План-конспект урока-мастерской «Мозаичные работы»
методическая разработка по технологии

Формирование знаний у учащихся о мозаике, с наследием великого учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова в области художественного мозаичного творчества научить приёмам работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Барки»

Балашовского района Саратовской области

План-конспект

урока-мастерской

«Мозаичные работы»

( образовательная область «Технология»)


Цели урока:

образовательная – формирование знаний у учащихся о мозаике, с наследием великого учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова в области художественного мозаичного творчества научить приёмам работы;

развивающая – развитие познавательного интереса, фантазии и творческого подхода к выполнению работы;

воспитательная – воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с основными приёмами изготовления мозаики.
  2. Показать приёмы работы.
  3. Провести практическую работу по созданию собственной мозаичной работы.

Тип урока: изучение нового материала.

 Вид урока: комбинированный

 Форма проведения: фронтальная, парная.

Межпредметные связи: русский язык, история, ИЗО.

Оборудование:

для учителя: компьютер с мультимедийным проектором, мультимедийная презентация «Мозаика в наследии М.В. Ломоносова»;

для учащихся: компьютеры, толковые словари русского языка В.И. Даля, С.И. Ожегова, основа под мозаику из фанеры с рамкой (20*20), кусочки кафельной плитки (однотонной, цветной, расписной),  клей для укладки керамической плитки, затирка для плиточных швов, шпатель, пинцет, лоскут мягкой ткани, поролоновый валик или губка, ёмкость с чистой водой, перчатки. 

Наглядные пособия (зрительный ряд): образцы мозаичных работ, выполненных из различных материалов, технологическая карта, декоративные панно из кусочков кафельной плитки.

Литература и другие информационные источники:

  1. Окунь А.А. Урок? Мастерская? Или… - СПб.: Просвещение, 2001.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998.
  3. http://ru.wikapedia/org/wiki/
  4. http://lomonosov.name
  5. http: www.itaka.spb.ru
  6. http: www.chaltlib.ru
  7. http://qeliopolis.ru

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный этап

Контроль за готовностью к уроку. Проверка количества присутствующих учащихся

Подготовка тетрадей, инструментов, приспособлений, рабочей формы

II. Актуализация знаний учащихся

Слайды 1, 2

Здравствуйте! Сегодня наш урок я предлагаю посвятить великому русскому учёному-энциклопедисту М.В. Ломоносову. Вы имеете хорошую возможность продемонстрировать свои знания об отделочных строительных работах. А я со своей стороны постараюсь пополнить ваши знания новыми. Сегодня на уроке мы сформулируем понятие мозаики, сформируем знания о видах и технологии её выполнения,  получим первые навыки в составлении орнамента. Я рекомендую быть внимательными во время занятия, чтобы в конце урока вы уверенно могли сказать себе: “Теперь я умею и знаю больше!”. 

- записывают тему урока

- Знакомятся с планом урока

III. Формирование новых знаний

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд  6

 Слайд  7 

Слайд  8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

IV.Физкультминутка

  1. Но прежде чем изучить новый материал давайте вспомним виды отделки поверхности, которые вы уже изучили, для этого попытаемся составить синквейны:

А)1. Штукатурка

2. Мокрая, сухая (простая, улучшенная, высококачественная, сухая, специальная, обычная, декоративная).

3. Намазывается, набрасывается, разравнивается.

4. Первый этап отделки. Выравнивает стены. Придается необходимая фактура.

5. Надежно.

В)1. Малярка

2. Водная, неводная (внутренняя, наружная; простая, высококачественная; защитная, декоративная).

3. Растушовывается, растамповывается, наносится (предохраняет, защищает)

4. Выполняет защитную функцию.

5. Отделка.

Итак, мы с вами повторили виды отделки и переходим к изучению нового материала

2. Объяснение новой темы.

 Когда слышите слово “мозаика”, какие у вас возникают ассоциации?

Перед вами находятся толковый словарь русского языка В.И. Даля и словарь русского языка С.И. Ожегова. А теперь откроем стр.187 (Даль) и стр.360 (Ожегов) и прочитаем, какое определение “мозаики” дают эти словари.

Мозаика — способ выполнения из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево) орнаментальных или сюжетных изображений. Мозаика используется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений. Давайте запишем определение в тетради. 

Мне бы очень хотелось сделать небольшую экскурсию в историческое прошлое мозаики нашей страны. История мозаики берет свое начало в Древней Греции. В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века. В эпоху поздней Римской империи мозаику можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. Известная с древности римская мозаика набиралась из бесчисленного множества разноцветных, но практически одинаковых по форме элементов, они подбирались вплотную почти бесшовно. В эпоху Возрождения мозаичные панно стали создавать, вырезая крупные куски камня по форме рисунка. Так появилась флорентийская мозаика, лучшие примеры которой можно встретить в оформлении интерьеров величайших дворцов Европы.  

Восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. Русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России. Этому великому человеку открылся мир искусства — мозаичное монументальное художество, древнее и, вместе с тем, вечно молодое, способное внести в жизнь красоту необычайной силы. Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.  В 1745г. канцлер М. И. Воронцов привёз из Рима несколько мозаичных картин. Эти мозаики отличались богатством оттенков, что напоминало масляную живопись. Ломоносов поставил перед собой задачу возродить в России это забытое искусство. Постройка в 1748г.  химической лаборатории позволила Ломоносову начать большие исследования по химии и технологии силикатов, а также по теории цветов. 6 мая 1753г. близ деревни Усть-Рудицы состоялась закладка фабрики. Возродив в России утраченное древнерусское искусство мозаики, Ломоносов одновременно создал и собственную технику мозаичного набора.
Сохранилась ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова. Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по исполнению. Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче.  Ломоносов не только сам отлично справляется с этой работой, но и набирает себе учеников, которых обучает мозаичному делу. В 1757 году из мозаичной мастерской Ломоносова вышли четыре портрета Петра Великого. Один из них Ломоносов поднес Сенату. Ломоносов хочет ввести это монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить величие его Родины, подвиги русского народа.  

Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым. Мастерской Ломоносова принадлежит ряд мозаичных портретов его современников:

П. И. Шувалова (1758),

Портрет Екатерины II (1763),

 великий князь Пётр Фёдорович

Александр Невский

Помимо больших мозаичных картин Ломоносов изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению не дошедшие до наших дней. Качество ломоносовских мозаик было очень высоким. Время это подтвердило.

 «Апостол Пётр» - одна из последних работ мастерской М.В. Ломоносова

Мозаичное панно "Полтавская баталия" — последняя работа, выполненная под руководством Ломоносова.

 За восемнадцать лет работы мозаичной мастерской Ломоносова в ней, согласно документам, было создано 40 мозаичных картин, из которых до нашего времени сохранились только 23 . Мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства. 

Вернемся из прошлого в настоящее.

Возврат к традициям прошлого весьма характерен для нашего времени. Вот и мозаика после временного забвения снова входит в моду.

Искусство мозаики, не только прекрасное, но и, как оказывается, вполне практичное дело. Поскольку использовать ее можно и в хрупких эксклюзивных витражах, и при экстерьерных работах. Мозаичные панно, столь похожие на древние, создаются с использованием принципиально других технологий и разнообразных материалов.

Какие материалы используют для изготовления мозаики. Мы сейчас узнаем.

Для дальнейшей работы я предлагаю вам разбиться в группы по 2 человека и самостоятельно изучить виды материалов, из которых выполняют мозаику, после изучения один представитель группы, делает минисообщение.

Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко используется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор). Стеклянная мозаика выпускается различной формы, размера, цветов и текстуры. На современном рынке этот вид мозаики можно встретить как традиционной формы в виде квадратных пластинок, так и, например, в виде прозрачных или матовых капель. Смальта -  цветное непрозрачное стекло, представленное чаще всего в форме квадратных пластинок. Как правило, нижняя сторона плиток смальты шероховатая, чтобы клей и затирка лучше держались, лицевая - гладкая или текстурированная, углы слегка скошены. Стеклянная мозаики  яркая, имеет разнообразие цветов и оттенков. Даже используя простой рисунок, при умелой подборке цветов и их комбинаций можно добиться эффектного результата.

Камень. Натуральный камень (гранит, оникс, мрамор и др.) с твердым своенравным характером превращается в руках мастеров в послушные кусочки мозаики, из которых можно выложить великолепные панно, напольные декоры, даже целые ковры. Разнообразие цветов и оттенков позволит создать как несложный узор, так и детальный портрет. Цвет природного материала и его структура неповторимы, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно "состарить" - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими.

Кафельная плитка - бывает разнообразных цветов, текстуры, может содержать множество узоров и иметь различные размеры. Преимуществом работы с кафельной плиткой является то, что при ее помощи можно создавать крупные цельные детали композиции. Кафельные плитки легкодоступны и сравнительно недороги, их можно приобрести в любом магазине или на строительном рынке. Интересные эффекты можно получить, используя осколки старых плиток, которые часто остаются в хозяйстве. А я добавлю: для изготовления мозаики можно использовать простейшие материалы – скорлупу, злаковые культуры, бумагу, полимеры и т.д. Образцы перед вами. Итак, сделаем небольшой вывод: выполнять мозаику можно из разнообразных материалов: смальты, керамики, природного камня, бумаги и т.п.

Упражнения выполняют стоя, для мышц спины, рук. Гимнастика для глаз.

- отвечают учителю

Памятка «Правила синквейна» (на доске)

1 строка – тема синквейна, 1 слово.

2 строка – 2 прилагательных, причастий, описывающих признаки и свойства темы.

3 строка – 3 глагола или деепричастия, описывающие характер действия

4 строка – личное отношение к теме.

5 строка – 1 слово, суть предмета.

-слушают, записывают

- отвечают учителю

- запись определения в тетради

- смотрят слайды

- готовят сообщения, используя сети Интернет

- сообщение 1-ой группы

- сообщение 2-ой  группы

- сообщение 3-й  группы

Выполняют упражнения

V. Закрепление полученных знаний

1. Что такое мозаика?

  1. Кому принадлежит заслуга в возрождении мозаики в России?
  2. Какие виды материалов используются для мозаики?
  3. Где применяется мозаика?

 

- Отвечают учителю

VI. Практическая работа

VII. Подведение  

итогов

1. Прежде чем приступить к практической работе, необходимо обозначить правила безопасности при выполнении мозаики.

2. По технологической карте «Технология изготовления мозаики» (Приложение1) вы должны самостоятельно выполнить панно, причем вы должны проявить намного фантазии и творчества, чтобы у вас они получились непохожие друг на друга.

Учитель проверяет соблюдение ТБ при работе, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.

1. Для подведения итогов занятия прошу высказать своё мнение:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Понятна ли вам технологическая последовательность выполнения мозаики?

- Что было наиболее трудным?

- Понадобятся ли вам знания и умения, приобретённые на этом уроке в дальнейшем?

Я вам предлагаю посмотреть ролик, где вы увидите применение мозаики в жизни человека (Приложение 2)

2.Человека творческого всегда переполняют чувства, эмоции, и я прошу вас выразить ваши эмоции и чувства в синквейне. Попробуйте сами написать это японское стихотворение, в котором вы должны выразить ваши чувства к сегодняшнему творческому процессу.

– А теперь попрошу вас прочитать то, что у вас получилось.

Вашу мозаику вы можете оформить как панно или подставку под горячее, можете подарить своим близким или друзьям, а с урока вы унесете самое главное – умение делать красивую  мозаику из остатков  керамической  плитки или осколков разбившейся посуды, и, я думаю,  хорошее эмоциональное настроение.

3. Выставление оценок по практическим работам

- ответы учащихся: 

• Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

• Не размахивать острыми предметами.

• Соблюдать осторожность при работе с кусочками плитки, использовать пинцет и перчатки

• Учащиеся должны быть внимательными и собранными.

• Расстояние от глаз до рабочей поверхности стола не менее 30 см.

• Пользоваться перчатками  избежание попадания осколков плитки в открытые участки тела.

• По окончании работы убрать тщательно своё рабочее место.

- выполняют практическую

 работу

Отвечают на вопросы

Просмотр ролика

Работа по написанию синквейна

Учащиеся читают синквейн)

VIII. Информация о домашнем задании

Выучить теоретический материал (по конспекту)

Записывают домашнее задание в дневники, убирают рабочие места.

                                                                                                         

                                                                 

                                               Приложение 1

Технологическая карта «Изготовление мозаики»

Последовательность

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

1.

Сделать эскиз мозаики

Лист АЛ и карандаш ММ

2.

 Нанести клей на поверхность основы  

Перчатки, шпатель, клей для укладки керамической плитки

3.

Приклеивать осколки плитки, используя различные их величины

Перчатки, пинцет, осколки плитки

4.

Затереть швы между осколками плитки

Затирка для плиточных швов, шпатель

5.

Снять излишки затирки

Емкость с водой, губка

6.

Протереть поверхность мозаики

Сухая  мягкая ткань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...