« Фартук с круглым вырезом. Снятие мерок для построения чертежа фартука»
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Курьянова Светлана Алексеевна

Цели занятия:

   Образовательные – ознакомить учащихся с видами одежды, с историей фартука, с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения.

   Развивающие – развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека.

   Воспитательные – формировать у учащихся точность, внимательность, аккуратность; умение работать в малых группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

с. Ванновского

Открытый урок по швейному делу в 6 классе

по теме: « Фартук с круглым вырезом. Снятие мерок для построения чертежа фартука»

hello_html_m7079d458.png

                Подготовила учитель ПТО: Курьянова С.А.

Тема занятия: « Фартук с круглым вырезом. Снятие мерок для построения чертежа фартука».

Цели занятия:

   Образовательные – ознакомить учащихся с видами одежды, с историей фартука, с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуры человека; показать необходимость учета особенностей телосложения.

   Развивающие – развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека.

   Воспитательные – формировать у учащихся точность, внимательность, аккуратность; умение работать в малых группах.

Ход занятия:

Слайд 1

Организационная часть.

- Приветствие;

- Проверка явки и готовности к уроку;

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

Встало солнышко давно, 
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
ПТО у нас сейчас.

Девочки так как вы будущие швеи и должны знать , что любой труд должен оплачиваться. Сегодня на уроке ваши ответы будут оцениваться в рублях за полный ответ вы получаете 100 рублей, за неполный ответ 50 рублей.

- Проверка знаний по пройденной теме:

Ответьте на вопросы:

Слайд 2

  1. Дайте определение понятию ткань (материал, выработанный путём переплетения нитей)

Слайд 3

  1. Как называются нити, идущие вдоль кромки? (нити основы)

Слайд 4

  1. Как называется переплетение нитей основы и утка? ( ткацкое переплетение)

Слайд 5

  1. Какой вид переплетения вы знаете ( полотняное)

Слайд 6

  1. На какие группы делятся текстильные волокна(натуральные и химические)

Теоретический этап

1.        Актуализация знаний ( вводная часть)

 В начале нашего урока мне хочется предложить вам послушать небольшой рассказ Софьи Абрамовны  Могилевской « Две хозяйки». Думаю, что послушав его, вы без труда назовете « главного героя» сегодняшнего урока.

                             

Как–то сошлись две хозяйки. Одна и говорит:

- Ох, устала!

- Как не устать, раз обед готовила, - говорит другая.  – Небось оладьи жарила?

- Оладьи. А ты откуда знаешь?

- И клюквенный кисель варила?

- Что верно, то верно! Вкусный получился.

- А борщ-то  томатом заправляла?

-Да ты откуда такая догадливая?

-Как не догадаться: на твоем платье вся готовка видна.

Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда – где пятна от муки, где брызги от раздавленной клюквы, а где следы от томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:

- Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких! Вот погляжу, какова ты будешь, когда с обедом управишься.

- Уже управилась! Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.

Так кто же он – « герой» нашего урока?

Конечно же, фартук.

Слайд 7

И так тема нашего урока « Фартук с круглым вырезом. Снятие мерок для построения чертежа фартука».

Сегодня мы на уроке познакомимся с историей фартука

Научимся правильно снимать мерки

Эти умения вам пригодятся, когда вы будите работать по специальности: швея, кастелянша.

Сообщение познавательных сведений

Слайд 8
История фартука

Фартук известен с Древнего Египта в виде примитивной драпировки, которую мужчины, стоящие на государственной службе, прикрепляли к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных (связанных) тростниковых стеблей.
Слайд 9

 В далеком прошлом, в России фартук считался не просто предметом одежды для женщин, но даже неким украшением. Девушки на выданье носили белые фартуки с красивым орнаментом и различными украшениями. Фартук считался истинным символом плодородия, его использовали в различных церемониях и носили все представительницы слабого пола. Во время отпуска и выходных мамы носили своих маленьких детей, завернутыми в фартук, — это считалось хорошей приметой и пожеланием долгой и счастливой жизни.

Функционально фартуки различают:

Слайд 10
-кухонный фартук

Слайд 11

-фартук домохозяйки

Слайд 12

-фартук повара

Слайд 13

-фартук официанта

Слайд 14

-фартук парикмахера

Слайд 15

-фартук кузнеца

Демонстрация образца фартука

Вопросы учащимся

-Всем ли девочкам этот фартук будет по размеру? Аргументируйте свой ответы(нет, так как у всех разные телосложение и размер одежды).

-Зачем подбирать одежду по размеру? (для удобства, практичности и красоты).

-Что используют для раскроя одежды по размеру? (выкройку).
-Что необходимо сделать для того, чтобы правильно выполнить выкройку? (снять мерки).

-Какие ткани лучше всего подойдут для пошива фартука(х/б и льняные).

-Что нужно сделать для построения чертежа(измерить фигуру человека).

-Как вы думаете, чему вы должны научиться сегодня на уроке?(снимать мерки)

Физминутка Слайд 16

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парту все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до 5 считаем. Открываем поморгаем. И работать продолжаем.

На столах у вас лежат инструменты и приспособления, необходимые для снятия мерок

Какие инструменты и приспособления вы видите на своих столах?

Сантиметровая лента, шнурок, ручка, таблица для записи мерок

Для чего нужен шнурок?

Пояснение учителя: «Шнурок нужен, чтобы отметить линию талии, это самое узкое место, это основная линия, от которой снимают большинство основных мерок.

Для чего нужна сантиметровая лента?

- сантиметровой лентой измеряют фигуру;

Для чего нужна ручка и таблица?

Чтобы записать полученные данные.

Что изображено на слайде? Слайд 17

На слайде изображена фигура девочки, разделенная на линии

Для чего нарисованы все эти линии?

Это линии, по которым снимают мерки

Описание ситуации: «Представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит девочка»

Когда девочка выходит постепенно из озера, вода находиться на определенном уровне/линии фигуры

Введем названия основных линий: «линия груди», «линия талии», «линия бедер», «линия колен».

Как будет называться линия, когда девочка вышла из воды до передних углов подмышечных впадин?

Это линия груди

Как будет называться линия, когда вода дошла до самого узкого места фигуры?

Это линия талии

Как будет называться линия, когда вода опустилась на 12-14 см ниже линии талии?

Это линия бедер

Как будет называться линия, когда вода дошла до уровня середины колена?

Это линия колен

Сейчас мне понадобятся две помощницы.

(выходят две ученицы)

Одна из вас должна показать на другой основные горизонтальные линии тела СЛОВАРНАЯ РАБОТА (конструктивные линии): «линия «шеи», «линия груди», «линия талии», «линия бёдер»,  «линия колен».

Учитель

Основные правила снятия мерок:

1.Сантиметровую ленту нужно держать в левой руке, взяв её конец с начальным делением, а правой обмерять фигуру.

2. Мерки снимаются, начиная сверху, по правой стороне.

3. Сначала измеряются полуобхваты, т.к. чертёж строится на одну половину фигуры.

4. Записываются мерки в той же последовательности, в которой они снимались.

5. Измеряемый человек должен стоять прямо, без напряжения.

6. Ленту нельзя натягивать или ослаблять.

Вопросы учащимся

  1. Как правильно будет называться мерка, снятая по линии талии(полуобхват талии)
  2. Как правильно будет называться мерка, снятая по линии бёдер(полуобхват бёдер)
  3. Как правильно будет называться мерка, снятая от талии до линии колена(длина фартука)

Учитель Слайд 18

В швейном деле существуют краткие записи мерок, давайте рассмотрим таблицу

Мерки для построения чертежа фартука

№ п/п

Название мерок

Обозначение мерок

Назначение мерок

Мерки на себя, см.

1

Полуобхват груди

Сг

Определение размера изделия

2

Полуобхват талии

Ст

Определение длины пояса

3

Полуобхват бёдер

Сб

Определение ширины нижней части фартука

4

Длина нагрудника

Дн

Определение длины нагрудника

5

Длина нижней части фартука

Днч

Определение длины нижней части фартука

Профессия «Закройщик»

Закройщик занимается раскроем материалов для пошива одежды из ткани. Именно закройщик первым общается с заказчиком, помогает ему выбрать фасон изделия и материал для его изготовления. Далее он снимает мерки, делает зарисовку и раскраивает ткань, после чего передает заготовки в работу швее (портному).

Практическая работа  
Задание

Игра «Ателье»: работа в группах по два человека(закройщик, клиент) .

Занести свои данные, полученные при снятии мерок в таблицу ручкой.

Заключительный этап

Вопросы для закрепления

  1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  2. Расскажите о правилах снятия мерок
  3. Какие мерки   вам понадобятся для построения чертежа фартука?
  4. Что вы научились делать сегодня на уроке?

Рефлексия

  1. Мне понравилось…
  2. У меня возникли трудности с …
  3. Я научилась

Выставление оценок

Источники используемых ресурсов

  1. Мирский С. Л., Методика профессионально- трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е издание., перераб. – М.: Просвещение, 1988.
  2.  Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г., Технология швейное дело.: Просвещение, 2006.

https://infourok.ru/konspekt-uroka-tehnologii-shveynoe-delo-na-temu-fartuk-s-nagrudnikom-klass-2806055.html

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2018/03/13/konspekt-uroka-po-shveynomu-delu-na-temu-fartuk

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-tehnologii-fartuk-s-nagrudnikom-fasoni-tkani-dlya-poshiva-nazvaniya-detaley-konturnih-srezov-4009246.html

https://pedsovet.su/load/214-1-0-5137


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат с. Ванновского Автор: Курьянова Светлана Алексеевна Учитель-дефектолог первой категории, учитель профессионально-трудового обучения « Фартук с круглым вырезом. Снятие мерок для построения чертежа фартука»

Слайд 2

02.12.19г.

Слайд 3

Дайте определение понятию ткань?

Слайд 4

Как называются нити, идущие вдоль кромки?

Слайд 5

Как называется переплетение нитей основы и утка?

Слайд 6

Какой вид переплетения вы знаете?

Слайд 7

Текстильные волокна На какие группы делятся текстильные волокна? Натуральные Химические

Слайд 8

02.12.19г. Тема: « Фартук с круглым вырезом. Снятие мерок для построения чертежа».

Слайд 11

Кухонный фартук

Слайд 12

Фартук домохозяйки

Слайд 13

Фартук повара

Слайд 14

Фартук официанта

Слайд 15

Фартук парикмахера

Слайд 16

Фартук кузнеца

Слайд 17

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парту все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до 5 считаем. Открываем поморгаем. И работать продолжаем. Физминутка

Слайд 19

№ п/п Название мерок Обозначение мерок Назначение мерок Мерки на себя, см. 1 Полуобхват груди Сг Определение размера изделия 2 Полуобхват талии Ст Определение длины пояса 3 Полуобхват бёдер Сб Определение ширины нижней части фартука 4 Длина нагрудника Дн Определение длины нагрудника 5 Длина нижней части фартука Днч Определение длины нижней части фартука Мерки для построения чертежа фартука

Слайд 21

https:// infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-na-temu-fartuk-5-klass-4068951.html https:// multiurok.ru/files/prezentatsiia-proekta-fartuk.html https:// infourok.ru/material.html?mid=109281 https:// uchitelya.com/tehnologiya/78252-prezentaciya-fartuk-5-klass.html Интернет- ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снятие мерок для построения чертежа фартука

Презентация темы урока "Снятие мерок для фартука" для 5 классса содержит наглядный материал по данному уроку...

" Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Презентация  для урока в 5 классе...

Снятие мерок для построения чертежа фартука

Урок -практикум «Снятие мерок для  построения чертежа фартука». 5 класс 1. Орг. Момент. 2. Проверка  раннее изученного. (практическая работа.)3.Переход к изучению новой темы....

Презентация к уроку технологии на тему "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Цели урока:1.Изучить правила снятия мерок;2.Сформировать навыки по измерению фигуры человека (снятие мерок);3.Развивать у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигур...

Класс: 5 Раздел: «Конструирование швейных изделий». Тема: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»

План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся  на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Це...

Конспект урока для 5 класса:"Снятие мерок для построения чертежа фартука"

Урок дает возможность получить знания о построении чертежа фартука. Конспект урока сопровождается презентацией....

урок технологии 5 класс "Снятие мерок для построения чертежа фартука"

урок для 5 класса. Использовани системно-деятельностный подход...