Методическая разработка по технологии для учащихся с ОВЗ по теме: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей» 10 класс
план-конспект урока по технологии (10 класс)

Усова Алла Борисовна

Урок разработан для обучения основам профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ по профессии швея

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по технологии для учащихся с ОВЗ по теме: «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей» 10 класс

Цели: 

  1. Ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей;
  2. Научить определять хлопчатобумажные и льняные ткани и использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и уходе за ними;
  3. Познакомить с использованием природных ресурсов при производстве хлопчатобумажных и льняных тканей;
  4. Воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки аккуратности.

Наглядные  пособия:

  • Схема «Классификация текстильных волокон».
  • Волокна (вата), пряжа (нити).
  • Иллюстрации прядильного производства.
  • Образцы тканей.

Оборудование: учебник, лупа, пинцет, иглы, образцы тканей.

Ход урока.

I. Организационный момент.  Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение  пройденного материала.
1. Вспомнить с классификацию текстильных волокон  (схема).

http://festival.1september.ru/articles/515093/img1.gif

Ткани однородные по составу: из натуральных волокон растительного происхождения (хлопчатобумажная), животного происхождения (чистошерстяная), из химических волокон (искусственные и синтетические).

2. Сырьем для хлопчатобумажных  тканей является волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20–50 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном. Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350–650 волокон.

Ткани изготовляют из волокна. (Представление о волокне учащиеся получают, рассматривая вату). Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.

3. Характеристика волокон: (учащиеся записывают в тетрадь).

  • Льняное  волокно: светло - серое, гладкое, длинное, толстое, прямое, жесткое, прочное.
  • Хлопковое  волокно: белое, пушистое, короткое, тонкое, матовое, мягкое, прочное.

4. Ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей, а каждая нить, состоит из отдельных, скрученных между собой  нитей (учащиеся рассматривают образцы ткани через лупу). Нити используют не только для производства ткани, но и для изготовления различных ниток, тесьмы и других текстильных изделий.

5. Ткань получают в процессе прядения волокон, ткачества и отделки.

III. Изучение нового материала.

От свойств волокон, из которых изготовлены ткани, способов изготовления пряжи и ткани, а также от их отделки зависят свойства тканей.

Сравнительная характеристика свойств  хлопчатобумажных и льняных тканей

Свойства тканей

Ткани

Хлопчатобумажные

Льняные

Физико-механические

Прочность

Сминаемость

Менее прочные, чем льняные

Сминаемые

Прочные

Сильно сминаемые

Гигиенические

Гигроскопичность

Воздухопроницаемость

Высокая

Высокая

Выше, чем у хлопчатобумажных

Средняя

Технологические

Осыпаемость нитей

Усадка

Слабая

Значительная

Средняя

Значительная

Учитель  раздает учащимся по одному образцу хлопчатобумажной и льняной ткани, предлагает им в процессе объяснения рассматривать эти ткани, сравнивать их внешний вид и некоторые свойства.

Раздав учащимся по одному образцу хлопчатобумажной и льняной ткани, учитель предлагает им в процессе объяснения рассматривать эти ткани, сравнивать их внешний вид и некоторые свойства, Он обращает внимание на то, как знания каждого свойства используются в практической работе с тканью.

Гигиенические свойства — гигроскопичность  и  воздухопроницаемость.

Гигроскопичность — свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Хлопчатобумажные ткани обладают хорошей гигроскопичностью, а льняные ткани более высокой. Эти ткани хорошо использовать для пошива белья, платьев, блузок и др., так как изделия из них впитывают выделяемый телом пот и быстро высыхают.

Воздухопроницаемость — способность ткани пропускать воздух. Хлопчатобумажные ткани обладают высокой воздухопроницаемостью, а льняные — средней. Это свойство также важно для бельевых и сорояечно-плательных тканей, так как обеспечивает вентилируемость одежды.

К технологическим свойствам относятся осыпаемость нитей и усадка тканей. Их также учитывают при изготовлении швейных изделий.

О том, насколько велика осыпаемость нитей, свидетельствует то, как сильно осыпаются нити по срезам ткани. При большой осыпаемости срез превращается в бахрому. Можно предложить учащимся самостоятельно определить осыпаемость нитей в своих образцах: с помощью толстой иглы надо вынимать из образца долевые нити — сначала одну, потом две вместе, три вместе и т. д., увеличивая количество вынимаемых нитей на одну до тех пор, пока вынуть их будет трудно. Та ткань, из которой можно вынуть одновременно большее количество нитей, обладает большей осыпаемостью. Для экономии времени учащиеся могут выполнять эту работу вдвоем: один вынимает нити из образца хлопчатобумажной ткани, а другой из образца льняной ткани, а затем сравнивают результаты выполненной работы. Учащиеся убеждаются, что у хлопчатобумажных тканей осыпаемость нитей небольшая, а у льняных средняя.

Следует отметить, что большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий. Это надо учитывать при работе с тканью. Так, при раскрое изделий из ткани, обладающей большой осыпаемостью нитей, следует давать большие припуски на обработку, а срезы деталей кроя сразу же обметывать.

Усадка — это способность ткани после замачивания, стирки или влажно-тепловой обработки уменьшаться в размерах (особенно по нити основы). И хлопчатобумажные и льняные ткани дают значительную усадку. Помня об этом свойстве, при раскрое изделий из них дают большие припуски на обработку или ткань декатируется.

Такие свойства, как прочность и сминаемость, относятся к физико-механическим. Прочность хлопчатобумажных и льняных тканей учащиеся могут определить самостоятельно. Для этого они должны вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Они убеждаются, что льняная ткань прочнее хлопчатобумажной. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия (в зависимости от его назначения). Так, изделия, требующие большей прочности, например специальную одежду, чаще изготавливают из льняной ткани.

Во время носки на некоторых изделиях образуются морщины, мелкие складочки, т. е. ткань, из которых они сделаны, мнется. Степень сминаемости ткани учащиеся могут определить самостоятельно: смять каждый образец в руке и подержать так 30 секунд, а затем расправить. Сравнивая расправленные образцы, они убеждаются, что льняные ткани сминаются сильнее. Это свойство влияет на выбор фасона изделия — из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Чтобы познакомить учащихся с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, на каждый стол или каждому учащемуся надо дать набор тканей, сшитых между собой в виде альбомчика. Образцы пронумеровать. В набор должны входить несколько видов чистохлопковых и чистольняных тканей, а также ткани с добавлением искусственных или синтетических волокон.

Объяснение следует вести в форме беседы. Некоторые из хлопчатобумажных тканей (ситец, сатин, вельвет и др.) знакомы школьникам. С них лучше и начинать беседу. Учащиеся самостоятельно (или с помощью учителя) находят названную ткань, например ситец, говорят ее номер и объясняют, для изготовления каких изделий ее можно использовать. Иногда учитель называет номер ткани, под которым она значится, и предлагает детям рассказать, как она называется и что можно из нее изготовить. Можно предложить выбрать ткани, из которых можно изготовить определенное изделие (фартук, платье, юбку).

Надо рассказать и об уходе за одеждой, сшитой из хлопчатобумажных и льняных тканей. В процессе ношения одежды ткань испытывает действие солнца, света, трения, влаги, стирки. Все это постепенно приводит к ее износу. Но одни ткани изнашиваются быстрее, другие оказываются более носкими. Способность ткани сопротивляться внешним воздействиям называется износостойкостью.

Срок носки изделий можно увеличить, если правильно их стирать, соблюдать режим влажно-тепловой обработки, использовать рекомендованные для данной ткани средства для чистки. Надо объяснить учащимся, что поскольку хлопчатобумажные и льняные ткани изготавливаются из волокон растительного происхождения, уход за ними должен быть примерно одинаковым (уч. пос., с. 152).

В заключение учитель рассказывает, что современная текстильная промышленность выпускает ткани с добавлением искусственных и синтетических волокон, отчего ткани приобретают новые свойства: меньше мнутся, становятся мягче, прочнее, уменьшается их усадка при стирке, появляется блеск и т. д.

Некоторые легко определяемые свойства, а также внешний вид помогают определить ткань по волокнистому составу.

Для закрепления изученного материала по определению хлопчатобумажных и льняных тканей проводится лабораторно-практическая работа.

Лабораторно-практическая работа. Ее можно проводить фронтально. Учащимся раздают по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной ткани, лупу, толстую иглу, форму отчета и предлагают им открыть учебник..

Ученики раскладывают перед собой образцы (лучше по порядку номеров), сравнивают их и записывают свои наблюдения в отчет. Ход выполнения работы учитель может написать на классной доске и последовательно объяснить приемы выполнения каждого пункта.

Затем учащиеся должны определить вид ткани каждого образца. Для этого они могут пользоваться таблицей «Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей». Определив, какой из образцов из хлопчатобумажной ткани, а какой — из льняной, учащиеся записывают полученные данные. Если какой-нибудь признак определен неверно, они проверяют его повторно. Сданные отчеты учитель проверяет и ставит оценки.

Карточки для повторения материала.

  1. 1. Для чего надо знать свойства тканей?   2. По каким признакам можно определить вид ткани?   3. Почему уход за хлопчатобумажными и льняными тканями примерно одинаков?
  2. 1. Как учитываются в практической работе знания о прочности и сминаемости тканей?
    2. Что влияет на износ ткани?   3. Какая ткань мягче?
  3. 1. Какие свойства надо учитывать при выборе ткани для пошива фартука?   2. Как отличить на ощупь хлопчатобумажную ткань от льняной?   3. Что такое износостойкость ткани и как ее можно повысить?

Вопросы для повторения:

  1. Для чего надо знать свойства тканей?
  2. По каким признакам можно определить вид ткани?
  3. Почему уход за хлопчатобумажными и льняными тканями примерно одинаков?
  4. Как отличить на ощупь хлопчатобумажную ткань от льняной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей 5 класс

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей...

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Цели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мы...

Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Тема.СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙЦели: ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобу­мажных и льняных тканей; научить использовать знания о свойст­вах этих тканей при изготовлении швейных...

Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

Решаемые учебные проблемы:1.Усвоить понятие «свойства ткани».2.Познакомиться со способом определения волокнистого состава ткани по ее внешним признакам (органолептическим методом).3.Узнать...

Конспект учебного занятия по теме: Определение хлопчатобумажных и льняных тканей(6 класс)

Данный материал содержит конспект и презентацию к уроку по теме:"Определение хлопчато- бумажных и льняных тканей"(6класс) 2018г...

Конспект урока по трудовому обучению в 7 классе на тему: «Распознавание хлопчатобумажных и льняных тканей».

Конспект урокапо трудовому обучению в 7 классена тему: «Распознаваниехлопчатобумажных и льняных тканей»....