компонент

Функциональный компонент

Роспись мелкой пластики

Задание.

Освоить приемы росписи мелкой пластики

(лицо, одежда и др.)

Задание.

Расписать скульптуру, раскрывая содержание образа

Задание.

Расписать матрешку, подсвечники «Баба с котом», «Пляска»

Условие.

Самостоятельно разработать отдельные детали росписи одежды, передать характер пластики, настроение  

Условие.

Выполнение росписи с учетом вариативности  

Условие.

Самостоятельно передать характер скульптуры  

Результат.

Задание считается выполненным, если содержание росписи соответствует форме скульптуры  

Результат.

Задание считается выполненным, если роспись соответствует характеру и содержанию скульптуры  

Результат.

Задание считается выполненным, если роспись соответствует заданному сюжету  

Выполнение профессиональной пробы

3 уровень

Технологический

компонент  

Ситуативный

компонент

Функциональный компонент

Роспись сюжетных композиций

Задание.

Освоить приемы изображения пейзажа с силуэтами людей

Задание.

Разработать свои мотивы, декоративную композицию

Задание.

Расписать блюда или вазы

Условие.

Под руководством мастера-художника воспроизвести композицию  

Условие.

Самостоятельно разработать содержание сюжетной композиции  

Условие.

Самостоятельно передать реальное впечатление сюжетных мотивов, используя вариативность росписи

Результат.

Задание считается выполненным, если роспись дает четкое представление о задуманном сюжете  

Результат.

Задание считается выполненным, если достаточно

полно передан характер в изображении задуманного сюжета  

Результат.

Задание считается выполненным, если, используя вариативность, автор смог выявить характер изделия и наиболее верно соединить в росписи элементы геометрического орнамента с сюжетными мотивами. При этом должна сохраняться художественная целостность изделия  

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы. При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом учитель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.) и дает необходимые рекомендации. Если преподаватель сам испытывает при оценке затруднения, то за помощью следует обратиться к психологу.      

При подведении итогов педагогу следует обратиться к анализу выполнения обучающимися заданий профессиональной пробы и особое внимание обратить на ее составляющие компоненты – технологический, ситуативный, функциональный.

По итогам выполнения профессиональных проб обучающиеся должны знать:

  • содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста; общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; технологию выполнения профессиональной пробы; правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
  • основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.

Обучающийся должен уметь:

  • выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией;
  • выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
  • соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

  1. Технология организации профессиональной пробы

Основные задачи программ профессиональных проб – ознакомление обучающихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Технология организации профессиональных проб предполагает прохождение, как правило, трёх этапов: подготовительного, практического, рефлексивно-коррекционного (Приложение 1).

Подготовительный этап состоит из двух частей: обучающая часть и диагностическая. Включает в себя следующие виды работ: информирование, диагностика, консультирование. На подготовительном этапе накапливается информация об обучающихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью в ходе просмотра кинофильмов, посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы. Диагностика может проводиться как педагогом-психологом, так и учителем (классным руководителем), но обязательно подбор и содержание диагностических методик должен быть обоснованным и соответствовать возрастным особенностям.

Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в различных формах или их сочетании:

  • выполнение обучающимися конкретного задания, связанного с выполнением технологически завершенного процесса, например, выпуск номера школьной газеты, пошив швейного изделия, разработка сценария праздника и т.д.;
  • проведение серии последовательных имитационных (деловых) игр, позволяющих обучающимся не просто познакомиться с профессией, но и в ходе ролевой игры попробовать себя в профессии, например, ролевая игра «Учебный суд»;
  • выполнение обучающимися творческого задания исследовательского характера, связанного с изучением особенностей той или иной профессии.

При составлении содержания профессиональной пробы необходимо учитывать, чтобы у школьников в процессе её выполнения создалось целостной представление о профессии, специфике данного вида профессиональной деятельности, включающего ситуации для проявления профессионально важных качеств специалиста, возможности для развития интересов, способностей и склонностей обучающегося.

Рефлексивно-коррекционный этап характеризуется осмыслением результатов профессиональной пробы, оценкой (внешней) и самооценкой, выявлением проблем, корректированием (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута. При подведении итогов выполнения пробы необходимо отметить положительные аспекты выполнения пробы, при необходимости подчеркнуть, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на должном уровне, даёт необходимые рекомендации.

При проектировании и проведении профессиональных проб необходимо учитывать, что должна соответствовать интересам обучающихся, а также их возрастным особенностям. Поэтому перед началом организации профессиональной пробы следует провести мониторинг в любом виде (опросы учеников, анкетирование, собеседование с учениками и родителями и другие) для выбора темы профессиональной пробы.

До начала проведения профессиональных проб необходимо определиться с социальными партнерами, которые окажут Вам и обучающимся консультационную, информационную поддержку, создадут условия проведения профессиональной пробы. Это могут быть специалисты тех профессий, узнать о которых обучающиеся смогут в ходе проведения профессиональной пробы, причем таких специалистов Вы можете найти и среди родителей учеников, а также среди своих коллег.  

        

3. Педагогические условия проведения профессиональных проб

В процессе организации и проведения профессиональных проб необходимо предусматривать следующие педагогические условия:

  1. Подготовка преподавателя (педагога, мастера) к проведению занятий по профессиональным пробам.

Необходимо тщательно подготовить дидактический материал: профессиограммы на профессии и специальности, с которыми обучающиеся будут знакомиться при выполнении профессиональных проб; классификации профессий для составления формул профессий и формул профессиональной деятельности школьников при выполнении заданий профессиональных проб; тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников и уровня развития их ПВК, комментарии специалистов к ним; наглядные пособия для демонстрации опытов, принципов действия, обеспечивающие усвоение школьниками предлагаемого учебного материала.

Преподаватель разрабатывает содержание профессиональных проб с выделением этапов, уровней сложности выполнения заданий; подобрать инструменты, технологическую документацию, оснастку для их выполнения; разработать критерии оценки выполнения профессиональных проб или их этапов. (При этом подходы к оцениванию результатов обучающихся могут быть различными – от традиционной пятибалльной системы оценок до выделения уровней качества выполнения заданий.)

  1. Ознакомление школьников с требованиями профессий к специалистам и содержанием профессиональной деятельности, в сфере которой организуют пробы. Преподаватель знакомит обучающихся с предметами, средствами, целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности. Школьники работают с профессиограммы, составляют формулы профессий в соответствии с принятыми или специально разработанными классификациями профессий.
  2. Осуществление диагностического тестирования.

Диагностика способствует в ходе выполнения профессиональных проб самостоятельному сравнению требований, предъявляемых профессией к человеку, его индивидуальным возможностям. Подбор тестов, их содержание и диагностическая ценность должны быть обоснованы и согласованы с психологами. Тщательно разработаны инструкции к проведению диагностического тестирования.

  1. Выявление профессиональных намерений, обучающихся и их опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволяет получить представление об интересах обучающихся, уровне их знаний, опыте в определенной сфере профессиональной деятельности; определить уровень подготовленности школьников к выполнению заданий различной сложности.
  2. Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

Для решения профориентационных задач учителями могут быть использованы следующие формы интерактивных занятий.

1. Профориентационный тренинг — создаёт возможности для

глубокого самопознания и самоопределения, помогает в активной форме обработать необходимую информацию о профессиях, совместно выявить проблемные стороны выбора профессии,

приобрести коммуникативные навыки и др.

Цели профориентационных тренингов:

• Выявление проблем каждого из участников и помощь ему

в осознании его затруднений.

• Улучшение субъективного самочувствия участников группы.

• Развитие навыков саморегуляции, самоанализа.

• Повышение коммуникативной компетентности.

• Приобретение новых профессиональных умений.

• Совершенствование навыков профессионального мастерства.

• Личностный рост и др.

2. Деловая игра — педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель

которого — обучение отдельных участников игры и групп обладанию навыками принятия решения. Деловая игра изначально

связана с подготовкой ребёнка к труду, с освоением социальных

и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути. С помощью деловой игры подросток включается

в имитацию рабочего процесса, в моделирование и упрощённое

воспроизведение реальной производственной ситуации, в профессиональные отношения между взрослыми.

Для налаживания контакта с обучающимися используются игровые ситуации, применяемые в тренингах общения, тренировки памяти, внимания, смекалки: «Цепочка профессий», «Угадай

профессию»; викторина «Предмет труда» или такие игры, которые моделируют определённые аспекты профессиональной деятельности: «Ассоциации», «Стажёры-инопланетяне», «Защита

профессий» и т. д.

Для того чтобы подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению, используются игры, моделирующие

построение личного профессионального плана, помогающие

сориентироваться в профессиональных и жизненных перспективах. Это могут быть игры-эксперименты: собеседование с профессионалом, работодателем или приёмной комиссией учебного

заведения. Примеры таких игр: «Профессиональная консультация», «Защита профессии», «Приёмная комиссия».

3. Квест — чрезвычайно популярная в настоящее время у молодёжи форма проведения досуга и обучения. Квеcты c успехом могут носить в том числе и профориентационный характер.

Квест представляет собой игру, в которой нужно применять логику, ловкость и координацию, а также работать в команде. Команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной

легенды, в условиях дефицита времени, проходят этапы, последовательно выполняя задания и находя спрятанные или зашифрованные организаторами «ключи» (коды, ответы на вопросы).

Побеждает игрок или команда, первыми выполнившие все задания и пришедшие к конечной цели. Такая игровая форма, как

квест, может быть использована применительно к любой профессии или специальности.

4. Кейс-стади (метод ситуационного анализа) представляет собой педагогическую технологию, основанную на моделировании

предлагаемой или использовании реальной ситуации. Обучающиеся должны разобраться в сути предложенных проблем, представить возможные варианты их решения и выбрать лучшие из

них. Сущность метода кейс-стади заключается в самостоятельной деятельности учащихся в искусственно созданной обстановке, которая даёт возможность соединить воедино теоретическую

подготовку и практические умения, необходимые для творческой

деятельности в профессиональной сфере.

Метод кейс-стади — инструмент, позволяющий применить

теоретические знания к решению практических задач. Он способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления,

помогает им проявлять свои лидерские способности, навыки

взаимодействия в команде; анализировать свои ошибки, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Литература

  1. Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию профессиональных проб / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило // Школа-Труд-Профессия: тезисы междунар. семинара, программа ЮНЕСКО. – Ярославль, 1991. – 140 с.
  2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.  –148 с.
  3. Егорова Н.А. Выпуск журнала как профессиональная проба / Егорова Н.А. // Школа и производство. – 2006. - №7. – С.7-11.
  4. Елькина, О. Ю. Профессиональные пробы в процессе подготовки школьников педагогических классов к выбору профессии [Текст] / О. Ю. Елькина //Проблемы и перспективы современного образования: Материалы научно-практической конференции факультета ПМНО; Ред. коллегия: Т. И. Шалавина, А. Ф. Молева. – Новокузнецк, 2000. – С. 3 – 5.
  5. Климов Е. А. Психология: критерии готовности обучающихся к профессиональному самоопределению / Е.А. Климов; под ред. Чистяковой С. Н. – Л – М: Филология, 1998. – 528с.
  6. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. – Воронеж, МО ДЭУ, 2003. –  400с.
  7. Махаева О.А. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – ХХХ с.
  8. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Академия, 2000.  – ХХ с.
  9. Профессиональная ориентация и профильное обучение: учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. Под редакцией Г.В. Черниковой. Москва, АПК и ППРО, 2005.– ХХ с.
  10.  Профессиональные пробы школьников / Под ред. С. Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2000.– ХХ с.
  11.  Профессиональные пробы: технология и методика проведения методическое пособие для  учителей 5 — 11классов / C.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев, П.С.Лернер, А.В.Гапоненко; под ред. С.Н.Чистяковой. —М.: Издательский центр «Академия», 2014. —192 с.
  12.   Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии / Е.Н. Прощицкая//Школа и производство, 1993, №4. – С.20-22
  13.  Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005 –  228 с.
  14.  Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. / Н. С. Пряжников. – М.: МГППИ,2001. – ХХ с.
  15.  Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников. - М.: МГППИ,1999-108с.
  16.  Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина. – М., 2004.
  17.  Рябцева И.В. Комплект программ профессиональных проб в учебном процессе для школьников 6-8 классов. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 100 с.  
  18.  Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
  19.  Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1992. - 301 с.
  20.  Черкашин Е.О. Профессиональная проба «Фитодизайн» как средство формирования готовности старшеклассников к самоопределению в сфере экологии. [Текст] / Е.О.Черкашин // Школа и производство –2014 – №5. – С. 8 – 10.
  21.  Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие / Т.В.Черникова. – М.: Глобус, 2006.–  252 с.
  22.  Чистякова С.Н. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб / С. Н, Чистякова. – Кемерово, 1995. - 212 с.
  23.  Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / Науч. ред. С.Н. Чистякова. – М.: АПКиПРО, 2003. – 102 с.

Приложение 1

Этапы профессиональной пробы

Профессиональная проба «Сотрудник правоохранительных органов»

Форма - исследовательские проекты  

(образец)

Этап

Суть этапа

Деятельность в рамках профессиональной пробы

  1. Подготовительный  

  1.  Обучающая часть

На данном этапе школьники получают начальное представление о профессии, соотносят свои склонности и возможности с требованиями, которые предъявляет данная профессия человеку, составляются экономические, технологические, медицинские и психологические характеристики профессиональной деятельности через: проведение экскурсий; встречи с представителями профессии; работа с источниками: специальная, литература, демонстрация опытов

Экскурсии

Организация встречи обучающихся с сотрудниками правоохранительных органов.

Знакомство с источниками

1.2. Диагностическая часть

Выполнение обучающимися эвристических заданий для самодиагностики способностей и склонностей и занятий по развитию профессионально важных качеств, необходимых для выполнения деятельности в различных сферах профессий; определяются интересы и запросы обучающихся

Мониторинговые исследования  

  1. Практический этап

Обучающиеся реализуют проект (творческое или исследовательское задание), позволяющий непосредственно попробовать себя в выбранной деятельности.

Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в следующих формах и их сочетаниях: конкретное задание, связанное с выполнением технологически завершенного процесса; серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания

исследовательского характера

(проект, реферат)

  1. Рефлексивно-коррекционный этап

Подведение итогов профессиональной пробы, самоопределение обучающимися своего дальнейшего образовательного маршрута

Проведение по окончании профессиональных проб круглых столов, на которых обучающиеся могут высказать свои впечатления, поделиться чувствами, эмоциями

*Примеры проектов – исследовательская работа по теме «Отряд милиции особого назначения» - проект «Безопасная дорога в школу»

- исследовательская работа  «Школьный инспектор»

Приложение 2

Отзыв о профессиональной пробе

(образец)

7  класс

МБОУ «СОШ №7»

Фамилия, Имя  _____________________________________________

п\п

Сфера деятельности

Название профессии

Понравилась проба

Меня заинтересовала профессия

Да

Нет

1

Сфера здравоохранения

 лаборант – эколог

медицинская сестра

2

Обучение и воспитание людей

Воспитатель, учитель, тренер

3

Сфера строительных и ремонтных работ

дизайн интерьера, модельер

4

Сфера информационных технологий

оператор ЭВМ, программист

5

Правовая защита  

юрист, адвокат

Приложение 3

Технологическая карта профессиональной пробы

___________________________________________________

(наименование пробы)

ученика (цы) ________ класса______________________________

__________________________________________________________

(ФИ ученика)

Профессии, которые нравятся

Выбранная профессия

Пути получения профессии

Что привлекает в профессии

Профессиональная направленность

*заполняется обучающимся

Название профессии:_____________________________________________

Тип и класс профессии:___________________________________________

Место работы специалиста:________________________________________

Профессионально важные качества:________________________________

Профессиональные навыки:_______________________________________

Требования к образованию:________________________________________

Пути получения профессии:_______________________________________

Практический этап

Описание задания (заполняется учителем)

Описание трудовых действий по выполнению задания (заполняется учителем)

Результат (оценка педагогом-психологом и специалистом)

Приобретённый опыт, выводы (заполняется обучающимся)

Впечатления о результатах профессиональной пробы (заполняется обучающимся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по реализации физкультурно-оздоровительного образования МБОУ СОШ № 11 город Каменск-Шахтинский Ростовской области

Проект по реализации физкультурно-оздоровительного образования МБОУ СОШ № 11 был разработан в 2010 году. Он был одобрен всеми участниками проекта, утверждён на педагогическом совете школы. С 01.09 201...

Ресурсный Центр как инновация в профессиональном образовании

Данная статья раскрывает  необходимость создания Ресурсных Центров как важную составляющую инновационного развития среднего профессионального образования юго-ворсточного региона Московской област...

Из опыта работы. Развитие детской одарённости в системе дополнительного образования МБОУ СОШ 5 города Белореченска.

В нашей школе сложилась система работы с одарёнными детьми в различных сферах деятельности. Школа является инновационной площадкой. Мы реализуем проект «От волонтёрской деятельности к социальной и про...

Результаты профессиональной деятельности заместителя директора по внеклассной внешкольной работе, учителя учебного курса "Истоки", "Основы религиозной культуры и светской этики" МБОУ СОШ № 1 город Сургут

Данный материал отражает результаты педагогической и профессиональной деятельности заместителя директора по внеклассной внешкольной работе, учителя учебного курса "Истоки", "Основы религиозной ку...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

Опыт организации профориентационной работы на базе Ресурсного центра технологического образования, МБОУ СОШ № 7

В данной публикации представлен опыт организации профориентационной работы на базе Ресурсного центра технологического образования, МБОУ СОШ № 7...