Открытый урок "Приспособления к швейным машинам. ПТБ труда".
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Логвинова Валентина Николаевна

Бытовые и промышленные швейные машины, кроме обычных машинных лапок, имеют различные приспособления, которые называют приспособлениями малой механизации.     Приспособления к швейным машинам позволяют повысить производительность труда, улучшить качество обработки изделий. С их помощью можно обметать петли, пришить пуговицы, подшить край потайными стежкам и, притачать тесьму-молнию, окантовать срез детали косой бейкой, вышивать.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Приспособления к швейной машине134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 02.03.2012 г.           Класс:  8              Предмет: швейное дело

Тема: «Приспособления к швейным машинам.  ПТБ труда».

Цель урока: научить обучаюхся,  различать приспособления

                        малой механизации и  работать с ними.

Задачи:

образовательная: ознакомить обучающихся  с приспособления малой механизации; повторить ПТБ  при работе на швейной машине;

развивающая: развивать предметно – действенное, наглядно-образное мышление;;

воспитательная: воспитывать интерес к профессии, трудовые качества личности.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения занятия:

 -   объяснительно - иллюстративный (рассказ, демонстрация),

-        репродуктивный (инструктаж; практическая работа, самостоятельная
работа);

Средства обучения:

предметно-натуральные объекты, наглядные пособия;

практические - трудовая деятельность;

эмоциональные - творческий интерес;

Оборудование и наглядности: учебник "Швейное дело" 8  класс; наглядные пособия (таблицы, инструкции для приспособлений малой механизации к швейным машинам); машина, нитки, ножницы,  хлопчатобумажный лоскут, линейка, мел.  

Объект труда: швейные машины, приспособления малой механизации                                   

Материально - техническое оснащение:

Оборудование ученических мастерских: ученические парты, стулья, инструменты и приспособления.

Технологическая карта: «Приспособления к швейной машине».

ТСО: компьютер, экран, проектор, СD – диск (урок составлен в программе Power Point )

Техника безопасности: «Правила техники безопасности при работе на швейной машине».

Литература для учителей:  методическое пособие  8 класс, дидактический материал

Литература для внеклассного  чтения учащихся: учебник «Швейное дело» 8 класс   

                                                     Ход урока:

  1. Организационная часть.
  • Подготовка учащихся к началу работы на уроке
  • Приветствие.
  • Проверка рабочей формы одежды.
  • Отметить отсутствующих.
  • Постановка целей и задач урока.

            (На сегодняшнем  уроке мы познакомимся с видами приспособлений к              швейной машине и их назначении; повторим ПТБ  при работе на швейной машине)

  1. Повторение ПТБ. Учащиеся повторяют правила техники безопасности при работе на швейной машине. Учитель задает вопросы:

  • Прежде чем приступить к изучению новой темы, я прошу вас вспомнить, какие ПТБ надо соблюдать при работе на швейной машине с электрическим  приводом?
  • Кто желает ответить?
  • Остальные внимательно слушают и дополняют ответ.

                            ПТБ  при работе на швейной машине

  1. Не наклоняться близко к движущимся частям машины, не держать пальцы рук близко к лапке, чтобы не проколоть их иглой.
  2. Заправляя нитки в иголку, снимать ногу с педали, чтобы не поранить руки при случайном нажатии на педаль.
  3. Смену иглы, чистку и смазывание машины производить после ее отключения от электросети.
  4. Если при прикосновении к корпусу машины чувствуется действие тока, немедленно прекратить работу и сообщить при этом учителю.
  5. Если чувствуете запах горелой резины, немедленно отключить машину от электросети.
  6. По окончании работы отключить машину от электросети.

  • Перечислите CГТ при работе на швейной машине?

                CГТ при работе на швейной машине.

  1. Перед началом работы необходимо убрать рабочее место.
  2. Подобрать волосы, подвернуть рукава, убрать аксессуары и украшения. 
  3. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. 
  4. После работы  привести швейную машину в порядок.
  1. Изложение нового материала.

- И так  девочки тема нашего урока: «Приспособления к швейным машинам»

-Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

- Как звучит тема нашего урока?

1. Рассказ учителя о приспособления к швейным машинам.

Бытовые и промышленные швейные машины, кроме обычных машинных лапок, имеют различные приспособления, которые называют приспособлениями малой механизации.     Приспособления к швейным машинам позволяют повысить производительность труда, улучшить качество обработки изделий. С их помощью можно обметать петли, пришить пуговицы, подшить край потайными стежкам и, притачать тесьму-молнию, окантовать срез детали косой бейкой, вышивать.   В промышленности выпускается большое количество разнообразных приспособлений. Приспособления малой механизации выпускаются и для бытовых швейных машин. В каждой швейной машине имеется комплект дополнительных лапок и приспособлений для выполнения различных строчек и швов.  К приспособлениям  относятся: ограничительная линейка, лапка для обметывания петель, лапка-запошиватель, лапка с направляющим бортиком, лапка-рубильник, лапка с направляющей линейкой, лапка для пришивания тесьмы-молнии, лапка для пришивания пуговиц.

2. Вопросы:

-Девочки, кто скажет, что называют приспособлениями  малой механизации.

3. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр. 7 и найдите это определение. Запишите его в тетрадь.

 - И так кто скажет, для чего применяют приспособления малой механизации для швейных машин?

 - На сегодняшнем уроке я вас познакомлю с несколькими видами приспособлений.

4.Расскази демонстрация приспособлений учителем

Лапка с направляющей линейкой, лапка для пришивания тесьмы-молнии.

Лапка с линейкой  используется при шитье, когда последующую строчку нужно делать параллельно предыдущей (рис.1). Таким способом можно прошивать ряды и квадраты одинаковой ширины, простегивать ватные изделия (для этого вату прокладывают между двумя слоями ткани и равномерно прошивают). При помощи этой лапки можно пришивать застежку- молнию.                                                                      

                                                                                     

                                                 Рис.1 Лапка с линейкой


        Лапка с линейкой состоит из лапки и линейки-направителя. Линейку-направитель можно приближать к лапке и отдалять от нее (максимальное расстояние до 30 мм) или совсем вынуть из стойки, например при пришивании застежки-молнии.
       Намечать линии на ткани, по которым должны пройти строчки, не требуется — лапка с направляющей линейкой обеспечивает параллельность строчек и равные расстояния между ними. Но нужно следить за тем, чтобы направляющая линейка скользила точно по предыдущей строчке.
     Если надо прострочить рисунок в виде клеток или ромбов, то, кроме продольных строчек, прострачиваются еще поперечные строчки.

Лапка для пришивания пуговиц

-Это приспособление поможет вам за короткий срок пришить большее количество пуговиц, чем вручную.

Применяется для пришивания плоских пуговиц, петель и крючков. Величина зигзага  должна соответствовать расстоянию между отверстиями. Пришивают пуговицу, петлю и крючок 6-8 стежками вращая маховик .вручную

Лапка - запошиватель.

 Применяется при стачивании срезов и настрачивании запошивочных швов в белье. Лапка - запошиватель шарнирная (рис.2). Ее левый рожок имеет отросток  с желобком для подгибания материала. Правый рожок является линейкой -           направителем.    

Рис. 2

5.Закрепление полученных знаний.

-Скажите, какая была цель нашего урока.

-С какими приспособлениями вы познакомились.

-Для чего они нам нужны.

6. Итог урока

- Скажите, пригодится ли вам в будущем какое - либо из представленных приспособлений.

- выставление оценок.

7. Домашнее задание:

стр 5-9

Правила техники безопасности

при работе с приспособлениями малой механизации.

Устанавливая приспособления малой механизации нужно соблюдать правила техники безопасности:

  1. Перед началом работы необходимо убрать рабочее место.
  2. Подобобрать волосы, подвернуть рукава, убрать аксессуары и украшения.
  3. Без разрешения учителя за швейную машину не садиться и не устанавливать приспособления малой механизации.
  4. Устанавливать и снимать приспособления  малой механизации, надо отверткой для лучшего закрепления его на лапкодержателе.
  5. Инструменты и приспособления нельзя оставлять на  платформе.
  6. При установке приспособлений не держать ноги на педали.
  7. Перед началом работы проверьте правильность установки приспособлений (хорошо ли держит регулировочный винт лапку, проходит ли игла в игольное отверстие).
  8. Не приводить швейную машину в движение без ткани и с опущенной лапкой.
  9. Перед работой проверить ткань на наличие в ней булавой и иголок.
  10. Сидеть за швейной машиной прямо, не наклоняться близко к движущимся частям машины.
  11. Во время работы не отвлекаться.
  12. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
  13. Следить за положением рук, ног, корпуса.
  14. После работы  привести швейную машину в порядок.

Лапка для застрачивания шнура.
                  Применяется при отделке женских и детских изделий. Шнур не должен притачиваться к  материалу. Работающий подгибает материал рукой, направляет шнур (рис.5).

 Рис.5

Лапка для выполнения сборок. Слайд №4

Лапка – сборочник  (рис.3) применяется для отделки женских и детских изделий. Лапка  жесткая и имеет укороченную подошву с горизонтальной прорезью с левой стороны. Лапку можно применять для равномерного присборивания, используемого в качестве отделки изделия, и для одновременного соединения двух слоев ткани с присбориванием нижнего слоя. Материал присборивается в результате того, что задняя часть подошвы сразу за игольным отверстием  срезана, а натяжение ниток сильнее обычного. Край ткани подкладывают под лапку-сборочник, устанавливают рычагом регулятора длину стежка и начинают шить. При длине стежка 4 мм получаются крупные сборки, при длине стежка 2 2,5 мм более мелкие. При работе сборочником получаются равномерные сборки, которые не смещаются и не сбиваются. Сборки не получатся, если на машине очень слабое натяжение ниток. Натяжение должно быть таким, какое требуется для шитья изделий из ситца, сатина, полотна.                                                                                           Рис. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Машиноведение 5 класс. "История создания швейной машины. Строение швейной машины."

История создания швейной машины. Виды приводов. Строение бытовой швейной машины. Строение швейной машины 2 ПМЗ класса. Презентация сделана по материалам учебника "Технология: учебник для учащихся 5 кл...

Машиноведение 6 класс "Регуляторы швейных машин. Неполадки в работе швейных машин. Дефекты строчки.Чистка и уход за машиной.

Презентация по теме машиноведение 6 класс. Презентация в сокращенном виде, возможно дополнение материала темой "Приспособления к швейным машинам"....

Инструкция по охране труда для учащихся при работе на швейной машине.

Инструкция по охране труда для учащихся при работе на швейной машине. 1.Общие требования безопасности 1.1.К выполнению работ на швейной машине под руководством учителя допускаются учащи...

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины Техника безопасности при выполнении машинных работ.

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины. Техника безопасности при выполнении машинных работ.Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Класс...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Конспект открытого урока "Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе" 5 класс

Урок технологии в 5 классе на тему : Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе. Урок открытия новых знаний...