Практические рекомендации по индивидуальному сопровождению обучающихся на уроках трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида
статья по технологии

Стихина Галина Станиславовна

Диагностика на уроках технологии в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_tipologii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

VIII ВИДА

В Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга определены государственные гарантии Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека  в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ. Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья.         В настоящее время не вызывает сомнения, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют определенные потенциальные возможности для овладения элементарной по содержанию трудовой деятельностью не только в самообслуживании, но и в практической деятельности. А некоторые смогут продолжить обучение в специализированных технических училищах. Отсюда вытекает целесообразность и необходимость формирования у них навыков трудовой деятельности и использование ее в качестве важнейшего средства компенсаци дефекта. 

Целью нашей работы является поиск эффективных способов диагностики особенностей учащихся для практического решения задачи коррекции индивидуальных недостатков, особенно в овладении трудовыми навыками. Цель диагностики - выявление проблем и учёт динамики развития каждого учащегося.  Выявляя индивидуальные особенности ребенка, мы опираемся на определенные ориентиры, помогающие в проведении анализа. В качестве таких ориентиров для нас служат характеристики сторон деятельности. Они содержат основные виды трудовых действий и другие моменты, на которые необходимо обращать внимание при изучении учащихся. Принятые основания дифференциации учащихся позволяют выделить 8 типологических групп, которые и нашли отражение в разработанной нами индивидуальной карте учащегося. В ней отражены:

  • типогруппа;
  • особенности сторон деятельности (положительные и отрицательные);
  • особенности усвоения теоретического материала и практической    деятельности;
  • педагогичесий прогноз.

Кроме индивидуальной, составляется диагностическая карта на каждый класс, которая заполняется в начале и в конце учебного года. В первой четверти учитель, в соответствии с типологическими особенностями, соотносит ученика с определённой группой, планирует дифференцированный подход в обучении и предполагаемый результат. В конце учебного года  отмечает полученный результат. С помощью этих карт мы можем изучать и планировать коррекцию природных возможностей, особенностей учащихся.    Кроме природных особенностей или задатков, учитываются и способности, приобретённые в деятельности.  Для оптимизации трудового обучения нами были выделены основные трудовые способности учащихся. Такие диагностические материалы позволяют выявить индивидуальные особенности учащихся, планировать дифференцированный подход и индивидуальное обучение в соответствии с возможностями здоровья, а также вести учет динамики развития каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья.. В диагностической карте изучения трудовых способностей учащегося мы отслеживаем параметры по следующим критериям:

. Профессиональные навыки:

I уровень – умеет выполнять сложные изделия, читать схемы (чертежи).

II уровень – умеет выполнять простейшие операции

III уровень – может выполнять задания с помощью учителя

Производительность труда:

I уровень – высокая производительность труда, осознанно выполняет работу

II уровень – высокая производительность труда, механически  выполняет работу

III уровень – низкая производительность труда

Способность усваивать теоретический материал:

I уровень – успешно усваивает теоретический материал во фронтальной работе

II уровень – испытывает сложности в формировании теоретических знаний

III уровень – нуждается в индивидуальной работе по формированию теоретических  знаний

  1. Умение планировать работу

I уровень – может составить алгоритм задания

II уровень – может составить алгоритм задания с помощью учителя

III уровень – алгоритм задания не понимает

  1. Самооценка

I уровень – адекватная самооценка

II уровень – самооценка завышена

III уровень – самооценка занижена

  1. Самоконтроль  

I уровень – самостоятельно может найти и исправить дефекты

II уровень – исправляет дефекты после детального разбора с учителем

III уровень – негативно реагирует на замечания, дефекты исправлять отказывается

  1. Самостоятельность

I уровень – выполняет задания самостоятельно

II уровень - выполняет задания с незначительной помощью учителя

III уровень – выполняет задания под контролем учителя

  1. Отношение к труду

I уровень – добросовестное, стремится к высокому качеству

II уровень – отношение ситуативное

III уровень – чаще стремится избежать работы

  1. Ответственность

I уровень – ответственно относится к делу

II уровень – ситуативно

III уровень – безответственное отношение

  1. Дисциплинированность

I уровень – дисциплинирован

II уровень – в меру шаловлив, адекватно реагирует на замечания

III уровень – нарушает правила поведения, неадекватно реагирует на замечания

  1. Творческий подход

I уровень – наблюдается желание создать что-либо новое

II уровень – есть желание найти интересующую вещь в литературе

III уровень – безразличное отношение к работе

Предложенные методы диагностики носят выраженную практическую направленность. Разработанные диагностические карты будут способствовать совершенствованию учебного процесса, а полученный материал может быть использован в практике учителей не только трудового обучения, но и общеобразовательных дисциплин. Желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы возможно большего личного и социального благополучия, мы считаем нашей основополагающей задачей дать такое образование, воспитание и сопровождение учащимся, которое позволило бы им адаптироваться к условиям жизни в современном мире, получить доступную для них степень независимости и состоятельности в труде, быту и в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Роль трудового воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

В докладе рассмотренны стороны трудового воспитания, его роли в жизни ребёнка с ОВЗ....

Формирование самостоятельности у детей с ограниченными возможностями в профессионально-трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Актуальность исследования заключается в организации специальной коррекционной работы по формированию самостоятельной деятельности, направленной на комплексное развитие детей с ограниченными возможност...

«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...

Диагностика трудовых навыков учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках швейного дела

Уже несколько лет я веду диагностику трудовых навыков учащихся на своих уроках. На начало и конец учебного года заполняю таблицу результатов изучения уровня самостоятельности учащихся при выполнении т...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...