Использование метода проектной деятельности на уроках технологии, индивидуальные творческие проекты
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Милькова Ольга Николаевна

Об использовании методы проектов в реализации курса  учебного предмета "Технология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проектной деятельности на уроках технологии, индивидуальные творческие проекты

Милькова О.Н. – учитель технологии МОУ «СОШ № 4»

Метод проектов является эффективным средством интеграции содержания обучения. Такие сквозные темы, как информационные технологии, черчение и графика, экономика, экология, проходят через большинство предлагаемых проектов. Несмотря на то, что в проект входит большое количество компонентов, программой отводится 60–70 % времени на изготовление изделия (включая учебный труд — упражнения на приобретение умений по обработке материалов и использованию инструментов, эксперименты, лабораторно-практические работы с материалами и т. п.). Авторский коллектив под руководством И.А.Сасовой указывают на то, что проект — это творческое задание интеллектуально-практического характера, результатом выполнения которого являются:

  • создание материального продукта;

  • создание интеллектуального продукта;

  • организация сервисных услуг;

  • разработка эколого-экономических нововведений;

  • решение хозяйственно-бытовых задач и др.

Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности, включающий:

  • выявление потребностей людей и общества;

  • определение конструкторско-технологической или иной творческой задачи по предмету проектирования;

  • разработку перечня критериев, которым должны соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющие конкретную потребность;
  • выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;

  • выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;

  • исследование процесса планирования и изготовления изделия или услуги;

  • изготовление изделия или оказание услуги;

  • проведение испытаний в реальной ситуации;

  • оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия.

  Использование метода проектов в технологическом образовании предполагает отказ  от формального обучения школьников умениям и навыкам без определённой цели выполняемой работы и её значимости для обучающегося, его семьи, школы, общества и в переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения в целях получения изделия заданного качества.

Очень важно, чтобы творческий проект отвечал необходимым критериям!

1.         Актуальность темы проекта и обоснование выбора;

2.         Практическая значимость проекта;

3.         Объём, полнота, законченность, самостоятельность;

4.         Уровень творчества, оригинальность материального воплощения;

5.         Качество графической документации;

6.         Качество изделия, в соответствии с требованиями дизайна

Работа над творческим проектом состоит из трёх основных этапов: поисково-исследовательского (подготовительного), конструкторско - технологического (основного) и аналитического (заключительного).

Метод проектов успешно применяется на уроках технологии. По каждому разделу учебной программы разработаны творческие проекты, позволяющие обучающимся в полной мере проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой объект труда. Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” с целью углубления знаний обучающихся и развития их творческих и познавательных способностей.  При выполнении проекта, обучающиеся используют и применяют на практике знания из курса математики, ИЗО, черчения,    выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда. 

В состав материалов, которые предоставляются для защиты проекта, в обязательном порядке включаются:

1.выносимый на защиту продукт проектной деятельности (художественная творческая работа, материальный объект, макет, иное конструкторское изделие и т.д.)

2.подготовленная обучающимися краткая презентация к проекту

Примерные темы индивидуальных творческих проектов по технологии для обучающихся 5 – 8 классов

5 класс
Вышивка - панно  
Вышивка лентами. Ирисы
Вышивка салфетки
Диванная подушка
Игольница
Лоскутное изделие для кухни-столовой.
Лоскутное одеяло 
Прихватка в технике лоскутного шитья.
Прихватка с вышивкой
Мягкая игрушка
Наряд для куклы
Новая пицца
Оригинальный носовой платок.
Сад в одном горшке
Сад на подоконнике.
Салфетка в лоскутной технике.
Салфетки для кухни
Воскресный бутерброд                                                                        

Воскресный завтрак для моей семьи

Сервировка стола к завтраку.
Фартук
Фартук сшила я из ситца, он мне должен пригодиться.

6 класс

Авторская кукла.
Аппликация из макаронных изделий "Воздушные шары".
Аппликация из ткани
Воскресный ужин для моей семьи

Декоративная композиция из бисера, пайеток, ракушек и природного материала.
Декоративные подушки для дивана.
Детская комната мечты

Диванная подушка
Салфетка в технологии вышивки крестом.
История создания и использования швейных машин.
Картина в технике художественной вышивки.

Любимый салат моей семьи.
Моделирование ночной сорочки с цельнокроеным рукавом.
Мягкая игрушка.
На машинке я строчу, сшить ночную я хочу.
Национальные блюда Архангельской области
Национальные блюда России
Папка «Виды круп» для уроков технологии.
Сувенир для интерьера
Сумка для хозяйки

7 класс

Бабушкины рецепты.
Бисквит «Домашний»
Блюда из курицы.
Блюда из мяса.
Блюда из овощей. Салаты.

Вегетарианские блюда – польза или вред?

Воскресный обед для моей семьи

Вторая жизнь моего платья.
Вязание новогодней игрушки ёлочки.
Вязанная сумка
Готовим в глиняных горшочках.
Здоровое питание.

Дизайнерские решения проблемы старых вещей.
Дизайнерский проект – украшение цветами моей комнаты
Дизайнерский проект – украшение цветами школьной рекреации.
Роль скатерти в оформлении стола.
Украшения для маленькой модницы своими руками.
Юбки  в гардеробе девушки

Моделирование юбок

Современные тенденции моды

Шапка и шарф собственного дизайна.

8 класс

Бусы из ткани
Волшебный мир вышивки
Декоративная подушка с вышивкой
Диванная подушка
Дизайнерские решения проблемы старых вещей.
Дизайнерский проект – украшение цветами моей комнаты
Забытый рецепт русской национальной кухни.
Из ненужного - нужное
Известные модельеры мира.
Чехол для подушки
Чудесное превращение старых джинсов.

Мой профессиональный выбор

Моя будущая карьера

Мое собственное дело

Бизнес – план

Реклама

Интерьер моей квартиры

Ремонт комнаты

Декор окон в квартире
Дизайн комнаты

В процессе создания и работы над проектом, в полной мере осуществляется совместная работа, совместная творческая деятельность ученика и педагога. Педагог выступает в роли    помощника и координатора проекта.  В процессе работы над  проектом, подготовки его защиты у обучающихся формируются и развиваются умения излагать собственную точку зрения, ученики  учатся убеждать, показывать знания в определенных вопросах, аргументировать свою точку зрения, демонстрировать творческую составляющую и креативный подход, качество своей работы.  Поэтому благодаря использованию  метода проекта у обучающихся в полной мере реализуются творческие способности и  развивается активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический эксперимент "Развитие творческих способностей учащихся методом проектной деятельности на уроках технологии."

Апробация методики преподавания раздела «Творческий проект» проводилась в 7 -9 классах ГОУ ЦО №1085 г. Москвы.Цель педагогического эксперимента – проверить гипотезу, что применение проектной дея...

Проект по технологии «Мой портфель проектов» Совершенствование системы управления развитием УУД через организацию проектной деятельности на уроках «Технологии»

Проблемный анализ Глава 1. Учебный проект как элемент портфеля проектов       1.1  Что такое учебный проект, проектная деятельность?...

Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках литературы и русского языка

Методический доклад на тему "Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках лите...

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках технологии

Использование интерактивных методов в представлении результатов проектной деятельности на уроках  технологии дает возможность·...

семинар по технологии "Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"

quot;Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на уроках технологии"...

Творческий проект «Организация проектной деятельности на уроках технологии»

Происходящие в современности изменения в общественной жизни  требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой а...

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...