Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»
рабочая программа

Захарова Юлия Вячеславовна

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с учетом методических рекомендаций по организации дополнительного образования детей с ОВЗ, созданных в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».

Программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Данная программа разработана с учетом нескольких ключевых позиций для обучающихся с умственной отсталостью. 

Цель  программы:

      -  формирование элементарных навыков и закрепление устойчивого интереса к рукоделию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnaya_nit_vyshivka.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа.

                                                         

 

 

                                                               

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волшебная нить»

    Возраст детей: 13 - 16 лет.  

Срок реализации -  1 год

Разработала: педагог дополнительного

образования Ю.В.Захарова

2020 — 2021 уч.год

                               

   Пояснительная записка.

        Вышивка — один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у школьников большой интерес. Занятия объединений при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.

Занятия обучающихся в рамках данной программы носит творческий характер, т. е. способствуют приобретению и активному использованию знаний, формированию культуры, как отдельного человека, так и общества в целом.

Обучающиеся последовательно осваивают приёмы и способы работ, учатся выполнять основные виды швов: простейшие, гладевые, счётные, строчевые. В зависимости от совершенствования умений и навыков, учащиеся переходят к освоению более сложных технических приёмов вышивки. От занятия к занятию у них накапливаются сведения о видах вышивки, её применении, выполнении. Учащиеся приобретают навыки по вышиванию, работают с выдумкой, фантазией. Своими руками создают чудесные вещи для себя, для своего дома и своих близких.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность

 

Новизна.

Данная программа разработана с учетом нескольких ключевых позиций для обучающихся с умственной отсталостью:

  • использование для обучения преимущественно игровой формы;
  • обучение на предметно — действенной основе;
  • максимальное упрощение материала и его представление в виде детальных элементов;
  • обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия, использование различных модальностей для удержания внимания детей;
  • постепенное усложнение видов деятельности, постепенный переход от подражаний и действий по образцу к выполнению заданий по вербальной инструкции;
  • многократное повторение изучаемого и усвоенного материала и его использование в новых заданиях;

эмоциональное подкрепление деятельности ребенка, создание ситуации успеха при выполнении заданий.

        В основу разработки программы «Волшебная нить» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • компетентностного и деятельностного подхода

 Актуальность программы.

Занятия в творческом объединении вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; расширяют кругозор; позволяют учащимся самоутверждаться, проявляя индивидуальность, получать результат своего художественного творчества.

У детей формируются навыки обращения с инструментами, оборудованием, необходимыми во время занятий вышиванием.

Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с учетом методических рекомендаций по организации дополнительного образования детей с ОВЗ, созданных в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка», который является частью национального проекта «Образование». Реализация Федерального закона от 29.12.2012 №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а так же Распоряжения правительства РФ  №1726-р от 04.09.2014 «Концепция развития дополнительного образования детей» делает актуальной проблему дополнительного образования разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» предполагает развитие системы дополнительного образования детей с ОВЗ с учетом особенностей их развития, обусловленным конкретным нарушением развития, а так же на основе создания для них особых образовательных условий.

В нашем образовательном учреждении обучаются дети с умственной отсталостью. К умственно отсталым  относятся различные группы детей, у которых стойко нарушена интеллектуальная деятельность вследствие наследственного или приобретенного органического поражения головного мозга. В зависимости от тяжести поражения центральной нервной системы выделяют различные степени умственной отсталости: лёгкую, умеренную, тяжелую и глубокую. Для всех детей с умственной отсталостью характерно нарушение психического и физического развития- тотальное недоразвитие высших психических функций, нарушение эмоционального развития, искаженное развитие личности, неловкость и нарушение координации движений, нарушение речевого развития (обусловлено степенью поражения ЦНС и носит системный характер). Резко ограниченно программирование речевого высказывания и контроль за речью. Данная категория детей испытывает серьёзные трудности в овладении простейшими действиями, в том числе и бытовыми

  Педагогическая целесообразность  заключается в том, что программа отвечает запросам и требованиям, предъявляемым ФГОС  – это формирование творческой, всесторонне-развитой личности, создание условий для реализации тех универсальных учебных действий, которыми должна обладать личность в настоящее время. А также, заключается в том, что поставленная цель обучения реализуется через проектную деятельность, как в группах, так и индивидуально. Решение художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, пространственного воображения, формирования внутреннего плана действий, что является непременным условием для формирования навыков проектной деятельности.

Цель  программы:

      -  формирование элементарных навыков и закрепление устойчивого интереса к рукоделию;

     

Задачи программы:

  •  развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изготовлении вышитых изделий;
  • научить приёмам мастерства;
  •  научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения декоративно-прикладного искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров;
  • научить создавать и украшать вышивкой  изделия из текстильных материалов (предметы одежды, интерьера), ухаживать за вышитыми вещами;
  • развивать эстетический вкус и творческую индивидуальность  обучающихся.
  • развитие творческого воображения и самостоятельности.

Отличительные особенности данной АДООП заключаются в следующем:

  • В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
  • Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.
  • Для обучающихся с яркими творческими способностями предусмотрена дополнительная работа по индивидуальной программе;
  • Досуговая деятельность способствует приобщению школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
  • Программа предусматривает обучение не только элементов русской вышивки, но  навыков вышивки других народов .

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно  реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию трудовых навыков, помогает реализовать потребность в общении.

                    Возраст детей, участвующих в реализации АДООП.

       Занятия проводятся в двух группах, объединяющих детей 7-9 классов, два раза в неделю.

     Количественный  состав участников объединения не более 15 человек, возраст от 13 до 16 лет.

 Сроки реализации АДООП.

             Программа рассчитана на один год обучения. Количество часов в год обучения — 72 часа (2 часа в неделю). В тематическом планировании приводиться примерное количество часов, поскольку это зависит от условия работы в творческом объединении. Распределение часов дано по учебному плану изучения декоративно-прикладного искусства с учётом 2 часов в неделю. В соответствии с нагрузкой варьируется тематика программы.

Формы и режим занятий.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. 

             Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные :

• Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей

социальные, учебно–познавательные и внешние мотивы;

• Устанавливание связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между деятельностью и её результатом;

• Оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;

• Умение описывать свои чувства и ощущения от созерцания произведений народно-прикладного искусства, уважительно относиться к результатам труда других людей.

• Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• Наличие эмоционально - ценностного отношения к декоративно-прикладному искусству;

• Реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;

• Позитивная оценка своих творческих способностей.

Коммуникативные :

• Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

• Слушать и принимать речь других, адекватно использовать речевые средства в рамках сотрудничества;

• Формулировать монологическое высказывание для представления проекта;

• Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

• Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

• Участие в творческой жизни класса (школы, города).

• Умение знания о рукоделии вне учебного процесса

Регулятивные :

• Умение формулировать собственное мнение и позицию;

• Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

• Принимать и выполнять учебное задание в соответствии с планом;

• Контролировать и корректировать свою работу;

• Распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности;

• Оценивать результат выполненного задания;

• Учиться совместно с другими давать эмоциональную оценку деятельности;

• Осуществлять самоконтроль, совместно с педагогом и товарищами давать оценку своей деятельности;

• Работать по предложенному плану, инструкции; высказывать своё предположение на основе учебного материала.

Познавательные :

• Устанавливать правильную последовательность работы по вышивке;

• Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных

заданий.

• Определять основные этапы работы;

• Развитие умения работать с разнообразными тканями, исходя из их физических

свойств;

• Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания-незнания),

находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

• Проводить анализ учебного материала, сравнения, уметь определять уровень

усвоения учебного материала.

• Формирование целостного представления о возникновении и существовании

декоративно-прикладного творчества;

Общеучебные:

• Умение структурировать знания.

• Выделение и формулирование учебной цели.

• Поиск и выделение необходимой информации.

• Анализ объектов.

• Синтез, как составление целого из частей.

• Классификация объектов.

Обучающиеся должны знать:

- классификацию вышивки, её историю, многообразие;

- инструменты, приспособления, материалы для вышивки;

- характерные черты какого-либо вышивального промысла (глухая вышивка);

- правила безопасности труда;

- понятия: эскиз, рисунок, мотив, орнамент, ритм, раппорт, композиция, основные цвета, сочетаемость цвета и т.д.;

- способы перевода рисунка на ткань;

- способы закрепления нити;

- последовательность и особенности выполнения простейших, контурных, гладевых, бордюрных, отделочных и счётных швов;

- технологический процесс изготовления вышитого изделия;

- способы ВТО вышитого изделия;

- особенности окончательной отделки.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно организовывать рабочее место вышивальщицы;

- составлять цветовое решение по композиции;

- переводить рисунок на ткань;

- запяливать ткань в круглые пяльцы;

- закреплять рабочую нить разными способами;

- технически правильно выполнять вышивку ручным способом;

-подбирать отделочные материалы для вышитого изделия;

-осуществлять ВТО вышитого изделия;

-выполнять окончательную обработку вышитого изделия.

             Для определения результативности по усвоению нового материала учителем регулярно (1раз/месяц) проводятся проверочные работы:

 - тесты;

 - кроссворды;

 - ребусы;

 - устные опросы;

 - терминологические диктанты.

            В целях отработки первоначальных умений и навыков по отдельным приёмам предусмотрено проводить упражнения учебно–тренировочного характера.

             В конце изучения каждого раздела учащиеся выполняют зачётные практические работы. На протяжении всего курса обучения учащиеся ведут альбомы, где оформляют выполненные практические работы.

             В конце каждого полугодия предусмотрено проведение проверочных работ, по результатам которых определяется степень усвоения каждым обучающимся пройденного материала, и намечаются меры устранения отставания отдельных обучающихся.

              В конце обучения выполняется творческая работа.

Работы обучающихся постоянно выставляются в кабинете для просмотра детьми из других групп.

           В школе организуются выставки работ, лучшие модели отбираются вместе с детьми для более ответственных показов на городских и районных выставках.

Педагогу предоставляется право работать по одному или нескольким направлениям, изменять содержание программы и перечень, количество практических, теоретических работ, вносить изменения в распределении часов на изучение отдельных тем.

Основной формой подведения итогов реализации программы являются защиты проектов, которые будут представлены в виде дневников достижений обучающихся, школьные и городские выставки работ по декоративно-прикладному искусству, участие в очных и дистанционных конкурсах и фестивалях.

Учебный план

разд.

№ занятия

         

Название разделов, тем

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

всего

тео-рия

прак-тика

1

1

 Введение

1

1

-

2

Организация ручной вышивки.

4

2

Культура труда.

1

1

-

3

Организация рабочего места.

1

1

-

4

Текстильные материалы для вышивки.

1

1

-

5

Инструменты и приспособления для вышивки.

1

1

-

3

Основы цветоведения и формообразования.

6

6

Основы цветоведения. Цвета, их основные свойства.

1

1

7

Цветовой круг, цветовой тон.  Цветовая сочетаемость.

1

1

8

Основы композиции. Основные понятия.

1

1

9

Правила построения композиции.

1

1

10

Виды орнамента.

1

1

11

Составление орнамента из мотивов.

1

1

4

Подготовка к вышивке.

4

12

Изменение размера рисунка.

1

1

13,14

Перевод рисунка на ткань.

2

1

1

15

Запяливание ткани.

1

1

5

Технология выполнения простейших швов.

10

16

Закрепление рабочей нити.

1

1

17

Технология выполнения шва «вперёд иголку».

1

1

18

Технология выполнения шва двойной перевивочный.

1

1

19

Выполнение простейших швов

1

1

20

Выполнение простейших швов

1

1

21

Выполнение простейших швов

1

1

22

Выполнение простейших швов

1

1

23

Выполнение простейших швов

1

1

24

Выполнение бахромы.

1

1

25

 Окончательная обработка.

1

1

6

Технология выполнения контурных швов.

15

26

Технология выполнения шва «назад иголку».

1

1

27

Технология выполнения шва «назад иголку» перевивочный. Упр-ия.

1

1

28

Последовательность выполнения тамбурного шва. Выполнение тамбурного шва.

1

1

29

Последовательность выполнения тамбурного шва «за иголку».

1

1

30

Последовательность выполнения стебельчатого шва.

1

1

31

Выбор рисунка. Подготовка к вышиванию.

1

1

32

Вышивание  контурными швами.

1

1

33

Вышивание  контурными швами.

1

1

34

Вышивание  контурными швами.

1

1

35

Вышивание  контурными швами.

1

1

36

Вышивание  контурными швами.

1

1

37

Вышивание  контурными швами.

1

1

38

Обработка края изделия.

1

1

39

Выполнение бахромы.

1

1

40

Окончательная обработка.

1

1

7

  Технология выполнения гладьевых швов.

10

41

Технология выполнения гладевых швов.

1

1

42

Технология выполнения шва простая гладь. Упражнения.

1

1

43

Технология  выполнения теневой глади. Упражнения.

1

1

44

Выбор рисунка. Подготовка

1

1

45

Вышивание изделия.

1

1

46

Вышивание изделия.

1

1

47

Вышивание изделия.

1

1

48

Вышивание изделия.

1

1

49

Вышивание изделия.

1

1

50

Вышивание изделия.

1

1

8

  Технология выполнения счётных швов.

22

51,52

  Технология выполнения счётных швов.

2

1

1

53,54

Технология выполнения шва простой крест.

2

1

1

55,56

Технология выполнения шва сложный крест.

2

1

1

57,58

Технология выполнения шва набор.

2

1

1

59

Вышивание изделия счётными швами.

1

1

60

Вышивание изделия счётными швами.

1

1

61

Вышивание изделия счётными швами.

1

1

62

Вышивание изделия счётными швами.

1

1

63

Вышивание изделия счётными швами.

1

1

64

Вышивание изделия счётными швами

1

1

65

Вышивание изделия счётными швами

1

1

66

Вышивание изделия счётными швами

1

1

67

Вышивание изделия счётными швами

1

1

68

Вышивание изделия счётными швами

1

1

69

Вышивание изделия счётными швами

1

1

70

Вышивание изделия счётными швами

1

1

71

Обработка края изделия.

1

1

72

Окончательная обработка изделия.

1

1

                              Итого:

72

20

52

Содержание учебного плана.

Введение.

План работы на учебный год. Цели и задачи обучения. История возникновения вышивки, её применение в наши дни. Просмотр презентации объединения.

1. Культура труда.

Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Понятие об утомляемости. Перерывы в работе, их назначение и правильная организация.

2. Организация рабочего места.

Рабочее место вышивальщицы. Рабочая поза при вышивке. Правильная постановка рук. Значение правильного освещения рабочего места, требования к освещению.

3. Текстильные материалы для вышивки.

Текстильные волокна, их классификация, свойства, получение. Краткие сведения об ассортименте натуральных и смешанных тканей. Виды переплетений, лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства и дефекты ткани. Понятие о канве. Виды ниток, их свойства, строение, классификация. Нитки для вышивки.

4. Инструменты и приспособления, применяемые при вышивке.

 Виды ручных игл. Разновидность пялец. Необходимые приспособления для вышивки. Миллиметровая, копировальная бумага, калька.

 5. Основы цветоведения.

Цвета, их основные свойства. Основные и смешанные цвета. Цветовой круг. Цветовой тон, яркость, насыщенность, контрастность. Цветовая сочетаемость.

6. Основы композиции.

Понятия эскиз, рисунок, мотив, композиция, раппорт, ритм.      

Законы построения композиции. Построение композиции в круге, квадрате, полосе.

7. Виды орнамента.

Понятие об орнаменте. Виды орнамента. Составление орнамента из мотивов.

8. Изменение размера рисунка.

Правила изменение размера рисунка. Увеличение и уменьшение рисунка.

9. Перевод рисунка на ткань.

Способы перевода рисунка на ткань. Последовательность выполнение перевода.

10. Запяливание ткани.

Правила запяливания ткани в пяльцы. Запяливание ткани разных размеров.

11. Закрепление рабочей нити.

Безузловые способы закрепления рабочей нити в начале и по окончании вышивки.  Изнаночная сторона вышитого изделия. Чистка готового изделия. Понятие об односторонней и двусторонней вышивке.

12. Технология выполнения простейших швов.

Особенности и последовательность выполнения швов «вперёд иголку», двойной верёвочный, «шнурок». Виды изделий. Технология выполнения изделий. Вышивание изделия простейшими швами. Окончательная обработка изделия.

13. Технология выполнения контурных швов.

Особенности и последовательность выполнения швов «назад иголку»; он же, обвитой; он же, обмётанный. Особенности и последовательность выполнения швов  тамбурный; он, же «за иголку»; цепочка с обвивкой. Особенности и последовательность выполнения стебельчатого шва. Технология выполнения изделий. Вышивание изделия контурными швами. Окончательная обработка изделия.

14. Технология выполнения гладевых швов.

Особенности и последовательность выполнения простой глади, теневой глади, глади с настилом. Виды изделий. Технология выполнения изделий. Вышивание изделия гладевыми швами. Окончательная обработка изделия.

15. Технология выполнения счётных швов.

Особенности и последовательность выполнения простого и сложного креста, набора. Виды изделий. Технология выполнения изделий. Вышивание изделия счётными швами.  Окончательная обработка изделия.

12. Методическое обеспечение АДООП

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы, мастер-классы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации данной деятельности очень важно обращать внимание детей на потребительском назначении создаваемого изделия.

Изготовление любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их  технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими большое внимание уделяется эстетическим, экологическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор обучающихся, но и позволяет каждому из них раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику его обработки, что безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Методы обучения: наглядно - слуховой, наглядно - зрительный, репродуктивный.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Программа по обучению детей вышивке представляет собой ряд тем, рассматривающих историю возникновения вышивки и её многообразие, развитие технологического процесса, применение вышивки при оформлении интерьера, отделке швейных изделий; основы композиции, цветоведения; правила ухода за вышитыми изделиями и др.

Подбор изделий, тематика вышивки, орнаменты, техника выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, национальных особенностей, назначения изделий, а также умений и навыков детей.

Материально-техническое обеспечение

  1. Наличие специального кабинета.
  2. Компьютер, проектор.
  3. Мультимедийная доска и материалы.
  4. Видеоуроки.
  5. Зеркало, манекен.

Инструменты и материалы

  1. Ткань канва, однотонная хлопчатобумажная.
  2. Нитки, мулине, шерстяные, катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
  3. Набор игл ручных.
  4. Ножницы с тупыми концами.
  5. Пяльца пластмассовые.
  6. Станки для вышивания.
  7. Карандаши простые.
  8. Калька.
  9. Копировальная бумага.

Дидактические материалы

  1. Подборка готовых вышивок.
  2. Образцы рисунков для вышивания.
  3. Пооперационные карты.
  4. Раздаточный материал.
  5. Таблицы и схемы графического изображения.
  6. Иллюстрации вышивок в различной технике.
  7. Памятки.
  8. Научная и специальная литература.

Список литературы .

Рекомендуемая литература для педагога.

  1. Беляков Н.Д. «Кружок «Умелые руки» в школе». - М.1999.  
  2. Власова А. А. «Рукоделие в школе».- Спб.1996.
  3. Ерёменко Т. И. «Иголка-волшебница».- М. «Просвещение» 1988.
  4. Программа Маркуцкой С. Э. «Художественная вышивка».- М. «Дрофа»2002.
  5. Сафонова Н. С. «Кружки художественной вышивки».- Пособие для руководителей кружков.
  6. «Узоры вышивки крестом» (Минск «Современный литератор» 1999).

Рекомендуемая литература для обучающихся и родителей.

  1. Крутий Я.В. «100 схем для вышивания гладью».-М.2004.
  2. Максимова М., Кузьмина М. «Вышивка» («Эксмо»1996).
  3. Рогова О. Л. «Юным рукодельницам».- СПб. 1990.
  4. Сапожников А. А. Журналы – «Современная вышивка крестом». – М.2006.

Глоссарий

Волокно – исходное сырьё для изготовления нитей, пряжи, ткани.

Калька – тонкая , просвечивающая бумага, используется для перевода рисунка.

Пяльцы – приспособление, служит для удержания ткани в натянутом виде и предохранении её от осыпания.

Резец – приспособление, служит для перевода линий на ткань.

Напёрсток – металлический колпачок, одевается на палец и предохраняет его от проколов иглой.

Канва – специальная ткань для вышивания, имеет чёткое расположение нитей.

Обмылок – тонкий кусочек мыла, служит для рисования линий на ткани.

Мулине – специальные нитки для вышивания, обладают высокой эластичностью, стойкостью к истиранию, не линяют и не теряют яркость цвета.

Хроматические цвета – (с греч. «хромос» - цвет) все цвета спектра.

Ахроматические цвета – неокрашенные цвета (белый, серый, чёрный).

Эскиз – рисунок от руки.

Мотив – элемент рисунка.

Композиция – художественное решение изделия в целом, расположение узора на плоскости, отдельных его частей, цветовое решение.

Раппорт – повторение одинаковых элементов или групп элементов.

Ритм – закономерное чередование отдельных элементов или групп элементов в орнаменте.

Орнамент – (с лат. «орнаментум» - украшать) узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических и изобразительных элементов.

Запяливание ткани – закрепление ткани в пяльцы.

Стежок – переплетение нитей между двумя проколами ткани иглой.

Строчка – ряд повторяющихся стежков.

Шов – место соединения деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

Свободные швы – выполняют по контуру или полностью заполняют узор, создавая выпуклость.

Счётные швы – выполняют по счёту ткани или в самой ткани, изменяя её рисунок.

Изонить – техника вышивки по картону или бумаге.

Аппликация – наклеивание, пришивание мелких деталей на крупную для получения рисунка или картины.

Рюша – текстильное изделие, выкроенное по косой с обработанными краями, используют для отделки.

Оборка - текстильное изделие, выкроенное по косой с одним обработанным краем, используют для отделки.

Окантовка – текстильное изделие, используют для обработки открытого неровного края.

Тема: «Инструменты и материалы для вышивки».

Приложения.

                                         

 1.  Найди правильное определение и обозначь нужной буквой.

1) Иглы

А) Используют для скалывания деталей, ткани.

2) Ножницы

Б) Служит для хранения игл, булавок.

3) Напёрсток

В) Приспособление для удержания ткани в натянутом виде.

4) Пяльцы

Г) Инструмент, предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивания иглы в ткань.

5) Сантиметровая лента

Д) Используют для рисования узора на ткани и перевода линий.

6)Игольница

Е) Зубчатый вращающийся диск на ручке, служит для перевода рисунка на ткань.

7) Булавки

Ж) Металлический стержень, с одной стороны острый, с другой – оформлен ушком. Бывают разные по толщине и длине.

8) Обмылок

З) Мягкая лента с нанесёнными на ней делениями. Длина её равна 150 мм.  

9) Нитки

И) Разноцветные бусинки, используют при вышивании или для украшения готовой вышивки.

10) Ткань

К) Ажурная лента, может быть разных цветов, применяется для обработки края готового изделия.

11) Кружева

Л) Текстильный материал, однотонный или специальный (канва).

12) Бисер

М) «Мулине» или «Ирис».

13) Резец

Н) Предназначены для вырезания деталей, отрезания концов ниток.

Ответы на задания по теме:

«Инструменты и материалы для вышивки».

1 – Ж                  7 – А

2 – Н                   8 – Д

3 – Г                    9 – М

4 – В                   10 – Л

5 – З                   11 – К

6 – Б                   12 – И

                           13 – Е

2.  Тема: «Инструменты и материалы для вышивки».

Найди названия инструментов и материалов, двигаясь по клеткам вверх, вниз, влево или вправо.

н

и

ц

ы

б

у

л

и

т

ж

к

н

с

т

к

а

н

к

о

а

а

р

о

о

в

ь

и

н

н

п

ё

к

л

к

н

б

а

в

о

б

м

ы

и

а

и

я

п

и

г

л

а

т

к

с

л

ь

ц

ы

м

е

л

и

е

а

ц

и

н

ь

л

о

г

р

Ответы на задания по теме:  «Инструменты и материалы для вышивки».

Игольница                          Обмылок

Мел                                     Булавки

Пяльцы                               Напёрсток

Игла                                    Ножницы

Ткань                                  Канва

Бисер                                  Нитки

3.  Тема: «Формообразование», 

Переставь буквы и ты прочитаешь определения по данной теме.

                           наОрмент                                тивМо

                           позиКомция                            суРинок

                           тмРи                                         кизЭс

                           ппоРтра

Ответы на задания по теме:  «Формообразование».

                           Орнамент                                Мотив

                           Композиция                            Рисунок

                           Ритм                                        Эскиз

                           Раппорт

                                       

                                         

                                       

Найди определения по теме, двигаясь по клеткам вверх, вниз, влево или вправо.

 

   м

   т

   и

   р

   с

   к

   и

   з

   т

   н

   э

   я

   и

   ц

   и

   е

   о

   м

   п

   о

   з

   м

   к

   р

   а

   п

   п

   а

   к

   о

   н

   у

   о

   н

   т

   и

   в

   с

   р

   р

   о

   м

   р

   и

   т

   о

Ответы на задания по теме:  «Формообразование».

                                 Орнамент

                                 Композиция                               Мотив

                                 Ритм                                           Рисунок

                                 Раппорт                                      Эскиз

                                 

                                 

                               

4.  Тема: «Цветоведение».

Устный опрос. 

  • Назовите четыре основных цвета. (Синий, зелёный, жёлтый, синий.)
  • Какие цвета называют тёплыми, какие холодными и почему? (Красный, жёлтый и все их оттенки - это тёплые цвета, они напоминают огонь, солнце. Синий, зелёный и все их оттенки – холодные цвета, напоминают воду, траву.)
  • Назовите цвета спектра. (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)
  • Как можно получить цвета с помощью смешивания красок? (Смешать синий и жёлтый цвет, получим зелёный. При смешивании жёлтого и красного получают оранжевый, белого и чёрного - серый.)
  • Что ты знаешь о цветовом круге? (Круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда. Он служит основой гармоничного подбора цветов.)

5.  Тема: «Подготовка ниток к вышивке».

Проверь последовательность подготовки ниток к вышивке, исправь ошибки:

      А - Отмерить 1метр нитки.

      Б - Развернуть моток, найти конец нитки, размотать.

      В - Заплести косу из ниток.

      Г - Свернуть размотанные нитки по 1м.

      Д - Разрезать место сгиба ниток.

   

Правильная последовательность:

      1 – Б

      2 – А

      3 – Г

      4 – Д

      5 – В

Тема: «Подготовка к вышивке».

                           

Задание  А

Выберете правильную последовательность операций.

В какой последовательности готовят ткань к вышивке?

А - Натянуть ткань на пяльцы.

    Б - Проутюжить ткань.

    В - Выровнять срезы ткани.

    Г - Выстирать ткань и высушить.

Задания Б

Выберите несколько правильных ответов.

Для чего надевают ткань на пяльцы перед вышивкой?

    А - Чтобы предотвратить стягивание вышитого узора.

    Б - Для того, чтобы рисунок было лучше видно.

    В - Для того, чтобы ткань не мялась.

    Г - Для того, чтобы во время вышивки ткань держалась в натянутом состоянии.

Задание В

Выберите несколько правильных ответов.

Какие инструменты нужны для перевода рисунка на ткань для вышивки?

     А - Карандаш.

     Б - Напёрсток.

     В - Пяльцы.

     Г - Копировальная бумага.

     Д - Ножницы.

Задание Г

Выберете правильную последовательность операций.

В какой последовательности готовят нитки к вышивке? 

          А - Развернуть моток, найти конец нитки, размотать.

          Б - Заплести косу из ниток.

          В - Свернуть размотанные нитки по 1м.

          Г - Разрезать место сгиба ниток.

Ответы на задания по теме: «Подготовка к вышивке».

Задание А.                Г  Б  В А

Задания Б.                А Г                      

Задание В.                А  Г

Задание Г.                А  В  Г  Б

                         

6.  Тема: «Технология выполнения швов».

                                     

Задание 1.

Выберите несколько правильных ответов.

Какие швы относятся к контурным?

А — Стебельчатый.               Г - Простая гладь.      

Б - Простой крест   .              Д - Тамбурный.

В - Шов «вперёд иголка».

Задание 2.

Выберите правильный ответ.

Какую вышивку называют односторонней гладью?

А - Вышивка, которая выглядит одинаково с лицевой и

    изнаночной стороны.

Б - Вышивка, стежки которой располагаются на лицевой стороне работы, а изнаночная сторона заполнена короткими стежками-переходами по контурным линиям рисунка.

Задание 3.

Выберите правильный ответ.

Какой ручной шов является основой шва «шнурок»?

А - Стебельчатый шов.               Б - Шов «вперёд иголку».                В - Петельный шов.

Задание 4.

Выберите правильный ответ.

Какая вышивка относится к гладевым швам?

А - Художественная гладь.             Б - Сложный крест.                   В - Тамбурный шов.

Ответы на задания по теме: «Технология выполнения швов».

Задание 1.  А  В  Д                 Задание 2.  Б                 Задание 3.  Б                 Задание 4.  А        

                       

7.  Тема: «Материаловедение».

                                       

Задание 1.

Выберите несколько правильных ответов.

Какие ткани изготавливают из натуральных волокон?

А — Шерстяные.                        Г — шёлковые;                В — льняные;

Б — хлопчатобумажные;           Д — вискозу.

Задание 2.

Выберите правильный ответ.

Как называют прочные тонкие нити, идущие вдоль ткани?

А — Кромка.         Б — Основа.                В — Уток.

Задание 3.

Выберите правильный ответ.

Как называется узкая полоса по краю ткани?

А — Кромка.          Б — Уток.                  В — Основа.

Задание 4.

Выберите несколько правильных ответов.

Какие свойства тканей учитывают при вышивке?

    А - Усадка.                                           В - Сминаемость.

    Б — Воздухопроницаемость.              Г — Прочность.

   

Задание 5.

Выберите правильный ответ.

Как называют ткань для вышивки крестом?

     А — Пяльцы.             Б - Канва.

     

    Ответы на задания по теме:     «Материаловедение».

                                     

Задание 1.     А, Б, В, Г            Задание 4.     В  Г                  

Задание 2.     Б                          Задание 5.     Б                

Задание 3.     А                                

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная петелька" для детей 9-13 лет на 4 года обучения

Ручное вязание выгодно отличается от других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, тем, что исходный материал – пряжу можно использовать несколько раз и без особых потерь.  Вязаная с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный английский" разработана для учащихся от 8 до 11 лет, изучающих английский язык с нуля. Программа направлена на формиро...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная флейта"

Данная программа предназначена для начинающих музыкантов-детей старшего дошкольного возраста, делающих свои первые шаги в музыке с помощью древнего инструмента, который называется блок-флейта....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок»

Развитие личности ребенка, ее духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований через освоение различных видов декоративно – прикладного творчества....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебный клубочек"

АННОТАЦИЯк рабочей программеДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Волшебный клубочек»Возраст, на который рассчитана программа – 10-13 летКоличество часов: всег...

Контрольно-измерительные, оценочные, методические, дидактические и другие материалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный объектив»

В работе использую контрольно-измерительные, оценочные, методические, дидактические и другие материалы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе«Волшебный объектив»...