Рабочая программа по предмету "Технология (труд). Швейное дело", 9 класс.
рабочая программа по технологии (9 класс)

Дьячек Анна Васильевна

        Рабочая программа по предмету «Технология (труд)» (профиль – швейное дело) составлена на основе: авторской программы Л.С. Иноземцевой «Швейное дело. 9 класс» опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы. Сборник 2» под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011год. 

Программа предназначена для обучающихся 9 класса  коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9-b_shv_delo.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

        Рабочая программа по предмету «Технология (труд)» (профиль – швейное дело) составлена на основе: авторской программы Л.С. Иноземцевой «Швейное дело. 9 класс» опубликованной в сборнике «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы. Сборник 2» под редакцией В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011год.        

     Данная программа реализуется в соответствии с учебником для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Технология швейное дело 9 класс» (авторы Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая) 5-е издание, Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2014 год.

     Рабочая программа соответствует учебному плану МБОУ «С(К) ОШ «Злагода» на 2020/2021 учебный год, рассчитана на 408 часов в год, 12 часов в неделю.

         Обучение в МБОУ «С(К) ОШ «Злагода» имеет коррекционную направленность.

1.  Основные направления коррекционной работы.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие восприятия, представлений, ощущений;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий;

- умение работать по инструкциям, алгоритму, планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция - развитие речи:

- коррекция монологической речи; диалогической речи;

-обогащение словаря.

2.Результаты изучения учебного предмета.

В конце учебного года обучающийся должен знать:

- правила безопасной работы с ручными инструментами и при машинных работах, принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон свойство нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;

- виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной машины к работе;

- виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремёслах;

- возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;

- правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов;

- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения оформления чертежей швейных изделий;

- правила снятия мерок для построения чертежа и условные обозначения; понятия о композиции в одежде, виды отделки в швейных изделиях, способы моделирования плечевого изделия, правила подготовки выкройки к раскрою;

- технологию выполнения швейных швов: стачного взаутюжку, расстрочного, накладного с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей. 

В конце учебного года учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск необходимой информации в области обработки тканей;

- определять в ткани основы и утка, лицевую и изнаночную стороны;

- включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать скорость, выполнять машинные строчки: по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка;

- переводить рисунок вышивки на ткань; подбирать иглы и нитки, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, выполнять простейшие ручные швы;

- подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладные материалы;

- читать и строить чертежи, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;

-выполнять на швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом, правила обработки накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия, ремонтировать одежду заплатками.

3. Содержание программы учебного предмета.

Вводное занятие (2 часа).

Цели и задачи обучения в 9 классе. План работы на четверть. Инструктаж по охране труда в швейной мастерской. Подготовка швейных машин к работе.

Особенности обработки изделий из синтетических тканей (6 часов).

Ассортимент тканей из синтетических волокон. Блузочная. Платьевая ткань.

Особенности обработки синтетической ткани. Работа с коллекцией синтетических тканей. Выбор ткани на блузку, платье.

Лабораторная работа.  Определение ткани на ощупь и по характеру горения.

Изготовление выкройки на основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или на линии бедер (24 часа).

Платье отрезное и цельнокроеное (виды). Фасоны отрезного платья (журналы мод). Детали платья, отрезного по талии, бедрам. Работа по журналам мод. Использование выкройки основы платья. Нанесение контрольных линий на выкройку. Изготовление выкройки отрезного платья.

Изготовление выкройки юбки на основе. Моделирование юбки.

Виды прямого рукава (образцы). Получение выкройки рукава «фонарик». Моделирование короткого рукава. Получение выкройки рукава «крылышко». Моделирование рукава. Получение выкройки рукава зауженного к низу. Описание фасона по журналу мод. Раскладка выкройки на ткани. Определение долевой и поперечной нити. Раскрой изделия. Перевод меловых линий. Сметывание изделия. Подготовка изделия  к проведению примерки.

Соединение лифа с юбкой (30 часов).

Ткани, используемые для пошива платья. Детали отрезного платья по линии талии. Проведение первой примерки. Внесение исправлений после примерки.

Переделка после примерки. Проведение второй примерки. Обработка вытачек. Обработка плечевых срезов. Обработка боковых срезов.

Обметывание срезов на обметочной машине. Раскрой воротника. Обработка воротника.    Соединение воротника с горловиной. Закрепление воротника.

  Стачивание рукава. Обработка нижнего среза рукава. Обработка оката рукава. Распределение посадки в рукаве. Соединение рукава с проймой.

Сметывание рукава. Проверка рукава. Исправление дефекта. Втачивание рукава в пройму. Разутюживание посадки в рукаве. Обметывание проймы рукава. Стачивание деталей юбки. Обметывание срезов юбки. Разутюживание боковых срезов. Наметывание нижнего среза. Обработка шва на машине.

Влажно – тепловая обработка изделий на швейной фабрике (8 часов).

Оборудование отделочного цеха. Назначение паровоздушного манекена.

Требования к влажно – тепловой обработке. Организация рабочего места.

Техника безопасности на рабочих местах. Экскурсия в швейный цех. Анализ проведенной экскурсии. Отпаривание изделий утюгом.

Трудовое законодательство (2 часа).

Основные права и обязанности рабочих. Рабочее время и время отдыха.

Практическое повторение (20 часов).

Анализ платья по образцу. Детали отрезного платья. Работа с коллекцией тканей. Описание выбранного фасона. Составление плана пошива. Зарисовка модели платья. Перевод меловых линий. Сметывания изделия. Проведение первой примерки. Внесение исправлений после примерки. Переделка после примерки. Проведение второй примерки. Обработка вытачек. Обработка плечевых срезов. Обработка боковых срезов. Обметывание срезов. Раскрой воротника. Обработка воротника. Соединение воротника, бейки с горловиной. Закрепление воротника, бейки с горловиной. Стачивание рукава.

Обработка нижнего среза рукава. Распределение посадки в рукаве. Соединение рукава с проймой. Вметывание рукава. Исправление дефекта сметывания. Втачивание рукава в пройму. Обметывание проймы рукава.

Наметывание нижнего среза. Обработка шва на машине. Сметывание лифа с юбкой. Притачивание на машине. Раскрой и обработка пояса.

Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (10 часов).

Готовая выкройка: особенности, названия деталей. Условные обозначения линий. Использование резца и кальки. Перевод выкройки из журнала мод.

Готовые выкройки и чертежи изделий (3 часа).

Изготовление выкройки.

Расчет выкройки на свой размер.

Самостоятельная работа №1 (3 часа).

Раскрой обтачки к горловине. Соединение обтачки с горловиной. Закрепление отлетного среза. Выполнение отделочной строчки.

Вводное занятие (2 часа).

План работы на четверть. Чистка и смазка машин.

Готовые выкройки и чертежи изделий (4 часа).

Описание фасона по образцу. План работы, чистка машин, готовая выкройка.

Описание фасона по образцу. Условные обозначения, использование резца.

Описание фасона по рисунку. Перевод выкройки из журналов мод.

Описание фасона по рисунку. Изготовление выкройки, расчет выкройки на свой размер.

Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой одежды (72 часа).

Изготовление выкройки. Расчет выкройки на свой размер. Описание фасона по образцу. План работы, чистка машин, готовая выкройка.

Описание фасона по образцу. Условные обозначения, использование резца.

Оборудование швейного цеха (2 часа).

Универсальная швейная машина (таблица). Основные механизмы.

Приспособления к швейной машине. Заправка нитей в машину.

Техника безопасности (2 часа).

Техника безопасности в мастерской. Заправка машин. Чистка машин.

Правила безопасной работы на швейной фабрике (3 часа).

Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Безопасность труда на швейной фабрике.

Организация труда и производства на швейной фабрике (2 часа).

Разработка моделей и конструирование. Раскройные машины цеха. Бригадная форма, организация труда. Оплата труда. Трудовая дисциплина.

Самостоятельная работа №2 (3 часа).

Раскрой воротника, сметывание. Обработка воротника.

Вводное занятие (4 часа).

План работы на четверть. Инструктаж по охране труда. Чистка и смазка машин.

Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым мероприятием (32 часа).

Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива. Пооперационное разделение труда. Нормы выработки изделия.

Плановые задания. Основные детали, название срезов. Виды швов, используемых при пошиве. Последовательность обработки изделий.

Отличие индивидуальной работы от бригадной. Индивидуальная работа по пошиву юбки. Снятие размеров для юбки. Раскрою юбки по готовой выкройке. Сметывание вытачек. Сметывание боковых срезов. Стачивание вытачек. Стачивание боковых срезов. Раскрой обтачек для застежки. Обработка застежки в боковом шве юбки. Закрепление нижнего среза обтачки. Раскрой пояса. Обработка верхнего среза поясом. Обработка нижнего среза. Обработка шва потайными стежками. Обработка шва крестообразными стежками. Пришивание петель и крючков.

Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине (2 часа).

Универсальная машина для закрепок. Экскурсия в швейный цех.

Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве (60 часов).

Работа подготовительного и раскройного цехов. Настил тканей. Раскладка лекал, экономные приемы. Лекало, направление долевой нити. Контрольные точки для соединения деталей. Хранение ткани. Последовательность пошива.

Работа в раскройном цехе. Раскрой платья по лекалу с учетом экономии.

Детали кроя. Перевод меловых линий. Заготовка переда платья. Сметывание вытачек. Обработка вытачек на машине. Соединение плечевых срезов. Раскрой обтачки к горловине. Сметывание и стачивание воротника. Закрепление воротника строчкой. Выметывание канта, утюжка. Соединение воротника с горловиной. Подготовка короткого воротника к обработке.

Наметывание нижнего среза рукава. Сметывание боковых срезов.

Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов. Приметывание обтачки к горловине. Обработка отлетного среза обтачки. Обработка срезов рукава

(сметывание). Раскрой манжеты. Соединение манжеты с рукавом. Закрепление манжеты. Закрепление манжеты. Обработка оката рукава.

Распределение посадки в рукаве. Соединение рукава с проймой.

Приметывание рукава. Обработка посадки в рукаве. Втачивание рукава в пройму. Обметывание срезов рукава. Обработка проймы изделия. Наметывание нижнего среза. Обработка шва на машине. Обработка горловины на образце (обтачкой). Обработка горловины на образце (бейкой)

Отутюживание готового изделия. Анализ о проделанной работе. Раскрой косой бейки. Обработка горловины бейкой. Раскрой обтачки к горловине.

Обработка круглого выреза (на образце). Раскрой обтачки. Обработка выреза углом (на образце).

Практическое повторение. Юбка (16 часов).

Снятие мерок. Раскрой юбки. Детали кроя юбки. Сметывание боковых срезов. Проведение примерки. Анализ проведенной примерки. Стачивание вытачек. Стачивание боковых срезов. Обработка выточек. Обработка застежки в боковом шве. Раскрой обтачек. Притачивание обтачек. Раскрой пояса. Притачивание обтачек. Обработка углов пояса. Обработка верхнего среза поясом. Приметывание пояса. Притачивание пояса. Отделочная строчка по поясу. Притачивание петель, крючков. Ткань – способы раскроя. Раскрой юбки. Обработка шва. Обработка нижнего среза.

Самостоятельная работа №3 (3 часа).

Обработка застежки «молния» в юбке. Приметывание и притачивание обтачек. Обработка застежки в боковом шве юбки.

Вводное занятие (2 часа).

План работы на четверть. Инструктаж по охране труда.

 Новые швейные материалы, используемые на швейном производстве  (6 часов).

Новые ткани из натуральных волокон. Нетканые материалы. Технические свойства ткани. Использование новых тканей.

 Изучение прорубаемости новых тканей, влагопроницаемости.

Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве (40 часов).

Ассортимент поясных изделий. Ткани для изготовления поясных изделий.

Работа по журналам мод. Лекала, используемые на швейной фабрике.

Машины для обработки застежки. Использование прокладочной ткани.

Современный способ обработки. Обработка застежки «молния»

Выбор модели. Подбор ткани, ниток, фурнитуры. Лекало, внесение необходимых изменений. Подготовка изделия (ткани к раскрою). Закрепление выкройки с учетом экономии. Раскрой изделия. Перевод меловых линий.Сметывание вытачек. Сметывание боковых срезов. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки. Анализ. Стачивание вытачек. Обработка вытачек утюгом. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов. Отутюживание срезов, правила. Отутюживание срезов. Раскрой обтачек к застежке. Применение обтачек. Обработка застежки в боковом шве. Раскрой пояса. Соединение пояса с верхним срезом. Отделочная строчка по поясу. Обработка углов пояса. Отутюживание пояса. Обработка нижнего среза. Наметывание нижнего среза. Закрепление шва на машине. Пришивание крючков. Изготовление

петель. Приметывание молнии. Закрепление молнии. Отделочная строчка. Завершение работ.

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали (39 часов).

Приспособление к универсальной машине. Требования к окантовочному шву. Дефекты при выполнении шва. Особенности обработки окантовочного шва. Уточнение причины дефекта. Раскрой косой бейки. Соединение бейки.

Обработка бейки утюгом. Окантовочный шов по прямому срезу.

Наметывание бейки. Образование и закрепление канта. Выполнение окантовочного шва по кругу. Наметывание бейки. Образование канта.

Обработка одинарной бейки. Закрепление канта строчкой.

Наметывание бейки. Образование шва по закругленному срезу. Наметывание бейки. Выполнение окантовочного шва. Раскрой косой бейки.

Соединение бейки. Обработка бейки утюгом Приметывание бейки с изнаночной стороны. Образование канта с лицевой стороны.

Закрепление канта. Приметывание одинарной бейки. Образование окантовочного шва

Платье. Сметывание вытачек. Сметывание боковых и плечевых срезов.

Обработка боковых срезов. Обработка плечевых срезов. Обметывание изделия. Способы обработки горловины. Раскрой обтачки. Обработка горловины. Влажно – тепловая обработка горловины. Способы обработки пройм. Раскрой косой обтачки. Обработка обтачки. Примётывание обтачки.

Обработка пройм. Влажно – тепловая обработка пройм

Контрольная работа (3 часа).

Изделие. Трусы.

Ассортимент поясных изделий. Ткани для изготовления поясных изделий. Швы. Шитьё трусов.

4. Тематический план.

Наименование раздела

Учебные

часы

Контрольные работы

Самостоятельные

работы

1

Вводное занятие.

2

2

Особенности обработки изделий из синтетических тканей.

6

3

Изготовление выкройки на основе платья.

24

4

Соединение лифа с юбкой.

30

5

Влажно – тепловая обработка изделий.

8

6

Трудовое законодательство.

2

7

Практическое повторение.

20

8

Готовые выкройки и чертежи изделий.

10

9

Готовые выкройки и чертежи изделий.

3

10

Самостоятельная работа.

3

1

11

Вводное занятие.

2

12

Готовые выкройки и чертежи изделий.

4

13

Раскрой по выкройкам или чертежам и пошив легкой одежды.

72

14

Оборудование швейного цеха.

2

15

Техника безопасности.

2

1

16

Правила безопасной работы на швейной фабрике.

3

17

Организация труда и производства на швейной фабрике.

2

18

Самостоятельная работа №2.

3

19

Вводное занятие.

4

20

Технология пошива простейших изделий.

32

21

Выполнение машинной закрепки.

2

22

Технология пошива прямого цельнокроеного платья.

60

23

Практическое повторение.

16

24

Самостоятельная работа.

3

1

25

Вводное занятие.

2

26

Практическое повторение.

3

27

Новые швейные материалы.

6

28

Технология пошива юбок и брюк.

40

29

Обработка окантовочным швом среза мелкой детали.

39

30

Контрольная работа.

3

1

Итого

408

1

3

                                                                                                       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Швейное дело» для 7-9 класса

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий....

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. 9 класс

Рабочая программа по трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология. Швейное дело» основного общего образования (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой) для учащихся 8 класса

Адаптированная образовательная рабочая программа по технологии по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 8 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 8 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Технология. Швейное дело 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

рабочая программа "Технология. Швейное дело" 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

рабочая программа по профильному труду (швейное дело) в 5 классе (ФГОС)

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих д...

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело), 6 класс

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 6 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело), 5 класс

Рабочая программа по профильному труду (швейное дело) предназначена для обучающихся 5 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...