Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
статья по технологии

Ирина Геннадьевна Гараева

Эффективность, системность и комплексность работы по профессиональному самоопределению возможна только при взаимодействии педагогов, родителей, учащихся.. Одним из важнейших составляющих компонентов профориентационной работы является социальное партнерство с предприятиями и организациями города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Гараева Ирина Геннадьевна – учитель трудового обучения МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида г. Арзамаса

Миссия специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – подготовка обучающихся к самостоятельной и полноценной жизни в обществе, которая возможна лишь при владении профессией. Работу по профессиональному самоопределению в школе нужно организовать так, чтобы обучающиеся смогли приспособиться в будущем к реальной трудовой деятельности, овладев одной или несколькими доступными профессиями, смогли успешно адаптироваться в современной жизни.

Добиться положительных результатов в этом направлении возможно только при систематической целенаправленной работе со школьниками; выявлении их реальных интересов и способностей, отвечающих как их личным склонностям и потенциальным возможностям, так и потребностям городского рынка труда, общества в целом.

Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности школы выступает профориентационная работа, которая пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется как в урочное, так и во внеурочное  время. Система работы по профориентации создана на основе многолетнего опыта учителей технологии и специалистов школы, в соответствии с программы. Сама система мобильна, изменяется и дополняется в соответствии с потребностями детей и запросами рынка труда.

Организация профориентационной работы осуществляется по следующей схеме:

Урочная деятельность

  • нетрадиционные формы проведения уроков;
  • недели технологии;
  • дифференцированное обучение;
  • смежные профессии;
  • 10 класс с углубленной трудовой подготовкой

Внеурочная деятельность

  • профессиональные пробы;
  • летняя трудовая практика;
  • кружки;
  • КТД;
  • мастер – классы;
  • выставки городского и областного уровня.

Система профориентационной работы

 в МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида г. Арзамаса

Социальные партнеры

  • градообразующие предприятия, заводы, фабрики;
  • отделения РЖД;
  • медицинские и дошкольные учреждения;
  • предприятия и службы быта, торговли;
  • строительные объекты;
  • ЦЗН;
  • ПУ-№ 68

Взаимодействие со специалистами школы

  • администрация;
  • учителя технологии;
  • классные руководители;
  • социальный педагог;
  • медицинский работник;
  • педагог - психолог;
  • родители

 

Эффективность, системность и комплексность работы по профессиональному самоопределению возможна только при взаимодействии всех представленных выше блоков. Одним из важнейших составляющих компонентов работы является социальное партнерство с предприятиями и организациями города.

Центр занятости населения

Медицинские и дошкольные учреждения

Мебельное производство

Арзамасский приборостроительный завод

Социальные партнеры

Швейная

фабрика

Ремонтное локомотивное депо

Строящийся объект

Профессиональ-ное училище

 № 68

Социальное партнерство, в первую очередь, – это средство для развития социальной компетентности обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, призванное решать так же определённые трудности их социальной адаптации.

Наша задача – не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению адекватному их способностям. Поэтому привлечение широкого круга социальных партнеров, представителей различных предприятий и учреждений имеет большое значение для  создания более разноплановой информационной среды.

В текущем учебном году взаимодействие с социальным партнерами  осуществлялось в форме  проекта по профориентации «Дорога, которую ты выбираешь».

Цель проекта: Создание условий для формирования профессионального самоопределения обучающихся коррекционной школы VIII вида  адекватного их психофизическим возможностям.

Ведущей формой социального партнерства, а на ряду с ним и формой наглядного ознакомления воспитанников с производством, явилось проведение разнообразных экскурсий. Основные цели экскурсий на предприятия – познакомить обучающихся с условиями, характером работы, с историей и перспективами развития, профессиями, специальностями, оборудованием, на котором работают специалисты.

Реализация социальных партнерских связей

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Экскурсия МБДОУ № 50 «Золотая рыбка».

Экскурсия на строящийся объект.

Экскурсия в локомотивное ремонтное депо РЖД.

Экскурсия в Центральную городскую больницу с посещением  отдела кадров.

Экскурсия на мебельное производство.

Экскурсия на швейную фабрику с посещением отдела кадров.

Экскурсия в Центр занятости населения.

Экскурсия на Арзамасский приборостроительный завод с посещением  отдела кадров.

9 -10

9

10

9-10

9

8-10

9-10

9-10

Посещение отдела кадров дает возможность обучающимся получать объективную информацию о возможности трудоустройства на данном предприятии, предоставлении и заполнении необходимых документов, а также задать интересующие их вопросы.

Социальное партнерство, реализованное в форме совместных мероприятий, помогает воспитанникам лучше ориентироваться на городском рынке труда.

Подробнее остановимся на экскурсии в Центр занятости населения, которая предоставляет своевременную и необходимую помощь для  обучающихся 9-10 классов. Специалисты центра не только проводят обзорную экскурсию, дают информацию о рабочих местах, обучают заполнению необходимых документов, приглашают принять участие в мероприятии "Ярмарка вакансий", но и проводят анкетирование, составляют банк данных на каждого выпускника. Педагог-психолог тестирует детей, выявляя уровень сформированности представлений старшеклассников о возможностях трудоустройства. Результаты тестов обсуждаются на родительском собрании и помогают классным руководителям и учителям технологии наметить план работы по профессиональному самоопределению обучающихся.

Особое место в системе социального партнерства занимает тесное сотрудничество школы с педагогическим коллективом Профессионального училища № 68, где обучается большинство выпускников  школы. Педагоги посещают практические занятия, беседуют с мастерами производственного обучения, социальным педагогом с целью выяснения уровня адаптации, а обучающиеся старших классов знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учебы, труда, отдыха. В свою очередь педагоги ПУ № 68 так же являются частыми гостями школы: посещают школьные родительские собрания, круглые столы, методические встречи, мастер - классы.

Новизна обстановки при проведении экскурсий дает большую информационную нагрузку. В связи с психофизическими особенностями, дети с ОВЗ с трудом усваивают такой большой объем полученной информации.  Поэтому и ведение тетради по профориентации, в которую дети заносят наиболее важные моменты экскурсии, и проведение обобщающих занятий, на которых обучающиеся детально разбирают, анализируют полученную информацию, имеют для них огромное значение.

Информационное сопровождение проекта.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Вводное и итоговое тестирование «Характер  профессионального самоопределения».

Обзор книжной выставки «Профессии от «А» до «Я».

Оформление тетради по профориентации.

Тренинг «Как составить резюме».

Просмотр видеосюжетов «Как устроиться на работу».

Комбинированный урок «Дресс – код при устройстве на работу»

Деловая игра «Я составляю бизнес-план»

Мастер-класс «Я б в рабочие пошёл»

(выпускники - учащиеся ПУ-68, ученики школы)

Профминутка «Моё первое резюме»

Урок – практикум  по обществознанию «Мой выбор»

Деловая игра «Культура поведения при устройстве на работу»

Итоговое занятие «Где найти  работу»

Выпуск газеты по итогам проекта

Создание видеофильма «Дорога, которую ты выбираешь»

Разработка макета стенда по профориентации

9 -10

9 -10

9 – 10

9-10

9-10

9-10

9-10

9-10

9-10

9-10

9 -10

9-10

10

9-10

9-10

Разнообразные формы проведения занятий, уроков, тренингов, использование ИКТ, просмотр и обсуждение видеосюжетов значительно повысило уровень усвоения материала и познавательной активности  обучающихся.

Вводное и итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения», проведенное педагогом-психологом показало положительную динамику качественных и количественных показателей профессионального самоопределения обучающихся 9-10 классов, что свидетельствует об эффективности реализованного проекта.

         Результаты проектной деятельности и фотоотчет были использованы при  оформлении стационарного стенда по профориентации, видеоотчет был показан на общешкольном родительском собрании.

Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении обучающихся. И мы надеемся, что реализация нашего проекта сыграет в этом немаловажную роль.

Литература

  1. Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007. - № 10. - с. 228-229.
  2. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе. - Москва: Просвещение, 2007.
  3.  Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. - М., 2005.
  4.  Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе [текст] К.М. Турчинская. - К.: «Радянська школа», 1978. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

Социальное взаимодействие как способ повышения эффективности образования и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цель социального взаимодействия:  всестороннее повышение качества образования, расширение спектра образовательных услуг, развитие социализации и профориентации обучающихся за счет привлечени...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики»

Квалификационная работа посвящена одной из актуальных проблем специального (коррекционного) образования – социально-трудовой адаптации учащихся с нарушениями в интеллектуальном  развитии, и...

«Подготовка к социально-трудовой адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в процессе изучения математики» (2)

В практической части работы рассмотрен современный концептуальный подход к созданию модели факультативного курса по математике: определена его целевая ориентация,  дидактические принципы и принци...