План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса: «Я в мире профессий»
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Пичугина Наталья Борисовна

План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса:

 

«Я в мире профессий»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_proforientatsii.docx43.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» Кафедра воспитательных систем

План-конспект урока по профориентации обучающихся 8 класса:

                                          «Я в мире профессий»

                                                                                                 Работу выполнила: 

                                                                                 Пичугина Наталья Борисовна,

                                                                                                  учитель технологии

                                                                                 МБОУ СОШ №10 г. Ногинска

                                                 Москва 2018

                                                  Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

План урока…………………………………………………………………………4

Список источников………………………………………………………………12

Приложение………………………………………………………………………13

                                                    Введение

      С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов,  профориентационная  работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимся в выборе  дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

      Реализация плана профориентационной работы с обучающимися в 8 классах начинается с активной диагностической работы. На занятиях ученики начинают более глубокое знакомство с огромным миром профессий и специальностей, с требованиями, которые эти профессии предъявляют к личности.

     На сегодняшний день в мире существует более двадцати тысяч профессий. Такое многообразие часто ставит в тупик старшеклассников. И первое, что необходимо сделать специалисту в сфере профориентации, это познакомить учащихся со сферами деятельности человека. Для этого существуют различные методики. Определение типа будущей профессии с их применением значительно упрощается. Для уточнения склонности человека к той или иной специальности ученикам 8 классов  предлагается воспользоваться дифференцированно-диагностическим опросником Е. А. Климова. В его основе лежит классификация, рассматривающая типы профессий.

                                       План-конспект  урока

Тема занятия: «Я в мире профессий»

Цели:

  1. Развитие представлений о сферах деятельности человека;
  2. Определение типа будущей профессии.

Задачи:

  1. Обозначить проблему выбора профессии.
  2. Ознакомить с классификацией профессий.
  3. Выявить интерес к определённой профессиональной группе.
  4. Определить тип будущей профессии.

Форма занятия:  комбинированное занятие.

 Материалы: видеопроектор, опросник «Дифференциально – диагностический опросник»  автор Климов Е.А., карточки к игре «Определи сферу профессии» Раздаточный материал:  бланки к методике ДДО.

 Домашнее задание обучающимся: Подумать и обосновать, специалистом какой профессии вы себя видите.

 Общая продолжительность занятия:  два урока по 45 минут

     Мини-лекция «Профессия, специальность, квалификация, должность»

                                         

      Сегодня мы с вами поговорим о вашем будущем. Очень скоро наступит время, когда каждому из вас придется задуматься о том, кем быть, какую профессию выбрать. И очень важно, чтобы вы были готовы к этому. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно выбирать профессию, что надо знать и что делать, чтобы ваш выбор был успешным.

      И начнём мы с того, что попытаемся дать определение, что же такое профессия. Как вы думаете, когда появились первые профессии? Какие это профессии? (ученики дают ответы, обсуждение). Правильный ответ – тогда, когда появилось разделение труда,  например профессия охотника, землепашца и т.д. [6] Так что же такое профессия? (обсуждение)

      Профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования человека и требующий определенной квалификации.  

       Е.А. Климов, признанный специалист в области психологии труда, даёт профессии следующее определение: «Это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития». [1, 122]

     Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности. А как вы думаете, что такое специальность?   (обсуждение)

      Ожегов С.И. в своем словаре дает такое определение: «Специальность - Отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства». [3]      Специальность- комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.

     Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

И также мы знаем, что специалист в своей профессии может иметь определенную квалификацию или разряд. Как вы понимаете понятие «Квалификация»? (Обсуждение) Чем выше квалификация, тем больше профессиональный разряд и оплата труда.

     Квалификация – степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных работ. [5]

   Часто мы сталкиваемся с таким понятием, как должность. Что оно обозначает? (Обсуждение)

      Должность – статус в структуре конкретного предприятия (старший менеджер, директор, заведующий отделением).

      Толковый словарь Д.Н. Ушакова дает такое определение этому понятию:

      Должность - «Служебное место в учреждении или предприятии, связанное с исполнением определенных обязанностей. Штатная должность. Вступить в должность секретаря. Выгодная должность. Временно исполняющий должность» [4]

                     Мини-лекция «Классификация профессий»

     Для человека, выбирающего профессию, удобно пользоваться классификацией академика Е.А.Климова, по которой тип профессии определяется предметом, целью, условиями и орудиями труда. В связи с этим, существует пять основных типов профессий [1]

                               По предмету труда профессии делятся:

     «Человек-человек».   Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются люди.

     Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

•защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

     «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

      Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

• технические объекты (машины, механизмы);

• материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

      Психологические требования профессий «человек-техника»: хорошая координация движений; точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;  развитое техническое и творческое мышление и воображение; умение переключать и концентрировать внимание; наблюдательность.

     «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

      Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

     Психологические требования профессий «человек-знаковая система»: хорошая оперативная и механическая память; способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распределение и переключение внимания; точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение; логическое мышление.

«Человек-художественный образ». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

• художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

     Психологические требования профессий «человек-художественный образ»: художественные способности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;  знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

      «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

• животные, условия их роста, жизни;

• растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

      Психологические требования профессий «человек-природа»: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, терпение, настойчивость, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях и т.п.

     ИГРА:  На этом этапе для закрепления полученного  материала учащимся предлагается игра: «Определи сферу профессии». Ученики делятся на команды по 4 человека, каждая команда получает карточку с названиями профессий (4 профессии). Их задача определить, к какому типу  относятся предложенные профессии. Затем следует обсуждение результатов.

     Продолжим наш урок: Внутри каждого типа профессий выделяются классы в соответствии с целями труда: 

                              гностические (распознать, определить),

преобразующие (обработать, обслужить)

                              изыскательские (изобрести, придумать).

Для примера  того, как профессии делятся на классы, учащимся предлагается ознакомиться с таблицей  (для удобства показать таблицу на экране). [7]

Тип профессии по предмету труда.

Гностические (распознать, определить).

Преобразующие (обработать, обслужить).

Изыскательские (изобрести, придумать).

Человек - природа.

Ботаник

Ветеринар.

Биоинженер.

Человек - техника.

Наладчик станков с ЧПУ.

Водитель, слесарь.

Изобретатель, Инженер.

Человек - знаковая система.

Графолог.

Архивариус, библиотекарь.

Программист.

Человек -художественный образ.

Литературный критик.

Актёр.

Художник, дизайнер.

Человек - человек.

Психолог.

Учитель, врач.

Режиссёр.

               По признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;

2) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и    т. п.

По условиям  труда профессии делятся:

1) работа в помещении с обычным бытовым микроклиматом (Б) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;

2) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ

3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожар

4) работа в условиях повышенной моральной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.

     Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно, и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности. [2]

     На этом этапе ребятам предлагается пройти тест Е.А. Климова  «ДДО» (инструкция дана в приложении). Ответы учащиеся заносят в полученные бланки.

                                           Подведение итогов


   
В заключении хочу вас спросить, понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вы сегодня узнали? Как эти знания вам пригодятся в будущем?

                                 (Учащиеся отвечают на вопросы).

      Сегодня вы получили представление о том, что такое профессия, об их классификациях, о правилах выбора профессии. На следующем занятии мы продолжим диагностику склонностей к профессии с учетом цели труда. 

                                   Список использованных источников

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 304 с.
  2. Кожина О.А, Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. 8 кл.:-  М.:Дрофа, 2014-253
  3. Ожегов С.И. http://slovarozhegova.ru/ 
  4. Ушаков Д.Н.http://ushakovdictionary.ru/
  5. https://businessman.ru
  6. https://infourok.ru/
  7. https://studfiles.net/preview/3965365/ 

                                                                                                                                           ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика «Дифференциально-диагностический опросник»

(ДДО) Е.А.Климова

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности Вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами а и б, раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое привлекательно для Вас. Можно поставить два знака «+», что отражает еще большую привлекательность данного вида деятельности. Если же оцениваемая работа очень нравится Вам — поставьте три знака «+». Знаком «—» отметьте занятие, которое Вам не нравится. И в этом случае можно ставить два знака « —», а если вид деятельности очень не нравится —то три знака « —».

Название типов профессий по столбцам:

I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

II. «Человек-техника» – все технические профессии.

III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Фамилия ______________________________ Дата_______________

I

II

III

IV

V

 

 

 

 

 

 

 

10а

 

 

10б

 

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Участвовать в оформлении книг, плакатов,  журналов

или

3б. Следить за состоянием и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Содержать животных

или

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

или

15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)

                   Карточки для игры: «Определи сферу профессии»

Фармацевт

Мультипликатор

Строитель

Астроном

Сварщик

Аниматор

Риэлтор

Картограф

Стюардесса

Судья

Логопед

Директор школы

Стилист

Менеджер

Кассир

Инженер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...