Технология - планы минпросвещения на ближайшее будущее
статья по технологии

Балабан Вадим Николаевич

"Технология" в основной школе. 

В планах минпросвещения - создать к 2024 году сто центров опережающей профподготовки и 5 тысяч супермастерских. В каждом крупном городе откроется детский "Кванториум". Всего - 245 технопарков.

Российская газета - Федеральный выпуск № 48(7806) от 04.03.2019г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_tehnologii_na_publikatsiyu.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

 «- Мы не только строим современные новые школы, но и улучшаем образовательные технологии, улучшаем всю инфраструктуру школы, ее содержание. У нас почти полностью обновляется содержание предмета "Технология". Появляется направление, которое позволит детям знакомиться с высокотехнологичными системами. Но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. При этом благодаря возможностям сотрудничества с передовыми технологическими компаниями в сфере образования российская школа может получить то, что нам так необходимо - цифровые классы, современные образовательные наработки... Я думаю, что общими усилиями мы добьемся результатов, а результаты у нас главные - повышение качества образования». (Ольга Васильева, министр просвещения)

В рамках нацпроекта «Образование» на «Современную школу» планируется потратить 253 млрд рублей. Более 70 процентов школьников должны быть вовлечены в систему профориентации и наставничества. И ее центральным звеном станет именно предмет «Технология».

В планах минпросвещения - создать к 2024 году сто центров опережающей профподготовки и 5 тысяч супермастерских. В каждом крупном городе откроется детский "Кванториум". Всего - 245 технопарков, где школьники будут осваивать инженерные знания в режиме нон-стоп: паять первую плату, изучать цифровую печать... Где будет разное оборудование: от компьютеров до вибростендов. Где занятия будут идти по направлениям-квантумам: робо, космо, нано, био, IT и другим.

Хочешь стать дизайнером мебели? Молоток и гвозди - в сторону. Проведи расчеты, выбери материал. Пластик? Детали напечатает 3D-принтер. Дерево? Задаешь параметры для станка с числовым программным управлением - и вперед к табуретке!

Так школьники познакомятся с промышленным дизайном, технологиями цифрового моделирования и производства, нанотехнологиями, робототехникой, электротехникой и электроэнергетикой, биотехнологиями, обработкой пищевых продуктов, "умным домом" и "интернетом вещей"... Причем уроки будут проходить и в школе, и на базе колледжей, техникумов, детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества. Даже традиционные учебно-производственные комбинаты могут вернуться. Но в современном варианте.

Обо всех этих планах рассказывает Российская газета в выпуске от 04.03.2019г.   (Российская газета - Федеральный выпуск № 48(7806))

Задумка вроде бы неплохая и планы грандиозные. Однако, давайте попробуем более детально разобраться в этих планах. То есть нам говорят, что работа с бумагой, тканью, природными материалами останется только в начальной школе (1-4 класс). Дальше обязательно добавляются основы программирования, благодаря которым можно будет на автоматизированном оборудовании изготовить практически любое изделие. Действительно, современное оборудование позволяет исключить человека практически из всех технологических этапов производства. Но невозможно стать полноценным изобретателем, художником, конструктором пока вживую не почувствуешь сопротивление материала.

Кроме того, нам говорят, что «Урок технологии – это урок о будущей профессии, а не про то, что ты можешь делать дома». Но разве определенные навыки и умения не должны развиваться для их практического применения в быту, в хозяйственной деятельности? Да и 3D-принтеры, и станочное оборудование с числовым программным управлением далеко не скоро появятся во всех школах, не говоря о домашних хозяйствах. Так стоит ли прямо наотрез отказываться от молотка, гвоздей, ниток и иголок.

Ведь относительно недавно была утверждена концепция, которая устраивала все стороны, где Технология определяется как совокупность процессов, знаний и умений, а также навыков по производству материальных и духовных ценностей. Технология в школе рассматривается как учебно-трудовая, преобразующая деятельность учащихся на научной основе, наука о способах обработки различных материалов. Технология рассматривается по сферам производственной деятельности и может охватывать для учащихся 1-4 классов ручной труд; для 5-7 классов - ручной механизированный труд; для 8-9 классов станочный труд и профессиональное самоопределение; для 10-11 классов - творческий труд, заканчивающийся изготовлением изделий по индивидуальным проектам

В этой концепции технология, как наука о преобразовании материи, энергии, информации по замыслам человека, определяет следующие задачи для школы: формирование технологической культуры; развитие творческих способностей; овладение умениями и навыками обработки материалов; формирование политехнических знаний и умений; воспитание трудолюбия как важнейшей нравственной ценности человека. В этом подходе Симоненко В.Д. определяет концепцию «Технологии» как предметной области, способствующей решению следующих задач: политехнического образования; развития творческого мышления учащихся; воспитания школьников; формирования предприимчивости, деловитости, экономности; физического развития и здорового образа жизни; расширения гуманитарного кругозора; гуманизации образования; подготовки учащихся к профессиональному самоопределению; осуществления образования на разносторонней научной основе.

Также не стоит не игнорировать такой фактор – как возраст учащихся. Пятиклассники и шестиклассники, в своем возрасте (12-13 лет), еще не задумываются о выборе профессии, для них это еще далекое будущее (это с точки зрения взрослого человека 3- 5 лет пролетят незаметно, а сточки зрения пятиклассника – он только на половине пути школьного образования).  На мой взгляд, после начальной школы ребят нужно продолжить знакомить с различными технологическими операциями, которые он может выполнять своими руками с использованием ручного механизированного инструмента, затем постепенно знакомить с различным школьным оборудованием и приемам работы на данном оборудовании. Ведь для того чтобы понять насколько привлекательна та или иная профессия, нужно сформировать определенные умения выполнения соответствующей работы по данному профилю, а для этого нужно добиться определенного результата, потому, как только удовлетворенность результатами своей работы может привлечь внимание к данному виду производственной деятельности. Кроме того, эти навыки будут отнюдь не бесполезными также и при ведении хозяйственной деятельности в быту, - это как раз то, чего хотели бы видеть родители – умение забить гвоздь, выпилить и изготовить шкатулку, пришить пуговицу, или построить выкройку. А вот с седьмого, или даже с восьмого класса можно ребят возить и на экскурсии, чтобы они могли сравнить как изделия, которые они совсем недавно делали своими руками, на школьном оборудовании, можно выполнить уже на более современном оборудовании (с ЧПУ) – чтоб было с чем сравнивать. Вот тогда и интерес к профессиям будет уже формироваться не на пустом месте.

Новые школы оснащают соответствующим оборудованием (хотя все равно остается открытым вопрос - где брать материалы для проведения занятий). А как быть школам, которые давно «похоронили» свои мастерские? Оборудование, даже если и осталось с советских времен, может быть использовано разве что в качестве макетов. Здесь, я думаю, нужно быть последовательными, сначала переоборудовать все школы под новые условия, и утвержденную концепцию предмета «Технология», решить вопрос с материалами, а уж потом переходить к строительству упомянутых супермастерских и технопарков. Кроме того, нужно уже сейчас продумывать логистику посещения этих центров, чтобы школьники за время своего обучения могли охватить максимально возможное число различных направлений производственной деятельности для знакомства и дальнейшего самоопределения в выборе будущей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие «Роботы в ближайшем будущем»

Занятие проводилось в рамках Дня науки.Цель урока: познакомить с достижениями робототехники, воспитывать любознательность.Оборудование:1)      Книга К.Булычев «Гостья из будущ...

Коммуникативный урок в 6 классе по теме "Планы моей семьи на будущее", грамматическая тема "Будущие времена"

Коммуникативный метод обучения английскому языку         Каждый день во внеурочное время я разрабатываю планы уроков, дополняю или меняю что - то в уже готовых,...

технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Планы на ближайшее будущее"

Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС и рекомендована для подготовки к урокам по УМК М.З. Биболетовой...

Ближайшее будущее книги.

Ода книге Книги бывают разные:Электронные и бумажные,Иллюстрированные и многотомные,Зачитанные и нетронутые.Историю веков хранимые,Умным людям необходимые,Малышам и взрослым подаренные,Из рук в руки п...

Презентация "Ближайшее будущее время" (Le futur proche).

Презентация составлена на основе материалов УМК "Rencontres" Селивановой Н.А. (первый год обучения). Содержит задания по теме "Le futur proche" и ответы к ним....

тест по французскому языку "Ближайшее будущее и ближайшее прошедшее

Данный тест по грамматике французского языка может быть использован как в 5 классе, так и в 6 классе в качестве повторения материала по бижайшему будущему и ближайшему прошедшему временам....