План-конспект урока по технологии в 5 классе "Приготовление блюд из вареных овощей. Тепловая обработка овощей"
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

План-конспект урока по технологии (девочки) в 5 классе "Приготовление блюд из вареных  овощей. Тепловая обработка овощей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt_5_klass.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Приготовление блюд из варёных  овощей. Тепловая обработка овощей.

Дата проведения:

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практическая работа

Цель урока: Ознакомление обучающихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Задачи урока: 

  • Научить обучающихся тепловой обработке и приготовлению блюд из варёных овощей.
  • Развивать логическое мышление,  координацию движения рук, творческое мышление.
  • Воспитывать аккуратность и опрятность при работе;
  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности;

Методы:

  • Методы обучения: стимулирующий, объяснительный, диалогический.
  • Методы научения: репродуктивный, практическая работа.
  • Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение.

УУД:

  • Регулятивные;
  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • личностные.

Планируемые образовательные результаты урока:

  • Умение работать с технологической картой
  • Выбирать рациональные рецепты приготовления блюд
  • Умение использовать технологическую информацию;

Принципы: 

  • Умение работать с технологической картой
  • Выбирать рациональные рецепты приготовления блюд
  • Умение рационально использовать технологическую информацию;

Основные термины, понятия: Виды тепловой обработки: варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование. Способы варки. Правила тепловой обработки. Требования и оформления готовых блюд.

Ресурсы: Мультимедийная система, подготовленные овощи для изготовления винегрета, таблица нарезки овощей, ножи, разделочные доски, салатник,  учебник, технологическая карта приготовления винегрета из варёных овощей, образцы оформления салатов.

Оборудование: набор посуды, инструментов и приспособлений, набор продуктов для приготовления винегрета, технологическая карта, плакаты.

Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э.Маркуцкая. – М.:Дрофа, 2012. – 254

Цели урока. Планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Научить учащихся тепловой обработке и приготовление блюда из варёных овощей.

2 уровень — понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

Определение последовательности операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (подготовка овощей для приготовления винегрета) Перерабатывать информацию  (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта. Преобразовывать информацию из одной формы в другую  (текст, таблица, схема, иллюстрация).

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Доносить свою позицию до других.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Этапы урока

Время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент

2 мин

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

Словесный

фронтальная

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Повторение пройденного материала

5-7 мин

Словесный.

Использование технических средств.

фронтальная

Устный опрос с использованием карточек. Результат в конце урока при подведении итогов.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Вопросы для повторения

  1. Для чего нужны овощи в питании человека?
  2. На какие группы классифицируют овощи?
  3. Какие правила необходимо соблюдать при кулинарной обработке овощей для сохранения в них витаминов?
  4. Перечислите последовательность первичной обработки овощей.
  5. В чем особенность первичной обработки листовых, луковичных и пряных овощей?
  6. Какие правила надо соблюдать при приготовлении салатов, чтобы уменьшить потери витамина С?
  7. Какие заправки используют в салатах?
  8. Расскажите, какие требования предъявляют к качеству готовых салатов и от чего зависит их соблюдение?

Проверка домашнего задания

5 мин

Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Аналитический

метод.

Фронтальная и индивидуальная

Проверить приготовленные  учащимися образцов оформления готовых блюд (рисунки оформления салатов). Приготовить набор продуктов для практической работы.

Оценить выполненную работу.        

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства овощей, ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; умение подбирать инструмент и оборудование.

Изучение нового материала

Актулизация опорных знаний

15-20 мин

Целеполагание и постановка задач.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: овощи в питании, классификация овощей, определение доброкачественности овощей по внешнему виду, механическая обработка овощей.

Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.

Фронтальная и групповая

Вопросы для повторения:

  1. Для чего нужны овощи в питании человека?
  2. Какие из овощей можно употреблять в сыром виде?
  3. В чем заключается механическая обработка овощей?
  4. Какие способы нарезки овощей используют в кулинарии?

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Рассказ и показ нового материала

10-15

мин

Словесный, наглядный.

Использование технических средств.

Фронтальная

Записать тему урока в тетради.

Винегрет – это холодное блюдо, состоящее из нескольких видов овощей.

  • Для приготовления овощных блюд используют все основные виды тепловой обработки: варку, тушение, пассирование, запекание, припускание, жаренье.
  • Варка - это нагревание продуктов в воде, бульоне, молоке или на пару. Варят овощи для приготовления супов, закусок, вторых блюд и гарниров. Их можно готовить в большом количестве жидкости, на пару, в небольшом количестве воды или в собственном соку.
  • Жаренье - нагревание продуктов на горячей сковороде с жиром. В результате жаренья на продукте образуется корочка. Овощи жарят сырыми или вареными.
  • Запекание – это жаренье овощей на противнях или сковородах в духовке.
  • Тушение – это комбинированный способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют пряности и тушат до готовности.
  • Припускание – это варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Припускание применяют, если необходимо получить сочный продукт, сохранив значительную часть полезных веществ.
  • При приготовлении некоторых блюд применяют вспомогательные приемы тепловой обработки - это пассирование и бланширование.
  • Пассирование – это легкое обжаривание продукта с жиром или без него. Пассированные продукты используют при приготовлении супов, соусов и вторых блюд.
  • Бланширование – это быстрое обваривание или ошпаривание. Продукт обдают кипятком в замкнутом сосуде или погружают в кипяток на 1-2 минуты.

Жарить или варить надо сначала на сильном огне, а затем на слабом.

  1. Овощи следует опускать в кипящую подсоленную воду и варить при слабом кипении, закрыв крышкой, — так лучше сохраняются питательные вещества и витамины.
  2. Свеклу и морковь варят без соли. Если их посолить они приобретают неприятный вкус и дольше варятся.
  3. При варке вода должна только покрывать овощи, ее излишнее количество увеличивает потери питательных веществ.
  4. Картофель и морковь можно варить на пару - при этом значительно уменьшаются потери питательных веществ. Варить их лучше в кожице, но можно и очищенными.
  5. Овощные отвары можно использовать для приготовления супов и соусов, так как во время варки очищенных овощей в воду переходят различные питательные вещества.

Важно! Готовые овощные блюда подавать сразу к столу, чтобы их не подогревать.

Охлаждение овощей после варки может быть естественным (на воздухе) или при погружении овощей на 1-2 минуты в холодную воду.

Технология приготовления блюд из вареных овощей следующая:

  1. Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, чистка).
  2. Важно! Некоторые овощи перед тепловой обработкой не чистят.
  3. Тепловая обработка овощей.
  4. После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд. Важно! Чтобы свекла не окрасила все остальные овощи, ее отдельно заправляют растительным маслом
  5. Салаты заправляют перед подачей. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись. Оформление и подача. Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Требования к качеству и оформлению готовых блюд следующие:

  1. Вареные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными, и сохранять форму нарезки. Если это котлеты, то они должны быть овальной формы с равномерно поджаренной поверхностью.
  2. Вкус вареных овощей должен соответствовать вкусу, свойственному этому овощу.
  3. Цвет и запах блюд - свойственные свежим продуктам, из которых они приготовлены.
  4. Оформление блюд должно быть эстетичным, при оформлении нельзя использовать несъедобные украшения (из пластмассы и т. п.).
  5. Украшать блюда нужно непосредственно перед подачей, чтобы продукты не заветрелись и не потеряли внешний вид.

Учащиеся делают в рабочих тетрадях записи технологической последовательности приготовления винегрета.

Учащиеся приступают к практической работе.

Практическая работа.

«Приготовление винегрета»

25-30

мин

Практические задания.

Наглядный.

Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Фронтальная и групповая

Назовите правила техники безопасности при кулинарной работе:

  • при пользовании плитами;
  • при работе с горячей жидкостью;
  • при работе с ножом и приспособлениями.

Тепловая

обработка

овощей

по таблице №5, стр 71

Работа по инструкционной карте «Приготовление винегрета», стр 76

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: умение выделять необходимую  информацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки овощей; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.  

Целевой обход.

Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Использование технических средств.

Фронтальная и групповая

Во время целевого обхода показываю на приемы выполнения практической работы (способы нарезки, украшения готового блюда). Напоминаю учащимся, о необходимости соблюдения техники безопасности при работе с ножами и кухонными принадлежностями, при пользовании плитами, при  пользовании электронагревательными приборами, при работе с горячей жидкостью.

Выполнение практической работы.

Регулятивные: учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы. Выполнять контроль определения доброкачественности овощей по внешнему виду

Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую

Комуникативные: умение работать в группе.

Рефлексивно-оценочный этап.

Закрепление пройденного материала.

3-5 мин

Аналитический

Использование технических средств.

Индивидуальный контроль, выборочный контроль.

Фронтальная и групповая

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал (а)….
  • На этом уроке я похвалил(а) бы себя за…..
  • После урока мне захотелось…..
  • Сегодня я сумел(а)….

В конце урока для закрепления провожу опрос:

  1. Какова последовательность приготовления винегрета?
  2. Как можно украсить винегрет?
  3. Какие правила нужно соблюдать при приготовлении винегрета?

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявить допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Итог урока

3-5 мин

Аналитический словесный.  

Фронтальная и групповая

Подвожу итог урока, делаю необходимые замечания, оцениваю работу учащихся. Обсуждение качества готовых блюд, их внешнего вида, эскизов учащихся

Личностные: Объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию мотивация к познанию, учебе)

Домашнее задание.

3-5 мин

Объяснительный. Использование технических средств.

Фронтальная и групповая

В рабочей тетради описать приготовления салата из вареных овощей.

Самоанализ урока по технологии

Свой урок я старалась построить в соответствии с ФГОС.

Тип урока: комбинированный формирование умений и навыков; применение знаний на практике.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Цель урока: Ознакомление обучающихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цель урока определяли (попытались определить) сами ученики. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и деятельностно-трудовой. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я попыталась продумать каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, в том числе связанных с нашим регионом. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную, а затем практическую деятельность, детям надо было использовать уже имеющиеся знания. Этапы урока традиционны для практического урока технологии. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счет привлекательности содержания практического задания, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей детей. Активность была100%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории учеников. Все что планировалось, было усвоено ими, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме _Брюки – основной вид одежды современной молодежи_

Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю...

План-конспект открытого урока по технологии в 7 классе.Часть 1.

Разработка теоретического урока с презентацией по теме: "Вышивка крестом."Знакомство с методами и видами креста....

План-конспект интегрированного урока ОБЖ-технология

Интегрированный урок  "Приготовление обеда в походных условиях"...

План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»

открытый урок по технологии в 6-м классе Тема: «Технология точения древесины на токарном станке»...

Урок по технологии (девочки) 5 класс ФГОС "Влажно-тепловая обработка ткани"

Данный урок разработан с учетом требований новых стандартов, с целью решения следующих учебных проблем осознание необходимости выполнения операций ВТО, с соблюдением всех норм и правил техники безопас...

план-конспект открытого урока по технологии 7 класса

план- конспект открытого урока "Отделка выжиганием разделочной  доски" 7 класс...

План-конспект открытого урока по технологии для учащихся 5-го класса

План-конспект открытого урока по технологиидля учащихся 5-го класса по теме: «Поделки в технике квиллинг»...