Методическая разработка урока. Конспект урока по «Технологии». 5 класс. Тема: «Строгание заготовок из древесины».
методическая разработка по технологии (5 класс)

Цель урока: способствовать развитию навыков работы со строгальным инструментом, познакомить с назначением технологической операции строгания, устройством инструментов, учить выполнять строгание, контролировать качество, прививать интерес к предмету.

Инструменты и оборудование: линейка, угольник, шерхебель, рубанок, заготовки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Конспект урока по «Технологии».  5 класс.

  Тема: «Строгание заготовок из древесины»

Цель урока: способствовать развитию навыков работы со строгальным инструментом, познакомить с назначением технологической операции строгания, устройством инструментов, учить выполнять строгание, контролировать качество, прививать интерес к предмету.

Инструменты и оборудование: линейка, угольник, шерхебель, рубанок, заготовки.

Ход урока 

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. Ученики настраиваются на учебную деятельность.

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель организует заслушивание сообщений, учащихся по следующим темам:

- Рассказ о профессии станочника-распиловщика.

- Рассказ об истории появления различных видов пил, современном оборудовании для пиления древесины

Ученики выступают с сообщениями на заданную тему. Принимают участие в обсуждении.

  1. Повторение изученного материала.

Учитель организует тестирование учащихся по теме «Пиление».

  Ученики отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

  1. Актуализация жизненного опыта учащихся.

- Поверхность необработанной древесины обычно бывает шероховатой, а основные параметры заготовок не соответствуют заданным на чертеже. Знаете ли вы, как придать деталям требуемую форму, размеры, гладкость?

  Ученики отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнения и предположения.

  1. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока.

 

Учитель сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формирование цели и задач урока.

Задачи:

- узнать о технологической операции «строгание»

- научиться строгать шерхебелем и рубанком

- научиться подбирать строгальные инструменты в зависимости от предстоящей работы

- овладеть основными безопасными приёмами работы строгальными инструментами

Ученики записывают в тетрадь тему урока.


  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель способствует обсуждению мотивированных вопросов.

Показывает учащимся два одинаковых струга (шерхебель и рубанок) и предлагает ответить на вопрос: могут ли обучающиеся сказать, какой из этих инструментов оставляет после себя более гладкую поверхность?

- Не знаете? Будем разбираться.

Учитель отвечает на мотивированные вопросы. Создаёт условия для успешной учебной деятельности.

  1.    Изучение нового материала

-Для чего нужно строгание? (Для обработки заготовки до необходимых размеров, выравнивания заготовки)

- Что такое строгание? (Это операция, при которой с заготовки срезается тонкий слой древесины в виде стружки.) Записывают в тетради, что означает термин «строгание».

- Для того чтобы изделие приняло необходимую форму, имело ровные, гладкие поверхности, его нужно обстрогать. Используют для строгания в основном два вида строгальных инструментов (стругов): шерхебель и рубанок. Смотрят слайды или рассматривают иллюстрации в учебнике (с. 38) с изображением устройства шерхебеля и рубанка и изучают их.

- Что у них общего? В чём отличие? (Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка – прямолинейная.)

- Шерхебелем выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей, а рубанком – окончательное, чистовое.  «Шерхебель»  - слово немецкого происхождения, что означает «струг для грубого срезания». Рубанок предназначен для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также сострагивания заготовки до нужного размера.

Учитель демонстрирует приёмы подготовки стругов к работе, закрепление заготовки в верстаке, приёмы строгания, обращая внимание на правила безопасности (учебник с. 42).

Ученики наблюдают за действиями учителя, показывающего приёмы строгания.

Осознают целесообразность применения правил техники безопасности.

- Как вы думаете, можно ли проконтролировать качество выполненной операции?

 Контроль качества строгания осуществляется с помощью линейки или угольника на просвет.

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель организует практическую работу.

Ученики выполняют практическую работу № 7 (учебник, с. 42).

 Учитель контролирует и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания.

  1.    Подведение итогов урока.

Организация подведения итогов урока учащимися.

Учитель побуждает учащихся к размышлению над вопросами:

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что вызвало у вас трудности?

- Понравилось ли урок?

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку.

Домашнее задание.

      9 учебника.  Ученики записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-Конспект урока по технологии 5 класс Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»

Ознакомление учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением. Презентация к материалу....

Методическая разработка "Технологическая карта урока по технологии 7 класс "Построение чертежа прямой юбки".

Методическая разработка по технологии для 7 класса. Технологическая карта урока "Построение чертежа прямой юбки"....

Методическая разработка. План-конспект урока по технологии для учащихся 5 класса. Подготовка к работе по конструированию. Снятие мерок.

1.Обобщение и закрепление знаний по теме «Рабочая одежда», ознакомление учащихся с правилами построения чертежей и с правилами снятия мерок.2.Научить правильному измерению фигуру человека....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по предмету «Технология» 6 класс Тема: «Сверление отверстий» Учитель технологии: Гагаринская Елена Викторовна

Данный урок входит в раздел «Технология обработки древесины». Форма урока способствует освоению технических понятий, терминов и первоначальных навыков сверления. Развивает познавательный и...

Методическая разработка урока ФГОС (второго поколения). Технология 5 класс.

Технологическая карта урока      Тема урока: «Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из др...

План-Конспект урока по технологии 5 класс Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»

Ознакомление учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением. Презентация к материалу....