Закладка аллеи конского каштана из самостоятельно выращенного посадочного материала
проект по технологии (7, 8 класс)

Абрамова Лариса Борисовна

Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач при работе с детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности. Прежде всего, проектная деятельность связана с развивающим, личностно — ориентированным обучением. Во-вторых, технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, что в конечном итоге формирует познавательную компетентность ребенка, позитивный социальный опыт. В-третьих, проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества между детьми и взрослыми. В работе над проектом происходит взаимодействие всех участников образовательного процесса: специалистов, детей, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zakladka_allei_pobedy_v_vov.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проектная деятельность на уроках сельскохозяйственного труда. Закладка аллеи конского каштана из самостоятельно выращенного посадочного материала. 

Цель: учащиеся должны самостоятельно выполнить творческий проект в ходе озеленения территории школьного двора (заложить аллею каштанов).

Задачи:

Познавательные:

  • Ознакомить учащихся с особенностями выращивания и высадки рассады каштанов.
  • Учить применять элементы проектной деятельности в ходе занятия.

Обучающие:

  • Учить работать сельскохозяйственным инвентарём (лопатой, граблями) на пришкольной территории.
  • Организовать исследование учащимися особенностей выращивания и высадки рассады каштанов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать воображение, наблюдательность, творческие способности, потребность к познанию растительного мира, умение составлять план работы, подбирать инвентарь в ходе совместной деятельности при выполнении проекта.
  • Формировать способность к обобщению, классификации во время исследования проблемы.
  • Способствовать формированию у учащихся желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
  • Коррекция приемов работы с лопатой и граблями, коррекция речи и активного словаря.

Здоровьесберегающие:

  • Соблюдение правил личной гигиены и техники безопасности при работе, безопасное использование инвентаря и приспособлений.

Воспитательные:

  • Воспитывать организованность, трудолюбие, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с деревьями парковой зоны.
  • Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе проектирования.
  • Способствовать принятию самостоятельных решений в ходе урока.

Мотивационные:

  • Организация деятельности через поощрение добрым словом, одобрением, практическую значимость выполняемой работы (привлечение учащихся к значимости проекта, причастности к празднованию 70-летия победы в Великой  Отечественной Войне, оставление памяти о своем выпуске, создание эстетичного вида школьного двора).
  • Фиксирование внимания на положительных результатах.

Использование межпредметных связей: естествознание.

Этапы выполнения и критерии оценивания проекта:

1. Подготовительный этап (определение проблемы, обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач, актуальность и обоснование выбора проекта, конечный результат проекта, выбор способов решения проблемы, исследование проблемы).

2. Конструкторский этап (составление плана работы, подбор инвентаря).

3. Технологический этап (выполнение практической части – сбор семян, закладка  их на хранение, подготовка почвы для выращивания каштанов, уход за рассадой, подготовка почвы под высадку саженцев, высадка саженцев, уход за аллеей, соблюдение правил ТБ).

4. Заключительный этап (организация самоконтроля в соответствии с уходом за заложенной аллеей, защита проекта).

5. Критерии оценивания проекта (дизайн выполненного проекта, соответствие заданным требованиям, качество технологии выполнения, рефлексия деятельности).

Проблема: желание учащихся научиться озеленять территорию школьного двора при отсутствии соответствующих знаний и умений.

Индивидуальная работа и дифференцированный подход:

индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции по Воронковой.

I. Подготовительный этап.

          Традиция разбивать аллею деревьев в последние годы набирает всё большую популярность. Для выпускников это – прекрасная возможность подарить последний подарок своему учебному заведению (причем не просто подарок, а полезный и символический, который «прослужит» долгие годы и всегда будет напоминать о своём дарителе). Как известно, деревья обеспечивают нас чистым воздухом, а вместе с тем – создают красивый, эстетически приятный вид, украшая и облагораживая территорию.        

          Наверное, каждый хотя бы раз любовался цветением каштанов.

       Каштан – любимец ландшафтных дизайнеров. Это дерево украшает улицы и скверы городов, широко используется в создании уникальных садово-парковых территорий. Каштан с белыми соцветиями-свечками и крупными веерообразными листьями нравится всем без исключения.

Исторические сведения.

          Конский каштан (Aesculus hippocastanum) - это декоративный интродуцент. Он часто украшает городские улицы, парки и скверы многих городов России. Конским он был назван для того, чтобы отличать его плоды от внешне похожих плодов настоящего (съедобного) каштана. А название свое – hippocastanum – конский каштан получил в конце XVI в. В то время его семена использовали для лечения органов дыхания у лошадей. Кроме того, рубчик на шипастой коробочке, укрывающей твердое семя, напоминает по форме подкову – на нем даже можно различить «дырочки для гвоздей». Существует мнение, что слово «конский» появилось здесь потому, что цвет и блеск зрелых плодов напоминают шкуру гнедой лошади. Забавно, что современное название рода — Aesculus — произошло от латинского глагола «есть», а плоды его как раз и несъедобны.

Аллею решено назвать «Аллеей Победы в Великой Отечественной войне». Заключительный этап работы приходится на весну 2019 года.

II. Конструкторский этап.

План работы:

  1. Сбор семян конского каштана (осень 2017);
  2. Закладка семян на хранение (осень 2017-весна 2018);
  3. Замачивание семян перед посадкой (весна 2018);
  4. Подготовка почвы в рассадной грядке к высадке семян (весна 2018);
  5. Высаживание семян в рассадную грядку (весна 2018);
  6. Уход за всходами (весна 2018 – осень 2018);
  7. Разметка аллеи (весна 2019);
  8. Подготовка почвы к пересадке саженцев каштанов, внесение удобрений (весна 2019);
  9. Пересадка саженцев на постоянное место произрастания (весна 2019);
  10.  Формирование изгороди вокруг каждого  саженца (весна 2019);
  11.  Уход за саженцами.
  12.  Оформление результатов трудовой деятельности (фото отчет, письменный ответ, зарисовки). Весна 2019;
  13.  Защита проекта (демонстрация выращенного растения, текстовой и фото отчеты, рассказ о том, как работал в проекте);
  14.  Рефлексия.

Оборудование и материалы:

Семена конского каштана, палочки, длинной 70-90 см см, органические и минеральные удобрения, посуда для замачивания семян конского каштана, камни для формирования изгороди вокруг саженцев, лопаты, лейки, тетради, карандаши.

Временной интервал работы над проектом – 2 года.

        

III. Технологический этап.

Подготовка посадочного материала.

         Собирают опавшие каштаны осенью под кроной крупного красивого каштанового дерева, причем, с запасом, чтобы было из чего выбирать лучшие экземпляры для посадки. Собранные плоды помещают в  прохладное место. Там их хранят до весны, периодически контролируя, чтобы посадочный материал не высох.

         Холод стимулирует плодоношение и запускает программу воспроизведения. Пересохший плод не годится на посадку, т.к. не способен дать начало новому дереву.

        Непосредственно перед высадкой в грунт подготавливают наружную твердую оболочку ореха. С целью ее размягчения плоды погружают на неделю в теплую воду, ежедневно меняя ее. К концу этого срока обычно появляется маленький белый росток. Проросший орех готов к высадке.  

       Пророщенные семена высаживают в рассадную грядку. Глубина высаживания должна быть в 3 раза больше диаметра самого ореха.

       Посаженные с осени растения дают гораздо более ранние всходы, нежели весенние. В то же время, весенние экземпляры лучше и быстрее растут, отличаются более высоким качеством. Мы высаживаем  пророщенные орехи весной. Уход за всходами: полив, рыхление, уборка сорняков (весна – осень 2018. Осенью подкормка для каштана готовится из 15 г нитроаммофоска, растворенного в 10 л воды.

Весной 2019 г. выбираем место для закладки аллеи, согласовываем с администрацией  школы, проводим разметку аллеи и подготовку почвы к пересадке саженцев каштанов. Идеальный вариант почвы для каштана – рыхлые суглинки. Если по факту почва не соответствует этому требованию, ее облагораживают: в рыхлую добавляют глину, в глинистую – песок.

Если земля истощена, ее удобряют компостом.  В качестве весенней подкормки в почву вносят такой раствор: на 10 л воды – 1 кг коровьего навоза и 15 г мочевины. Пересаживают саженцы, аккуратно выкапывая их из рассадной грядки, не повреждая корневую систему. Пересаживают с сохранением максимального количества земли на корневой системе.

Уход и подкормка.

        Деревца, растущие в аллеи, огораживают колышками или деревянными загородками с целью защиты от «человеческого фактора». Ствол молодого каштана подвязывают к опоре, чтобы он не сломался под действием ветровых нагрузок. Молодым деревцам обеспечивают обильный полив. Это крайне важно в первые годы жизни, пока корневая система растения развита недостаточно.

        Каждую весну со ствола каштана убирают сухие и замерзшие ветки, оставляя здоровые. В то время как молодые растения нуждаются в регулярном поливе, взрослые каштаны достаточно поливать лишь в засушливый период. Деревьям старше 10 лет уход уже не нужен.

IV. Заключительный этап.

Образец бланка проектного задания

 

Тема: Закладка аллеи конского каштана из самостоятельно выращенного посадочного материала.

Оборудование и материалы:

Семена конского каштана, палочки, длинной 70-90 см см, органические и минеральные удобрения, посуда для замачивания семян конского каштана, камни для формирования изгороди вокруг саженцев, лопаты, лейки, тетради, карандаши.

Ход работы над практической частью проекта:

         Собирают опавшие каштаны осенью под кроной крупного красивого каштанового дерева, причем, с запасом, чтобы было из чего выбирать лучшие экземпляры для посадки. Собранные плоды помещают в  прохладное место. Там их хранят до весны, периодически контролируя, чтобы посадочный материал не высох.

         Холод стимулирует плодоношение и запускает программу воспроизведения. Пересохший плод не годится на посадку, т.к. не способен дать начало новому дереву.

        Непосредственно перед высадкой в грунт подготавливают наружную твердую оболочку ореха. С целью ее размягчения плоды погружают на неделю в теплую воду, ежедневно меняя ее. К концу этого срока обычно появляется маленький белый росток. Проросший орех готов к высадке.  

       Пророщенные семена высаживают в рассадную грядку. Глубина высаживания должна быть в 3 раза больше диаметра самого ореха.

       Посаженные с осени растения дают гораздо более ранние всходы, нежели весенние. В то же время, весенние экземпляры лучше и быстрее растут, отличаются более высоким качеством. Мы высаживаем  пророщенные орехи весной. Уход за всходами: полив, рыхление, уборка сорняков (весна – осень 2014). Осенью подкормка для каштана готовится из 15 г нитроаммофоска, растворенного в 10 л воды.

Весной 2019 г. выбираем место для закладки аллеи, согласовываем с администрацией  школы, проводим разметку аллеи и подготовку почвы к пересадке саженцев каштанов. Идеальный вариант почвы для каштана – рыхлые суглинки. Если по факту почва не соответствует этому требованию, ее облагораживают: в рыхлую добавляют глину, в глинистую – песок.

Если земля истощена, ее удобряют компостом.  В качестве весенней подкормки в почву вносят такой раствор: на 10 л воды – 1 кг коровьего навоза и 15 г мочевины. Пересаживают саженцы, аккуратно выкапывая их из рассадной грядки, не повреждая корневую систему. Пересаживают с сохранением максимального количества земли на корневой системе.

Уход и подкормка.

        Деревца, растущие в аллеи, огораживают колышками или деревянными загородками с целью защиты от «человеческого фактора». Ствол молодого каштана подвязывают к опоре, чтобы он не сломался под действием ветровых нагрузок. Молодым деревцам обеспечивают обильный полив. Это крайне важно в первые годы жизни, пока корневая система растения развита недостаточно.

        Каждую весну со ствола каштана убирают сухие и замерзшие ветки, оставляя здоровые. В то время как молодые растения нуждаются в регулярном поливе, взрослые каштаны достаточно поливать лишь в засушливый период. Деревьям старше 10 лет уход уже не нужен.

Образец бланка отзыва проектного задания

 

ФИ учащегося __________________________________________

Результат работы:

- наличие растения

 

 

- состояние растения

  

 

- соответствие последовательности выполненных работ предложенному зданию.

 

Итоги:

 

 

 

Замечания:

 

 

Оценка ___________________________

 

Подпись учителя:                                    (Абрамова Л.Б.)

V.  Критерии оценивания проекта.

Требования к оформлению проекта

Результатом проектной деятельности являются:

- аллея с прижившимися саженцами  конских каштанов,

- отчет о проделанной работе.

Отчет оформляется по индивидуальным требованиям для каждого ребенка. Дело в том, что одни дети школы 8 вида в силу своего заболевания предпочитают рисовать, другие фотографировать, некоторые могут охотно рассказывать о себе и своих действиях. Пишут же большинство из них достаточно слабо и часто неохотно. Поэтому с учетом индивидуальной специфики каждого ребенка, а также степени его заболевания выбирается наиболее приемлемая для каждого учащегося форма отчетности о результатах его трудовой деятельности. Основным же критерием выступает прижившийся саженец каштана.

Оценивание результатов учащихся проводится по четырем пунктам:

1)    наличие здорового саженца конского каштана,

2)    наличие отчета, где учитывается:

- содержание,

- оформление,

- отражение учебных и трудовых умений,

- образовательная автономность.

Содержание

Критерии оценки

Приемлемо

Неприемлемо

Содержание

разработанных

материалов

 

1. Материалы являются самостоятельно выполненными (2 балла).

2. Материалы не являются самостоятельно выполненным (учащемуся была оказана помощь иным лицом) (1 балл)

Материалы не выполнены (0 баллов).

Оформление

Оформление материалов

1. Наглядные пособия

красочные, доступные,

облегчают усвоение

материала (3 балла).

2.Материалы

выполнены

в черно-белых цветах,

хотя были возможности

цветного исполнения;

шрифт слишком мелкий или неоправданно крупный; при этом

содержание материалов

говорит об их

практической ценности (2 балла).

3.Материалы хорошо оформлены, однако требуется некоторая доработка содержания (1 балл).

16б

 

1. Содержание

материалов не соотносится с

иллюстрациями (0 баллов)

2. Иллюстрации не только не облегчают,

но и затрудняют

понимание

текста (0 баллов).

 

Учебные и трудовые умения

Умения сбора

и систематизации информации.

1. Полученные результаты свидетельствуют о сформированности трудовых навыков, трудолюбии (3 балла).

2. Ученик в недостаточной степени способен выполнять работу  по заданному алгоритму (2 балла).

3. работа  представляет

затруднение для ученика – результат не получен, хотя работа и велась (1 балл).

1. Результаты работы

говорят о несформиро-

ванности учебных и трудовых умений полностью – нет ни результата (выращенного саженца), ни фактов проведения работы  в заданной последовательности

(0 баллов).

 

 

Образовательная автономность

Степень самостоятельности и независимости

 

1 .Ученику достаточно нескольких консультаций по обсуждению ключевых моментов работы балла).

2.Ученик может самостоятельно принимать решения по работе (1 балл).

 

1 .Ученик полностью зависит от указаний учителя даже в малейших деталях выполнения работы (0 баллов).

2.Ученику постоянно нужны консультации

с учителем по поводу правильности выполняемых действий (0 баллов).

 

Литература:

  • Брякина Г.А. «Инновации в проведении занятий по трудовому обучению в школе 8 вида»;
  • Ломова Е.А., Пономарева Н.П. «Метод проектов на уроках трудового обучения и биологии в коррекционной школе VIII вида "Подготовка клумбы к посадке цветов";
  • onwomen.ru, «Как  вырастить каштан из ореха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Производство семян и посадочного материала с\х культур, по профессии "Мастер растениеводства"

Программа профессионального модуля  - является основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 110401.01  «Мастер растениеводства», в части освоения...

Программа рабочей учебной практики :Производство семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур

Программа рабочей учебной практики  - является частью рабочей основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 110401.01  «Мастер растениеводства», в...

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.

Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная  работа и деятельностный подход  это...

Рабочий лист для самостоятельного изучения учебного материала по Истории России по теме: "Преобразования Петра I. Эпоха дворцовых переворотов" для обучающихся коррекционных школ при дистанционном обучении

может быть использован при дистанционном обучении, для учащихся с несформированными графомоторными навыками. Позволяет проверить полученные знания...

Самостоятельное изучение учебного материала на уроках химии

Несмотря на стремительное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, утверждение, что книга-источник знаний актуально и в наши дни. Учебник-наиболее доступный источник информации д...

Тестовые задания по предмету "Технология "Сельскохозяйственный труд"" 8 класс коррекционной школы VIII типа по теме "Выращивание посадочного материала смородины

Электронный тест по теме "Выращивание посадочного материала смородины"  для проверки знаний по предмету "Технология. Сельскохозяйственный труд" для учащихся 8 класса...