Использование методов исследования на уроках технологии
статья по технологии (5, 6, 7 класс)

Милькова Ольга Николаевна

основные методы исследования, используемые на уроках технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metodov_issledovaniya_na_urokah_tehnologii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов исследования на уроках технологии

Милькова О.Н. – учитель технологии МОУ «СОШ № 4»

Реализуя рабочую программу по предмету «Технология» можно использовать методы исследования, такие как дизайн – анализ, диаграмма «Паучок».

         Диаграмма «Паучок» является одним из методов исследования, практически всегда используется в проектной деятельности, позволяя сравнить мнения, точки зрения по определенным критериям о проектируемом изделии. В самом начале обучения по курсу «Технология» любопытные пятиклассники с удовольствием принимают участие в создании экспресс – проектов, в ходе реализации тем, направленных на ознакомление обучающихся с этапами проектной деятельности. Такие проекты как «Школьный двор», «Креативный школьный звонок», «Подарок маме» и т.д. вызывают большой интерес и активность со стороны детей. Очень увлекательный проходит процесс сравнения мнения разных детей на один и тот же продукт проектной деятельности. Предложить, аргументировать, сравнить и выбрать – вот главные слагаемые данного метода исследования. Как правило,  оценивается внешний вид, материалы, стоимость материалов, безопасность с точки зрения экологии, экономичность  и т.д. На координатной плоскости выстраиваются оси, в зависимости от количества критериев, по которым дается оценка, характеристика изделию. Самое сложное для детей – это разработка критериев для характеристики изделия. Каждый критерий оценивается учеником по пятибалльной системе, на каждой оси откладываем соответствующие деления и в результате на координатной плоскости возникают паутинки, необходимо учесть, чтобы паутинки были разных цветов, так детям легче воспринимать результат своей работы.  Данный вид исследования помогает определить и тот момент, что можно доработать в изделии, чтобы паутина в результате получилась более широкой и правильной формы. Так, например можно исследовать мнения членов семьи о меню воскресного завтрака, вариантах подарка для близкого человека, техники вышивки панно  и т.д.

Дизайн – анализ – очень творческий и увлекательный вид деятельности на уроках технологии. Данный метод исследования может быть как отдельным видом деятельности,  так и одним из этапов реализации проекта. Дизайн-анализ помогает привить обучающимся навыки исследовательской деятельности, помогает приобретать знания об особенностях материала, способах его обработки, развивает в творческие способности и   показывает взаимосвязь между технологией и обществом.   Каждый раз, изучая новый материал, ученик исследует изделие, рассматривая его с экологической, социальной, эстетической, функциональной и экономической стороны.  Кроме того, обучающиеся учатся анализировать и оценивать изделие с точки зрения пользования, разрабатывать перечень критериев, анализировать, представляя себя дизайнером.

Обучающимся на уроке выдаются карточки с эскизами изделий, или обучающиеся сами создают эскиз, и затем с помощью вопросов проводят дизайн – анализ изделия, это может быть прихватка, фартук, салфетка с вышивкой, плечевое или поясное изделие и т.д. Основными моментами, по которым происходит дизайн – анализ изделия являются следующие вопросы:

- наименование изделия

- назначение изделия

- для кого предназначено изделие

- особенности формы, конструкции

- из каких материалов выполнено/изготовлено изделие

- способы изготовления изделия

- достоинства и недостатки

Чаще всего такой вид работы проходит в группах, для этого класс делится на микрогруппы (2 – 3 человека). Группа проводит исследование и затем выступает с результатами исследования. Обязательно учитывается возрастная категория обучающихся, так в 5 классе берутся за основу более легкие  проектируемые изделия, чем старше ученики, тем сложнее вопросы, критерии, основные моменты исследуемого изделия. Как правило, дизайн – анализ проводится в самом начале работы над проектом, но и может быть самостоятельным элементом изучения нового материала.

Например, образец задания при изучении темы «Одежда. Виды одежды»

Задание:

Провести дизайн – анализ плечевого изделия по плану:

  1. Вид модели
  2. Назначение изделия
  3. Предполагаемый пользователь изделия
  4. Особенности конструкции изделия
  5. Описание отдельных частей изделия
  6. Рекомендуемые материалы

Используя на уроках такой прием как проблемные ситуации, ставя перед учениками задачу, вопрос, проводя эксперимент, организуя дискуссию, мы также погружаем детей в азы исследовательской деятельности. При подготовке домашних заданий, проведения наблюдения, при выполнении творческих работ, анкетирования, подготовке доклада обучающиеся также выполняют исследования.  Очень важно   создать на уроке в этот момент творческую, психологически благоприятную  обстановку для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно независимо от своих способностей в процессе исследования и могли с легкостью выразить свою точку зрения, проанализировать, дать оценку мнению одноклассника и т.д.

Таким образом,  на уроках технологии создаются условия для развития навыков проектной и исследовательской деятельности школьников, дети приобретают исследовательский опыт. Ведь даже самые простые исследования помогают развить в ребенке творческую мотивацию и помогают проявить творческие способности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках технологии

Данный материал рекомендую использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении раздела "Проектная деятельность"...

Использование метода проектов на уроке "Технология"

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Этот метод возник во второй половине 19 века. В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема воз...

Использование методов проектов на уроках технологии и во внеурочной работе как средство совершенствования исследовательско-творческой деятельности учащихся

Данный материал будет полезен как учителям технологии, так и руководителям кружков художественно-эстетического направления....

ТЕМА: « Использование метода проектов на уроках технологии»

Ведущей педагогической идеей опыта является повышение познавательной активности учащихся и развитие творческих способностей и склонностей, приобщения их к созданию оригинальных и необходимых в жизни и...

Использование метода проектов на уроках технологии

Выступление на педагогическом совете...

Использование метода проектов на уроках технологии

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные р...